Конференция на тему : Самовоспитание и и самообразование классного руководителя


«Самовоспитание и самообразование классного руководителя»
Цель: обсуждение средств и условий, стимулирующих самообразование учителя – воспитателя и обеспечивающих его личностно-профессиональный рост.
«Педагог живёт до тех пор, пока он учится» (К.Д.Ушинский)
Введение
Целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога. Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя, воспитателя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какой фактор прежде всего и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности? Авторы научных трудов приходили к единому выводу: таким фактором является профессионально-педагогическая направленность личности учителя- воспитателя.
Как писал выдающийся немецкий педагог Адольф Вильгельм Дистервег : «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
Педагогическую деятельность можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Искусство умственного и нравственного воспитания есть лишь "искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не простого сообщения сведений и назиданий". Ничем неискоренимое стремление человека к самообразованию лежит в самой его природе, обусловливается самым существом его. Каждый организм есть самодеятельное начало, носящее в себе источник деятельности.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Вот некоторые мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Творческая индивидуальность педагога. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль. Как писал выдающийся русский педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «О воспитании»: «Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и её результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним». «Творчество – это деятельность в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.»
Стремительный рост современной науки, развитие информационных технологий, огромное разнообразие учебных пособий, методической литературы.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Ответственность за свою работу, понятие «профессиональной чести».
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? В праве ли он тогда преподавать? «Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» (А.В. Дистервег)
Формы самообразования учителя.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Тема, над которой работает учитель. Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают индивидуальную тему по самообразованию, над которой работает учитель и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Каждый учитель имеет личный план самообразования. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В процессе работы каждый учитель накапливает дидактический материал по выбранной теме. Эта тема может быть реализована на открытом уроке, выступлении на м/о, педсовете.
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя-воспитателя:
Чтение педагогических периодических изданий;
Знакомство с новинками методической, педагогической и предметной литературы;
Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
Дискуссии, обмен опытом с коллегами;
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
Изучение информационно-компьютерных технологий
Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете
Ведение здорового образа жизни, занятия спортом. Хорошее самочувствие – залог успешной работы и хорошего настроения.
Приятно отметить, что в нашей школе большое внимание уделяется повышению квалификации учителей:
Все учителя проходят курсы повышения квалификации;
Регулярно проходят педсоветы, организована работа М/О;
Организовано взаимопосещение уроков;
Уделяется внимание повышению компьютерной грамотности.
Результаты самообразования:
повышение качества преподавания предмета (учитель чувствует себя увереннее, хорошо ориентируется в море современных учебных пособий, владеет современной методикой, может решать возникающие задачи разными способами);
разработка или публикация методических пособий, статей, программ, сценариев разработка новых форм, методов и приемов обучения доклады, выступления на совещаниях, конференциях разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии разработка и проведение открытых уроков
создание комплектов педагогических разработок проведение мастер-классов, обобщение опыта.
Воспитание и самовоспитание
Воспитание неотрывно связано с образованием, поскольку оно создаёт основу для проявления и развития природных задатков и способностей.
Подводя к пониманию роли воспитания в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % - своим способностям и склонностям. Результаты труда педагога не всегда ощутимы сразу. Чаще всего они проявляют себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. Как говорил К.Д.Ушинский, только личность способна воспитать личность. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение». «Самая важная часть воспитания образование характера». «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». (К.Д.Ушинский) Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.
Отсюда ясно, что необходимо развитие самого педагога, eго интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.
Учитель, который стремиться к познанию, реализации и преумножению своего профессионального потенциала, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и для самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность.
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Однако, мы не можем переложить свои знания, идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было чужую голову и сердце. Мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой родились бы известные мысли и чувства. Как писал К.Д.Ушинский: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета»
Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям:
трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.
Вспоминаются такие слова В.А.Сухомлинского: «Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует одна радость – радость потребления. Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает».
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.
Вот какие признания мы находим в опубликованных дневниках известных деятелей прошлого. В дневнике великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского читаем, например, следующие правила, которые должны были помочь ему в самовоспитании
Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
Прямота в словах и поступках.
Обдуманность в действиях.
Решительность.
Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится.
Издерживать только на необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать.
Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.
Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».
И всю жизнь Ушинский производил впечатление человека, который умел прекрасно управлять своими поступками, управлять собственной личностью.
В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий. Самовоспитание - целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.
Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения.
Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это, к составлению ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).
Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию?
1. Социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Следует стараться, чтобы у каждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию.
2. Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и одноклассников. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направленность, следует всячески поддерживать. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие учащегося, умалять его положение в классе или школе и вызвать у него раздражение и противодействие.
3. Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитании оказывает создание атмосферы определенной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки и определенного творчества практически каждого учащегося. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению.
4. Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетической сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию.
5. Побуждают к активной работе над собой обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся.
Основные этапы процесса самовоспитания
1) Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо решил, что он будет делать (цель) и каким он хочет стать (идеал, образ самого себя в будущем).
2) Самоанализ.
3) Самооценка.
4) Разработка программы самовоспитания. Начинать, конечно, лучше с более простых целей и программ, например: всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта самовоспитания его программы естественно, должны Начинать, конечно, лучше с более простых целей, например: всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».
5) Разработка методов его осуществления. В системе этих методов обычно используются следующие: а) самоубеждение; б) самообязательства; в) самопринуждение; г) самоприказ; д) самокритика; е) мысленный перенос себя в положение другого человека ; ж) самонаказание.
6) Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.
Подводя итог разговору на тему самовоспитания, хочется снова процитировать Адольфа Дистервегера: «Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.» «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»

Заключение
Что понимается нами под понятием «успешная деятельность педагога»? Есть внутренние составляющие успешности – это цель, как процесса обучения, так и самого учителя в этом процессе, личность педагога, с его профессиональными и личностными качествами, а также технология учебно-воспитательного процесса. Помимо этого, есть и внешние составляющие успешности. Это администрация учебного заведения, педагогический коллектив и, конечно же, учащиеся и родители. И внешние и внутренние составляющие ведут педагога к самореализации, самообразованию, саморазвитию и т.д.
Итак, перечислим ещё раз возможные средства и способы самообразования:
Работа над методической темой по самообразованию.
Подбор дидактического и наглядного материала
Проведение открытых уроков
Выступления на педсоветах и м/о, обмен опытом с коллегами
Взаимопосещение уроков, не только по своему предмету, но и по другим предметам (можно научиться организации урока).
Посещение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, по возможности, посещение уроков в других школах.
Знакомство с новинками учебно-методической литературы
Овладение инновационными технологиями
Более активно участвовать в методической работе на уровне района.
Подготовка способных учащихся к олимпиадам, конкурсам

Для оценивания успешности работы учителя можно использовать следующие критерии:
Творческий подход к работе, умение заинтересовать учащихся;
Создание на уроке атмосферы благожелательности, чтобы дети учились с радостью и каждый ребёнок мог бы раскрыться с лучшей стороны;
Проведение открытых уроков;
Организация факультативов, секций, кружков для учащихся;
Руководство школьным предметным методическим объединением
Чтение лекций для педагогической общественности;
Научно-исследовательская работа;
Участие в творческих профессиональных конкурсах;
Научно-популярные и педагогические публикации;
Руководство учительским семинаром, временной исследовательской группой, лабораторией;
Разработка и апробация собственной предметной программы, учебных пособий, средств наглядности;
Участие в подготовке и проведении общешкольных внеклассных мероприятий по предмету: олимпиады, конкурсы;
Обучение молодых специалистов;
Повышение квалификации и самообразование;
Состояние кабинета;
Учебные результаты детей (срезы, экзамены, конкурсы).

Успешность работы учителя зависит и от взаимоотношений руководителей школы с учителем. Открытые доверительные отношения складываются только в том случае, когда в их основу заложены и действуют принципы: понимать, изучать, помогать! Понимание проблем и затруднений учителя предполагает сопереживание ему, отождествление себя с ним.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Xђ Заголовок 115