«Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире»

Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся мире.
Настоящее открытие преподносит человеку
больше, чем он ожидал найти.
Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. Человек - существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому, совершая тот или иной поступок, мы, так или иначе, оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку и опасаясь их осуждения. Ведь общество- это сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.
Процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями, это и есть социализация.
Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, и в чём он сможет достигнуть уровня высокого профессионализма.
Проблема социализации школьников и посей день остается одной из самых актуальных проблем. Современное общество требует от школы воспитания «нового» человека, то есть выпускники должны обладать определенным набором качеств, знаний и навыков. Таким образом, ФГОС предъявляет нам новые требования к результатам усвоения образовательных программ в школе: личностные, предметные и метапредметные. В связи с этим, перед педагогами встает ряд вопросов: «Как учить? Чему учить? Как добиться высоких результатов?».
В своей педагогической деятельности, как учителю русского языка и литературы, мне приходится тоже искать ответы на поставленные вопросы. Начиная свою деятельность учителя, я фактически обучала детей по принципу «слушай, смотри, запоминай и повторяй». Часто в процессе преподавания процессы запоминания преобладали над процессами мышления. Учащиеся, принимая готовый материал, запоминали механически, но в нестандартных ситуациях применить их не могли. Низкая познавательная мотивация, слабая успеваемость заставили задуматься о том, что надо вводить новые способы организации обучения. Таким образом, я определила для себя приоритетом задачу формирования мыслительных способностей, через проблемное обучение, которое реализую в исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.
Более полноценно и продуктивно проведение исследований учащихся во внеурочной деятельности, где работу можно выполнить за больший промежуток времени, ученик получает больше возможности проявить самостоятельность. В своей практике организую исследовательскую работу с учащимися индивидуально, или же малыми группами. Свою работу по организации исследовательской деятельности я стараюсь выстраивать так, чтобы ребята убедились, что не всегда можно наедятся на собственное восприятие.
Несомненно, целью общества должно стать формирование зрелой личности, обладающей такими качествами, как самостоятельность, ответственность, активность, независимость. Эти характеристики присущи чаще всего взрослому человек, однако их фундамент закладывается уже в детстве. Поэтому все усилия педагогов, общества в целом должны быть направлены на формирование обозначенных качеств.
Интернет-ресурсы
http://festival.1september.ru Аверина М.А. Научно-исследовательская деятельность учащихся старших классов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Иванчихин В.Г. Организация научно-исследовательской деятельности школьников.
Список литературы
Бородина Н.Я. Главное в образовании – воспитание.// Воспитание школьников №1-2011. – с.12
Герасименко В.И. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе работы над проектом// Воспитание школьников №4-2010
Лисина К.Л. Воспитательные возможности проектной деятельности школьников// Воспитание школьников №2-2010
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000,  с. 52-55
Савенков А.И. Детская одаренность и проблема жизненной успешности.// Завуч №8-2009
Шик С.В. Проблема становления самопонимания у подростков//Воспитание школьников №8-2010
Шмачилина С.В. Исследовательская культура старшеклассников: формирование и диагностика// Воспитание школьников №1-2010

15