Рабочая программа по внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство» ФГОС (6 класс)


Лабинский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа №26 станицы Ереминской
муниципального образования Лабинский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 29.08.2016 года
Председатель педсовета
_____________ Л.Н. Шелест
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Декоративно-прикладное искусство»
(кружок)
Уровень образования (класс) 6 класс
Возраст учащихся 11-13 лет
Количество часов: всего 68
Учитель __Пилюгин Денис Олегович____
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, на основе авторской программы Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества/ Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2007.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
По окончании первого года обучения учащиеся должны
Знать:
Понятие культура, традиционная народная / этническая культура и её состав;
Понятие традиция, традиционная культура;
виды вышивок, назначение вышитых изделий, виды орнаментов, применяемых в вышивке;
особенности технических приёмов вышивки, используемых мастером;
правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
виды мережек в вышивке;
цветовую гамму вышивки Кубанского казачества;
технику выполнения художественной глади в вышивке;
природные материалы, используемые в плетении;
основные свойства и способ подготовки материала — соломка;
приём плетения «полоска» из соломки;
виды кружев России, Кубани
Уметь:
Рисовать и фотографировать этнографические объекты;
выполнить образец вышивки швами «вперёд иголку», «стебельчатый», «тамбурный»;
выполнить мережки «кисточка», «колышек», «раскол»;
выполнить вышивку салфетки с использованием эскиза орнамента, предоставленного педагогом (цветочная композиция);
выполнить изделие (салфетку, платочек) в технике «художественная гладь»;
подготовить материал — соломку к плетению;
выполнить приём плетения соломкой «полоска»;
вывязывать различные петли: набор воздушных петель, полу- столбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с накидом.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
•Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
•Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
•Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
2. Содержание учебного предмета, курса.
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с народной вышивкой Кубани. (6 часов)
Роль и функции вышивки в жизни восточнославянского населения Кубани.
Виды вышивок.
Истории вышивки крестом.
Практическая работа №1:Вышивка крестом на Кубани.
Практическая работа №2 Цветовая гамма вышивки
Экскурсия в музей: знакомство с образцами изделий местного населения Кубани.
Тема 2. Выполнение счётных швов (крест)(6 часов)
Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Применение специальных нитей для вышивания
Практическая работа №3 освоение навыков в вышивке крестом по счёту нитей с горизонтальными стежками на изнанке.
Практическая работа № 4 Выполнение несложного геометрического орнамента в полосе с образца.
Практическая работа №5 Освоение навыков в вышивании;
Практическая работа №6 Выполнение несложного орнамента в полосе с применением швов.
Тема 3. Выполнение рушника с несложным орнаментом в технике «крест» (красно-чёрная цветовая гамма); обработка края рушника мережкой(8 часов)
Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Исправность инструментов: ножниц (игл, пялец).
Практическая работа:№ 7 Составление на миллиметровой бумаге орнамента вышивки для рушника на основе зарисовок старинных образцов, сделанных в музее или в полевых исследованиях.
Практическая работа № 8Подготовка ткани для рушника, обработка края мережкой.
Практическая работа № 9 Вышивка орнамента.
Практическая работа № 10 Дальнейшая обработка: стирка, крахмаление.
Практическая работа № 11 Технология выполнения простых мережек: «кисточка», «колышек», «враскол».
Практическая работа № 12 Применение однотонных тканей и нитей в работе над мережками.
Тема 4. Плетение из природных материалов на Кубани. Народные мастера. Основные приёмы плетения из листьев початков кукурузы(10 часа)
Техника безопасности при работе с острыми инструментами (ножницы).
Подготовка материала к работе (отбор листьев по тону, нарезка полос, увлажнение).
Знакомство с основными приёмами плетения из листьев початков кукурузы, назначением предметов.
Освоение приёма плетения петли из листьев початков кукурузы (по методу народного мастера Леваднего Анатолия Андреевича).
Практическая работа № 13 Подготовка материала и инструмента. Основные способы плетения
Практическая работа № 14 Выполнение плетения по часовой стрелке;
Практическая работа № 15 Изготовление небольшой круглой подставки
Практическая работа № 16 Плетение из листьев початков кукурузы «Кукла»
Практическая работа №17 Плетение из листьев початков кукурузы «Бантик»
Практическая работа №18 Изготовления цветов из початков кукурузы
Тема 5. Выполнение изделия из листьев початков кукурузы — хлебница (овальной формы)(8 часов)
Техники плетения по кругу, рядами.
Подготовка эскиза хлебница (овальной формы).
Практическая работа № 19 Подготовка материала к работе (замачивание в воде, деление на полоски)
Практическая работа № 20 Плетение круглого дна хлебницы — шесть-восемь рядков
Практическая работа № 21 Изготовление изделия;
Практическая работа № 22 Фигурная отделка
Практическая работа № 23 Плетение борта из двух-трёх рядков
Практическая работа № 24 Закрепление приёмов плетения из листьев початков кукурузы
Тема 6. Кубанское кружево; орнаменты кубанского кружева; закрепление приёмов плетения кружева крючком(10 часов)
Виды кружева.
Применение кружева в интерьера
Технике исполнения кружево
Изготовление прошвы для рушника (настольника) по схемам образцов музейных экспонатов
Практическая работа № 25 Кружево, выполнение спицами (салфетки)
Практическая работа № 26 Кружево, выполнение челноком (филеино-гипюрное)
Практическая работа № 27 Кружево, выполнение иглою (отделка воротников, платочков, косынок)
Практическая работа № 28 Украшение наволочек
Практическая работа № 29 Ленточное кружево крючком
Практическая работа № 30 Закрепление приемов плетения кружева крючком
Тема 7. Выполнение несложного кружева для рушника (настольника) (8 часов)
Техника безопасности при работе с электрическими и острыми предметами.
Что такое рушник и его роль в жизни славян
Практическая работа № 31 Пошив кружева для рушника из натуральных тканей
Практическая работа № 32 Украшение вышивкой
Практическая работа № 33 Украшение мережками
Практическая работа № 34 Доработка изделий
Практическая работа № 35 Изготовление несложного кружева для рушника (настольника)
Практическая работа № 36 Заключительный этап работы — утюжка, крахмаление.
Тема 8. Анализ выполненных работ. Выставка работ(4 часа)
Обсуждение работ учащихся и отбор лучших для экспозиции.
Подведение итогов работы за год
Практическая работа № 37 Оформление работ.
Практическая работа № 38 Анализ выполненных работ.
Тема 9. Полевые исследования (8 часов)
Современные ремёсла на Кубани
Культура казачества на Кубани
Практическая работа № 39 Прочие ремесла на Кубани
Практическая работа № 40 Народный текстиль восточнославянского населения Кубани
Практическая работа № 41 Зарисовки, фотографирование учащимися изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа № 42 Освоение технологии изготовления изделий
Практическая работа № 43 Применения изделий в быту.
Интервьюирование, опрос местного населения, по бытовавшим ранее, и по существующим сейчас ремёслам (народной вышивке, костюму, керамике, в том числе и народной игрушке, кружевоплетению, ткачеству, народной резьбе по дереву, плетению из природных материалов, росписи, ковани и др.), 3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

п/п Наименования разделов, блоков, тем Всего
часов Количество часов учебных занятий УУД
теорети
ческиепракти
ческиевыездные
(индивид.) 1 Вводное занятие. Знакомство с народной вышивкой Кубани 6 3
2 1 Личностные:воспитание патриотизма, любви к Родине
Метапредметные:-планировка процесса познавательно-трудовой деятельности с опорой на алгоритмы
Предметные: усвоение сведений о своеобразие истории, культуры, природы родного края
2 Выполнение счётных швов (крест) 6 2 4 Личностные: умение применять полученные знания в собственной деятельности
Метапредметные: осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
Предметные: умение наблюдать, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества
3 Выполнение рушника с несложным орнаментом в технике «крест» (красно-чёрная цветовая гамма); обработка края рушника мережкой 8 2 6 Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и старшими в процессе учебной деятельности.
Метапредметные: соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда
Предметные: умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности;
4 Плетение из природных материалов на Кубани. Народные мастера. Основные приёмы плетения из листьев початков кукурузы 10 4 6 Личностные: навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни;
Метапредметные: объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива
Предметные: понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона
5 Выполнение изделия из листьев початков кукурузы — хлебница (овальной формы) 8 2 6 Личностные:развитие трудолюбия, и ответственности за качество своей деятельности
Метапредметные: мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность
Предметные:умениеобсуждать коллективные результаты деятельности;
6 Кубанское кружево; орнаменты кубанского кружева; закрепление приёмов плетения кружева крючком 10 4 6 Личностные: воспитание эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка
Метапредметные: оценивание
эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам
Предметные: ,сформированность представлений о культуре и быте своего региона
7 Выполнение несложного кружева для рушника (настольника) 8 2 6 Личностные: развитие трудолюбия, и ответственности за качество своей деятельности
Метапредметные: соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда
Предметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей
8 Анализ выполненных работ. Выставка работ 4 2 2 Личностные:проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности
Метапредметные: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками
Предметные: понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества
9 Полевые исследования 8 2 5 1 Личностные: , нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
эмоционально-ценностное отношение Метапредметные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Предметные: формирование и
развитие экологическогомышления, умение применять
его на практике.
Итого часов 68 21 45 2 Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
совета учителей ______________М.С. Дорохова
от «29» августа 2016 г., № 1
подпись руководителя_______________ «____»______________2016 г.