Решение задач по теме Закон Кулона, напряженность, принцип суперпозиции полей


Тема: Решение задач по теме Закон Кулона, напряженность,принцип суперпозиции полей».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Цель: расширить и углубить знания учащихся по теме: «Закон Кулона, напряженность электрического поля, принцип суперпозиции полей».»Задачи урока:
- закрепить ранее изученный материал и рассмотреть его практическое применение
-развитие умения учащихся осуществлять процесс поиска ответов к заданиям, используя у них теоретические знания;
-вырабатывать умение быстро мыслить и кратко излагать свои мысли;
способствовать развитию интеллектуальных способностей, стимулировать самостоятельность творческого мышления;
-повысить интерес к предмету и вызвать у ребят желание более глубоко изучать предмет,
- формирование научного мировоззрения, интереса к предмету через содержание учебного материала
- воспитание умения работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи
Форма проведения урока: групповая
Технология:  проблемно-развивающее обучение
Оборудование урока, наглядные пособия: компьютер, интерактивная доска, карточки для самостоятельной работы, опорные конспекты.
Ход урока:
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку
Слово учителя: Как известно, знание – сила; вряд ли человек, не имеющий никакого багажа знаний, сможет открыть что-то новое для человечества, да и не только для человечества, а просто для себя. А каков багаж знаний у вас по теме, которую сегодня мы завершаем, проверим. В этом и будет главная цель нашего урока.
II. Этап обобщения и систематизации изученного.
I.Актуализация знаний.1 Работа с классом. Фронтальный опрос.
Процесс сообщения телу электрического заряда называется …
С помощью какого прибора можно определить, что тело заряжено?
Как называется частица, имеющая наименьший отрицательный заряд?
Как называется частица, не имеющая заряда?
Какие виды зарядов существуют в природе?
Как взаимодействуют одноименные и разноименные электрические заряды?
Назовите свойства электрического заряда.
Сформулируйте и запишите закон сохранения электрического заряда.
Как формулируют и записывают закон Кулона для взаимодействия зарядов.
Чему равен коэффициент пропорциональности в законе Кулона?
Чему равна электрическая постоянная?
Каково значение заряда и массы электрона?
Чем создаётся электрическое поле?
Чем характеризуется эл. поле
Что называется напряженностью эл поля.
Напряженность поля равна 3Н/Кл. что это значит?
Какое поле наз. однородным?
Тело имеющее отрицательный заряд -5е, приобрело 4е. Каким стал его заряд?
Каково практическое применение электризации в производстве, быту?
Какова роль статического электричества в производстве, в быту? Как бороться с электризацией?
2. На обычной доске в это время выполняется домашняя задача, с последующей проверкой через компьютер

3. Работа с таблицей. ( на доске)
Физическая величина Обозначение
Единица измерения
1. Электрический заряд qКл
2. Диэлектрическая проницаемость ε -
3. Напряженность E Н/кл, В/м
4. Сила F Н
4. Подготовка к ЕГЭ: Учащиеся, которые предполагают сдавать ЕГЭ по физике (5 человек) выполняют задание на соответствие
III Решение качественных задач:
1).Сравните напряженность поля в точках А,В,С

2) По графику определите у какого поля напряженность больше?

ФИЗМИНУТКА
IV Самостоятельная тестовая работа
Вариант 1
1. Капля, имеющая положительный заряд +е, при освещении потеряла один электрон. Каким стал заряд капли?
А. 0. Б.-2е. В. +2е. Г. Среди ответов А-В нет правильного.
2. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точечных зарядов, если расстояние между ними увеличить в 2 раза?
А. Увеличится в 2 раза. Б. Уменьшится в 2 раза. В. Увеличится в 4 раза. Г. Уменьшится в 4 раза.
3. Сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами равна F. Чему станет равна сила взаимодействия между телами, если каждый заряд на телах увеличить в 3 раза?
А. Увеличится в 3 раза. Б. Уменьшится в 3 раза. В. Увеличится в 9 раз. Г. Уменьшится в 9 раз.
4. Незаряженное металлическое тело внесено в электрическое поле положительного заряда, а затем разделено на части 1 и 2. Какими электрическими зарядами будут обладать части тела 1 и 2 после разделения?
А. 1 — положительным, 2 — отрицательным. Б. 1 — отрицательным, 2 — положительным.5311775-213360В. 1 и 2 останутся нейтральными. Г. Ответ неоднозначен.
5. Как направлена кулоновская сила F, действующая на положительный точечный заряд, помещенный в центр квадрата, в углах которого находятся заряды: +q, +q,-q,-q?
-83185-3028956. Как изменится модуль силы взаимодействия двух одинаковых металлических шаров, имеющих заряды +q1, и +q2, если шары привести в соприкосновение и раздвинуть на прежнее расстояние?
А. Не изменится. Б. Увеличится.
В. Уменьшится. Г. Ответ неоднозначен.
Вариант 2
1. Капля, имеющая отрицательный заряд (-е), при освещении потеряла один электрон. Каким стал заряд капли?
А. 0. Б.-2е. В. +2е. Г. Среди ответов А-В нет правильного.
2. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точечных зарядов, если расстояние между ними уменьшить в 2 раза?
А. Увеличится в 2 раза. Б. Уменьшится в 2 раза. В. Увеличится в 4 раза. Г. Уменьшится в 4 раза.
3. Сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами равна F. Как изменится сила взаимодействия между телами, если каждый заряд на телах уменьшить в 3 раза?
А. Увеличится в 3 раза. Б. Уменьшится в 3 раза. В. Увеличится в 9 раз. Г. Уменьшится в 9 раз.
4.5311775-59055Незаряженное металлическое тело внесено в электрическое поле отрицательного заряда, а затем разделено на части 1 и 2. Какими электрическими зарядами будут обладать части тела 1 и 2 после разделения?
А. 1 — положительным, 2 — отрицательным. Б. 1 — отрицательным, 2 — положительным.В. 1 и 2 останутся нейтральными Г. Ответ неоднозначен.
5. Как направлена кулоновская сила F, действующая на отрицательный точечный заряд, помещенный в центр квадрата, в углах которого находятся заряды: +q, +q,-q -q?
6. Как изменится модуль силы взаимодействия двух одинаковых металлических шаров, имеющих заряды +q1, и -q2,, если шары привести в соприкосновение и раздвинуть на прежнее расстояние?
А. Не изменится. Б. Увеличится. В. Уменьшится. Г. Ответ неоднозначен.
Самоконтроль

V. Решение задач
Задача №1. На расстоянии 3 см от заряда 4 нКл, находящегося в жидком диэлектрике, напряженность поля равна 20 кВ/м. Какова диэлектрическая проницаемость диэлектрика?
Задача №2. Напряжение между двумя горизонтально расположенными пластинами 600 В. В поле этих пластин висит заряженная пылинка массой 3*10-8 г. Расстояние между пластинами равно 10 см. Найти заряд пылинки.
Задача №3.


VI. Итоги урока.
VII. Домашнее задание: читать краткие итоги главы 14(стр 287), решить 857, 881, для выбравших сдавать физику-
Человек не может изменить законы природы: эти попытки обречены на неудачу. Но он может познать их, а затем использовать себе во благо или учитывать в своей повседневной жизни и принимать рекомендуемые наукой меры, помогающие избежать бед.