Программа классных часов 1-4 класс внеурочная дея-ть



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 39
Невского района Санкт-Петербурга


ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА

Педсовет ГБОУ№ 39
Директор ГБОУ № 39

Протокол №1_ от 30.08.2016 года
Л.Н. Щепихина


Приказ №_90__ от_31.08.2016 года



ПРОГРАММА
Классных часов
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
1 час в неделю, 33 часов год для 1 классов
1 час в неделю 34 часа в год 2-4 классы
Направление: духовно нравственное направление






Составитель:
Учитель начальных классов:
Банакава А.А.


2016-2017


Пояснительная записка.

Ничто еще не потеряно, даже когда с человеческой
точки зрения дело кажется проигранным или безнадежным;
все потеряно лишь тогда, когда Душа отказывается от усилий.

Шри Ауробиндо
Актуальность работы по данному направлению.

Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам

Младший школьный возраст оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций.
Система классных часов даёт возможность активно использовать имеющийся у детей личный опыт, способствует появлению новых занятий и интересов, позволяет учащимся активно действовать и высказывать своё мнение, дискутировать с одноклассниками на различные темы, позволяет накапливать опыт совместной внеклассной работы.

Цель программы.
Создать условия для формирования и развития ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе.

Задачи программы.
1. Приобщение к ведущим духовным ценностям своего народа, воспитание гражданственности.
2. Обобщение моральных норм и правил поведения в обществе.
3. Поощрение инициативы и творческой деятельности.
4. Формирование объективной , адекватной самооценки.
5. Содействие выполнению правил здорового и безопасного образа жизни.
6. Развитие самосознания и самовоспитания.
7. Гармонизация отношений в коллективе класса, формирование общественного мнения.
8. Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде.

Ожидаемые результаты.
1. Приобретение социальных знаний.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
3. Получение опыта самостоятельного общественного действия.
4. Повышение культурного уровня.
Формы и содержание работы.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Данная программа представляет возможность включить учащихся практически во все виды вне учебной деятельности (в игровую и познавательную деятельность, в проблемно – ценностное общение, в досугово – развлекательную деятельность, в творческую деятельность, в социально – значимую и оздоровительную деятельность).
Материалы для проведения классных часов подбираются по следующим направлениям: семья, дружба, здоровье, права и обязанности, познай себя, этикет, праздники, культура и искусство, профессии, природа.
Особенности форм работы.
Программа предполагает использование различных форм воспитательного воздействия:
- викторины, конкурсы;
- анкетирование;
- беседы, дискуссии;
- игры по станциям, ролевые игры;
- праздники;
- выставки;
- презентации;
- изготовление газет и журналов;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии (очные и заочные);
- КТД,
- тренинги,
- инсценирование.

Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 4 года (1-4 класс). 34 занятий в год (1 раз в неделю).
Продолжительность занятия зависит от возраста детей.
Педагогические принципы и подходы.
1. Учёт возрастных особенностей детей, соблюдение принципа преемственности.
2. Соответствие воспитания жизни.
3. Активное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: семьи, школы, ребёнка и т.д.
4. Принцип общественной направленности.
5. Принцип взаимодействия личности и коллектива.
6. Принцип культура сообразности воспитания.
7. Побуждение детей к активной самостоятельной деятельности.
8. Принцип диалогичности социального воспитания.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения
в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
- Использовать в речи слова вежливости.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
- Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,
дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,
опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.











Тематическое планирование.
1 год обучения (34 занятия)

Тема
Форма проведения
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту


1 четверть 9 часов

1
День знаний
беседа
1
1.09


2
Наш класс. Выбор актива. Ваши впечатления
беседа, видеофильм
1
8.09


3
«Пожарная безопасность в школе»
игра
1
15.09


4
В гостях у Светофора

ролевые игры
1
22.09


5
Ты ученик.

беседа
1
29.09


6
Азбука вежливости. Игра

изготовление коллажа
1
6.10


7
Подарок ДРУГУ. Сплочение коллектива
рисунки
1
13.10


8
«Безопасность во время каникул»
презентация
1
20.10


9
Что значит быть настоящим гражданином.
беседа
1
27.10



2 четверть – 8 часов

10
Доброе слово – что ясный день
КТД
1



11
Опасности зимой
презентация
1



12
Мой сосед по парте
беседа
1



13
«Урок Доброты»
викторина
1



14
«Путешествие в страну Здоровье» - урок-игра
КТД
1



15
«Праздничный фейерверк – как это опасно!» - урок безопасности
беседа
1



16
«Что значит быть культурным?»
анкетирование
1



17
«Без друга в жизни туго» -
тренинг.
1




3 четверть – 9 часов

18
«Кто хочет на загадки находить отгадки?»
викторина
1



19
«Место героизму есть и в наши дни» - классный час
Беседа (чтение и обсуждение историй).
1



20
«Моя семья – моя гордость» - урок-конкурс
праздник
1



21
«Мой край родной»
экологический урок
1



22
«Я и общество»
анкетирование
1



23
«Сочиним стишок для мамы» - урок-поэзии
конкурс чтецов
1



24
«Все профессии нужны, все профессии важны» - устный журнал
беседа-игра
1



25
«В стране мульти-пульти» - интернет-урок
праздник
1



26
«О любимой книжке расскажет нам мальчишка»
викторина
1




4 четверть 7 часов

27
«Словесные головоломки» урок-игра
праздник
1



28
«День космонавтики» - устный журнал
презентация
1



29
Встреча с инспектором ГИБДД по правилам дорожного движения
беседа
1



30
«Страницы истории» -
беседа-игра
1



31
«Они сражались за Родину» - устный журнал
презентация
1



32
«Личная безопасность»
беседа
1



33
«Ура лето»
викторина
1














2 год обучения (34 занятия)

Тема
Форма
УУД

1
Урок безопасности:
Безопасные подходы к школе, правила безопасного перехода улиц и дорог.
беседа
Самоопределение, смыслообразование.

2
А нужны ли правила?
ролевые игры
Понимание значимости позитивного стиля общения.

3
Мы - граждане России.
беседа
Постановка вопросов.

4
Славная осень!
праздник
Развитие эстетических чувств.

5
Учимся общаться.
беседа
Смыслообразование.

6
Зависть. Что это такое и как с ней бороться?
Анкетирование, ролевые игры.
Смыслообразование, разрешение конфликтов.

7
Поведение в общественных местах.
Ролевые игры
Нравственно-этическая ориентация

8
Хлеб всему голова.
беседа
Нравственно-этическая ориентация

9
Что значит быть настоящим гражданином.
беседа
Нравственно-этическая ориентация

10
Ты и твои друзья.
КТД
Умение работать в группе.

11
Мой дом.
презентация
Поиск и выделение необходимой информации.

12
Всемирный день памяти жертв ДТП.
Беседа
Нравственно-этическая ориентация

13
Умение вежливо слушать.
тренинг
Нравственно-этическая ориентация

14
Украшение класса.
КТД
Умение работать в группе.

15
Новогодний утренник.
праздник
Развитие эстетических чувств.

16
Место героизму есть и в наши дни
Беседа
Нравственно-этическая ориентация

17
Мой край родной
экскурсия


18
Как можно всё успеть?
беседа-игра
Целеполагание, планирование, прогнозирование.

19
По страницам любимых книг.
игра по станциям
Развитие самостоятельности и личной ответственности.

20
Как вести себя в гостях.
ролевые игры
Понимание значимости позитивного стиля общения.

21
Мы - грамотные пассажиры.
тренинг
Нравственно-этическая ориентация

22
Как правильно питаться?
беседа
Самоопределение, смыслобразование.

23
Деревенские посиделки.
инсценирование
Развитие эстетических чувств.

24
Мужские профессии.
презентация
Поиск и выделение необходимой информации.

25
Женские профессии.
презентация
Поиск и выделение необходимой информации.

26
Моя любимая книжка
презентация
Поиск и выделение необходимой информации, развитие эстетических чувств.

27
Мое хобби
презентация
Поиск и выделение необходимой информации.

28
Уход за зубами.
Беседа, тренинг.
Постановка и формулирование проблемы.

29
Мои спортивные увлечения.
презентация
Поиск и выделение необходимой информации.

30
Опасности в лесу и парке.
беседа
Самоопределение, смыслобразование.

31
День Победы.
КТД
Умение работать в группе.

32
Что такое закаливание?
беседа
Поиск и выделение необходимой информации.

33
Личная безопасность
беседа
Поиск и выделение необходимой информации.

34
Наши достижения
презентация
Самоопределение.















3 год обучения (34 занятия)

Тема
Форма
УУД

1
Урок безопасности:
Мы - пешеходы.
викторина
Нравственно-этическая ориентация

2
Где взять витамины?
беседа
Смыслобразование.

3
О правилах дорожного движения.
викторина