Статья Портфолио педагога как средство самореализации


ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Е. П. Петрик
КГУ СОШ № 12 ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО»
Республика Казахстан
В статье раскрывается понятие «портфолио» в образовательном процессе, даётся ряд рекомендаций по содержанию и структуре портфолио. Актуальность темы – формирование нового подхода к педагогической деятельности, развитие гибкости мышления учителей, позитивного отношения к работе.
Мақалада "портфолионың" ұғымы образовательном үдерісте ашылады, ұсыныстың қатары ша мазмұнға беріледі және портфолионың құрылымының. Тақырыптың өзектілігі - педагогикалық қызметке жаңа тіл табудың құралымы, мұғалімнің ойының майысқақтықының дамуы, жағымды қатынастың жұмысқа.
In the article the concept of "portfolio" opens up in an educational process, the row of recommendations is given on maintenance and to the structure of portfolio. Actuality of theme is forming of the new going near pedagogical activity, development of flexibility of thinking of teachers, positive attitude toward work.
Когда мы слышим слово «потрфолио», у многих педагогов нет четкого представления о данном понятии. «Портфолио педагога». Какой бы знак препинания Вы поставили в конце данного предложения? (Большинство ставят ? или …). Что же такое «портфолио»?
Портфолио (франц.)
Излагать, формулировать, нести.
Лист, страница.
Досье, собрание достижений.
В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документами". Словарь иностранных слов1Современные словари определяют портфолио как полное собрание собственных достижений.
Профессиональное портфолио учителя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.
-Зачем современному учителя портфолио?
- Портфолио учителя – это:
• форма целенаправленной, систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;
• средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования;
• средство самопрезентации и карьерного роста;
• способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя;
• средство мониторинга и индивидуального прогресса;
- С какой целью необходимо собирать материал?
Цель создания портфолио: проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя; портфолио даёт основание для аттестации педагогического работника.
- Какие виды портфолио можно отметить?
Рефлексивный портфолио (видеоматериалы, статьи, эссе).
Папка достижений (грамоты, сертификаты, дипломы).
Проблемно-исследовательский портфолио (рефераты, научные работы, доклады).
Тематический портфолио (создаваемый по определенному проекту, теме, разделу).
Методический портфолио (методические материалы (собственные или заимствованные).Принципов формирования портфолио несколько, это:
объективность информации;
полнота, конкретность предоставленных материалов;
системность;
эстетический компонент.
Чётко обозначенной структуры портфолио нет, но есть ряд рекомендаций по формированию папки документов. План содержания портфолио учителя2:
Раздел 1. «Общие сведения об учителе»
В этом разделе фиксируются:
• фамилия, имя, отчество, год рождения;
• образование;
• трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении;
• повышение квалификации;
• индивидуальный план профессионального развития;
• копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
• награды, грамоты, благодарственные письма;
• дипломы различных конкурсов;
• другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»
• контрольных срезов знаний;
• результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
• участие воспитанников в школьных, районных, городских, региональных и международных олимпиадах, конкурсах.
Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»
В этот раздел входят материалы:
• по теме самообразования;
участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
участия в методических и предметных неделях;
по организации и проведению семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
по проведению научных исследований;
по разработке авторских программ;
по подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.
Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»
В этот раздел входят:
• список творческих, исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися;
список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
• программы кружков и факультативов;
• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии видеозаписи.
Раздел 5. «Работа учителя как классного руководителя»
В этот раздел входят:
• социальный паспорт класса;
• сведения о работе с родителями;
• разработки классных часов и родительских собраний.
Раздел 6. «Рефлексивный блок»
самооценка результатов педагогической деятельности;
отзывы;
перспективный план работы.
Изначально портфолио педагога представляло собой простую папку с материалами. Однако сейчас все большую популярность обретает электронное портфолио учителя. Оно может представлять собой презентацию в виде слайд-шоу, сделанную в Power Point или любой другой подходящей программе, личную страничку учителя на сайте учебного заведения или отдельный сайт.
Почему удобно оформлять портфолио именно в электронном виде? Электронное портфолио учителя занимает гораздо меньше места, нежели увесистая папка с бумагами. В такое портфолио гораздо легче вносить коррективы, если вдруг возникнет такая необходимость. Кроме того, если вам вдруг понадобится кому-то его продемонстрировать, достаточно просто будет отправить этому человеку файл с презентацией или ссылку на сайт.
Алгоритм работы с электронным портфолио 3:
Алгоритм работы с электронным портфолио выглядит так:
1. Регистрация на сайте.
2. Заполнение портфолио. Заполнить электронное портфолио за 1 час – невозможно и нереально. На это уйдет несколько дней кропотливой работы. Рекомендуется заполнять портфолио постепенно, в течение нескольких месяцев.
3. Самооценка. Отнеситесь к процедуре оценки собственных материалов критически – ведь портфолио будут оценивать люди, которые не знают ни вас, ни вашу работу. Просмотрите каждый раздел в отдельности – достаточно ли представлено доказательств для высокой оценки? Пригласите в качестве эксперта своих коллег – они помогут взглянуть на вашу работу со стороны.
Что нужно уметь для составления электронного портфолио?
Работать с текстами.
Вставлять рисунки, фото, схемы и т.д.
Делать гиперссылки на различные документы.
Создавать таблицы в слайде и вставлять готовые таблицы.
Создавать аналитические диаграммы.
Использовать источники Internet.
Лаконично выразить ёмкую мысль.
Не перегружать отдельные слайды, уметь расчленять материал на содержательные и выразительные компоненты.
Помните, что презентация функционально отлична от доклада.
При создании и наполнении электронного портфолио от преподавателя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов (психолого-педагогические требования, программно-технологические и др.).
Портфолио  учителя индивидуально, так как каждый учитель  имеет разные педагогические и профессиональные успехи.
Портфолио педагога служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу профессиональной деятельности, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост.
Список литературы:
Материалы из INTERNET:Словарь иностранных слов lit-info.ru›shop/book…slovar-inostrannyh-slov.htmПлан содержания портфолио учителя.
aplik.ru›konspekty/po-gruppam…portfolio-uchitelia/Алгоритм работы с электронным портфолио
ver-rimc.ucoz.ru›algoritm…ehlektronnym_portfolio