Методические рекомендации по проведению педагогического совета


НОМИНАЦИЯ:
Управление учебным процессом.
ТЕМА РАБОТЫ:
Педагогический совет по теме
«Личность педагога в современной школе»
(Новолыбаевская средняя общеобразовательная школа филиала МАОУ «СОШ №1»).
Разработал: О.С.Полкова,
директор филиала Новолыбаевская СОШ.
с.Новолыбаево
2015г.
Педагогический совет по теме
«Личность педагога в современной школе»

Цель: на основе обобщения опыта, изучения педагогической литературы, материалов научно-практических конференций разработать модель личности педагога в современной школе, рассмотреть критерии оценивания педагогического мастерства.
Задачи:
изучить методические материалы, характеризующие основные идеи по формированию личности педагога современной школы;
разработать модель личности педагога в современной школе;
познакомить с современными диагностическими материалами деятельности педагога;
рассмотреть основные формы обобщения педагогического опыта;
познакомить с методическими рекомендациями по подготовке аттестационных материалов педагогов;
познакомить с теоретическим аспектом создания профессионального проекта.
Ход педсовета:
Вступительное слово директора школы О.С.Полковой о необходимости и актуальности проведения педагогического совета. Постановка цели и задач.
2. Работа в творческих лабораториях по темам: «Развитие профессиональной компетенции» (1 лаборатория), «Влияние личностных особенностей на профессиональные качества педагога» (2 лаборатория).
Разработка модели личности педагога в современной школе, рассмотреть критерии оценивания педагогического мастерства.
Презентация опыта работы.
Ситуация современного нормативно-правового поля: введение новых Федеральных образовательных стандартов, вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обозначение профессионального стандарта педагога - сделали профессию учителя не только «видимой» и обсуждаемой, но и возложили ответственность на учителя за результат нововведений без права на профессиональное выгорание, отсутствие компетенций и мотивации.
Кроме того, стоит отметить и экономические предпосылки формирования запроса на эффективный результат от образовательной деятельности.
Руководитель образовательной организации может сделать многое, чтобы организация стала современной: укрепить материально-техническую базу, разработать инновационную программу развития организации, но наполнить школу новыми смыслами, «минуя голову учителя», ему не удастся.
Традиционные способы: наставничество молодых педагогов, внешние курсы повышения квалификации, система контроля – уже не так эффективны, а иногда и затратны и предполагают в некотором роде профессиональное одиночество учителя. В связи с этим стоит обратить внимание на внутренний ресурс коллектива, который обладает некими суммарными знаниями, умениями и навыками, то есть на человеческий капитал, в системе взаимодействий.
Управление профессиональными связями - ресурс, который позволяет вывести коллектив не только на новый уровень профессиональных отношений, но и откликнуться на запросы современного общества, ожидания государства, и главное – потребности ребёнка.
Социальный капитал образовательной организации может стать источником её эффективности, способом избавления от профессионального выгорания работников, мотивирующим к качественному труду и достижению целей фактором за счёт внутреннего профессионального сотрудничества и сложности модели взаимодействий и модели личности педагога.
Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей (законных представителей), так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Прежде всего, необходимо определить критерий педагогического мастерства. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. При характеристике понятия "педагогическое мастерство" возникает ряд вопросов:
1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?
2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или педагогическому мастерству можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребенка можно научить читать и писать?
3. Что является критериями педагогического мастерства?
4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.
К сожалению, до настоящего времени еще не найдены исчерпывающие ответы на большинство поставленных вопросов. Но исследователи, как правило, сходятся во мнении о необходимости рассмотрения в первую очередь вопроса о личности учителя, способной к педагогическому творчеству, сотрудничеству и обладающей педагогическим мастерством. С философской точки зрения личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании "социально значимые черты", следовательно, чтобы разработать модель личности педагога, надо в первую очередь определить, что это за социально значимые черты. С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука - это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главными индикаторами нашей деятельности. Доказательство - это опыт, представляемый учителями. 
2. Работа в творческих лабораториях.
2.1. Развитие профессиональной компетенции (1 лаборатория);
2.2. Влияние личностных особенностей на профессиональные качества педагога (2 лаборатория)
Защита мини – проектов:
1 лаборатория
Актуальность: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование  учительского корпуса. Новая школа требует сегодня  нового учителя. Современному педагогу становится необходимым  постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной,  правовой. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Цель мини - проекта: развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.
Задачи:
обеспечение доступности и качества образования
совершенствование профессиональных знаний, практических умений, значимых качеств личности направленных на успешную деятельность педагога.
Профессиональная компетентность – область профессиональной деятельности педагога по обучению, воспитанию и развитию обучающихся.
Компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально – педагогических компетенций:
Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;
Профессионально-коммуникативная;
Общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);
Предметная компетенция;
Профессиональная самореализация.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу,  школа определяет  основные пути развития его профессиональной компетентности:
Работа в методических объединениях, творческих или  проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
Инновационная деятельность педагога.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Аттестация педагогов, повышение квалификации
Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.
Реализация направлений через:
Педагогический совет


Методическую службу

Школьные цикловые методические объединения
Методический совет



Социально – психологическая служба
Информационное обеспечение образовательного учреждения

Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы (положения: «О педагогическом совете», «О школьном методическом совете», «О школьном цикловом методическом объединении», «О профессиональной этики педагога», положения к конкурсам профессионального мастерства и др.).Функции методической службы:
Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога).
Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы).
Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель,   организации работы творческих и проблемных групп педагогов,  в организации работы с молодыми педагогами, проведение школьных методических арбатов, методических дней, защиты портфолио и т.д.)
Одним из важных аспектов по формированию профессиональной компетентности является организация работы над единой методической темой «Формирование универсальных учебных действий посредством реализации технологии критического мышления», что позволяет освоить и использовать на уроках новые элементы обучения и развития в рамках реализации стандартов второго поколения.
Каждое школьное цикловое методическое объединение (ШЦМО) также строит свою работу в соответствии с единой методической темой школы. В школе создано 4 ШЦМО, приоритетными направлениями, работы которых являются:
совершенствование методического и профессионального мастерства учителей, развитие их творческого потенциала;
создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
организация взаимопомощи для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию учеников;
освоение современных методик и технологий обучения.
Ожидаемые результаты:
Развитие социальных связей;
Повышение педагогического профессионализма и педагогического мастерства;
Повышение качества образования;
Развитие и совершенствование научно – исследовательского и творческого потенциала учащихся;
Привлечение к деятельности образовательного учреждения родительской общественности.
2 лаборатория:
Обоснование: успешность профессиональной деятельности педагога определяется постановкой целей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватно современным запросам, подбором наиболее эффективных методов и приемов для их реализации, и, главное, достижением тех результатов, которые были запланированы. Качество достигаемых результатов зависит от личностных характеристик педагога, его педагогических умений, компетентности.
Вопросу о том, каким должен быть современный педагог посвящено огромное количество статей, книг, очерков. Все мнения разносторонни и интересны по-своему. Но главное - педагог - не только профессия, суть которой транслировать для подрастающего поколения знания и опыт, а высокая миссия сотворения личности, утверждение человека в человеке. Учитывая руководящую роль педагога в этой деятельности, общество всегда предъявляет к нему высокие требования. Эти требования носят объективный характер. Они включают требования к личности, к эрудиции педагога, к тем качествам, которые определяют его отношение к детям и педагогической деятельности в соответствии с моральными нормами современного общества.
Одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, остроумие, ораторские способности, артистичность. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
Цель мини - проекта – выявление у педагогов базовых личностных качеств, способствующих осуществлению успешной профессиональной деятельности.
Задачи:
проанализировать деятельность педагога в современной образовательной практике.
Выявить совокупность личностных качеств педагога как необходимое условие успешной профессиональной деятельности.
 Требования к личности педагога:
высокая ответственность гражданина и социальная активность;
любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
подлинная интеллектуальность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
физическое и психологическое здоровье, профессиональная работ способность
Личностные качества педагогаиндивидуальные
личностные


1.личностная готовность к педагогической деятельности.
2.профессиональная системная компетентность,
3.стойкая убежденность человека,
4.социально-значимую направленность личности, 5.коммуникативная и дидактическая потребность, 6.потребность общения, 7.передачи опыта,
8.устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии,
9.стремление реализовать в ней себя,
10. применить свои знания, способности,
11. отражение сформированности профессиональной направленности личности.
1.адекватность самооценки и уровня притязаний;
2.определенный оптимум тревожности обеспечивающий интеллектуальную активность педагога,
3.целеустремленность,
4.трудолюбие,
5.скромность,
6.наблюдательность,
7.контактность,
8.настойчивость.
9. остроумие,
10.ораторские способности, 11.артистичность натуры,
12. готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии.
13. педагогический такт

Все предложенные выше личностные качества можно объединить в единое понятие ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.

Ожидаемые результаты:
Установление отношений сотрудничества с коллегами внутри школы, межшкольных образовательных моделей взаимодействия (модели «школа - школа», «школа – учреждение дополнительного образования», «школа – профессиональное учреждение» и пр.).Расширение деловых контактов учителя с социальными партнерами образования: родителями, представителями других образовательных учреждений, общественных организаций, предприятий, учреждений науки и культуры. Необходимо подчеркнуть значимость семьи в решении задач воспитания и социализации подрастающего поколения.
Изменение роли учителя: от трансляции знаний и способов деятельности к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого ребенка и педагогической поддержки продвижения школьников.
Осознание педагогами потребности в повышении качества образования.
Приобщение педагогов к инновационной и исследовательской деятельности.
Председатель педагогического совета обобщает ожидаемые результаты, определенные в лабораториях и подводит к тому, что каждая творческая лаборатория пришла к выводу, личность педагога нераздельно связана с профессиональной компетентность педагога. В завершении педагогического совета проведен конкурс стендовых уроков и презентаций уроков, прошедших во время методических дней, а по завершению разработана модель современного учителя в современной школе (приложение2), рассмотрены критерии оценивания педагогического мастерства (приложение 1). (Представлен опыт работы педагогов по теме: «Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся, в разрезе реализации технологии критического мышления»).Вывод. Подводя итоги всему сказанному, хочется сказать, что труд педагога не всегда ощутим сразу. Чаще всего он проявляет себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. По определению А.В. Луначарского, - учитель - человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию
Приложение 1
Критерии оценки качества педагогической деятельности:
К1 - предметная компетентность;
К2 – психологическая компетентность;
К3 – педагогическая компетентность;
К4 – методическая компетентность;
К5 – готовность к инновациям;
К6 - общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность.
Основным методом экспертизы является наблюдение за ходом урока осуществляется по матрице педагогического анализа урока. Существует определённая структура анализа урока. Разработаны критерии анализа личностно-ориентированного урока, карта наблюдений.
Основными формами диагностической работы по определению уровня профессиональной компетентности становится педагогический мониторинг: диагностические карты успешности, анкеты, карты инноваций, оценочные шкалы, шкалированные анкеты, экспертная оценка педагогических умений учителя.
Помимо этого можно использовать следующие методы: тестирование на определение способностей педагога, достижения учащихся (контроль ЗУН), оценка учителя учениками, родителями.
Таким образом, диагностика успешности учителя поможет педагогам идентифицировать свою профессиональную состоятельность, выработать и реализовать планы действий, которые устранят недостатки.

Всё это способствует самореализации, самоактуализации, самообразованию, саморазвитию педагога.
Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности учителя (в межаттестационный период) предполагает формирование у него мотивации к профессиональному росту, корректировку содержания и организации методической работы. Обобщая опыт работы педагог может представить его в форме  творческого отчёта,  мастер-класса,  доклада,  портфолио и т.д. Итогом реализации индивидуальной программы по повышению профессиональной компетентности педагога является аттестация, а аттестационной формой профессиональный проект.
Приложение 2
Модель современного учителя

Обладает высоким уровнем общекультурной компетентности и эрудиции
Вступает в естественный партнерский диалог с учащимися
Осознает нравственный долг перед каждым учеником
Пропагандирует общечеловеческие ценности
Соответствует требованиям квалификационной категории с целью необходимого и достаточного уровня преподавания.


Генерирует идеи
Т В О Р Е Ц
И
С
С
Л
Е
Д
О
В
А
Т
Е
Л
Ь
Обладает гибким педагогическим мышлением
Обладает высоким уровнем методологической компетентности

Создает и организует творческую развивающую среду
Г У М А Н И С Т

Обладает целостным видением своего труда
Осознано развивает свою индивидуальность средствами профессии

Владеет педагогической импровизацией
У Ч И Т Е Л Ь

Находится в постоянном поиске нового, открыт к педагогическим инновациям
Имеет высокий уровень профессионализма

Владеет профессиональными педагогическими умениями:
- аналитическими;
- конструктивными;
- проективными;
- диагностическими.
Имеет высокую степень методической изобретательности
Руководит творческими работами учащихся
Владеет педагогикой сотрудничества, сотворчества
Знает и применяет нетрадиционные формы занятий м уроков
Владеет активными и интерактивными методами обучения
В совершенстве владеет педагогическими технологиями
Руководит научно – исследовательской деятельностью в школе
Создает собственные исследовательские проекты
Способен действовать в условиях неопределенности
Активно участвует в обновлении содержания образования.
Открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта

План работы педсовета
1. Заседание методического совета. Осмысление цели и концепции педсовета, формирование рабочей группы (3-я неделя ноября, ответственный - завуч).
2. Диагностические мероприятия (ответственные - завучи, председатели М/О): - наблюдение фрагментов передового педагогического опыта в виде уроков различных типов и внеклассных мероприятий; - встреча с учащимися тех классов, где работает автор опыта; - коллективный анализ опыта на заседании М/О; - предложение учащимся написать сочинение на тему "Каким я хочу видеть своего учителя" (ответственный - М/О русского языка). 3. Работа М/О (ответственные - председатели М/О): - подготовка представления на учителя, чей опыт обобщается; - подготовка персональной выставки передового педагогического опыта; - дискуссия по представлению опыта коллективу педагогов школы/ - разработка модели личности педагога адаптивной школы.
4. Заседание педколлектива. Тема заседания "Личность педагога в современной школе".
Возможные варианты представления опыта
Предлагается представить опыт в творческой форме: - живая газета об учителе; - доклад одного из членов М/О с использованием аналитических материалов (диаграммы успешности функционирования опыта); - выступление М/О в форме интервью с учителем; - выступление самого учителя с отчетом о своей работе.
Примерные вопросы дискуссии на заседании М/О 1. Какие элементы опыта могут быть использованы другими преподавателями школы? 2. Что необходимо сделать, чтобы облегчить использование опыта другими? 3. В каких условиях использование опыта будет эффективным? 4. Какие материалы необходимо подготовить для широкой пропаганды опыта?
Примерный план работы по обобщению опыта 1. Главная идея опыта. 2. Совокупность педагогических средств, используемых для решения задач. 3. Педагогическая технология (последовательность действий по использованию педагогических средств). 4. Результативность опыта. 5. Условия функционирования опыта. 6. Кому опыт может быть рекомендован и при каких условиях эффективно использован?
Примерное содержание выставочных материалов 1. Учебно-педагогическая документация (планы работы, уроков, внеклассных дел и т.д.). 2. Видеозаписи уроков 3. Дидактический материал, наглядные пособия,