Музыкальная гостиная: «Творчество дошкольников в музыкально — ритмической деятельности»


Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж»
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах
Выпускная квалификационная работа
(Проект)

Выполнила: Мокрушина
Ирина Викторовна
Специальность:050144
Дошкольное образование
4 курса, группа «З»
Форма обучения заочная
Научный руководитель:
к.п.н. Румянцева Н.Н.
РТ г. Чистополь 2015
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………..3
I.План мероприятий по реализации проекта
1.1 Подготовительный этап…………………………………………………………………..13
1.2 Основной этап……………………………………………………………..........................1.5
1.3 Заключительный этап……………………………………………………………………...17
2. Совершенствование уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах…………………………………………………………………………........................20
2.1 Определение уровня развития музыкальных способностей
детей старшей группы в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах (констатирующий этап эксперимента)…….. ………………. ……………………………….20
2.2 Инновационные методы и приемы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста (формирующий этап эксперимента)…………………………………………………………………………………..28
2.3 Результативность исследования по совершенствованию уровняразвития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах (контрольный этап эксперимента) 32
Выводы………………………………………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………………………….44
Список литературы …………………………………………………………. ……………...46
Приложения……………………………………………………………………………………51
Введение
Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к музыкальному искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является эстетическое воспитание. Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность.[2]Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.[4]«Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления». []Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие - мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления. .[4]
Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.[6] Дошкольный период это период накопления музыкальных впечатлений, период интенсивного музыкального восприятия. Нельзя забывать, что особое место в обучении детей и развитии творческих способностей занимает игра на детских музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах– это активная деятельность, направленная на реализацию определенных задач. Она влияет на активность процесса развития движений, музыкальных способностей, творческих проявлений. Вся деятельность ребенка в игре на детских музыкальных инструментах представляет собой активное развитие музыкального творчества, обострено музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением, узнаванием, созданием нового музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре на детских музыкальных инструментах требует определение характера музыки, темпа, различение динамики, фраз частей музыкального произведения. Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр на детских музыкальных инструментах обеспечивается как самую близкую форму деятельности, детям легко объяснить.[5] Эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов и художественные приемы обучения способствуют развитию творческой инициативы ребенка. Деятельность ребенка в процессе музыкальных игр на детских музыкальных инструментах представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции. Это обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкальных образов и выразительных средств музыки, способствует развитию музыкального слуха, внимания, памяти и творческой инициативы ребенка, т. е. накопленопределенных навыков и умений.Особое место в обучении детей и развитии творческих способностей занимает игра на музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах – это активная деятельность, направленная на реализацию определенных задач. Она влияет на активность процесса развития движений, музыкальных способностей, творческих проявлений. Вся деятельность ребенка в игре на музыкальных инструментах представляет собой активное развитие музыкального творчества, потому что в игре обострено музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением, узнаванием, созданием нового музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре на музыкальных инструментах требует определение характера музыки, темпа, различение динамики, фраз частей музыкального произведения.[3] Деятельность ребенка в процессе игры на детских музыкальных инструментах представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции. Это обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкальных образов и выразительных средств музыки, способствует развитию музыкального слуха, внимания, памяти и творческой инициативы ребенка, т. е. накопление определенных навыков и умений.Музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самыхранних этапах. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует эстетический вкус.[8] Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Из сказанного можно сделать вывод о том, что очень важно создавать социально-педагогические условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста через процесс обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах. Основными задачами музыкального воспитания можно считать:[4]
1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
3. Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.[2]
В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному.[6] У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ.[3] Сначала детей знакомят с различными инструментами, называют их, обращают внимание детей на тембровую окраску, объясняют расположение высоких и низких звуков, показывают приемы игры. Постепенно в самостоятельной деятельности дети осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны такие исполнительские качества как: выразительность воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально - ритмических навыков. Игра на детских музыкальных инструментах - прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе ДОУ уделяется большое внимание.[4]Дети в дошкольном возрасте наиболее приспособлены для приобщения их к миру прекрасного - миру искусства. Одним из ярких средств воспитания является музыка. «Музыка посредница между жизнью ума и жизнью чувств», говорил Л. В. Бетховен, то есть музыка является как духовным, так и интеллектуальным видом искусства.[10] Занятия музыкой включают в себя не только приобретение навыка стройного и выразительного пения в хоре, но и знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов различных эпох, изучение ритмики, обучение простейшей игре на музыкальных инструментах, и, конечно же, обобщение изученного и умение пользоваться им в повседневной жизни. А так же восприятие музыки связанно с умственными процессами, влияет на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и собранности, проявления волевых качеств и индивидуальности. С развитием всех этих навыков, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме.[8] В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения. Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является воспитание. Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.[5]В дошкольном возрасте присутствует пение и игра на детских музыкальных инструментах. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии.[5] Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и музыкальных игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Музыка являет собой необходимое условие общего развития ребенка. Детские музыкальные инструменты развивают музыкальный слух, ритмику, музыкальную память, формируют навыки невербального общения, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также зрительные, слуховые и тактильные способности к восприятию.[10] Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.[5] Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н.А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.Игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.[10] Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. При археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к III—II вв. до н. э., которые являются прообразами ныне существующих.Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных — в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан).Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд.Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже — дерево и металл.В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов — народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. [10] В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.Народные духовые музыкальные инструменты делятся на несколько разновидностей. Одна из них — свистулька, свирель (продольные или поперечные, в зависимости от того, где расположены отверстия для вдувания воздуха). Эти инструменты стали прообразами продольных и поперечных флейт. Другая разновидность — язычковые инструменты: жалейка, волынка. На основе их устройства родились позже кларнет, гобой. Если звук извлекается с помощью вибрации губ (русский рог, пастуший рожок), такие инструменты называются мундштучные.[10]Современные духовые музыкальные инструменты симфонического оркестра делятся на две группы: деревянные (флейта, кларнет, фагот, гобой) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).Ударные музыкальные инструменты имеют различное устройство. Их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения: удар по натянутой коже, дереву, металлу. К народным ударным инструментам относятся барабан, бубен, деревянные ложки, трещотка, колотушка, бубенцы, маракасы, кастаньеты. В группу ударных инструментов симфонического оркестра входят барабан, литавры, колокольчик, тамтам, треугольник, тарелки, ксилофон и т. д. Среди ударных инструментов можно выделить те, которые имеют мелодический звукоряд (ксилофон) и не имеют его (барабан, тарелки).Струнная группа инструментов возникла позже. Прообразом струнных музыкальных инструментов стал охотничий лук.[5] Мелодичное звучание натянутой струны человек воспринял как музыкальный звук. Так лук стал предком арфы, лиры, изображения которых имеются на фресках Древнего Египта, Древней Греции. Через много веков были изобретены струнные музыкальные инструменты с резонирующим корпусом —лютня, гусли. Это щипковые музыкальные инструменты. Среди народных щипковых музыкальных инструментов можно назвать гусли, цитру, домру, балалайку, гитару, мандолину и т. д. Арфа является одним из инструментов симфонического оркестра.[5]
Цель исследования: определить содержание, социально-педагогические условия, технологии, средства, методы и приемы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать научно-методическую психолого- педагогическую литературу.
2.Провести апробацию содержания примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией д.п.н. Н.Е. Вераксы (руководитель авторского коллектива), Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по разделу «Игра на детских музыкальных инструментах», инновационных методов и приемов развития музыкальных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
3.Проанализировать особенности развития музыкальных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах.
4. Определить социально-педагогические условия, инновационные технологии, методы и приемы, средства, при которых успешно проходит развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе занятий по обучению игре на детских музыкальных инструментах.[10]
Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей старших дошкольников.
Предмет исследования: социально - педагогические условия, технологии, методы и приёмы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Гипотеза: При целенаправленном выполнении требований реализации социально-педагогических условий, при реализации инновационных современных методов и приемов развития музыкальных способностей, поддержки семьи и педагогов, гуманном, личностно-ориентированном подходе к ребенку, уровень развития музыкальных творческих способностей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах будет более успешным, результативным, эффективным.[12]
База исследования: МБДОУ № 21 Чистополь РТ
Целевая группа проекта:
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Срок реализации проекта: июнь 2015 г
Место реализации: МБДОУ №21 г. Чистополь РТ
Этапы реализации проекта:
Подготовительный - (сентябрь-ноябрь 2014г.)
Основной - (ноябрь 2014г. – апрель 2015г.)
Заключительный - (апрель – май 2015г.)
План мероприятий по реализации проекта
Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный
I Подготовительный этап.
Изучение, анализ научно-методической. психолого- педагогической литературы. Определение уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах в начале учебного года. МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Сентябрь,
октябрь, ноябрь 2014 г Методист, воспитатель,
Студентка - практикантка
Составление базы данных семьи и детей по проблеме развития музыкальных
творческих способностей в начале учебного года
МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Сентябрь, октябр2014 г Методист, воспитатель,
Студентка - практикантка
Анализ уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Сентябрь, октябр2014 г Методист, воспитатель,
Студентка - практикантка
Составление таблиц, диаграмм по уровню развития музыкальных способностей дошкольников в начале учебного года. Составление характеристики на каждого ребенка МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Сентябрь, октябр2014 г Методист, воспитатель,
Студентка- практикантка
Психолого-педагогическое консультирование родителей по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Сентябрь, октябрь, ноябрь 2014г Методист, воспитатель,
Студентка - практикантка
Составление плана формирующего этапа эксперимента
МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Ноябрь 2014 г Методист, воспитатель,
студентка – практикантка
музыкальный руководитель
Основной этап.
Констатирующий этап эксперимента. Координация действий, реализация творческих заданий в процессе проведения музыкальных занятий и мероприятий. МБДОУ № 21 РТ г Чистополь Дети старшего дошкольного возраста Ноябрь 2014г Методист, воспитатель,
студентка – практикантка
музыкальный руководит
Формирующий этап. Выбор технологий, методов и приемов . средств для проведения контрольного этапа эксперимента МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшей группы Декабрь 2014г- март 2015г
Методист, воспитатель,
студентка - практикантка
Посещение семей на дому с целью изучения социально-педагогических условий в семье, организацией свободного времени для занятий разнообразными видами музыкальной деятельности МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Ноябрь 2014 г - апрель 2015г Методист, воспитатель,
студентка- практикантка
Проведение с детьми и родителями: музыкальные занятия, индивидуальные и групповые тренинги, беседы, музыкально - дидактические игры с наличием детских музыкальных инструментов, музыкальные подвижные игры. МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Ноябрь 2014г.- апрель 2015 г. Методист, воспитатель,
студентка- практикантка
Контрольный этап эксперимента. МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Март, апрель 2015г. Методист, воспитатель,
студентка- практикантка
Проведение с детьми и родителями творческой деятельности через игру на детских музыкальных инструментах: на занятиях, в семье, в концертной деятельности МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Апрель 2015 г. Методист, воспитатель,
студентка- практикантка
Разнообразные мероприятия по форме и содержанию, приглашение родителей на концерты, на индивидуальные занятия по обучению игре на детских музыкальных инструментах МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Февраль, март, апрель 2015г. Методист, воспитатель,
Студентка- практикантка
Заключительный этап
1Анализ и подведение итогов работы на контрольном этапе эксперимента по проблеме развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Апрель, май
2015 г. Методист, воспитатель,
студентка - практикантка
2.Выступление на педагогическом совете МДОУ №21 с результатами реализации проекта.
МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Апрель, май 2015г Методист, воспитатель,
студентка - практикантка
Выводы. Заключение
МБДОУ № 21 РТ г Чистополь. Дети старшего дошкольного возраста Апрель, май
2015г студентка - практикантка
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.Определены социально-педагогические условия, содержание, наиболее эффективные методы и приемы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
2.Апробирована примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (руководитель авторского коллектива д.п.н. Н.Е. Вераксы) и создана автором проекта новая программа по разделу «Обучение игре на детских музыкальных инструментах», инновационные методы и приемы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, музыкальный репертуар его особенности.
3.Доказано, что в результате музыкального развития старших дошкольников, главными показателями выразительного исполнения в процессе игры на детских музыкальных инструментах являются музыкальные способности, как чувство ритма, чувства лада, музыкально - слуховые представления, энергичность, гармоничность, активность, ориентирование в пространстве, умение сочинять, подбирать мелодии, импровизировать.
4.Созданы научно-методические рекомендации для специалистов дошкольных образовательных учреждений по развитию творческих музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через раздел «Обучение игре на детских музыкальных инструментах».
5.В содержании проекта дана краткая историческая справка по проблеме развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста в системе музыкального воспитания из опыта русских и зарубежных исследователей.[42]
6. Для родителей составлен рекомендуемый список музыкального репертуара для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения детей на детских музыкальных инструментах.[8]
Методы диагностики:
-анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование;
- анализ документации по результатам развития музыкальных способностей детей, планов воспитательно-образовательной работы;
- определение критериев по развитию музыкальных способностей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах;
- разработка творческих заданий для детей;
- организация и проведение музыкальных занятий;
-организация и проведение мероприятий по разделу «Обучение игре на детских музыкальных инструментах».
Основная часть
Совершенствование уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах
2.1Определение уровня развития музыкальных способностей детей старшей группы в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах (констатирующий этап эксперимента)
Для изучения, анализа, совершенствования уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах было проведено исследование. В экспериментальном исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста:[16]
- 10 детей – контрольная группа;
- 10 детей – экспериментальная группа.
Контрольная группа: Экспериментальная группа:
1. Барышева Алина 1. Кириллов Ваня
2. ГатинаАйгуль2.Кепин Владислав
3. Дарьина Даша 3.Лебедева Кристина
4. Жирнов Саша4.Медведева Карина
5.Закирова Алия5.Миронова Анастасия
6.Зайцев Дима6.Наумова Ульяна
7.Ильина Настя7.Оленина Наташа
8. Казарина Вероника8.Писарева Снежана
9. Ларионов Костя9.Романов Данил
10. Мишина Лера10.Сафина Карина
Эксперимент состоит из трех этапов:
- констатирующий
- формирующий
- контрольный.
На контрольном этапе эксперимента были поставлены и реализованы задачи:
- определить уровень развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах в начале учебного года, реализуя разнообразные методы и приемы работы с детьми по развитию музыкальных способностей.
Для решения этой задачи была использована диагностика развития музыкальных способностей ребенка следующих авторов О.П,Радыновой, Н.А. Ветлугиной.
В данной диагностике музыкальные способности дошкольников определяются по следующим критериям:[12]
- эмоциональная отзывчивость;
- чувство ритма, чувство лада, музыкально-слуховые представления;
- звуковысотный слух;
- музыкальное восприятие, мышление;
- музыкальное творчество
Были разработаны разнообразные творческие задания.
Для выявления уровня музыкального развития детей были составлены диагностические карты (см. приложение 1) «Диагностические карты» и разработали диагностические задания – по одному на каждый показатель музыкального развития (см. приложение1) «Диагностические задания». Выполнение детьми диагностических заданий оцениваем по трех-балльной системе, опираясь на критерии качества освоения ребенком той или иной способности, т.е.[ 18].
Для фиксации результатов наблюдения используем таблицы. Поскольку в диагностике не один, а несколько разделов, мы решили сделать не одну, а три таблицы:
Диагностика музыкальных способностей
Диагностика творческих способностей
Диагностика обученности детей
Все результаты по выполнению заданий заносим в сводную таблицу, суммируем и выводим уровень развития. Исходя из результатов диагностики в начале года, делаю выводы, как развивается каждый ребенок, на кого направить особое внимание. Если у ребенка заметны новые успехи, то их надо развивать до полного их раскрытия. Если же наоборот, ребенок в чем – то затрудняется – помочь ему, подобрав правильные методы и приемы по развитию его способностей.[19] Таким образом, в конце учебного года, по показаниям таблиц составляются графики уровня развития музыкальных способностей, отмечаются изменения в развитии. В конце года результаты диагностического исследования представляются и обсуждаются на педагогическом совете. Несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. [9] Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Наличие такой диагностики позволит воспитателям организовать целостный педагогический процесс в детском саду, в котором будут созданы социально-педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит развиться в разнообразных видах детской музыкальной деятельности. Разработанные задания оценивались по трем уровням по 5 - балльной системе
Высокий уровень – 5 баллов
Средний уровень – 3 балла
Низкий уровень – 1 балл.
Таблица 2.1
Диагностика уровня развития музыкальных способностей дошкольников контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента
Творческие способности
в с н
Эмоциональная отзывчивость 1% 49% 50%
Чувство музыкального ритма, лада, музыкально-слуховые представления - 35% 65%
Звуковысотный слух - 39% 61%
Музыкальное восприятие 1% 50% 49%
Музыкальное творчество - 30% 70%
Творческие проявления в музыкально-ритмической деятельности - 31% 69%

Рисунок 2.1 Диагностика уровня развития музыкальных творческих способностей дошкольниковконтрольной группы на констатирующем этапе эксперимента
Результаты контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента:
Высокий уровень – 1%
Средний уровень – 39%
Низкий уровень - 60% Таблица 2.2
Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группы на констатирующем этапе экспериментаТворческие способности в с н
Эмоциональная отзывчивость 4% 41% 55%
Чувство музыкального ритма 2% 58% 40%
Звуковысотный слух 1% 40% 59%
Музыкальное восприятие, мышление 2% 39% 59%
Музыкальное творчество - 60% 40%
Творческие проявления в музыкально-ритмической деятельности - 37% 63%

Рисунок 2.2 Диагностика уровня развития музыкальных творческих способностей дошкольниковэкспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента
Результаты экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента
Высокий уровень –2%
Средний уровень –46%
Низкий уровень – 53% Таблица 2.3
Результаты групп на констатирующем этапе эксперимента
Группы 2014-2015 (начало года)
в с н
Контрольная группа
1% 39% 61%
Экспериментальная группа
2% 46% 53%
Анализируя результаты диагностики, получили, что уровень развития музыкальных способностей приблизительно одинаков в обеих группах, немного выше показатели в экспериментальной группе: низкий уровень имеют 53% детей, а средний 46%, высокий 3%. Таким образом, на основании диагностических результатов дошкольников была выявлена актуальная необходимость в дополнительной работе по развитию музыкальных способностей..[ 22] На основе сопоставления данных групп можно судить об эффективности использования системы интегрированных занятий. Результаты повторной диагностики позволили сделать вывод о повышении количества детей с высоким и средним уровнем развития музыкальных способностей. Дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения; их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными. Дети научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины; стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках; создавать пластические этюды и танцевальные композиции; находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.[22] Решение проблемы развития музыкальных способностей старших дошкольников через синтез искусств и художественную деятельность позволило нам сделать выводы, подтверждающие верность исследования: в результате апробации и внедрения системы интегрированных занятий, наметилась положительная динамика развития изучаемого явления, что позволило детям экспериментальной группы достичь более высокого уровня сформированности музыкальных способностей. Предложенные диагностические методики позволили определить исходный и достигнутый уровень сформированности музыкальных способностей по показателям, как в группе, так и индивидуально; основные формы, используемые в рамках предложенной системы представляют собой два типа интегрированных занятий (интегрированное тематическое и комплексное). Результаты эксперимента по внедрению системы интегрированных занятий для развития музыкальных способностей старших дошкольников дают основание считать предложенную педагогическую систему эффективной.[26]
2.2 Инновационные методы и приемы развитиямузыкальных способностей детейстаршего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах(формирующий этап эксперимента)
Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально. Для исполнения на металлофоне вначале брали несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.[21]
Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически. [26]
Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)[19]Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений0 позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропеваниепопевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. [28]
Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже.
Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. (см. приложение 2)
Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии было применено моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые – слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах. После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.[17]
В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. Для обучения дошкольников игре на аккордеоне лучше всего пользоваться детским хроматическим аккордеоном «Беларусь». На нем с правой стороны 20 клавиш с диапазоном до1 – соль2, слева – четыре аккорда.Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой – на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. [33]Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя. В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура). Играть двумя руками дошкольникам трудно. Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой системой игры: большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне. Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия-26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы – до3. Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре. Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук. Освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения.[24] Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение. Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на п е р в о м – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на в т о р о м – подбирают попевки, на т р е т ь е м – исполняют их по своему желанию. (см. приложение 3)
2.3 Результативность исследования по совершенствованию уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах (контрольный этап эксперимента)
Сравнение результатов диагностики показало, что уровень развития музыкально-творческих способностей приблизительно одинаков в обеих группах, немного выше показатели в экспериментальной группе: низкий уровень имеют 53% детей, а средний 46% высокий 3%. Поэтому эксперимент по развитию музыкально-творческих способностей мы посчитали целесообразным проводить именно в данной группе. Ее мы определи, как экспериментальную. А группу, где более низкий уровень музыкально-творческих способностей, как контрольную группу. [ 26] Таким образом, на основании диагностических результатов дошкольников была выявлена актуальная необходимость в дополнительной работе по развитию музыкально-творческих способностей. Анкетирование родителей с целью выявления психолого-педагогической компетентности по вопросам развития способностей у детей показало, что большинство родителей (67%) не знакомы с понятием «творческие способности» или понимают их очень узко, без учета индивидуальных особенностей своего ребенка. Многие не считают нужным создавать специальные условия для развития способностей, считают дальнейшее посещение музыкальной школы, кружков будет достаточным для их развития.[25] Опыт показывает, что успешное осуществление эстетического воспитания и развитие музыкально-творческих способностей осуществляется не само собой, не спонтанно, а под руководством взрослых при определенных педагогических условиях, создаваемых ими. Поэтому целью второй серии констатирующего эксперимента стало изучение условий созданных в дошкольном учреждении. Важным условием детского творчества является создание эстетической развивающей среды в группе детского сада, которое невозможно без учета особенностей развивающей деятельности ребенка. [36]Каждый ее компонент должен отвечать принципу функционального комфорта и основным положениям эргономики развития детской деятельности. Анализ соответствия предметно-развивающей среды в старших группах детского сада показал, что развивающая среда в детском саду отвечает программным требованиям, создает реальные условия развития творческих способностей. На подготовительно - организационном этапе большое внимание было уделено обогащению музыкально-творческой предметно-развивающей среде: изготовлены музыкально-дидактические игры (см. приложении 4)и пособия, картотека игр, подобрана фонотека классических циклов музыкальных произведений, приобретены как озвученные музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон, бубен, маракас и др.), так и не озвученные: балалайки, гитары, фортепиано, изготовлены оригинальные шумовые музыкальные инструменты для элементарного творческого музицирования. (см. приложение 2) Играя с ними, дети развивают свое воображение, музыкальную память, творческие способности. Музыкальная предметно-развивающая среда организовывалась по трем основным блокам: 1) восприятие музыки; 2) воспроизведение музыки; 3) музыкальная деятельность. Из всего вышесказанного следует, что созданная музыкальная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить необходимый уровень музыкально-творческого развития детей старшей группы. [28] Другим условием творческого развития детей является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком музыкальной деятельности в целом. Опыт показывает, что успешное осуществление эстетического воспитания и развитие музыкальных способностей осуществляется не само собой, не спонтанно, а под руководством взрослых при определенных педагогических условиях, создаваемых ими. Исследования же показали, что при наличии определенной работы по организации музыкальной деятельности, специальная работа по развитию творческих способностей часто ведется не последовательно и не систематически, или не ведется совсем. Часто педагоги не осознают важности влияния музыкальной деятельности на формирование у ребенка нравственно-эстетических качеств личности. Музыкальная деятельность в группах используется эпизодически и часто воспитатели не считают ее эффективным средством развития творческих способностей, не владеют методикой ее организации.[36] Изучение методического и практического материала, анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу, отсутствие разработок занятий по развитию творчества в используемой комплексной программе «Детство», позволили сделать вывод, что есть необходимость в создании программы по развитию музыкально-творческих способностей через интеграцию синтеза искусств и художественных видов деятельности. Для решения поставленных задач мы определили, в чем заключается актуальность использования системы интегрированных занятий в воспитательном-образовательном процессе. Мы рассмотрели необходимость разработки системы интегрированных занятий с точки зрения существующих проблем и конкретно в нашем детском саду. Это:[33]
предметная разобщенность, самостоятельность видов деятельности, их слабая связь друг с другом, которые становятся причиной фрагментарности мировоззрения дошкольника, порождают серьезные трудности в формировании у детей целостной картины мира,
- перегрузка учебными занятиями, отсутствие баланса в образовательной и игровой деятельности, преобладание статических поз на занятиях с умственной нагрузкой, что ведет к несоблюдению принципов здоровье сберегающих технологий;
- на учебных занятиях по музыкальному воспитанию для решения развивающих задач остается мало времени, так как приоритеты отдаются образовательным задачам;
- формальное взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (а именно детей, педагогов, специалистов);
- не прослеживается преемственность задач каждого раздела в различных видах музыкальной деятельности.
Нами был проанализирован и ряд положительных моментов, которые мы постарались учесть при выборе интегрированных занятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ:[41]
-эффективное усвоение задач воспитательного, развивающего, обучающего направления;
-дифференциация возможностей взаимодействия всего педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса;
-интегрированный подход, как один из путей совершенствования личности ребенка, что предполагает развитие у него разнообразных способностей ( в том числе и музыкальных), положительного отношения к миру, нравственных ценностей, разнообразных умений, которые в основе своей наиболее мощно развиваются в продуктивных видах деятельности;[43]
-для педагогов и специалистов нашего ДОУ очевидно, что значительную часть знаний и умений ребенок будет осваивать без специально организованного обучения, т.е. в совместно организованных видах деятельности;
-будет происходить снижение статической нагрузки за счет использования разных видов деятельности;
-проведение итоговых интегрированных занятий с целью обобщения знаний.
Работа по реализации задач проходит через следующие виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.[46]
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сенситивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. [48]Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста. Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Задача музыкального руководителя научить детей понимать музыку, а для этого прежде всего необходимо развивать музыкальный слух. Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству хорошо готовит их к будущим занятиям в школе. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.[52]
Таблица 2.4
Результаты групп на контрольном этапе эксперимента
Группы в с н
Контрольная группа 2% 71% 26%
Экспериментальная группа 3% 74% 24%
Таблица 2.5
Результаты диагностики развития музыкальных способностей контрольной группы детей на контрольном этапе эксперимента
Творческие способности
в с н
Эмоциональная отзывчивость 2% 76% 26%
Чувство музыкального ритма 1% 72% 28%
Звуковысотный слух - 65% 27%
Музыкальное восприятие, мышление 1% 79% 24%
Музыкальное творчество 1% 64% 26%
Творческие проявления в музыкально-ритмической деятельности 2% 70% 25%
Результаты контрольной группы на контрольном этапе эксперимента:
Высокий уровень – 2%
Средний уровень –71%
Низкий уровень –26%

Рисунок 2.5 Диагностика уровня развития музыкальных способностей в контрольной группы на контрольном этапе эксперимента Таблица 2.6Результаты диагностики развития музыкальных творческих способностей дошкольника экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента
Творческие способности 2015(конец года)
в с н
Эмоциональная отзывчивость 5 78 25
Чувство музыкального ритма 4 76 27
Звуковысотный слух 2 67 22
Музыкальное восприятие, мышление 4 80 21
Музыкальное творчество 1 69 24
Творческие проявления в музыкально-ритмической деятельности 1 74 28
Результаты экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента:
Высокий уровень – 3%
Средний уровень – 74%
Низкий уровень – 24%

Рисунок 2.6 Диагностика уровня развития музыкальных творческих способностей дошкольниковэкспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента
Таблица 2.7
Сводная таблица по проведенному исследованию
Группы 2014-2015 (начало года) 2015 (конец года)
В С Н В С Н
Контрольная группа 1% 39% 61% 2% 71% 26 %
Экспериментальная группа 2% 46% 53% 3% 74% 24%
Результаты показали, что уровень развития музыкальных способностей в начале учебного года почти одинаков в обеих группах, показатели на конец года в экспериментальной группе: низкий уровень составляет -24% , средний -74%, высокий - 3%, т.е. результаты стали выше.
Выводы
На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности использования системы интегрированных занятий. Результаты повторной диагностики позволили сделать вывод о повышении количества детей с высоким и средним уровнем развития музыкально-творческих способностей. Дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения; их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными.[53] Они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины. Стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках. Создавать пластические этюды и танцевальные композиции. Находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность.    Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. [52]Детские музыкальные инструменты делятся на: неозвучные музыкальные игрушки – инструменты, музыкальные игрушки – инструменты. В свою очередь озвученные музыкальные инструменты делятся на: ударные, ударно – клавишные, духовые, клавишно – язычковые и струнные инструменты. В основе музыкального репертуара, детей дошкольного возраста, лежат русские народные песни, попевки, легкие пьесы, музыкальные игры и игра на детских музыкальных инструментах. Обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию.[54]В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.[5] Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной. Обучение игре на музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности ребёнка и стимулирует интерес к инструментальной музыке, развивает его мышление и аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук; способствует развитию тембрового, регистрового, гармонического слуха; развивает чувство ритма. Развивает фантазию и творческое воображение, умение импровизировать. Развитие исполнительских способностей – важная задача музыкального воспитания детей. Творческие способности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), а также к творческому восприятию музыки.[55] Творческие способности необходимо развивать, начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для себя творческие задания. Развитие исполнительских способностей позволяет ребёнку полнее выразить свои впечатления от музыки. Музыкальное мышление – способность проследить за сменой настроений музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различать музыкальные средства, передающие содержание. Таким образом, в каждом виде музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма), развиваются и другие.[56] В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление. В исполнительстве и творчестве помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности, требующие овладения определенной техникой исполнения и импровизаций (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). [56]
Заключение
Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. За период дошкольного детства ребенок при активном участии в музыкально-практической деятельности делает огромный скачок в как в общем, так и в музыкальном развитии, которое происходит:[36]
- В области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям.
- В области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики.
- В области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса.
- В области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.
Период детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей, и поддержка развития творчества детей является приоритетной задачей ДОУ. В современных условиях развития дошкольного образования появилось много программ для реализации этой задачи.[2]
По-моему мнению ДОУ должно обеспечивать оптимальные условия психологического развития, а музыка наиболее эффективный способ повышения уровня развития творческих способностей, формирования художественно-эстетического вкуса, реализация потенциальных возможностей детей в музыкальной деятельности. Мною была разработана система музыкальных занятий, которая позволяет сформировать художественно-эстетический вкус у дошкольников, повысить творческий уровень развития, овладеть основными видами музыкальной деятельности реализовать потенциальные музыкальные способности детей в условиях ДОУ.

Список литературы
1.   «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й  год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 2014.
2.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. М.: 2013.-194с.
3.Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. М.: 2014. - 224 с.
4. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:2013;
5.   Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 2012.
6.   Березина В.Г.,  Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2014. 60стр.
7.   Богат В.,  Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -2013. №1. стр. 17-19.
8. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -2012. №11. стр. 32-38.
9.  Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. – 2013.№4. стр. 5-9.
10.   Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду  - М.: Просвещение, 2012.
11.   Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Просвешение, 2013.  92стр.
12. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб.пособие для студ-овпед ин-тов. М.: Просвещение, 2012. 255 с.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2011. 325 с.
14. Годфруа Ж., Психология, изд. в 2 т., том 1. - Просвещение, 2014. стр. 435-442.
15. Дьяченко О.М., Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 2012. 157стр.
16. Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-Пб.: Детство - Пресс, 2012. 650 с.
17. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 2013. 304 с.
18. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. – 2012. №12. стр. 73-75.
19. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.2013.
20. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. – 2011.№2. стр. 54-58.
21. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -2013.№№ 7,8. стр. 11-20.
22. Кудрявцев В.,  Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -2014. № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
23. Кононова Н.Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз.руководителя. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
24. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: пособие для воспитателей и муз.руководителей дет. садов. М. Просвещение, 2014. 144 с.
25. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 2012. 87 с.
26. Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 12013. 56 стр.
27. Лук А.Н., Психология творчества. - Наука, 2014. 125 стр.
28. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 2012.
29. Мурашковская И.Н., Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 2013. 62 стр.
30. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Изд. Группа «Евразия», 2013. 430 с.
31. Никитин Б.П. Развивающие игры. М.: Педагогика, 2012. 24 с.
32. Оуэн М. Теория игр. М.: Просвещение 2013. 94 с.
33. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. – 2014.№5. стр. 21-27.
34. Савенков А.И. Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников // Детское творчество. 2014. №1.С. 12-14.
35. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. М.: Педагогика 202013. 34 с.
36. Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат, 2012. 102 с.
37. Турченко В.И. Педагогические условия и средства развития предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей третьего года жизни: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2014. 18 с.
38. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 2013. 56 с.
39. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Издательство Академии педагогических наук. 202012. 333 с.
40.Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб.пособие. / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2013. - 520c.
41.Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства [Текст] / В.Н. Холопова. - М., 2012. - 286с.
42.Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / Л.В. Школяр. - М.: Просвещение, 2014. - 105с.
43.Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2014. - 2013с.
44.Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 256с.
45. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2014. 234 с.
46 .Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания [Текст] / М.Г. Яновская. - М.: Просвещение, 2014 - 174с.
 47.В. А. Петрова МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2012г. .-144 с.
48.  В. А. Петрова «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 2014г
49.  «Хрестоматия музыкального репертуара» (сост. В. А. Петрова). – М.: Центр «Гармония», 2013 г.
 50. «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 2013 г.
51..  «Хрестоматия музыкального репертуара». Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 2012г. Пособия для педагогов
52Журнал «Музыкальный руководитель». Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей, Ю.В. Ильина, К.А. Зурабова 2015г. Г. Москва. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 64 с.
53. Журнал «Ребенок в детском саду» под. ред. С.Г. Розова, Р.С. Селиверстова. Г. Москва. 2013 г. 96 с.
Интернет-ресурсы:
1. VKcom>solnetee – Детский портал «Солнышко».2. Pedstrana.Ru- Сайт для дошкольных работников.3. Planetadetstva.net-Сайт для дошкольников «Планета Детства».