Статья для родителей Формирование основ здорового образа жизни в сознании ребёнка


Статья «Формирование основ здорового образа жизни в сознании ребенка»
Автор: учитель начальных классов Корниенко Ирина Борисовна
Московская область, г. о. Орехово-Зуево, МОУ СОШ №1
 Всем известно, что здоровье человека зависит от нескольких факторов: от экологической обстановки в месте его проживания, от наследственных факторов и от отношения человека к самому себе. Так вот, от отношения человека к самому себе здоровье зависит в большей степени, чем от всех других факторов вместе взятых. Логично, что ответственное отношение к своему организму формируется с раннего детства. Ребенок на этапе роста и умственного развития впитывает информацию как губка. И большое значение имеет воспитание в сознании ребенка основ здорового образа жизни.
 Фундаментом в формировании основных навыков здорового образа жизни является дошкольный возраст, но эта работа интенсивно должна продолжаться в школьном возрасте. Именно в этот период легче всего воспитывать в ребенке нужные качества.
 Какие же основные понятия о здоровом образе жизни необходимо заложить в ребенке, и каким образом:
 1.Принципы здорового питания. Сформировать у ребенка понимание полезности употребления определенных продуктов достаточно сложно. Большое влияние на детей оказывают средства массовой информации. И, как правило, рекламируются далеко не самые полезные для здоровья продукты. На помощь приходят уроки Здорового образа жизни в школе. Учителя проводят классные часы по правильному питанию, беседы, с использованием презентаций, проводят игры, в которых различные здоровые продукты выступают в качестве строительных материалов для организма. Игры, которые помогают учащимся понять, что для них хорошо, а что плохо, очень разнообразны – здесь все зависит только от фантазии учителей и родителей.

 
2.Необходимость физических упражнений. Развитие опорно-двигательного аппарата и мышечного каркаса очень важно начинать с самого раннего возраста, задолго до поступления ребенка в школу. Дело в том, что с момента начала регулярных занятий в школе ребенку придется длительное время проводить в сидячем положении (на уроках в школе, за домашними заданиями), а это может привести к серьезным нарушениям осанки, и вследствие этого, различным заболеваниям внутренних органов. Первые упражнения с малышом можно проводить даже в песочнице. Самые простые инструменты (лопатки, грабельки, ведерки) в процессе игры отлично развивают мелкую моторику и улучшают координацию движений. Следующий этап – занятия на детских площадках на свежем воздухе и на спортивных комплексах дома. Простейшие упражнения, выполняемые на детской площадке при помощи родителей, закладывают основы физического воспитания и любовь к спорту. Не лишним будет приобретение простейших спортивных снарядов для дома (шведская стенка, брусья, и т.д.), а также коньков и лыж. Кроме того, в течение дня необходимо проводить короткие сеансы упражнений: утренняя зарядка, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, музыкальные подвижные игры, прогулки с элементами подвижных игр.
lefttop
В будущем ребенок, возможно, сам определит вид спорта, которым хотел бы заниматься. Здесь родителям важно доверять своему ребенку, позволяя ему развиваться именно в том направлении, которое он выбрал.

lefttop

3.Соблюдение режима дня.
Также непростая задача для родителей. Слишком много факторов влияет на активность ребенка в поздние часы: это и наличие круглосуточных детских каналов на телевидении, всевозможные компьютерные игры и так далее. Родители должны избрать рациональный способ формирования правильного распорядка дня. Жесткие ограничения развлечений – не лучший вариант, так как такие действия вызывают у ребенка протест. Лучше всего создать какой-либо традиционный «Вечерний ритуал», который будет четко ассоциировать у ребенка с отходом ко сну. Для каждой отдельной семьи это должен быть своя, особенная совокупность действий, которая будет хорошо знакома малышу. Например: послушать любимую песенку или прочитать книжку, выпить стакан молока, умыться, включить ночник и тому подобное.
Примерный режим дня ученика младших классов. Подъем – 7.00.Зарядка, умывание, уборка постели - 7.00 -7.30.Завтрак - 7.30-7.50.Дорога в школу - 7.50-8.10.Занятия в школе, обед, прогулка на свежем воздухе - 8.30 -15.00.Отдых, помощь по дому - 4.30-16.00.Приготовление уроков - 16.00-17.00.Свободное время - 17.00-19.00.Ужин - 19.00-19.30.Свободное время - 19.30-20.30.Личная гигиена, подготовка ко сну - 20.30-21.00.
  
4.Стабилизация эмоционального состояния. Важно привить ребенку умение вести себя адекватно в любой, даже самой незнакомой ситуации, соблюдать спокойствие. Также необходимо научить ребенка переключаться с одного вида деятельности на другой, при этом сохраняя концентрацию внимания. Для достижения этих целей существует множество научных методик. Выбрать необходимую методику можно после консультации с семейным психологом, так как этот выбор зависит исключительно от особенностей конкретного ребенка.  

Памятка родителям
НЕЛЬЗЯ:
*Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.*Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что такая еда ребенку нравится.*Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.*Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.*Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.*Заставлять ребенка спать днем после уроков или лишать его этого права.*Кричать на ребенка, в том числе при подготовке домашнего задания.*Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.*Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашнего задания.*Ждать маму и папу, чтобы начать делать уроки.*Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.*Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.*Читать нравоучения ребенку перед сном.*Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.*Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.*Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
В заключение хочется сказать, что ЗДОРОВЬЕ не существует само по себе, данное постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.
Хотите быть здоровыми — ведите здоровый образ жизни. Будьте во всём примером для своих детей!