Проект: Музыкальная гостиная: «Творчество дошкольников в музыкально — ритмической деятельности»


Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАОУ СПО «Чистопольский педагогический колледж»
Музыкальная гостиная: «Творчество дошкольников в музыкально - ритмической деятельности»
Курсовая работа
( проект)
Выполнила студентка
Козловская Люда
курс:3,группа «А»специальность: 050704Дошкольное образование
форма обучения: очная
Научный руководитель:
к.п.н. Румянцева Н.Н.
г Чистополь РТ, 2014
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc357253756 \h 3 Глава I. Теоретический подход к понятию "Творчество" в процессе з музыкально – ритмической деятельности……………………..……………12
1.1. Понятие "творчество" и творческая активность в процессе музыкально – ритмической деятельности………..………………………………………………12
1.2Анализ и реализация творческих программ в работе музыкальной гостиной "Ритмы"…………………………………………………………………………..13
ГлаваII. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей подготовительной группы в процессе музыкально-ритмической деятельности. PAGEREF _Toc357253758 \h 142.1.Выявление уровня развития творческих способностей у детей подготовительной группы (констатирующий этап эксперимента) PAGEREF _Toc357253759 \h 142.2.Социально - педагогические условия, инновационные методы и приемы, средства развития творчества дошкольников через раздел «Музыкально – ритмические движения»(формирующий этап эксперимента) PAGEREF _Toc357253762 \h 202.3.Анализ исследования по повышению уровня творчества старших дошкольников в процессе музыкально – ритмической деятельности (контрольный этап эксперимента). PAGEREF _Toc357253765 \h 22Выводы PAGEREF _Toc357253768 \h 29Заключение PAGEREF _Toc357253769 \h 30Список литературы PAGEREF _Toc357253770 \h 33Приложение………………………………………………………………………..38
ВведениеИдея использования движений как средства творческого развития ребенка была высказана, реализована швейцарским педагогом Э. Жаком Далькрозом. В отечественной теории и методике музыкального воспитания создана система развития музыкально - ритмических движенийдошкольников в разных возрастных группах. [34]Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем творческого развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально – игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.[39]. Задача педагога – через новые и приятные ребёнку мышечные ощущения сделать процесс обучения музыкально-ритмическим движениям более легким и плодотворным. Другими словами, ребенка надо очаровать движениями, которые они должны усвоить и выполнять под музыкальное или песенное сопровождение. Детиподготовительной группы, прошедшие предыдущие ступени обучения, на занятиях по музыкально- ритмической деятельности могут выполнять достаточно сложные по выразительности движения. У детей развиты представления о собственных творческих возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке музыкально-ритмических движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над сложным движением, добиваясь его качественного выполнения. Огорчаются, когда что – то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движение получаются.[16]
Педагогу необходимо поддерживать ребенка тогда, когда он не освоил какой- то элемент, вселять в него уверенность, разъяснять ошибки и обязательно делить с ними радость достижения результата. Такой подход к развитию двигательных способностей позволит не только научить детей красиво двигаться, подарит им радость ощущения своего тела, уверенность в себе, но главное – даст возможность успешно и с интересом исполнять творческие двигательные задания на любых занятиях, связанных с движениями.[16]
Детство является периодом наиболее благоприятным, сензитивным для становления музыкальности и творческих способностей.Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.[32]
Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к танцам, пляскам, играм народов своей стрны и других стран.[51]
Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать. Таким образом необходимо развивать у дошкольников творческую музыкально-двигательную, ритмическую активность, совершенствовать творческие способности, возможности, а также потребность в постоянном общении с настоящей музыкой - народной, классической, современной.Для этого необходимо создание «Музыкальной гостиной» на базе дошкольного образовательного учреждения. В этом состоит актуальность данного проекта.-
Цель исследования:
- определить содержание и социально – педагогические условия развитиятворческих способностей детей подготовительной группы в процессе музыкально-ритмической деятельности в «Музыкальной гостиной».
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать научно - методическую, психолого - педагогическую литературу по проблеме развития творчества в процессе музыкально-ритмической деятельности;
-провести апробацию на базе «Музыкальной гостиной» в дошкольном образовательном учреждении примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»ВераксаН.Е.,Комарова Т.С., Васильева М.А. по разделу «Музыкально- ритмические движения», инновационных методов и приемов развития музыкальных творческих способностей через музыкально – ритмическую деятельность;
-проанализировать особенности развития творческих способностей детей подготовительной группы в процессе занятий музыкально- ритмическими движениями;
- определить социально – педагогические условия, инновационные технологии, методы и приемы, средства, при которых успешно проходит развитие творческих способностей дошкольников в музыкально – ритмическими деятельности через выразительность исполнения плясок, игр, танцев, хороводов и.т.д.
Объект исследования:
процесс развития творческих способностей детей подготовительной группы в музыкально-ритмической деятельности.
Предмет исследования:
социально педагогические условия развития, методы и приёмы совершенствования творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально- ритмической деятельности.
Гипотеза:
при выполнении требований к реализации инновационных технологий, социально - педагогических условий, современных методов и приемов, поддержки семьи и педагогов, личностно – ориентированном подходе к детям дошкольного возраста, развитие творческих способностей в процессе музыкально – ритмической деятельностибудет более успешным, результативным.База исследования: МДОУ № Чистополь РТ
Целевая группа проекта:
Дети подготовительной группы(6- 7 лет)
Срок реализациипроекта: 15.10.2013-15.05.2014г
Место реализации: МБДОУ № г. Чистополь РТ
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный [ октябрь 2013- ноябрь 2013]
2.Основной[ноябрь 2013– март 2013г]
3. Заключительный [апрель 2014-май 2014г]

План мероприятий по реализации проекта
№ Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный
Подготовительный этап
1. Наблюдение и выявление уровня
развития
творческих
способностей детей подготовительной группы
в процессе разнообразных видов музыкально – ритмической деятельности на занятиях и во внеучебной деятельности в «Музыкальной гостиной». МБДОУ № г.Чистополь РТ дети подготовительной группы на базе творческого объединения «Музыкальная гостиная»
Октябрь 2013- май 2014г. Воспитатель, музыкальный руководитель, методист
2. Анализ уровня творческих способностей дошкольников в начале
эксперимента. МБДОУ № г.Чистополь РТ
дети подготовительной группы. октябрь 2013 Воспитатель, музыкальный руководитель, методист
3. Составление таблиц, диаграмм по уровню развития творческих
способностей
в начале учебного года. МБДОУ № г.Чистополь РТ дети дошкольного возраста
ноябрь 2013 Воспитатель, музыкальный руководитель, методист
4. Составление плана и реализация
формирующего этапа эксперимента МБДОУ № г.Чистополь РТ
дети дошкольного возраста Ноябрь 2013 г. Воспитатель, музыкальный руководитель, методист
Основной этап
1. Констатирующий этап эксперимента МБДОУ № г.Чистополь РТ
дети дошкольного возраста Октябрь- ноябрь 2013г Воспитатель, музыкальный руководитель, методист
2. Формирующий этап эксперимента МБДОУ № г.Чистополь РТ
дети старшего дошкольного возраста Декабрь 2013
- март 2014г Воспитатель, музыкальный руководитель, методист
3. Контрольный этап эксперимента МБДОУ № г.Чистополь РТ
дети старшего дошкольного возраста Апрель 2014- Май 2014 Воспитатель, музыкальный руководитель, методист
4. Проведение с детьми и родителями разнообразных по форме и содержанию видов
музыкально – ритмической
деятельности на базе «Музыкальной гостиной»:
индивидуальные
беседы, цикл
доминантных, комплексных занятий по теме
«Музыкально- ритмические движения», мини –концерты, участие в разнообразных по форме мероприятиях МБДОУ № г Чистополь РТ
дети дошкольного возраста
Ноябрь 2012 – март2013
Воспитатель, музыкальный руководитель, методист
5. Приглашение родителей на музыкальные занятия, мероприятия различных по форме и содержанию, приглашение и участиена
праздничных
утренниках, развлечениях в рамках «Музыкальной гостиной». МБДОУ № г Чистополь РТ
дети дошкольного возраста
Февраль, март 2014г Воспитатель, музыкальный руководитель, методист
Заключительный этап
1. Подведение итогов на контрольномэтапеэксперимента МБДОУ №г.Чистополь РТ
дети дошкольного возраста Апрель, май 2014г Воспитатель, музыкальный руководитель, методист
2
3 Выводы
Заключение МБДОУ г Чистополь РТ
дети дошкольного возраста
Май-Июнь 2014 Воспитатель, музыкальный руководитель, методист
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.Определены проект содержания работы музыкальной гостиной «Ритмы», социально-педагогические условия, инновационные технологии, эффективные методы и приемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкально – ритмической деятельности.
2.Апробирована примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.по разделу «Музыкально- ритмические движения», инновационные методы и приемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, музыкальный репертуар,его особенности через музыкально – ритмическую деятельность.
3.Доказано, что в результате музыкального творческого развития детей подготовительной группы, главными показателями выразительного исполнения музыкально - ритмических движений являются творческие способности.
4.Созданы научно-методические рекомендации для специалистов дошкольных образовательных учреждений по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через раздел «Музыкально – ритмические движения» в рамках деятельности музыкальной гостиной «Ритмы» .5.Всодержании проекта дана краткая историческая справка о ритмике и ее предназначение.
6. Для родителей составлен рекомендуемый список музыкального репертуара для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности.
7.Составлена программа музыкально-ритмической творческой деятельности для музыкальной гостиной «Ритмы».
Методы диагностики:
-анализ научно – методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования;
-наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование;
- анализ документации по результатам развития творческих способностей детей, планов работы в области музыкально-ритмической деятельности музыкальной гостиной «Ритмы»;
- определение критериев по развитию творческих способностей в процессе музыкально – ритмической деятельности;
-разработка творческих заданий для детей.
-организация и проведение музыкальных занятий;
- организация и проведения мероприятий по разделу «Музыкально - ритмическая деятельность в детском саду» Глава I. Теоретический подход к понятию творчество в процессе занятий музыкально – ритмической деятельностью.
1.1. Понятие творчество и творческая активность в процессе музыкально – ритмической деятельности.
Развитие творческого потенциала детей является одной из важных психолого – педагогических проблем. Для выявления творческого потенциала дошкольников созданы различные игры, направленные на физическое и умственное развитие, однако художественной игре уделяется мало внимания. Главная причина в том , что творчески мыслящая личность не ценилась. То есть, это не считалось приоритетным направлением педагогической теории и практики.[9]
Психологи пришли к выводу, что развитие и обучение детского творчества является единым. Флерина Е.А убеждает, что спад детского творчества может наступить из – за недостаточного обучения, при правильном руководстве творческий потенциал детей достигает частично высокого уровня. Однако, является ошибочным мнением , что сначала надо обучить ребенка, а потом развивать его творческие способности.
Для того, что бы совершенствовать интерес дошкольников к художественной игре, к музыке, к танцам необходимо дополнять художественным образами. В дошкольном возрасте иллюстрации, музыкальные произведения являются источником творчества. От того, как воспримут дошкольники музыкальные, художественные образы, зависит богатство их замысла, изобретательность наилучшего воплощения идей.
Одним из условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к выразительности овладения танцевальных движений. Такое умение помогает понять значение этих движений, передать настроение персонажа. Но самостоятельно, дошкольники не могут овладеть музыкально – ритмическим упражнением. Им требуется целенаправленное обучение этим движениям, с принципами их изменения, варьирования, а так же приемами композиции танца.
Асафьев Б.В , говоря о музыкальном творчестве детей , считал, что с ними необходимо импровизировать , когда у них накопится багаж музыкально - слуховых впечатлений. Такой же подход, может быть, применим к танцевальному творчеству старших дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на начальных этапах обучения музыкально – ритмическим движениям.
Детским творчеством в танце может называться создание новых, не известных детям музыкально – пластических, танцевальных образов, которые в последствие воплощаются в движения и образуются более или менее танцевальная композиция.Показателями творчества могут быть: удачный подбор ритмических движений, комбинирование известных движений, оригинальность в подборе движений. Благодаря музыкально – ритмическим особенностям создается игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и, следовательно, способствующая его развитию.[10]
Ритмика должна будить фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому исполнению выразительных танцев, музыкальных игр, плясок, хороводов.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы в процессе музыкально-ритмической деятельности.
2.1Выявление уровня развития творческих способностей детей подготовительной группы в музыкально-ритмической деятельности (констатирующий этап эксперимента).
Для выявления уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе занятий в музыкальной гостиной «Ритмы» разнообразными видами музыкально -ритмических упражнений, движений, было организовано экспериментальное, психолого – педагогическое исследование, которое включало диагностику уровня творческого развития детей подготовительной группы; формирование танцевального творчества;выявление результатов всех этапов эксперимента. В экспериментальном исследовании приняло участие 20 детей дошкольного возраста. 10 детей - контрольная группа, 10 детей - экспериментальная группа.
Контрольная группа: Экспериментальная группа:
1.Ситдикова Маша
2.Говорухина Таня
3.Главнова Валя
4.Дмитриев Вадим
5.Давыдова Вера
6.Завьялова Настя
7.Муратова Дина
8.Загирова Надежда
9.Иванов Данил
10.Козлов Андрей
1.Томилина Анна
2.КизяковаЛида
3.Николаева Виктория
4.Прокопьева Оля
5.Семина Таня
6.Хайруллин Радик
7.Хасанова Эльмира
8.Фахрутдинова Алина
9.Усачев Миша
10.Поляков Сережа
Эксперимент состоит из трех этапов:
констатирующий,формирующий,контрольный. Были определены критерии, творческие задания.
На констатирующем этапе были разработаны разнообразные творческие задания по развитию музыкальных способностей старших дошкольников через музыкально – ритмические упражнения.
Эти задачи решаются успешно, если используется музыкальное сопровождение.
Разработанные задания, оценивались по трём уровням, по 10 - балльной системе:
высокий уровень – 9 - 10 баллов,
средний уровень – 7 - 8 баллов,
низкий уровень – 0 - 6 баллов.
Так же на констатирующем этапе эксперимента были разработаны задание на выявление творческих способностей.
На выполнение этих заданий были поставлены следующие задачи:
- выявить уровень развития творческих способностей, у детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп в процессе занятий разнообразными видами музыкально – ритмическойдеятельностив начале учебного года, реализуя разнообразные методы и приёмы работы с детьми по развитию творческих возможностей.Были разработаны следующие задания:
Задание 1
Задание имеет целью определить наличие и развитость у детей ладового чувства.
Детям предлагается: послушать два разнохарактерных произведения и смотрела как они реагируют на них: Д.Б. Кабалевский «Походный марш», П.И. Чайковский «Итальянская песенка»,«Вальс» муз.Леви.
Задание 2
Заданиеимеет целью определить наличие и развитость у детей музыкально-слуховых представлений.
Детям предлагается музыкально-дидактическая игра «Измени музыку».
Цель: Игра применяется для развития музыкального творчества. Прием оркестровки способствует дифференцировке восприятия - выделению наиболее ярких выразительных средств, побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку.
Игровой материал:Магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, молоточек).
Ход игры: Дошкольники слушают сначала все произведение, определяя его ритм, настроение. Затем, по просьбе взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество - украсить звучание. Например, где-то можно украсить мелодию звучанием колокольчика, металлофона, ударом в барабан или бубен.
Задание 3.
Задание имеет целью определить наличие и развитость у детей чувства ритма.
Задание: Прослушав пьесы, изобразить: «Мотылёк» Майкапара, «Польку», «Марш», дети должны изобразить «Мотылька» (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш. Дать жанровую характеристику музыкальных произведений. [53]
В данныхзаданиях по музыкальнымтворческим способностям дошкольников определяются по следующим критериям:
- ладовое чувство;
- чувство ритма;
- музыкально – слуховые представления.
Таблица 2.1
Результаты контрольной группы по уровню развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
И.Ф
Ребенка Выразительность исполнения, артистизм Ладовое чувство Музыкально–слуховые представления Чувство ритма Уровень
1.Батыгина Маша 10 9 8 10 37– в.ур2.Гаврилова Анна 3/3 7 6 7 26- c.ур3.Главнова Юлия 4/4 4 7 6 20-сред – ур4.Демьянов Вадим 3/3 7 8 7 25-ср-ур
5.Давыдова Валерия 6/4 6 6 6 28 с.ур6.Завалишина Настя 4/3 8 8 8 31-в.ур
7.Зиганшина Диана 4/6 4 6 6 26-с.ур
8.Закирова Айгуль5/4 8 8 9 34-в.ур
9.Иванов Данил 3/6 5 5 6 25-с.ур
10.Козлова Полина 4/3 7 8 8 30–в.урГлава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы в процессе музыкально-ритмической деятельности.
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей детей подготовительной группы в музыкально-ритмической деятельности (констатирующий этап эксперимента).
Для выявления уровня развития творческих способностей у детей до-школьного возраста в процессе занятий в музыкальной гостиной «Ритмы» разнообразными видами музыкально - ритмических упражнений, движений, было организовано экспериментальное, психолого – педагогическое исследование, которое включало диагностику уровня творческого развития детей подготовительной группы; формирование танцевального творчества; выявление результатов всех этапов эксперимента. В экспериментальном исследовании приняло участие 20 детей дошкольного возраста. 10 детей - контрольная группа, 10 детей - экспериментальная группа.
Контрольная группа: Экспериментальная группа:
1.Ситдикова Маша
2.Говорухина Таня
3.Главнова Валя
4.Дмитриев Вадим
5.Давыдова Вера
6.Завьялова Настя
7.Муратова Дина
8.Загирова Надежда
9.Иванов Данил
10.Козлов Андрей
1.Томилина Анна
2.КизяковаЛида
3.Николаева Виктория
4.Прокопьева Оля
5.Семина Таня
6.Хайруллин Радик
7.Хасанова Эльмира
8.Фахрутдинова Алина
9.Усачев Миша
10.Поляков Сережа
Таблица 2.2.
Результаты экспериментальной группы по уровню развития творческого потенциала дошкольного возрастана констатирующем этапе
И.Ф ребенка Выразительность.исп. артистизм Ладовое чувство Музыкально–слуховые представления Чувство ритма Уровень
1.Казакова Маша 4/4 9 8 10 35- выс-ур2.Николаева Виктория 5/4 7 6 7 29 - ср-ур3.Панфилова Лиза 4/4 4 6 6 24 - низ-ур4.Сафина
Инзиля6/3 7 8 7 31- выс-ур5.Хусаинов
Замир5/4 7 6 6 28-ср-ур
6.Хасанов Эмир 3/3 8 8 8 30-выс-ур
7.Фатхутдинова Элина 4/5 8 8 8 33-выс-ур
8.Усанов Саша 5/4 8 8 9 34-выс.ур.
9.Патаев Владик 5/4 7 6 6 28- ср-ур.
10.Тихонова Анна 5/4 6 6 6 27-ср.ур
Анализируя результаты эксперимента по выразительному исполнению ритмических заданий под музыкальное сопровождение контрольной и экспериментальной группы, можно сделать определенные выводы. В экспериментальной группе по упражнению 1,2,3 на развитие чувства ритма, по сравнению с контрольной группой детей, с высоким уровнем развития чувства ритма было больше на 10%, а количество детей с низким уровнем развития чувство ритма уменьшилось на 10%.
По упражнениям 4,5,6на развитие чувства ритма в экспериментальной группе высокий уровень развития чувства ритма дошкольников увеличился на 10%, количество детей со средним уровнем развития чувство ритма увеличился на 10%, а с низким уровнем развития чувства ритма стало меньше детей на 20% ,чем в контрольной группе. Это говорит о том, что на эффективность результативности эксперимента влияют созданные определённые социально - педагогические условия и разнообразие методов, приёмов развития чувства ритма в экспериментальной группе.
Анализируя результаты по выявлению уровня развития музыкальных способностей можно сделать вывод, что в экспериментальной группе на 10% больше детей с высоким уровнем, а с низким уровнем стало на 20% меньше чем в контрольной.
2.2. Социально - педагогические условия, инновационные методы и приемы, средства развития творчества дошкольников через музыкально – ритмическую деятельность»(формирующий этап эксперимента).В течение учебного года проводилась интересная творческая музыкальная деятельность на музыкальных занятиях, на разнообразных мероприятиях по творческих способностей дошкольников, при этом воспитатели использовали разнообразные технологии, инновационные методы и приемы.
Важнейшим условием развития чувства ритма, музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, музыкально – ритмических навыков, умений является соблюдение педагогом приоритета музыки по отношению к музыкально - ритмическим движениям. Только в том случае, если музыкаполноценно воспринимается, переживается ребенком, если он учится вслушиваться в нюансировку музыкального произведения, возможны совпадающие с характером музыки музыкально - ритмические движения. Разнообразная двигательная деятельность способствует развитию музыкально - ритмических возможностей ребенка с дошкольного возраста.[24] В то же время ритмическая способность детей к овладению новыми ритмами, музыкально – ритмическими движениями тесно связана с особенностями возрастного развития.[18] Исследования в области музыкального воспитания дошкольников свидетельствуют об их музыкальных способностях, ритмической способности к усвоению разнообразных видов музыкально-ритмических движений. До настоящего времени ритмизация движений, чувство ритма у детей дошкольного возраста в основном определялась при выполнении основных видов движений и, таким образом, находилась в тесной взаимозависимости от степени усвоения техники движений. Изучением проблемы развития чувства ритма через разнообразные виды музыкально-ритмических движений занимались В.С. Фарфелъ и его сотрудники В.П. Назаров, А.И. Козлов, А.П. Виноградова и др. [34] По их мнению, творческие задания на определение возрастных возможностей детей в выполнении ритмических движений должны отвечать следующим требованиям:
- не зависеть от длины тела, его весовых показателей и наличия специальных двигательных навыков;
- не требовать специального обучения.
Эти требования соблюдались при подборе творческих заданий. Техника выполнения музыкально - ритмических упражнений не представляют для детей особой сложности, так как отдельные элементы, составляющие творческое задание, неоднократно выполнялись детьми в общеразвивающих упражнениях. Дети наблюдают выразительный показ воспитателя или подгруппы подготовленных детей, показ сочетается с последующим объяснением или пояснением. Выразительный показ упражнений, элементов танцевальных движений, музыкальных игр, танцев, хороводов иногда повторяется.[7] Работа над выразительностью исполнения музыкально - ритмических движений проводится с каждым дошкольником индивидуально. Дети выполняют музыкально - ритмические упражнения в выбранном ими темпе. При оценке не учитывается темп выполнения упражнения, амплитуда движения. При правильном выполнении упражнения старшим дошкольникам предлагается его повторить в ускоренном темпе. Разрешается 2 - 3 повторения, оценивается лучший результат. При разработке и выборе творческих заданий на определение ритмических возможностей детей дошкольного возраста в движениях руками учитывается следующие данные:
- ритмичность в работе рук ярко не сходна с ритмичностью работы ног; - ускоренный темп выполнения двигательных заданий с неритмичной координацией приводит к снижению качества исполнения и переходу на симметричные движения, т.е. вся возрастающая скорость правильного выполнения творческого задания свидетельствует о прочности чувства ритма, качества выполнения ритмического рисунка в творческом задании;[39]
Так как освоение сложно координированных двигательных действий связано с напряжением внимания, следует первоначально создать у детей представление об этом движении. Как известно, представление о каком-либо музыкально - ритмическом движении влечет за собой незначительное сокращение тех мышц, которые осуществляют это ритмичное движение. Поэтому детям, прежде всего, дается показ в обычном темпе, затем дается подробное словесное объяснение с замедленной демонстрацией.
2.3. Анализ исследования по проблеме развития уровня чувства ритма старших дошкольников в процессе занятий музыкально - ритмическими движениями (контрольный этап эксперимента)Целью контрольного этапа стал сравнительный анализ полученных результатов первичного, повторного обследования старших дошкольников по диагностике уровня развития чувства ритма, музыкальных творческих способностей. Старший дошкольный возраст характеризуется активным, равномерным развитием чувства ритма, музыкальных способностей, что обусловлено развитием ребенка. Наиболее активно формируются, развиваются музыкально - ритмические навыки и умения в дошкольном возрасте [36] Работу по развитию их чувства ритма следует проводить именно в этот период. Как известно, работа по развитию чувства ритма, выразительного исполнения музыкально – ритмических движений достаточно сложна по своему содержанию, как для детей, так и для воспитателя, так как требует сосредоточенности, музыкальности, музыкальной культуры, способности выразительного, ритмически точного показа. Иногда дети выполняют их без особого интереса и желания, потому что музыкально - ритмические движения влекут за собой большую затрату сил, труда и воли.[13] Для того чтобы повысить уровень развития музыкальных способностей, чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста, следует эту работу проводить в более занимательной и интересной форме, а именно разучивать музыкально - ритмические движения на выполнение ритмических рисунков, вкомплексах ритмической гимнастики.
Ритмическая гимнастика – это особая форма занятий, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься ритмикой. Усилия, которые затрачиваются на музыкальных занятиях, компенсируются веселой, энергичной, бодрой, жизнерадостной и ритмичной музыкой. Дети занимаются с большим удовольствием, усердием, разнообразные музыкально - ритмические движения, творческие задания по выполнению ритмического рисунка исполняют более выразительно, качественно[36]. Музыкально - ритмические движения, упражнения на развитие чувства ритма дети разучивают на музыкальных занятиях, во время прогулок, на утренней гимнастике, поэтому смысл и принцип выполнения дошкольники усваивают успешно, а вот качество выполнения во время занятий ритмической гимнастикой. Сформированные ритмические умения и навыки сохраняются и используются детьми в самостоятельной музыкальной деятельности, в повседневной жизни. [29]Обучение, развитие музыкальных способностей, чувства ритма идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение ритмических движений детьми затруднений не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать музыкально – ритмические движения своего тела. Музыкальные упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением.[30] Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально – ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим чувством ритма, телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей. Для того чтобы выяснить, действительно ли комплекс ритмической гимнастики может повлиять, на формирование ритмичности движений у детей старшего дошкольного возраста проводилось исследование, которое состояло из 3 этапов. В обеих группах детям были предложены упражнения для оценки музыкальных способностей, развития их чувства ритма.
При определении уровня развития, чувства ритма детей в зависимости от выполнения различных элементов использовались оценки от 1 до 3 баллов. Правильное ритмически точное исполнение оценивалось в 3 балла; неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после повторного показа – 2 балла; неверное –1б.
Таблица 2.3.
Результаты контрольной группы на контрольном этапе эксперимента
И.Ф ребенка Выр.исп. упр. для рук и ног Ладовое чувство Музыкально–слуховые представления Чувство ритма Уровень
1.Батыгина Маша 4/5 9 8 10 36- выс-ур2.Гаврилова Анна 5/3 7 6 7 28- ср-ур3.Главнова Юлия 5/5 7 9 9 35- выс-ур4.Демьянов Вадим 4/4 9 8 9 34-выс-ур
5.Давыдова Валерия 6/4 6 6 6 28-ср-ур
6.Завалишина Настя 5/4 8 8 8 33- выс-ур7.Зиганшина Диана 4/6 8 8 8 34-выс-ур
8.Закирова Айгуль5/4 8 8 9 34-выс-ур
9.Иванов Данил 3/6 7 7 7 30-ср-ур
10.Козлова Полина 5/4 8 8 8 33в.ур
Таблица 2.4.
Результаты экспериментальной группы по уровню развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
И.Ф ребенка Выр.исп. упр. для рук и ног Ладовое чувство Музыкально–слуховые представления Чувство ритма Уровень
1.Казакова Маша 5/5 9 8 10 37-выс-ур
2.Николаева Виктория 5/4 6 6 9 30-выс-ур
3.Панфилова Лиза 4/4 9 8 7 32-выс-ур
4.Сафина Инзиля5/5 8 8 8 34-выс-ур
5.Хусаинов Замир5/4 6 6 6 27-ср-ур
6.Хасанов Эмир 4/5 8 8 8 30 выс-ур7.Фатхутдинова Элина 4/5 6 6 6 27-ср – ур8.Усанов Саша 5/5 8 8 9 35-выс-ур
9.Патаев Владик 5/4 7 9 9 34-выс-ур
10.Тихонова Анна 4/5 6 6 6 27 ср-урТаким образом, исследуя эффективность развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста через систему музыкальных упражнений, мы получили следующие результаты. При создании определенных социально - педагогических условий, применяя неординарные методы и приёмы музыкального воспитания в экспериментальной группе с высоким уровнем развития чувства ритма стало - 90% детей, а в контрольной - 70%, со средним уровнем - 10%, а в контрольной - 30%, в экспериментальной группе отсутствуют дети с низким уровнем развития чувство ритма, а в контрольной с низким уровнем развития чувства ритма – 10% детей старшего дошкольного возраста. Отсюда можно сделать вывод, что результаты в экспериментальной группе намного выше, чем в контрольной. Если сравнить, с высоким уровнем развития - на 20% выше, со средним уровнем - ниже на 20% и с низким уровнем - 0% в обеих группах.В итоге, результаты контрольного этапа эксперимента положительные и эффективные.
Таблица 2.5.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по диагностике уровня развития музыкальных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Наименование группы детей Высокий уровень Средний Низкий
Констатирующий этап эксперимента
Контрольная 40% 30% 30%
Экспериментальная 50% 40% 10%
Контрольный этап эксперимента
Контрольная 70% 30% 0%
Экспериментальная 90% 10% 0%
Данная таблица по диагностике музыкальных творческих способностей, развития детей старшей группы говорит о том, что: на констатирующем этапе в экспериментальной группе всего 50%детей имеют высокий уровень развития музыкальных творческих способностей, 40% детей – средний уровень и 10%детей - низкий уровень. В контрольной группе уровень развития музыкальных творческих способностей через музыкально – ритмические движения составляет-40% детей - с высоким уровнем, 30% детей - со средним уровнем и 30% детей - с низким уровнем развития музыкальных творческих способностей. На контрольном этапе эксперимента после проведения формирующего этапа работы в экспериментальной группе мы видим значительные изменения 90% детей имеют - высокий уровень, 10% - детей средний уровень и 0%детей - низкий уровень. В контрольной группе 70% детей имеют - высокий уровень, 30%детей - средний уровень и 0% детей - низкий уровень.
Таким образом, развитие чувства ритма, музыкальных творческих способностей через музыкально - ритмические движения после формирующего этапа эксперимента присутствует у детей экспериментальной группы на более высоком уровне. Проанализировав теоретический и практический материал нашего исследования, мы пришли к выводу, что необходимо с дошкольного возраста создавать определенные социально – педагогические условия для развития чувства ритма, музыкальных творческих способностей, музыкального творчества. Важно реализовать в области музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста:
- Использование интенсивных методов музыкального развития, обучения.
- Обеспечение соответствующих социально - педагогических условий, выбор оптимальной системы музыкальных занятий.
- Подготовленность дошкольных работников к осуществлению музыкально - эстетического воспитания детей дошкольного возраста,
- Объединение усилий педагогического коллектива на решение задач совместно с родителями по проблеме музыкального воспитания.
ВыводыТаким образом, из всего выше сказанного следует, что развитие музыкально - ритмических движений, чувства ритма, музыкальных способностей осуществляется уже с дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической, методической, литературы показал, что развитие музыкально – ритмических движений детей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Именно музыкальные занятия помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.
Поэтому работу по развитию музыкальных, ритмических способностей нужно проводить, начиная с младших групп. Но так как совершенствование чувства ритма у маленьких детей - процесс сложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей это дошкольный возраст. Способность правильно, выразительно, ритмически точно исполнять музыкально - ритмические движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему музыкально - ритмические движения. А от того, как правильно выполняются музыкально - ритмические упражнения зависит степень нагрузки на какую-либо часть тела, точность исполнения, собственно развитие чувства ритма, музыкальных способностей, в целом. Поэтому работу по формированию музыкально - ритмических движений следует проводить на музыкальных занятиях, которые будут детям интересны, а сложность по своей сути не будет отвлекать дошкольников от работы. Включение в музыкальные занятия со старшими дошкольниками специальных заданий с выраженной ритмической доминантой, позволяет более эффективно по сравнению с традиционной методикой, формировать у них ритмические способности, не снижая при этом общего уровня музыкальной подготовленности. Такие научно - методические подходы, неординарные методы и приемы позволяют развивать ритмические способности, играющие ведущую роль в процессе освоения новых форм музыкально - ритмических движений.
ЗаключениеДля проверки эффективности разработанных комплексов музыкально- ритмических движений для развития чувства ритма, музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста был проведён сравнительный педагогический эксперимент, результаты которого позволили рассмотреть изменения в уровне развития исследуемых методов и приемов развития чувства ритма, музыкальных способностей.
Положительные изменения в повышении уровня чувства ритма, музыкальных способностей отражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чём свидетельствуют более выраженные изменения показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Разумеется, положительные изменения произошли и в контрольной группе, где конечно результаты отличались от исходных данных.
Однако, темп эффективности в экспериментальной группе оказался значительно выше, чем в контрольной группе. В результате проведенного эксперимента выявилась эффективность разработанных комплексов. Полученные результаты исследования показали, что использование комплексов музыкально-ритмических движений могут находить широкое применение в детских дошкольных образовательных учреждениях. В процессе музыкальных занятий, разнообразия их типов и видов, реализации инновационных методов и приемов развития дошкольников повышается уровень развития чувства ритма, музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, обеспечиваются лучшие социально-педагогические условия для формирования ритмических навыков и умений. Воспитатель должен управлять, руководить процессом развития музыкально - ритмических движений, то есть действовать целенаправленно, ритмично, продуктивно, экономично, результативно. В результате всех проводимых разнообразных видов музыкальной деятельности, подготовки и участия детей в музыкальных занятиях, поэтапном разучивании музыкально –
ритмических движений, чёткого, выразительного показа воспитателя и подготовленных детей, учёта принципов систематичности, последовательности, дети стали свободнее ориентироваться в окружающем пространстве, у старших дошкольников повысился уровень развития чувства ритма, музыкальных способностей, появилась естественная активность, музыкально - ритмические движения стали более точными, динамичными, выразительными. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза имеет не только теоретическое, но и практическое подтверждение.
Музыка, ритм является одним из самых выразительных средств общения между людьми и их единения. Ритм в основе своей имеет моторную природу. Об этом говорят исследования, посвященные развитию чувства ритма. В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова.[11]В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально - ритмической основы произведения. Ритмика исходит из законов движения человеческого тела в пространстве. [27] Базируется она на законах музыкального ритма. Для достижения положительных результатов движение должно быть организовано, точно дозировано в распределении времени, пространства и силы. Таким организатором является музыкальный ритм.Музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный, плавный характер пляски, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, изящными. [19] С развитием музыкальных и двигательных умений и навыков появляется способность изобретать и комбинировать по своему усмотрению полученный материал. Известно, что дошкольники с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Они музыкально - ритмическими движениями доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.[25]
Исследованиями музыкального воспитания дошкольников через занятия музыкально - ритмическими движениями занимались известные отечественные и зарубежные педагоги, психологи. Среди них Теплов Б.М.,Флерина Е.А, Румер М. А., Бабаджан Т.С., Метлов Н. А., Двоскина Ю.А., Кенеман А.В., Руднева С.Д., Ветлугина Н.А., РадыноваО.П.и многие другие.
Список использованной литературыАйдашева Г. Ассаулова С., Пичугина Н. Дошкольная педагогика: Конспект лекций. – Ростов-на Дону: Феникс, 2005.
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М., Музыка,2006.
Борикова Л.В., Виноградова Н.А. «Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу». - М.: Издательский центр «Академия», 2005
Брайнин, В., Зачем развивать музыкальное мышление ребенка В. Брайнин « Искусство в школе». – 2006.
Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду».-2-е изд.,.- М.: Мозаика-Синтез,2005
Вагина, Н. Оздоровительная функция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников Н. Вагина Дошкольное воспитание. – 2010.
Гогоберидзе А., Деркунская В. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005.
Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс+, 2005
Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество. // Искусство вшколеГорюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе.
Груздова И.В. Игра – употребление в музыкальном развитии детей дошкольного возраста 2008.
Дормидонтова Л. Педагогические условия развития способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора 2010 «Дошкольное воспитание»
Домогацкая И.Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет». М.: КЛАССИКА XXI, 2005Дошкольное воспитание «Ритмическая гимнастика» 2008 год
Дошкольное воспитание «Интонационная теория музыки» 2013год
Евтеева Т.В Развитие музыкального дошкольника. О музыкальных способностях детей. 2006Журнал «Дошкольного воспитания» 2009 год. « На Кубани петь умеют».Зарецкая, Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ Н.В. Зарецкая.-2-е изд. - М: Айрис - пресс, 2006.
Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Кузнецова. Т. Журнал «Дошкольное воспитание» 2010 год. « Поиграем с Матрешкой».
Ксендзовская А. «Народное творчество в воспитании детей
опыт работы».2005
Комиссарова, Л. Ребенок в мире музыки Л. Комиссарова Ребенок в детском саду. – 2005.
Костина, Э.П. Специфика средообразовательного процесса креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников Э.П. Костина Мир психологии. – 2006.
Костина, Э. П. Сущность креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников [Текст] / Э. П. Костина // Вестн. МГУКИ. - 2007.
Кузнецова, Г. Детское музыкальное исполнительство Г. Кузнецова Дошкольное воспитание. – 2008.
Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. - М.: Таланты - XXI век, 2007
Картушина, М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2005.
Мисаилова И. Чувство ритма. Это очень просто. // Дошкольное воспитание. 2005. - №5.
Молоствова, И.Е. Специфика отбора национально-регионального музыкального материала в работе с дошкольниками И.Е. Молоствова Педагогическое образование и наука. – 2008.
Музыкальный руководитель «Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении». №1 2007
Музыкальный руководитель. «Музыкальная предметно - развивающая среда в ДОУ.» 2006
Пестерева И. Журнал «Дошкольное воспитание» 2009 год. « Смех вам да веселье. Фольклорный праздник.
Правдов М. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2006.
Праслова Г. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство – Пресс, 2005.
Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей 3-7 лет: учебно-методическое пособие М.Б. Пустовойтова. – М.: Владос, 2006.
Радынова О. П. КатиненеА.И., ПалавандишвилиМ. Л.. «Музыкальное воспитание дошкольников»: Учеб.пособие.
Севастьянова, Т. Использование карточек-моделей на музыкальных занятиях. Т. Севостьянова «Учитель» – 2009.
Торяник, Т. Воспитатель и музыкальный руководитель «Дошкольное воспитание.» –2007. - № 5.
Фадеева, С. Музыка как объединяющее начало в эстетическом развитии С. Фадеева. «Дошкольное воспитание» – 2007. - № 7.
Харченко. Т. Журнал «Дошкольного воспитания» 2008 год. « Без прошлого нет будущего».
Интернет ресурсы:
39.http://nsportal.ru-Методическая разработка по музыке по теме: «Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста».
40.http://www.ipkps.bsu.edu.ru- «Развитие образных представлений и творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях».
41.http://www.zhuravushka.1class.ru - Методическая копилка. Развитие музыкально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
42.http://www.i-gnom.ru-Программа последовательного освоения музыкально-ритмических движений 
43.http://shkolazhizni.ru - “Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста”
44.www/moi-detsad.ru Методические разработки
45. http://ritmika-979.narod.ru Ритмика
46. http://xreferat.ru Анализ влияния инсценирования песен на развитие музыкальных способностей детей
47.nsportal.ruКонсультация для педагогов "Использование в практике детского сада элементов ритмической гимнастики"
Приложение 1.
Формы организации
Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Это - занятия, различные виды развлечений.
К.Ф.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так - ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не длительностью, а ее однообразием и односторонностью», поэтому занятия вариативны в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей. Это - музыкально-тематические, доминантные, сюжетно игровые занятия.
Занятия по восприятию музыки (слушание) провожу в форме доминантных, музыкально-тематических занятий. Работа состоит в слушании музыки с подробным анализом.
Задачи по движению решаются на доминантных занятиях. Они состоят из подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть - занимает 1/4 от всего занятия - это разминка для формирования красивой осанки, пластики; упражнения на развитие основных умений и навыков, на раскрепощение двигательного аппарата: («Шалтай-болтай» (английская народная песня), «Поймай листочек, снежинку», «Весенний дождик»); речевые игры, в зависимости от поставленных задач ).
Основная часть - 2/4 времени - совершенствуем ранее полученные навыки, применяем их в творческой ситуации.
Заключительная - часть времени - снимаем напряжение, излишнюю эмоциональность. Использую игры, забавы, свободные действия под музыку.         Для проведения разминок имеются аудиокассеты с записями фрагментов из музыки к балетам А. Ш. Адана «Жизель», П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», музыка М.Глинки, С.Майкапара, А.Гречанинова. Самое главное, чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даю для овладения определёнными навыками и умениями, образного характера и носят игровую форму.
Приложение 2.
Примерная диагностика исполнительской (музыкально - ритмической) деятельности старших дошкольников.
Цель: изучить особенности исполнительской (музыкально - ритмической) деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Используемые методы диагностики:
Беседа, наблюдение, диагностические игровые упражнения, анализ продуктов детской деятельности, беседа с воспитателями, анкетирование родителей.
Беседа с детьми проводится с целью: выявить степень заинтересованности детей музыкально- ритмической деятельностью.
Примерные вопросы:
- Знаешь ли ты, что такое музыка?
- Любишь ли ты слушать музыку?
- Где ты слушаешь музыку?
- Если ли у тебя магнитофонные записи с детскими песнями, музыкальными сказками?
- Любишь ли ты петь, танцевать?
- Какая самая любимая твоя танец?
- Танцуете ли вы с мамой, папой? / Ответы детей/
Приложение 3.
Комплекс ритмической гимнастики для старшей группы
Построение в шеренгу. Маршем дети идут по кругу, перестраиваясь затем
через центр по 4 человека в 4 колонны.
1. “Наклоны головы в сторону”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вправо, 2 -
И.п., 3 –наклонить голову влево, 4 - И.п.
2.“Наклонны головы вперед и назад”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вперёд, 2 –
И.п., 3 – наклонить голову назад, 4 – И.п.
3.”Поднимание плеч”
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - поднять плечё, 2 – опустить,
3-4 – повторить. Упражнение выполняется с правого плеча, затем с левого.
4. “Плечи вперед и назад”.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – поднять оба плеча, перевести
их вперед, 3-4 – И.п., 5-6 – поднять плечи, перевести их назад, 7-8 – И.п.
5.”Поднимание стопы на носок”
И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу на насок, согнув её
в колене, при этом делая плавные движения руками перед собой , 2 – тоже слевой ноги, 3-4 – повторить. Тоже на обеих ногах.
6.“Хлопни”
И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 –развести рукив стороны, 2 –
поднятся на насочки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3 – И.п., 4 –
согнуть ноги в коленях, хлопнуть внизу перед собой.
7.“Повернись”.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – повернуться вправо, присесть,
сделать хлопок, 2 – И.п., 3 – то же в левую сторону, 4 – И.п.
8.”Часики”.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки прямые в замочке над головой. 1 – наклониться
вправо, сказать “Тик”, 2 – И.п., 3 – наклониться влево, сказать “Так”, 4 –
И.п.
9.”Спрятались-показались”.
И.п.: о. с. 1- присесть, 2 – выпрямить ноги, 3 – присесть, 4 – И.п.
10. “Хлопни под ногой”.
И.п.: ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу, согнутую в колене,
сделать хлопок, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги, 4 – И.п.
11. “Попрыгаем”.
И.п.: ноги вместе, руки на поясе.
“Крестик” – прыжки, скрещивая ноги.
“Из стороны в сторону”
12.”Бег на месте, захлест назад”
13.”Марш на месте”.
И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 - маршируя на месте поднять обе
руки вверх, сделать вдох, 3-4 - маршируя на месте опустить руки, сделать
выдох.
Волнообразные движения руками в сторону и вперёд.
14.“Спрячем ножки”.
И.п.: сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки упор сзади. 1 – согнуть вколене правую ногу, 2 – И.п., 3 – то же с левой ноги. Затем тоже 2 ноги
вместе.
15.”Наклонись пониже”.
И.п.: сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе. 1-4 – наклониться вперёд,
делая шагающие движения руками, 5-8 – возвратиться в исходное положение.
Затем делать наклоны к правой и левой ноге.
16.”Потянемся”.
И.п.: сидя на коленях, руки внизу.1 – подняться на колени, сделать хлопок надголовой, 2 – опуститься, коснуться носочков ног справа, 3 - подняться наколени, сделать хлопок над головой, 4 - опуститься, коснуться носочков ног
слева.
17.”Повернём ноги”.
И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой. 1 – обе ноги
положить вправо, 2 – И.п., 2 – тоже влево, 4 – И.п.
18.”Брёвнышко”.
И.п.: лежа на спине, ноги прямые, вместе, руки прямые над головой.
1-2 - перевернуться на живот, стараясь не сгибать рук и ног, 3-4 – И.п.
19.”Корзиночка”.
И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-4 – ноги согнуть вколенях, взяться руками за щиколодки, погнуться, удерживая такое положение,
5-8 – И.п.
20.”Отдыхаем”.
И.п.: лёжа на спине в любом удобном положении.
Марш, перестроение из колонн в круг, уход из зала.
Приложения 4.Работа с диском «Скоро в школу» ( Развиваем музыкальные способности).
Занятие
Знакомство с маршем (используя диск).
«Марш».
Ф. И.О. Вадигуллина Ляйсан Анасовна
Наименование дошкольное образования МДОУ № 19
Возрастная группа Подготовительная группа
Методика дошкольного образования Методика музыкального воспитания
Тип занятия Тема занятия Знакомство с маршем
Используемая образовательная программа Задачи .учить определять характер музыки и передавать его через движения своего тела; учить начинать движение после музыкального вступления;
- активизировать словарь детей (названия маршей, определения характера музыки) ;- развивать координацию, выразительность движений;
- совершенствовать умения слышать сильную долю такта, ритмический рисунок музыки, воспроизводить ритм звучащими жестами (с помощью кулачков, пальцев, ладоней) и на детских музыкальных инструментах;
- воспитывать в детях чувство патриотизма, сопричастности к всенародным, государственным праздникам, доброжелательность, вежливость.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) Иллюстрации марша и композиторов, видеозапись и аудиозаписьДмитрия Дмитриевича Шостаковича,«Солдатский марш» Р.Шумана, «Спортивный .марш» И. Дунаевского, проектор, обучающий диск.
Использованная литература http://www.maaam.ru
Ход занятия.
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть Ход занятия:
П.: - Дети, сегодня вы познакомитесь с еще одним музыкальным жанром - маршем. Слово «марш» означает «шествие».
Показывает иллюстрации.
Под музыку марша людям удобнее шагать, маршировать, потому он так и называется - марш, музыка его чёткая, ритмичная. Послушайте «Марш» композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.Исполняет произведение.
Какого характера эта музыка?
Д.: - Веселого, шутливого, доброго.П:. - Правильно, этот марш озорной, игривый, задорный. Но маршибывают разные: и шутливые, бойкие, и печальные, скорбные, и торжественные, праздничные. Давайте сравним «Марш» Д.Шостаковича с «Солдатским маршем» Р.Шумана из «Альбома для юношества».Исполняет марш Шумана.
Какого характера второй марш?
Д.: - Этот марш - гордый, бодрый, смелый.П:. - «Солдатский марш» Р.Шумана решительный, боевой, отважный, ведь под него шагают солдаты. А как вы думаете, кто может шагать под «Марш» Д.Шостаковича?Исполняет фрагмент.
Д.: - Игрушки.
П:. - Верно, под него могут шагать игрушечные солдатики, потому что он шуточный, игривый, озорной. Давайте еще раз послушаем эти два марша. Исполняет произведения, уточняет их различный характер.         Ребята, вы послушали марши, исполненные мной на одном инструменте фортепиано, но марши могут звучать в исполнении оркестра.Вы, наверное, видели, как шагают на параде солдаты или спортсмены. А кто же исполняет им торжественные, праздничные марши?
Д.: - Оркестр.
П:. - Правильно, на параде марши исполняют духовые оркестры. И сейчасвы послушаете «Марш» в исполнении оркестра, можете маршировать под него, как подсказывает вам музыка.
Звучит «Спортивный .марш» И. Дунаевского в грамзаписи.Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Вы сегодня очень внимательно слушали и правильно маршировали.
Приложение 5
Знакомство с вальсом (используя диск).
Ф. И.О. Вадигуллина Ляйсан Анасовна
Наименование дошкольное образования МДОУ № 19
Возрастная группа Подготовительная группа
Методика дошкольного образования Методика музыкального воспитания
Тип занятия Тематическое занятие
Тема занятия Знакомство с вальсом
Используемая образовательная программа Задачи Продолжить знакомство с композитором П.И.Чайковским.
Учить различать жанр и характер музыкального произведения (танец: плавный, задумчивый, грациозный; нежный – окрашенный грустным, спокойным или радостным чувством и т.д.).
Учить детей передавать характер музыки в движениях, оркестровать пьесу, выбирая тембры инструментов, соответствующие характеру музыки.
Познакомить детей со звучанием вальса в исполнении оркестра.
Закреплять знания детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) Презентация, иллюстрации композиторов и вальса,
Предварительная работа Беседы о композиторах.
Использованная литература festival.1september.ru
Ход занятия.
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть Музыкальный руководитель. Дети, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного русского композитора, создавшем музыкальные произведения, известные во всём мире (слайд 4а).П.И.Чайковский родился в семье горного инженера (слайд 4б).
Отец композитора очень любил музыку и даже музицировал на флейте, а его мама играла на фортепиано и часто пела популярные песни и романсы (слайды 4в, 4г).
А кто помнит, на каком инструменте играл сам Чайковский? (Фортепиано.) (слайд 4д)
П.И.Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека. Его музыка очень мелодична, мелодии, близки – народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны. П.Чайковский очень любил вальсовый ритм и часто использовал его в операх и симфониях. Композитор написал три балета-сказки: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица», знаменитый «Детский альбом», цикл «Времена года» и много других произведений. А с какими пьесами П.Чайковского вы уже знакомы? («Марш деревянных солдатиков», «Полька», «Апрель.Подснежник», «Песнь жаворонка», «Новая кукла».)
Музыкальный руководитель. Сейчас вы услышите одну из пьес П.Чайковского, попробуйте определить, что это – песня, танец илимарш 
(исполняется «Вальс» из «Детского альбома»). А какой это танец, как он называется? («Вальс»). Правильно, прозвучал
«Сентиментальный вальс», сентиментальный – значит чувствительный, задушевный. Какие чувства передаёт эта музыка? (Печаль, грусть, задумчивость). Да, характер вальса нежный печальный, трогательный, задушевный, чувствительный, повторяющиеся интонации в исполнении трубы и фортепиано звучат с волнением, сожалением. А вы знаете, что обозначает слово вальс? (Ответ детей.) (слайд 5а)
Правильно, в переводе с французского языка оно означает «кружиться». Это плавный танец, слушая его, чувствуешь чередование трёх долей с мягким подчёркиванием первой: раз, два, три. (Педагог исполняет фрагмент вальса, а дети прохлопывают ритм вальса.)
Вальс танцуют так, как подсказывает музыка, кружась быстро, стремительно или более медленно, плавно. Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. Со временем вальс стали танцевать на балах, и он превратился в бальный танец. (слайд 5б)
Вальс – один из красивейших бальных танцев. В столице Австрии, Вене, ежегодно проводится рождественский бал, где под волшебную музыку И.Штрауса кружатся нарядные пары. (Показ слайдов, видеозапись танца), (слайды 5г, 6)
По характеру вальсы бывают разные – грустные, печальные, плавные, весёлые, задумчивые, праздничные, грациозные. По темпу – быстрые, медленные, спокойные, а бывают порывистые, стремительные. Послушайте и скажите, какие чувства, настроения передаёт этот вальс?
(Звучит «Маленький вальс» Н. Леви).
Музыкальный руководитель. Правильно вальс Натальи Николаевны Леви – нежный, спокойный, светлый задумчивый, песенный. Первый раз мелодия звучит в среднем и высоком регистрах – нежно, плавно, спокойно, светло (исполняет фрагмент), а второй раз она начинается в нижнем регистре, немного грустно, задумчиво, но эта грусть мимолетная, как проходящая тучка на небе. Мелодия немного нахмурилась и тут же просветлела, улыбнулась, зазвучала радостно и нежно (исполняет фрагмент).
Музыкальный руководитель. А какие музыкальные инструменты подходят для оркестровки вальса? (Колокольчики, погремушки, шаркун.) Сейчас я раздам вам колокольчики и шаркуны. Когда вы услышите мелодию в среднем и верхнем регистрах, вы будете играть вместе со мной на нежных, звонких колокольчиках, а когда услышите мелодию в низком регистре – на шаркунах. (Дети оркеструют пьесу.)
Перед вами карточки разного цвета, выберите те цвета, которые бы соответствовали настроению нашего вальса (нежные, светлые тона).
Музыкальный руководитель.
Вместе с музыкой хорошей. К нам приходит волшебство.Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его! (С.Т.Прокопьева.)
Музыкальный руководитель. А теперь представьте, что нас пригласили на бал в старинный замок. Сейчас я подниму вот эту волшебную палочку, и мы в нём окажемся. Хотите?
Раз, два, три, все покружились
В старинном замке очутились!
(Звучит волшебная музыка.) (слайд 7а)
Музыкальный руководитель. Какой красивый зал! (слайд 7б) С расписным потолком, стенами и множеством горящих свечей! Как необычно мы одеты! На девочках – красивые длинные бальные платья, с множеством оборок и украшений, а на головах – роскошные причёски с красивыми перьями. Мальчики все одеты в чёрные фраки с белоснежными рубашками и бабочками на шее (слайд 8).Тише, тише, но вот в замке заиграла музыка (слайд 9а)
Очень, уж суров на вид,Спиной к зрителям стоит.
Палочкой взмахнул своей,
Как волшебник чародей,
 Указал, кто начинает,
И когда солист – вступает,
Где ударные звучат,
И где струнные молчат.
В ожиданье замер зал,
И оркестр заиграл! (С.Волков)
(Звучит «Вальс» И.Штрауса в записи).
Музыкальный руководитель. Прозвучал «Вальс» известного австрийского композитора Иоганна Штрауса. А какой характер был у этого вальса? (Ответ детей.) Правильно, музыка звучит нежно, ласково, но он радостный, счастливый, восторженный. Даже такое чувство, как нежность – может быть разным: или немного грустным (в вальсе Чайковского) или спокойным (в вальсе Н.Леви) илирадостным, как в этом вальсе.Ребята, в исполнении какого оркестра прозвучал вальс (симфонического), а кто им управлял (дирижёр). А на каких музыкальных инструментах в симфоническом оркестре играют музыканты? (Показ слайда с музыкальными инструментами, дети называют их.)
(слайд 9б)
Музыкальный руководитель. Ребята, а кто хочет присоединиться к гостям и потанцевать вальс? Давайте постараемся передать настроение вальса плавными, лёгкими и неторопливыми движениями. Будем танцевать, мягко ступая, плавно покачиваясь, кружась. Мальчики, приглашайте девочек!
Партнёр, партнёршу подхватил
И в вихре вальса закружил
Чтоб вальс красиво станцевать,
Давай под музыку считать.
Движенья лёгкие смотри:
Шажок, другой! И – раз-два-три!
(Звучит «Вальс» И.Штрауса, дети танцуют под музыку (слайд 10)Музыкальный руководитель. Понравилось? И вы мне все очень понравились. Но нам пора возвращаться, да и бал закончился. Где моя волшебная палочка? Раз, два, три! (Звучит волшебная музыка). Вот мы и дома. Мы будем с вами вспоминать бал в старинном замке и плавный, нежный, вальс.
Приложение 6.
Дидактическая танцевальная игра
на развитие детского творчества
«Озорные ножки»
(старший дошкольный возраст)
Цель:
учить выполнять движения, раскрывающие текст песенки;
упражнять детей в выразительности исполнения танцевальных жестов:
«приглашение», «помощь», «благодарю»;
совершенствовать дробный шаг, танцевальные движения для ног
(«выставление ноги на пятку», «ковырялочка», «каблучок»,«топотушки», «гвоздики»);развивать умение использовать знакомые танцевальные движения всвободной пляске.
Описание игры:
I часть
Дети стоят в кругу. Игру начинает водящий (педагог или назначенныйребѐнок).Исполняя песенку, водящий движется по кругу дробным шагом:
Текст песенки: Движения:
Вот какие у меня озорные ножки, выполняет дробный шаг,
Вот как весело идут прямо по дорожке.
Буду друга выбирать, останавливается,
Чтобы вместе танцевать.поворачивается лицом к
выбранному партнѐру,
Мне дружочек помоги – делает низкий поклон,
Танцевать выходи.
протягивают друг другу
правую руку,
Расступитесь: мы вдвоѐм
Танцевать сейчас пойдѐм!
Приложение 7
Дидактическая игра
на развитие танцевального творчества
«Учитель танцев»
(старший дошкольный возраст)
Цель:
учить определять танцевальный жанр по музыкальному фрагменту
(фортепианное исполнение или аудиозапись) и танцевальнымдвижениям, изображѐнным на карточке (полька, вальс, русскаяпляска);
упражнять в составлении танцевальной композиции из танцевальныхдвижений, изображѐнных на иллюстрированных карточках (2-3движения);
развивать танцевальное творчество, артистичность.
Ход игры:
I вариант
Педагог предлагает детям послушать музыкальные фрагменты
«Маленький вальс» муз. Н.Леви, «Полька» муз. С.Рахманинова, «Ах, вы,
сени» рус.нар. мел. и определить какой танец можно исполнить под эту
музыку.
Детям, которые первыми правильно узнали танцевальный жанр,
предлагается найти карточки с движениями, соответствующими этому
танцу (вальс, полька, русская пляска).
Педагог предлагает ребятам составить танцевальную композицию,
используя движения, изображѐнные на карточке в той последовательности,
которую они придумают сами.
II вариант
Дети так же, как и в первом варианте, слушают музыку и находят
нужную карточку.
При составлении танцевальной композиции педагог предлагает детям
использовать не только те движения, которые изображены на карточке, но и выбрать другие движения, соответствующие определѐнному жанру, которые предложены на других карточках.
Дети выбирают лучший танец и юный хореограф «разучивает» его совсеми детьми, т.е. группа детей выполняет движения по показу ребѐнка.
Приложение 9
Примерный репертуар для родителей по развитию творческого потенциала детей.
На лошадке» В.И.Витлина«Скакалки» А.Петрова
«Упражнение с лентой» Музыка Кишко
«Ах ты, берёза» Русская народная мелодия
«Ой. Лопнул обруч», Украинская народная мелодия
«Ищи»Т.П.Ломовой
«Казачья»Т.А.Вилькорейской«Детский краковяк»Ю.М.Слонов
«Задорный танец» Золотарёва. М
«Марш», «Бег», музыка Е. Тиличеевой;
«Марш и бег», музыка Ан. Александрова;
«Ходим-бегаем», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Френкель;
«Догонялки», русская народная мелодия;
«Как у наших у ворот», русская народная мелодия в обработке А. Быканова; пляска с платочками — русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой;
«Полька», музыка Б. Сметаны;
танец с игрушками — «Мишка с куклой», музыка Б. Качурбина;
танец с цветами — «Вальс», музыка С. Майкапара;
«Хоровод», музыка Б. Можжевелова;
пляска «Зеркало», русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек» в обработке М. Раухвергера;
«Приглашение», украинская народная мелодия;
полька — эстонская народная мелодия;
«Танец с воздушными шарами», музыка М. Карминского;
Приложение 10
Историческая справка
Ритмика и ее предназначение
   РИТМИКА – специальный предмет, музыкально – педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Движение, как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии, свойственно детям любого возраста.
   Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, её темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте ими усваиваются легче через движения.
   Основоположником ритмики, как действенного метода музыкального воспитания, является швейцарский композитор, педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950 г.г.).
  Далькроз искал новые пути в музыкальной педагогике. Своей плодотворной практической деятельностью он доказал, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека.
  Назначение своей системы Далькроз сформулировал так:
  «Цель ритмики – подвести её последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не только «я знаю», сколько «я ощущаю» и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития эмоциональных способностей и их творческого воображения».
   Двигаться, как подсказывает музыка, – строгий закон, который следует неукоснительно соблюдать на всём протяжении занятий ритмикой.
   В основе занятий лежит изучение тех средств музыкальной
выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть выражены в движении. Это темп, динамика, метроритм, строение музыкального произведения (музыкальная форма), регистровые и ладовые особенности, которые определяют тот или иной характер музыки.
    Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям определённую эмоциональную окраску и выразительность.
Приложение 11.
Модель по развитию у детей музыкально – ритмических творческих способностей.
На стадии предварительного представления об упражнении педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения (движения), а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение. Название упражнения, вводимое педагогом, создает условия для формирования его образа, активизирует работу ЦНС детей.
Углубленное разучивание упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Основным методом обучения является целостное выполнение упражнения. Расчленение движения происходит только в случае уточнения его деталей. Количество повторений в одном занятии увеличивается по сравнению с предыдущим этапом.
Закрепление и совершенствование фигур танца характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущих стадий работы над танцем, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом – соревновательный и игровой.
Приложение 12.
Тесты для определения творческих, ритмических способностей:
1. Бег, ходьба с повторением (определяется способность ритмично, быстро и точно изменять свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).
2. Играется спокойная, плавная музыка. Статическое равновесие (выявляет и тренирует ритмические, ко¬ординационные возможности детей).
3. Подбрасывание и ловля мяча (на ловкость, ритмичность).
4. Подпрыгивание на обеих ногах, имитация движений мяча (ритмичность, выразительность, умение вслушиваться в музыку, ловкость.5. Прыжки через скакалку под музыкальное сопровождение (ритмичность, ловкость, гибкость).
6. Гибкость (характеризует ритмичность, подвижность, энергичность).