Статья Система работы по развитию творческих способностей учащихся


Система работы по развитию творческих способностей учащихся.
Тема моего проекта: «Система работы по развитию творческих способностей учащихся начальной школы». Развитие творческих способностей происходит через учебную, внеурочную деятельность и дополнительное образование: предметные олимпиады, дистанционные проекты, творческие, социальные конкурсы и.т.д. Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
Обучение детей должно отвечать их существенным потребностям. Передо мной стояли задачи: выявить творческие способности детей, создать для них такие условия, где они могли бы их развивать.
Работу с детьми делю на три основных этапа:
1-й этап – этап изучения творческих способностей детей.
На этом этапе собираю предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. Совместная работа с воспитателями детских садов – это начало решения проблемы. Наша школа тесно сотрудничает с детским садиком «Цветные огоньки» № 112. Большинство детей поступает в первый класс из этого детского сада. Поэтому, чтобы лучше узнать детей, я в течение года посещала занятия, наблюдала за детьми, индивидуально беседовала с воспитателями, посещала педагогические советы, проводимые по итогам работы в подготовительных группах. Вместе с детьми детского сада и учащимися четвертого класса проводили оздоровительно-воспитательные мероприятия: «Живая душа природы», «В гостях у сказки», «Спортивные праздники». Ребята детского сада посещали занятия по подготовке детей к школе, по окончании которых провела классное родительское собрание «Скоро в школу». Родителей попросила ответить на вопросы анкеты: «Чем интересуются ваши дети?», «В какой области проявляются способности вашего ребенка?» Для родителей на первых порах использовала методики: «творческие способности детей», "интеллектуальный портрет". Проанализировав ответы, выявив интересы и склонности детей, задумываюсь над тем, чему и как учить детей, как способствовать их оптимальному развитию. В первой четверти провожу вместе с психологом школы диагностику детей, чтобы определить уровень интеллектуального развития первоклассников. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, дети, которым нужна индивидуальная помощь учителя.
2 - й этап - оценочно-коррекционный
На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Понимаю, что нужно создать такую учебно-развивающую среду, в которой ребенок испытывает радость от учебы, от общения с одноклассниками и учителем. Моим девизом стали слова Сократа «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить». Исходя из потенциальных возможностей каждого ученика, планирую учебную и внеурочную работу так, чтобы на оптимальном уровне развивать творческие способности детей. На уроках применяю дифференцированный, проблемный методы обучения, а также групповую, парную, индивидуальную формы обучения. Сильные ученики - мои помощники на уроке: они выполняют роль консультантов при групповой и индивидуальной работе. Продумываю разноуровневые задания с учетом учебных возможностей учащихся. Например, сильные ученики на уроке математики решают задачи разными способами, составляют свои задачи, подбирают задания для тестов. На уроках русского языка применяю разнообразные виды работы: блиц – опрос по правилам, зрительные диктанты при словарной работе, составление словарных диктантов на определенную тему, задания в игровой форме, например «четвертый лишний», устные рассуждения на грамматическую тему «Можем ли мы на слух отличить предлог от приставки», творческие диктанты, диктанты с изменением текста, дифференцированные варианты тестов, сочинения – описания, сочинения – повествования. На уроках окружающего мира и литературного чтения учащиеся делают сообщения по индивидуальным заданиям, защищают проекты, активно участвуют в инсценировании героев литературных произведений, где проявляется их индивидуальность, талант. Когда мы изучаем сказки, дети составляют викторины, кроссворды, ребусы, книжки малышки любимых авторов, сопровождая их своими рисунками. Систему заданий для детей продумываю таким образом, чтобы у них возникла необходимость воспользоваться дополнительным источником знаний: интернетом, энциклопедиями, справочниками, словарями. Продуманная работа с детьми помогает им реализовать свои способности в олимпиадах, конкурсах. Во всероссийской дистанционной олимпиаде по литературе «Осенний марафон» в 2012 году ученик 4 класса занял 2 место. В этом учебном году 5 учащихся первого класса в дистанционных олимпиадах по русскому языку заняли 1 место в проекте «Инфоурок», на дистанционном образовательном портале "Продленка" 1 место. Во всероссийской дистанционной олимпиаде "Лучший ученик" для 1-2 классов, которая проводилась на сайте Санкт – Петербурга «45 минут», пять учеников 1 класса заняли первое место. В международном проекте videouroki.net в дистанционных олимпиадах по русскому языку и математике две ученицы - 1 место.
Я всегда стремлюсь приобщать детей к творческой работе как на уроках, так и во внеурочное время. Два раза в год мы проводим школьные олимпиады по русскому языку и математике. Мои учащиеся становятся победителями школьных олимпиад. В открытой целевой программе «Эрудит» по русскому языку ученица 4 класса заняла 2 место.
Все дети талантливы, но каждый из них талантлив по – своему. Особенно ярко это проявляется при организации проектной деятельности.
Мои ученики 4 класса «А», выпускники 2013 года, активно участвовали в проектной деятельности с 1 класса. Опыт работы показывает, чем раньше мы начинаем эту работу с детьми, тем полнее, шире раскрываются их таланты. Учащиеся защищают свои проекты, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своими работами. Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться, какие проекты можно представить на конкурсах разного уровня.
В городском конкурсе проектов «Креатив» ученики 1 класса заняли 3 место, 2 класса 2 место и 4 класса 1 место, защищая проекты. В городских конкурсах «Будьте здоровы» и «Эвритошка» - 2 и 3 место.
В областном конкурсе «Стиль жизни», рекламируя спортивную форму, стали победителями.
Продуманная работа с детьми способствует возникновению у них потребности в саморазвитии; формирует готовность к творческой деятельности, повышает собственную самооценку. Дети активно участвуют во всех мероприятиях, фестивалях, конкурсах, акциях, где развиваются и реализуются их способности. В городской акции «За жизнь без барьеров» в конкурсе фоторабот в 2012 году ученик 4 класса занял 2 место, в 2013 ученица 1 класса - первое место в конкурсе мультимедийных презентаций. В городском конкурсе «Наша школьная библиотека» в номинации «Волшебное перо» учащиеся 4 класса заняли 1, 3 место. Ученица 1 класса во всероссийской олимпиаде для 1-2 классов "Правила хорошего поведения!" - 2 место.
Особенно ярко творческие способности детей проявляются при проведении внеклассных мероприятий. На городском семинаре для библиотекарей дети провели мастер – класс по теме: «Фразеологизмы», был выпущен киножурнал «Ералаш». Давайте его посмотрим. Дети, начиная с 1 класса, живут интересной, насыщенной школьной жизнью, осуществляют серьёзные творческие планы, развивают свои способности. Об этом мы можем посмотреть в детской презентации «Интересное о школе», где собран материал о школьной жизни детей с 1 по 4 класс.
Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащиеся могли проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, умение применять их в средней школе.
В работе с детьми использую следующие формы:
предметные недели;
олимпиады разных уровней;
кружки;
конкурсы: всероссийские, областные, городские, школьные;
фестиваль наук; интеллектуальные ринги; марафон знаний;
работа по индивидуальным планам;
родительские всеобучи.

4-й этап – заключительный
Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Я продолжаю отслеживать успехи детей и привлекаю их к участию в различных конкурсах, праздниках. В этом году учащиеся первого и 5 «А» классов в городском конкурсе «Наша школьная библиотека» в номинации «Кладезь знаний!» заняли 2 место. Ребята провели акцию «Муравьишкины хлопоты», выпустили презентацию книги И. Акимушкина «Причуды природы», подготовили слайд о памятнике «Крокодил Гена».
Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими фантазерами и мечтателями. Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что работу по развитию творческих способностей учащихся нужно начинать с первого класса. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои способности? Мы, педагоги, должны не просто передать знания, но и уметь пробуждать в маленьком человеке жажду познания, заинтересовать, а потом уже научить - в этом суть педагогического мастерства.
Хочется закончить свое выступление словами В.А. Сухомлинского: "В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат" и показом детской презентации «От улыбки станет мир добрее», которая заняла 1 место в городском конкурсе мультимедийных презентаций.