Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе

Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе
Как особенности села влияют на образовательный процесс в малокомплектной школе?
        Малокомплектная школа – это наша  сельская школа.  Её деятельность соотносится с сельскими природными условиями проживания. На селе ограничены возможности для самообразования  и культурного роста: меньше фонды библиотек, меньше количество принимаемых каналов, ограничен доступ в интернет, музей, театры.  Такая ситуация оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, затрудняет возможность дальнейшего образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста.
        Замкнутость социального пространства, удалённость от культурных центров приводит к снижению значимости дополнительного образования детей, которые ограничены в возможности выбора объединений по интересам, кружков и секций.
        С другой стороны, сельская социокультурная среда более устойчива, в результате чего родители, односельчане имеют большее влияние на ребёнка, позволяя осуществлять воспитание на основе нравственных традиций и ценностей.  Но, в последнее время, наблюдается тенденция к снижению этих ценностей. И всё-таки, сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи.  Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей.
        Сельская школа, объединяя интеллигенцию, становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его  жителей.
        В целом, сельская малокомплектная школа – это социальная организация, которая является основой села, обеспечивающей его устойчивое социальное развитие. Само существование школы на селе решает многие социальные проблемы – обеспечивает культурную поддержку населения, останавливает такие негативные процессы, как миграция и в конечном итоге  «вымирание» самого села.
Как малое количество учащихся в классе-комплекте влияет на организацию образовательного процесса в малокомплектной школе?
        Особенностью образовательного процесса в малокомплектной школе является малое количество учащихся в классе, в связи с чем, общение становится более замкнутым, чем в обычной школе, отношения между детьми, как правило, ровные, лидеры отсутствуют. В таких  коллективах наблюдается общность интересов, близость во взглядах и в ценностных ориентациях, стремление к сотрудничеству, внимание и забота в отношении друг к другу.
 В этих условиях учителю легче поддерживать дисциплину, руководить образовательным процессом, нередко возникает доверительный стиль взаимоотношения учителя и учащихся, что раскрепощает  школьников,  создаёт  большие возможности для их  самовыражения.
        В классе с малой наполняемостью легче осуществить индивидуальный подход к учащимся.
Учитель имеет возможность определить к какой, психофизиологической группе  по степени проявления  нервных процессов возбуждения  и торможения относится каждый ученик, изучить особенности развития, уровень знаний и умений, черты характера, склонности и интересы. Всё это позволяет определить направления работы с каждым учащимся , выбрать индивидуальные приёмы работы. Малое количество учащихся приводит в увеличению  прямого контакта  « учитель- каждый ученик».
               Важнейшей особенностью образовательного процесса в малокомплектной  школе является  необходимость совместного объединения  детей разных классов в класс комплект, что зависит, как от объективных  (числа учащихся каждого класса, числа первоклассников, числа учителей), так и  от субъективных факторов.
        Класс–комплект представляет собой постоянную группу детей, работающую по единому учебному  годовому плану согласно постоянному расписанию.
        Формирование классов-комплектов  определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей.
        По санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам допускается объединение обучающихся первой ступени в класс -комплект. При этом обучение может происходить  двумя способами: объединение смежных (1и 2, 3 и 4 ) или разновозрастных (1и3, 2 и 4) классов.
        Рационально соединение классов- один из важных компонентов, успешной работы на уроке. При объединении классов в один комплект наибольшую трудность представляет  1 класс. Можно выделить несколько возможных вариантов объединения его с другими классами:
        1)Первый и второй  классы. В этом случае учителю удобно делать акцент на формирование общеучебных умений и навыков на общем этапе работы.
Для первоклассников- показ образца, для второклассников – повторение и упражнение в правильном действии. Поскольку произвольность внимания  у первоклассников примерно одинаковая  (5 и 8 минут), такое объединение позволяет организовать работу в парах сменного состава. Вместе с тем при таком объединении непросто  организовать самостоятельную работу  не только из-за несформированности умения  работать самостоятельно  у учащихся 1 и 2 классов, но  и потому, что дети  фактически не владеют беглостью  и правильностью  чтения.
2) Первый и третий классы. Третьеклассники уже умеют работать самостоятельно, время их произвольного внимания -10-12 минут. Это позволяет учителю организовать  самостоятельное  выполнение довольно сложных заданий. Относительная подготовленность третьеклассников даёт возможность помогать учителю в качестве консультантов- «учителей» при использовании технологии коллективного способа обучения. Однако при таком объединении у учителя может возникнуть соблазн  увеличить время и объём самостоятельной работы третьеклассников  с тем, чтобы высвободить  время для работы с первоклассниками, что приведёт к снижению  качества обучения учащихся третьего класса.
3) Первый и четвёртый классы. В этом случае  опасность  больше времени уделять первоклассникам  за счёт учеников 4 класса  ещё выше, чем в предыдущем  варианте. Вместе с тем  четвёртый класс –выпускной, в этот  период  повторяется и обобщается  учебный материал по всему начальному звену на  качественно ином уровне, т.к. у ребят появляются  новые возможности мыслительной деятельности .
        Проводить уроки одновременно с двумя, тремя, классами, где в комплекте есть первоклассники, очень сложно, т. к. старшие дети остаются в течение почти целого урока без внимания учителя  и могут отстать в учении.
        Объединение детей разных классов в класс-комплект определяет необходимость включения детей, как в самостоятельную, так и коллективную учебную деятельность. Самостоятельная работа  представляет собой такую деятельность учащихся, которая направлена  на овладение  знаниями, умениями, способами их применения  на практике без участия учителя.
        Обучаясь в классе-комплекте, ученик должен научиться :
-сосредотачиваться на выполнение задания;
-не слушать объяснения учителя  для другого класса;
-не обращать внимания на картинки  и другие демонстрационные материалы, предназначенные другим;
-не слушать ответы учеников другого класса;
-моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.
        Овладеть этими умениями непросто, приходится  тратить много сил. Эффективность учения зависит от  сосредоточенности учащихся.
        Поэтому самостоятельная учебная  работа  школьников является необходимым элементов  образовательного процесса  в классе –комплекте, поскольку позволяет учителю в зависимости от цели и вида урока сосредоточить усилия на работе с одним классом, пока другой   выполняет работу без его непосредственного участия .
        Количество чередования этапов урока зависит от многих условий: характера расписания, содержание учебного материала, степени умения учеников  самостоятельно работать, также возрастных возможностей детей. Так первоклассники в состоянии работать самостоятельно  не более 5 минут, поэтому и количество этапов самостоятельной деятельности  должно соответствовать их возможностям. Они ещё не владеют даже самыми простыми учебными умениями, помощь учителя им нужна постоянно.
        Чем старше  ученики, чем большим числом умений они владеют, тем больше возможностей для самостоятельной деятельности. Учителя как правило включают, в один урок  две –три самостоятельные работы  для каждого класса. Но дробность самостоятельной работы  разрушает целостность  восприятия учебного материала.
        С психологической точки зрения  переключаться с одного этапа урока на другой бывает трудно как учителю, так и ученику объединённого класса. Если чередование видов работы проходит в системе, то постепенно и учитель овладевает своеобразным методом работы, и ученики сосредотачиваются  на самостоятельной работе, не отвлекаясь.






15