Доклад на тему: Развитие и контроль умений устной речи на уроках английского языка в общеобразовательной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мальчевская средняя общеобразовательная школа
Доклад
на заседании МО учителей
иностранного языка на тему:
« Развитие и контроль умений устной речи
на уроках английского языка
в начальной, средней и старшей ступени
общеобразовательной школы ».
Учитель I квалификационной категории
Аюпова Муфида Имамгалиевна
ст. Мальчевская
2015 г.
Развитие и контроль умений устной речи на уроках английского языка
в начальной, средней и старшей ступени общеобразовательной школы.
«На уроке, как в капле воды, отражаются
все плюсы и минусы, которые использует
учитель»
Е.Н. Соловова.
Для современного человека владение языками - это обязательное условие собственного благополучия. Знание английского языка в современном мире сейчас актуально для всех. Английский язык играет исключительно важную роль в таких областях человеческой деятельности, как наука, техника, экономика, торговля, дипломатия и туризм.
На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знания английского языка. Успешное овладение иностранным языком сегодня - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями различных стран, для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации.
С 2010 года веду целенаправленную работу над проблемой «Развитие и контроль умений устной речи на уроках английского языка в начальной , средней и старшей школе», которая тесно связана с темой моего выступления.
Ребенок повсюду слышит иностранную речь: в средствах массовой информации /рекламы, песни фильмы, в кино/, путешествуя с родителями за границу, пользуясь компьютером.
Образовательные учреждения стремятся разработать программы языкового обучения, ориентируясь на сложившуюся ситуацию и на все возрастающие потребности ребенка в овладении иностранным языком, используя новейшие методики, технологии.
Психологами доказано, что изучение иностранного языка благотворно влияет на общее развитие детей (память, мышление, внимание, воображение), на выработку способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом.
Из опыта своей педагогической деятельности, столкнулась с проблемой «молчания учеников». А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не умеет использовать свои знания или ответить только тогда, когда учитель просит его об этом? Перед собой поставила цель: создать условия, которые способствовали бы общению учащихся.
В чем же заключаются особенности организации учебного процесса по изучению английского языка в общеобразовательной школе?
Во-первых, необходимо отметить общие особенности обучения иностранному языку и стремиться, чтобы занятия проходили на основе личностно-ориентированного подхода в условиях коллективных форм обучения.
Во-вторых, необходимо, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и наравне со всеми принимал активное участие в обсуждении тем урока, предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие речевой активности.
За период работы отдаю предпочтение устной форме развития речи, что позволяет сосредоточить внимание школьников на звуковой стороне нового для них языка, дает возможность быстро накапливать языковой и речевой материал, формирует умения осуществлять речевые действия с ним.
При подготовке к урокам линии УМК “English 2-11” авторов В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа и др. опираюсь на тематику, которая позволяет добиваться результатов в обучении английского языка, на усвоение разнообразных языковых аспектов у школьников.
Последовательная подача языкового материала помогает усвоению и определению параметров успешного урока по формированию навыков говорения, достижению обучения монологической и диалогической речи, а также способов контроля устно-речевых умений.
С первых уроков в каждом классе использую материал для аудио тренинга, т.к. при обучении детей говорению важно уяснить отличие монологической и диалогической форм речи, исходя из особенностей каждой из них.
В монологической речи поощряю логичность, развернутость, вариативность высказывания, его эмоциональность при обращении к слушателям.
В диалогическом обращении обучаю пользоваться минимальными языковыми средствами, соответствующими нормам современного литературно-разговорного языка, например:
- Что идет по «телеку»?
- Комедия
/а не «Что показывают сегодня в вечерней программе по телевизору?» – «Юмористический фильм идет на экране», т. к. этот вариант не является характерным для реального общения».
На своих уроках стараюсь решить главную задачу: формирование лексических и грамматических навыков, развития того или иного вида речевой деятельности, ознакомления, тренировки, контроля и т.д. Речь на таких уроках выступает средством общения. Предоставляю подавляющую часть урока говорить учащимся. Соотношение собственной речи и учеников идёт явно в пользу последних, направляю и моделирую различные формы речевого взаимодействия, стараюсь, чтобы принимали равное участие в общении весь класс. Монополизации внимания и учебного времени группой наиболее раскованных и продвинутых учеников стараюсь не допускать, привлекаю в общение даже слабоуспевающих и стеснительных, не смотря на ошибки в речи, которые исправляем, не ущемляя достоинство ученика. Учащиеся хотят говорить. Уровень мотивации на уроке повышается благодаря использованию различных форм мотивации: целевая мотивация, мотивация успеха, страноведческая мотивация, эстетическая мотивация, инструментальная мотивация.
При изучении английского языка на начальном этапе осуществляется процесс интеграции, заключающийся в том, что обучение языковым средствам общения происходит не раздельно, а взаимосвязано: дети овладевают звуками, интонацией, словами, грамматическими формами, выполняя речевые действия с языковым материалом, решая разнообразные задачи общения. Все формы и виды общения взаимодействуют друг с другом, опираясь на содержание текста, диалога, грамматического упражнения и т.д.
Отсюда вытекает следующая рекомендация: необходимо обучать чтению, диалогу на основе устной речи в тесной связи, уметь пользоваться письмом для лучшего усвоения лексики и грамматики. На начальном этапе обучения английскому языку учебный процесс должен опираться на его практические действия, так как ученику недостаточно, только смотреть и размышлять, поэтому ему необходимо взять предмет в руки, погладить его, построить что-либо и т.д. Младшие школьники познают новое через ощущения.
Думаю, что учителю не следует лидировать на уроке, а предоставлять возможность заниматься творчеством на уроке и проявлять готовность и желание школьников участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой школьной деятельности будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом, где учитель может вести работу по развитию устной речи и контролировать знания учащихся по тематике прохождения материала.
При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом учитель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица. Безусловно, голос преподавателя должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица должно соответствовать тону, который должен быть интригующим, заговорчески-доверительным, или серьезным, деловым, выражающим радость встречи, вселяющим успех. Уместно вспомнить слова своего куратора в институте, что « учитель должен быть актером на уроке и пользоваться разными артистическими возможностями».
В своей работе применяю следующие методы обучения при развитии устной речи на уроках английского языка:
Игровой метод/ особенно в начальных классах/.
В игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач – обучение. Еще в древних Афинах пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.
В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.
Игры помогают в работе проверить знания учащихся алфавита, написания, произношения букв и звуков, отличие гласных и согласных, распознавании слов в ряде букв, то есть практическое использование букв при написании слов и их произношении. Данные задания соответствуют возрасту, знаниям и интересам учащихся. Ученики проявляют большую активность и заинтересованность в ходе проведения игры, энергичны и довольны, получают позитивный настрой, так же как и сам учитель. Кроме того, можно отметить, что интерес к иностранному языку становится еще выше.
Методика использования стихотворений и рифм для усвоения языкового материала.
Как показывает опыт, учителя часто пренебрегают стихами и рифмовками на уроках английского языка. А в случае их применения обращаются лишь к традиционным произведениям, что вызывает пренебрежительное отношение учащихся. Или же вся работа сводится к "прослушиванию" и "заучиванию", поэтому ученики часто даже не понимают смысла заученного ими стихотворения. Проблема использования стихотворений и рифмовок заслуживает должного внимания на всех ступенях обучения, начиная с начального, заканчивая старшим, так как повышается эффект обучения языковому материалу. Любовь к поэзии должна прививаться детям с раннего возраста и сопровождать их всю жизнь. В своей работе использую поэтический материал «Матушки гусыни», стихи из антологии английских поэтов, скороговорки, пословицы, рифмовки. Подбор материала помогает изучать числительные, цвет, дни недели, сезоны года, название месяцев и др. Много подобного материала на сайтах Интернета, которые помогают в работе.
У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане урока необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение / здоровьесберегающие элементы/. Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках английского языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.
Часто использую смену учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен. Так, практически на каждом уроке в начальных классах дети поют песни. Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения.
Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей. Разучивание рифмовок, стихов отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. В своей работе пользуюсь возможностями с сайта “Videouroki.net/ view”
Также в работе практикую применение различных приемов развития навыков устной, разговорной речи и контроль над усвоением материала.
Прием «Знаю. Хочу знать. Узнал». Этот приём позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу на уроке. Перед чтением текста ученики чертят в тетради таблицу из трёх колонок. Суть этого задания следующий: при изучении текста, к примеру, «Спорт» в 8 классе. Учащиеся должны вначале написать информацию о том, что они знают о спорте в первой колонке «Знаю», во второй – что бы они хотели узнать /предвосхищение/ еще о спорте «Хочу узнать», в последней колонке «Узнал» они заносят сведения, которые поняли из текста о спорте. Кто-то напишет больше, кто-то меньше, но в соответствии со своими знаниями. Развитие и контроль устной речи показывает усвоение материала.
Прием «Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. В данном приеме осуществляется накопление знаний лексики и грамматики, чувство меры и воображения в рассказе, повествовании.
Прием «Ствол дерева» - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа, какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения /прогнозировании/.Такой прием провожу в среднем и старшем звене.
Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка.
Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию устной речи. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.
Прием« Мозговая атака» используется с целью активизации имеющихся знаний при работе с фактическим материалом.
Ученики, изучая тему «Путешествие», уже знают названия многих стран мира, их культуру и традиции. Они получают задание на дом – выбрать страну, где говорят на изучаемом нами языке. Предлагаю составить схему, в которой нужно подобрать и адаптировать материал из Интернета или из других источников. Школьники описывают географическое положение страны, столицу, о главных достопримечательностях страны, наиболее известных городах, реках, известных людях, праздниках, обычаях и традициях. Учащиеся проводят исследовательскую работу по теме, накапливают и анализируют весь материал, подтверждая фотографиями, иллюстрациями. Получается тематический альбом.
Считаю, что это эффективная работа по совершенствованию устной речи и контроля знаний по усвоению английского языка.
УМК “ ENGLISH” под редакцией В.П. Кузовлева позволяет после каждого раздела обобщать знания учащихся приемом « Групповая дискуссия», где учащиеся могут показать свои знания не только в письменной работе “Test Yourself”, но и устной речи, что помогает обобщить результаты накопленных знаний или наоборот заметить упущения по лексике и грамматике. Также учащиеся выполняют творческий проект по выбранной теме, в которой они могут показать умения в устной, письменной речи и свои эстетические, художественные таланты по усвоению информационно- коммуникативных технологий в виде презентаций, альбомов, плакатов, творческих рисунков, брошюр и т.д.
Несколько слов хочется сказать о применении наглядности на уроках английского языка. Сегодня в обучении иностранного языка значительно расширилась степень применения наглядности , и усложнился ее инвентарь: от движений и жестов, от картинок и предметов до видеофильмов и сложных компьютерных программ, с помощью которых учитель на уроке и во внеклассной работе по предмету имеет возможность продемонстрировать фрагменты объективной действительности.
Наглядный материал является одним из полезных и эффективных способов, который способствует к побуждению высказывания на языке. Так как обучение на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике, на своих уроках использую всевозможный наглядный материал для активизации устной речи учащихся:
провожу фонетические разминки, где учащиеся отрабатывают произношение слов, звуков, не только читая, но и приводя свои примеры;
использую тематические вопросы, мини-тексты на развитие диалогической и монологической речи учащихся;
при введении новой лексики использую иллюстрации для лучшего усвоения материала;
при закреплении лексического и грамматического материала использую различные лото, формулы, схемы, таблицы, плакаты;
особое значение придаю аудированию т.к. речь носителя языка помогает сравнивать фонетическое произношение, мелодику, интонации, ударения в словах и т.д.
Самый распространенный вид внешней наглядности - картинки. Иллюстрации учебников английского языка по содержанию определяют тематику текста или упражнения и решают основные требования задания, предлагаемые ученикам. Проводя исследование среди учеников школы, я определила, какие картинки вызывают наибольший интерес и способствуют созданию внутренней наглядности. Опрос учеников привел к следующим выводам: ученикам 2 - 5классов интересны и сказки, и действительность, и прошлое, и будущее; они любят картинки, иллюстрирующие содержание текста; шести - семиклассников интересуют серии картинок, объединенных одной сюжетной линией, старшеклассников - картинки остросюжетные, фабульные, связанные с проблемами современности, отношений и совсем не обязательно с жизнью школы.
В работе помогает огромный выбор тематических изображений из Интернета. Использую в работе фильмы по страноведческой тематике. Это различные фильмы о США, Австралии, Великобритании. Подобные фильмы оказывают эмоциональное воздействие на учеников. При просмотре мультфильмов, художественных фильмов на английском языке ученики имеют возможность окунуться в атмосферу языка, сосредоточиться и понять красоту языка. Огромную помощь в овладении языком оказывает видео пособие “Take a look”, “Video English for schools”.
Все эти и ряд других приемов, используемых в комплексе в определенной системе, способствуют овладению очень трудной стороной языка - устной речью.
На уроках стремлюсь через яркие, отображающие действительность прошлого и будущего, изображения эмоционально воздействовать и оживить урок. Дети с интересом слушают рассказ по картинке или видеосюжету, которые помогают им понять смысл иностранной речи, они сами загораются желанием высказаться или ответить на вопросы по содержанию. Используя иллюстративный материал /карточки, схемы, плакаты, диаграммы, видео-уроки, фильмы, мультфильмы на английском языке/ замечаю, что дети быстрее усваивают те или иные явления, более активно ведут себя на уроках. Наглядный материал в любом формате оказывает учителю огромную помощь в совершенствовании и контроле устной, письменной речи. Все эти и ряд других приемов, используемых в комплексе в определенной системе, способствуют овладению очень трудной стороной языка - устной речью. Полученные знания учащиеся закрепляют на школьных и районных олимпиадах по английскому языку, четвертый год наши ученики принимают активное участие в конкурсах “British Bulldog”?, где наши ученики занимают достойные места и получают призы, в дистанционных олимпиадах «Зима 2014/2015.
На своих уроках стараюсь признавать и понимать права на инакомыслие учащихся и уважаю их ход мыслей и доказательных умозаключений. Такой подход помогает способствовать полноценному формированию языковой культуры и мироощущения подростков в современном социуме. Через призму знаний о своей стране/ культура, исторические реалии, известные люди, искусство, быт, традиции, стиль и ритм жизни /, учащиеся должны формировать в себе готовность к сотрудничеству и взаимопониманию иноязычной культуры. В этом и заключается воспитательная задача учителя на уроках английского языка: признание права разных культур, а значит и формирование на основе представлений /норм жизни/ верований и т.д. на существование. На обобщающих уроках по темам стараюсь слушать и слышать своих учеников и убеждаю их верить в то, что я сама могу у них многому научиться. Когда с учениками говоришь на равных, я чувствую, как они становятся ответственными в своих поступках, утверждениях. Взаимопонимание становится уважительным, коммуникативным, исчезает недопонимание. Сотрудничество между учителем и учащимся помогает предвосхищать трудности и выбирать оптимальные варианты для общения на иностранном языке или достижения, каких- либо творческих навыков и умений в выполнении, к примеру, тематических проектов, исследований и т.д.
В заключении хочется сказать, не все дети талантливые, но все способные. Наша цель развивать и совершенствовать стремление получать знания, увлекать своим энтузиазмом учащихся и зажигать искорку к активности и творчеству, познанию себя и ощущению значимости в жизни для пользы своего отечества и мира.
PS: Свою педагогическую деятельность /с 1974 года/ начала в Туркмении, где за добросовестный труд была награждена значком «Отличник Просвещения Туркменской ССР». Работала в детском саду, где обучала детей дошкольного возраста английскому языку. Волею судеб пришлось поменять место жительства. В сельской школе ст. Мальчевская работаю с 2002 года. Работа мне очень нравиться, постоянно работаю над собой, совершенствую мастерство, активно принимаю участие на педагогических советах, много лет являюсь руководителем МО учителей английского языка в школе, выступаю с докладами на РМО учителей иностранных языков, перенимаю опыт лучших педагогов для эффективной работы.
Список литературы:
1.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. — М.: ACT: Астрель, 2008.
2.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Практикум к базовому курсу Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. — М.: ACT: Астрель, 2008.
3. Настольная книга преподавателя иностранного языка.
Авторы Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. Минск «Вышэйшая школа» Белоруссия.2004 г.
4. Технология освоения иностранных языков НЕОС. Авторы Н.В. Черемнова, В.С. Черемнов
Издательство «Современное слово» Минск 2004 г.
5. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1988.
6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991.
7. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. Методическое пособие. — М.: Айрис Пресс, 2004.
8. Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. Лекции 1-8.М. Педагогический университет
«Первое сентября», 2010.