Рабочая программа по математике для учащихся специальной(коррекционной) школы VIII вида


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
города Вятские Поляны Кировской области

Рассмотрено
Утверждено

на заседании кафедры
коррекционного обучения
«___»____________ 20__ г.
на педагогическом совете


«___»____________ 20__ г.






Рабочая учебная программа
по математике
для учащихся 7 класса










Автор – составитель
Г.Н.Гайнуллина,
учитель математики





г.Вятские Поляны
2015
Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по математике для учащихся 7 класса разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» для 5-9 классов, сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Владос», 2011г., допущенной Министерством образования и науки РФ и соответствует базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии утвержденного приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065- п

Изучение математики направлено на достижение следующей цели:
создать условия для овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии.
Задачи:
овладение учащимися доступными количественными, пространственными и временными геометрическими представлениями, которые помогут в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
развивать речь учащихся, обогащая её математической терминологией.

Данная рабочая учебная программа по математике задает перечень разделов, которые подлежат обязательному изучению в 7 классе
Сложение и вычитание устно
Сложение и вычитание , умножение и деление
Сложение и вычитание, умножение и деление чисел, полученных при измерении письменно.
Обыкновенные дроби
Десятичные дроби.
Простые и составные арифметические задачи
Геометрический материал.
Повторение

В рабочей программе разделы основного содержания математического образования структурированы по темам в соответствии с содержанием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» для 5-9 классов, сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой, Москва «ВЛАДОС», 2011г., допущенной Министерством образования и науки РФ.
Программный материал спланирован на основе учебного материала учебника «Математика» для 7 класса Т.В.Алышева ,М.: «Просвещение», 2010г., допущенного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Изучение геометрического материала на уроках математики продолжается и в 7 классе. Для этого выделяется один урок в неделю.
Данная рабочая учебная программа по математике для учащихся 7 класса рассчитана в соответствии с базисным планом на 5 часов в неделю, с годовым календарным графиком образовательного учреждения
5ч. х 34 = 170 ч, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ, в течение года проводится промежуточная аттестация: вводная, промежуточная и итоговая.


Количество часов в рабочей программе могут корректироваться и изменяться по субъективным и объективным причинам (актированные дни и карантин).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки . Требования структурированы по уровням обученности по В.В.Воронковой , которые должны достигать все учащиеся, окончившие 7 класс.
Третий уровень рассчитан на учащихся, способных к освоению разделов программы.
Четвертый уровень предназначен для детей со сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней, определяются требования к дифференцированному и индивидуальному под-ходу в обучении.
Требованиях к уровню подготовки
Должны знать:
3 уровень
4 уровень

числовой ряд в пределах 1 000 000;
алгоритмы арифметических действий с многозначными числами; числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
элементы десятичной дроби ;
преобразования десятичных дробей;
место десятичных дробей в нумерационной таблице;
симметричные предметы, геометрические фигуры;
виды четырёхугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приёмы построения.

числовой ряд в пределах 1 000 000;
алгоритмы арифметических действий с многозначными числами; числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
элементы десятичной дроби ;
преобразования десятичных дробей;
место десятичных дробей в нумерационной таблице;
симметричные предметы, геометрические фигуры;
виды четырёхугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приёмы построения.


Должны уметь:
3 уровень
4 уровень

умножать и делить числа в пределах 1 000 000 на двузначное число;
читать, записывать десятичные дроби;
складывать и вычитать дроби с разными знаменателями ( обыкновенные и десятичные );
записывать числа, полученные при измерении мерами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей;
выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;
решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;
решать составные задачи в три- четыре арифметических действия;
находить ось симметрии плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии
умножать и делить на однозначное число в пределах 10 000 с проверкой письменно;
легкие случаи преобразования дробей;










Содержание учебной программы

Сложение и вычитание устно-10 ч
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 000 устно (лёгкие случаи). Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне в пределах 1 000 000.
Основная цель:
создать условия для формирования умения считать до 1 000 000, обозначать числа от 1000 до1 000 000 цифрами; определения количества разрядных единиц
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:
читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000000;
записывать числа по порядку от 1000 до1000000;
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для решения текстовых задач

Сложение и вычитание , умножение и деление письменно-43 ч
Сложение и вычитание письменно, умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком чисел в пределах 1 000 000. Проверка арифметических действий. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора.
Основная цель:
создать условия для формирования алгоритма письменного умножения и деления; письменного сложения и вычитания многозначных чисел ;
продолжить формировать умение работать с калькулятором.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Знать:
алгоритмы арифметических действий с многозначными числами;
Уметь:
умножать и делить на однозначное, двузначное число;
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: решения текстовых задач.

Сложение и вычитание, умножение и деление чисел, полученных при измерении письменно-25ч
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени письменно. Умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, письменно.
Основная цель:
создать условия для формирования алгоритма сложения и вычитания чисел, умножения и деления полученных при измерении двумя единицами измерения, преобразования чисел.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Знать:
алгоритмы арифметических действий с числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
Уметь:
записывать числа, полученные при измерении мерами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей;
выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: решения практических задач на уроках СБО, трудового обучения

Обыкновенные дроби-17 ч
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Основная цель:
создать условия для формирования алгоритма сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:
Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: решения практических задач на уроках СБО, трудового обучения

Десятичные дроби-23 ч
Запись без знаменателя, чтение, запись под диктовку. Сравнение десятичных долей и дробей. Преобразования: выражение дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях. Место десятичных дробей в нумерационной таблице. Запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы в виде десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
Основная цель:
создать условия для формирования умения сравнивать десятичные дроби, алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, образования десятичных дробей; местом в нумерационной таблице;
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Знать:
элементы десятичной дроби ;
место десятичных дробей в нумерационной таблице;
Уметь:
записывать, читать и писать под диктовку;
выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: выполнения практических работ на уроках СБО и трудового обучения

Простые и составные арифметические задачи-15 ч
Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и конца события; нахождение десятичной дроби от числа. Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на движение в одном и противоположном направлениях двух тел, составные задачи, решаемые в 3-4 арифметических действия.
Основная цель:
создать условия для усвоения математических понятий, отношений, закономерностей, алгоритма решения задач.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:
решать простые задачи на определение продолжительности, начала и конца события; нахождение десятичной дроби от числа;
решать составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на движение.
решать составные задачи в 3-4 действия
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: социализации и адаптации в обществе

Геометрический материал.-34 ч.
Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма (ромба). Построение параллелограмма (ромба).
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры, ось симметрии. Предметы, геометрические фигуры симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии, построение геометрических фигур относительно оси и центра симметрии.
Основная цель:
создать условия для привития навыка построения параллелограмма и определения периметра;
дать понятие симметрии.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Знать:
симметричные предметы, геометрические фигуры;
виды четырёхугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приёмы построения.
Уметь:
находить ось симметрии плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: построения симметричных фигур, нахождения симметрии в живой и неживой природе.

Повторение – 3ч
Основная цель
создать условия для закрепления ранее изученного материала
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Уметь:
Уметь применять полученные знания ;
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для социализации и адаптации в обществе
Календарно-тематическое планирование


п/п
название раздела, темы урока

кол-во часов
тип урока


форма
слов. работа
информац. содержание
дата







по плану
фактически


Сложение и вычитание устно
(с.3-20;25-28)
10






1-4
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 000 (лёгкие случаи) устно
4
комбинированный, урок
миллион
разряды
таблица разрядов, учебник



5-7
Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне в пределах 1000 000
3
комбинированный, урок

Таблица разрядов учебник



8
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 000(лёгкие случаи)
1
комбинированный, урок

таблица разрядов учебник



9-10
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 000 (лёгкие случаи) устно Самостоятельная работа.
2
комбинированный
контроля и проверки, урок

таблица разрядов учебник




Сложение и вычитание, умножение и деление письменно

43






11
Сложение чисел в пределах
1 000 000
письменно
(с.33-43)
1
сообщения новых знаний, урок

таблица с алгоритмом сложения учебник



12
Вычитание чисел в пределах
1 000 000 письменно
1
сообщения новых знаний, урок

таблица с алгоритмом вычитания учебник



13-14
Сложение и вычитание чисел в пределах
1 000 000 письменно

2
комбинированный, урок

таблица с алгоритмом сложения и
вычитания учебник



15
Умножение на однозначное число в пределах 1 000 000 письменно
1
комбинированный, урок

таблица с алгоритмом умножения учебник



16
Деление на однозначное число пределах 1 000 000
письменно
1
комбинированный, урок

таблица с алгоритмом деления учебник



17
Умножение и деление на однозначное число в пределах
1 000 000 письменно.
1
комбинированный, урок

таблица с алгоритмом умножения и деления учебник



18
Контрольная работа по теме: « Сложение и вычитание, умножение и деление на однозначное число письменно»
1
контроля и проверки, урок

карточки



19
Работа над ошибками по теме: «Сложение и вычитание, умножение и деление на однозначное число письменно»
1
обобщения и систематизации, урок





20-21
Умножение и деление на круглые десятки в пределах 1 000 000 письменно (с.76-82)
2
комбинированный, урок
круглые десятки
таблица с алгоритмом умножения и деления учебник



22
Умножение и деление на круглые десятки в пределах 1 000 000 письменно. Самостоятельная работа.

1
обобщения и систематизации, урок

таблица с алгоритмом умножения и деления учебник



23-27
Умножение и деление на круглые десятки в пределах 1 000 000 письменно
(с.118-131)
5
обобщения и систематизации, урок

таблица с алгоритмом умножения и деления



28
Умножение и деление на круглые десятки в пределах 1 000 000 письменно. Самостоятельная работа.
1
обобщения и систематизации, урок

таблица с алгоритмом умножения и деления учебник



29-34
Умножение на двузначное число в пределах1 000 000 письменно
(с.151-160)
6
комбинированный, урок
двузначное число
таблица с алгоритмом умножения



35-38
Деление с остатком чисел в пределах 1 000 000 письменно.
(с.66-68)
4
комбинированный, урок
остаток
таблица с алгоритмом деления с остатком



39-46
Деление на двузначное число в пределах 1 000 000 письменно
(с.160-172)
8
комбинированный, урок

таблица с алгоритмом деления учебник



47-48
Проверка арифметических действий
2
комбинированный, урок
арифметические действия
проверка
таблица с алгоритмом проверки учебник



49-51
Сложение и вычитание, умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком чисел в пределах 1 000 000
письменно
3
обобщения и систематизации, урок

таблица с алгоритмом сложения, вычитания, умножения деления учебник



52
Контрольная работа теме «Умножение и деление»
1
комбинированный, урок
калькулятор
учебник



53
Работа над ошибками.
Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора
1
обобщения и систематизации, урок
калькулятор
учебник




Сложение и вычитание, умножение и деление чисел, полученных при измерении письменно.

25






54-62
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени письменно
(с.21-24)
9
комбинированный, урок
единицы времени
таблица с алгоритмом сложения и вычитания



63-67
Умножение и деление на однозначное число чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы письменно
5
комбинированный, урок
однозначное число, стоимость, длина, масса.
таблица с алгоритмом умножения и деления учебник



68
Промежуточная аттестация
Контрольная работа
1
контроля и проверки, урок

карточки



69
Работа над ошибками
1
обобщения и систематизации, урок, урок





70-77
Умножение и деление на однозначное число чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы письменно
8
обобщения и систематизации, урок

таблица с алгоритмом умножения и деления учебник



78
Умножение и деление на двузначное число чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы письменно.
Проверочная работа
1
обобщения и систематизации
контроля и проверки обобщения и систематизации, урок

таблица с алгоритмом умножения и деления учебник




Обыкновенные дроби.

17






79-85
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю

7
комбинированный, урок
дроби
правильные неправильные
таблица с образцом записи дробей учебник



86
Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби»
1
контроля и проверки обобщения и систематизации, урок

таблица с алгоритмом приведения к общему знаменателю учебник



87
Работа над ошибками
1
обобщения и систематизации обобщения и систематизации, урок

таблица с алгоритмом приведения к общему знаменателю учебник



88-95
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.
(с.199-203)

8
комбинированный, урок
знаменатели
таблица с алгоритмом сложения и вычитан я учебник




Десятичные дроби
23






96
Десятичные дроби.
(с.204)

1
комбинированный обобщения и систематизации, урок
десятичная дробь
таблицы с образцами десятичных дробей учебник



97
Запись без знаменателя, чтение, запись под диктовку (с.205-206)

1
обобщения и систематизации обобщения и систематизации, урок

учебник



98-99
Место десятичных дробей в нумерационной таблице.
(с.207-209)
2
комбинированный обобщения и систематизации, урок

нумерационная таблица учебник



100-102
Запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы в виде десятичных дробей.
(с.210-214)
3
комбинированный обобщения и систематизации, урок
стоимость, длина, масса
таблица учебник



103
Преобразования: выражение дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях
(с.215-218)
1
комбинированный обобщения и систематизации, урок
доли
таблица с алгоритмом учебник



104
Преобразования: выражение дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях

1
обобщения и систематизации обобщения и систематизации, урок

таблица с алгоритмом учебник



105
Контрольная работа по теме: «Десятичные дроби»
1
контроля и проверки обобщения и систематизации, урок

карточки



106
Работа над ошибками по теме: «Десятичные дроби»
1
обобщения и систематизации, урок





107-111
Сравнение десятичных долей и дробей
(с.219-225)
5
комбинированный, урок

таблица с алгоритмом учебник



112-116
Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми знаменателями.
(с.225-226)
5
комбинированный, урок
знаменатель
таблица с алгоритмом учебник



117
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.»
1
контроля и проверки, урок

карточки



118
Работа над ошибками по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.»
1
обобщения и систематизации, урок






Простые и составные арифметические задачи

15






119-121
Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и конца события;
(с.245-248)
3
комбинированный, урок

образец решения



122
Простые арифметические задачи на нахождение десятичной дроби от числа.
1
комбинированный, урок





123-124
Составные задачи на прямое приведение к единице;
2
комбинированный, урок





125
Составные задачи на движение в одном направлении двух тел.
(с.255-259)
1
комбинированный, урок

схема записи



126
Составные задачи на движение в противоположном направлении двух тел.
1
комбинированный, урок

схема записи



127
Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на движение в одном и противоположном направлениях двух тел.
1
обобщения и систематизации, урок

схема записи



128
Составные арифметические задачи в 3-4 арифметических действия
1
комбинированный, урок





129
Итоговая аттестация. Контрольная работа
1
контроля и проверки, урок





130
Работа над ошибками .
1
обобщения и систематизации, урок





131-133
Составные арифметические задачи в 3-4 арифметических действия
3
комбинированный, урок





134-136
Повторение
3







Геометрический материал.

34






137-142
Параллелограмм, ромб. Свойства элементов.

6
комбинированный, урок





143-144
Высота параллелограмма (ромба).
2
сообщения новых знаний, урок
высота
презентация



145-147
Построение параллелограмма (ромба).

3
сообщения новых знаний, урок

презентация



148
Контрольная работа по теме: «Параллелограмм, ромб»
1
контроля и проверки знаний, урок





149
Работа над ошибками.
1
обобщения и систематизации, урок





150-151
Симметрия.
2
сообщения новых знаний, урок
симметрия
презентация



152-156
Симметричные предметы, геометрические фигуры, ось симметрии.
5
комбинированный, урок
ось
таблица с чертежами, с симметричными фигурами



157-159
Предметы, геометрические фигуры симметрично расположенные относительно оси симметрии
3
комбинированный, урок
центр симметрии
презентация



160-163
Предметы, геометрические фигуры симметрично расположенные относительно центра симметрии
4
комбинированный, урок

таблица с чертежами, с симметричными фигурами



164-170
Построение геометрических фигур относительно оси и центра симметрии
7
комбинированный, урок

таблица с чертежами, с симметричными фигурами




Ресурсное обеспечение
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, под редакцией В.В.Воронковой.М.: «Владос», 2011г.-224с.
В.В.Воронкова, «Олигофренопедагогика». М.: Дрофа, 2009г.
М.Н.Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе».М.: ВЛАДОС, 1999г.-408с.
Ф.Р.Залялетдинова «Математика в коррекционной школе». М.: ВАКО, 2011г.,128с.
Т.В.Алышева «Математика 7 класс».М.: «Просвещение», 2005г
Интернет- ресурсы.
О.А.Бибина «Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005г.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. М., 1992.
Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 27

Ф.Р. Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2007г
С.Е. Степурина «Математика 5-9 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения» Из-во «Учитель» 2009г.
С.Е. Степурина «Математика 5-6 классы. Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия» Волгоград: Учитель 2007г.
Т.Н. Канашевич «Математика» Минск: Современная школа: Кузьма, 2009г.
М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике» Москва: Вако, 2008г
Т.П. Иванова «Математика. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы» Москва: Школьная пресса, 2005 г.
Е.Б. Арутюнян «Математические диктанты для 5-9 классов» Москва: «Просвещение», 1991г.
В.В. Эк «Дидактический материал по математике» Москва 1992г.
О.И. Дмитриева «Поурочное разработки по математике» Москва: Вако 2009г
Я.Ф. Чекмарев «Методика устных вычислений» Москва: «Просвещение» 1970г.
О.А. Бибина «Изучение геометрического материала» Москва: Владос, 2005 г.
М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Москва: «Просвещение» 1996г.
Н.И. Зильберберг «Урок математики. Подготовка и проведение» Москва: «Просвещение» 1996г.









13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141415




і і 15