Организация обучения и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в МБОУ СОШ №6 г. Лесосибирска
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В МБОУ «СОШ №6» Г. ЛЕСОСИБИРСКА
Цель выступления: презентация направлений педагогической деятельности МБОУ «СОШ №6» с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития.
Государственная политика в сфере образования актуализировала вопросы инклюзивного образования в условиях общеобразовательных организаций. Необходимость обучения детей, имеющих тяжелые множественные нарушения в развитии, требует разработки системы работы школ по психолого-педагогическому сопровождению такой категории обучающихся: выявления образовательных потребностей детей с ТМНР и организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, оказания консультативной помощи родителям, имеющих ребенка с особенностями в развитии; освоение педагогами технологий, используемых в обучении лиц с ОВЗ и др.
В МБОУ «СОШ №6» обучаются 120 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных категорий: с задержкой психического развития, тяжелыми речевыми нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (есть дети со слабо выраженной формой ДЦП), 12 детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Школа создает необходимые условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В мае 2015 года мы заявились на предоставление субсидий в рамках реализации программы Российской Федерации «Доступная среда», по итогам конкурса выиграла гранд 1 миллион рублей для приобретения необходимого оборудования (был приобретен пандус, гусеничный подъемник, оборудование для обучения и развития). Для детей с ОВЗ разработаны адаптированные образовательные программы (АООП НОО УО (интеллектуальными нарушениями), АООП НОО НОДА, АООП НОО ЗПР).
Важным условием для обучения детей с особыми образовательными потребностями является готовность педагогических кадров. Обучение и воспитание детей с ОВЗ осуществляют 32 педагога, 2 учителя-логопеда, 2 педагога-психолога, 1 социальный педагог, 1 учитель-дефектолог. Педагоги регулярно повышают свой уровень профессионализма, посещая курсы повышения квалификации, семинары.
Основываясь на отечественную деятельностную концепцию учения и личностно-ориентированного подхода к ребенку Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др; Концепцию Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья; программно-методические материалы обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта И.М. Бгажновой, а также опыт зарубежных практик, специалистами МБОУ «СОШ №6», были определены направления педагогической деятельности с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития.
В МБОУ «СОШ №6» направлениями педагогической деятельности с детьми с ТМНР являются:
1.обеспечение реализации конституционного права на получение учащимися бесплатного общего образования в доступном по состоянию здоровья формате;
2.обеспечение реализации права детей на досуговую деятельность;
3.реализация системы социализации обучающихся с ТМНР, их интеграции в среду сверстников в соответствии с индивидуальными возможностями;
4.сотрудничество с родителями учащихся и сопровождение их семей.
Внедрение ФГОС О УО применительно к варианту 2 АООП имеет свои особенности в связи с требованиями к индивидуализации образования, учитывающего специфические образовательные потребности данной категории обучающихся.
Прием в образовательную организацию, реализующую АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2, осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), рекомендаций ПМПК и ИПРА (для детей с инвалидностью). Зачисление ребенка в школу происходит на основании приказа директора школы после приема от родителей (законных представителей) ребенка документов, установленных законодательством Российской Федерации.
В рамках обеспечения реализации конституционного права на получение учащимися бесплатного общего образования в доступном по состоянию здоровья формате, специалисты психолого – медико - педагогической службы осуществляет психолого – педагогическое обследование вновь поступивших детей (выезжая на дом) и ежегодную диагностику каждого обучающегося с ТМНР. В рамках проводимого обследования определяется уровень актуального развития, зоны ближайшего развития; фиксируются двигательные, коммуникативные и речевые возможности ребёнка, особенности его мышления, сенсорно – перцептивного и эмоционального развития, поведенческие реакции, сформированность или отсутствие навыков самообслуживания, предметно – практической деятельности, умение выполнять просьбы и др., а также его потенциальные возможности. Специалистами психолого – медико - педагогической службы разработаны: диагностическая карта сенсорной сферы, карта логопедического обследования безречевого ребенка.
На основе результатов психолого-педагогического обследования составляется характеристика, включающая оценку развития обучающегося, имеющихся у него навыков и умений на момент проведения обследования. Результаты обследования отражаются в протоколах школьного ПМПк, в процессе которого обсуждается индивидуальная траектория развития ребёнка, согласованная с родителями (законными представителями) ребенка. Специалистами даются рекомендации для разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР), а также определяется форма дальнейшего обучения ребёнка (с учетом рекомендаций врачебно-консультативной комиссии) и вариант ФГОС (с учетом краевой или городской ПМПК).
В результате освоения СИПР у обучающихся формируются:
- представления о себе;
- представления о картине окружающего мира и способах ориентировки в нем;
- навыки самообслуживания (по возможности);
-способность общаться и взаимодействовать с окружающим миром (доступным им способом);
- навыки предметно – практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности.
Методической основой процесса обучения и воспитания является культурно-историческая школа, учение Л.С. Выготского и его последователей о роли специального обучения детей с отклонениями в умственном развитии на разных возрастных этапах, о компенсации нарушенных функций, о принципе развивающего обучения, предполагающем учет зон актуального и ближайшего развития, а также деятельностная концепция учения и личностно-ориентированный подход к ребенку.В обучении и развитии детей с ТМНР педагоги осваивают и используют отечественные и адаптированные зарубежные методики и программы, в частности, рекомендуемые подходы: метод базальной стимуляции – А.Фрейлих; метод альтернативной (дополнительной) коммуникации; элементы проектного подхода в обучении; элементы двигательной терапии; эмоционально-уровневый подход – В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др.; методы игрокоррекции – Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечникова и др. Выбор и использование того или иного подхода зависит от особенностей развития обучающихся и образовательных задач, сформулированных в СИПР.
Для мониторинга педагогического процесса 2 раза в год в СИПР отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их самостоятельности. В ходе мониторинга специалисты ПМПк оценивают уровень сформированности представлений, действий / операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий год. Оповещаются родители (законные представители) о результатах предоставленной психолого-педагогической помощи ребенку, динамике развития и оценку сотрудничества школы и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка.
Большая работа проводится в рамках обеспечения реализации права детей на досуговую деятельность.
В нашей школе данное направление реализуется не только педагогическим коллективом, но и обучающимися детьми с нормой интеллекта.
Мероприятия досуговой направленности:
- праздничные мероприятия, посвященные Новому году (предварительно проводятся благотворительные ярмарки, где ученики всей школы готовят что – либо своими руками, а на вырученные от продажи деньги закупаются подарки для детей – инвалидов, находящимся на домашнем обучении и не имеющим возможность посещать школу; готовится праздничная программа силами старшеклассников и организуется поздравление детей – инвалидов). Такие мероприятия приносят огромную пользу: учат детей с нормой интеллекта быть толерантными, воспитывают желание помочь людям с ограниченными возможностями здоровья, а детям с ТМНР помогают раздвинуть рамки их жизненного пространства, доставляют радость, развлекают их);- праздничные мероприятия, посвященные Дню матери;
- просмотр кукольного театра, организованного обучающимися с легкой умственной отсталостью;
- развлекательно – спортивные мероприятия в рамках школы и города (альтернативный спорт);
На городском, краевом уровне активно осуществляется реализация системы социализации обучающихся с ТМНР, их интеграции в среду сверстников в соответствии с индивидуальными возможностями. С декабря по март 2017 г. стартует краевой социальный проект «Покажем мир вместе», реализуемый городским активом старшеклассников. В рамках данного проекта планируются проведение социальных акций, мастер-классов, спортивных мероприятий.
Часто родители, несмотря на уже школьный возраст ребенка и многолетний жизненный опыт его воспитания, находятся в сложном эмоциональном состоянии, в депрессии, испытывая чувство вины с имеющимися проблемами развития ребенка, и ввиду недоверия к специалистам, потому что не видят существенных изменений в его развитии, а также недостаток информации или ее искажение по правовым, психолого-педагогическим, медицинским вопросам помощи ребенку, нередко приводит к ошибочным действиям со стороны родителей в отношении ребенка. Поэтому специалистам важно осознавать необходимость психической помощи родителям. Именно она обычно является первым шагом на пути к устойчивому сотрудничеству семьи и специалистов.
В целях повышения психолого-педагогической компетентности по вопросам воспитания и развития детей и психологической помощи родителям, организован клуб «Рука помощи».
Работа клуба осуществляется в нескольких направлениях:
- социально – правовая поддержка;
- оказание психологической помощи;
- оказание помощи по вопросам обучения и воспитания детей;
- сопровождение семей, взявших на воспитание ребёнка с ТМНР.
Социально – правовую помощь и поддержку оказывают специалисты психолого-педагогической службы сопровождения (социальный педагог, психолог, дефектолог). Они проводят индивидуальные консультации с целью просвещения по вопросам прав и льгот, предоставляемых семьям, воспитывающим ребёнка – инвалида; по жилищным и правовым вопросам; оказывают помощь в составлении документов и др.
Важную психотерапевтическую роль играют индивидуальные консультации для родителей. По их запросу психологи осуществляют диагностику внутрисемейных отношений и их коррекцию. Специалистами спланированы и разработаны психологические занятия с родителями по темам «Опыт мамы особого ребенка», «Способы саморегуляции эмоционального состояния» и др.
Помощь по вопросам обучения и воспитания детей оказывают учителя, дефектологи, логопеды, олигофренопедагоги. Данная работа складывается из:
- общих и групповых родительских собраний;
- просвещения родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ТМНР (на встречах, при помощи раздаточного материала и интнрнет-ресурсов);
- индивидуальных консультаций с родителями по различным вопросам обучения и воспитания;
- ежемесячных групповых занятий в родительском клубе «Школа родителей особого ребенка», где специалистами в разных областях деятельности организуются мастер – классы по взаимодействию с ребенком. Сначала проводятся занятия только с родителями, а затем – детско – родительские;
- обсуждение с родителями СИПР ребенка.
Опыт специалистов педагогического коллектива МБОУ «СОШ №6» по организации обучения и воспитания детей с ТМНР транслируется через городские базовые площадки: в 2015-16 уч.г. тема ГБП «Создание условий для внедрения СФГОС в образовательный процесс для учащихся с ОВЗ», в 2016-17 уч.г. тема ГБП «Организационно-методические вопросы, обеспечения образовательного процесса для детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)».В январе 2017 г. МБОУ "СОШ №6" приняла участие в конкурсе на получение статуса региональной инновационной площадки по теме: "Система педагогической деятельности общеобразовательной организации с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития".
Библиографический список
1.Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
2.Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии : Учеб.-метод. пособие для вузов. - М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. - 311 с.
3.Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Аcademia, 1999. – 280 с. – (Высшее образование).
4.Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. - М. : В. Секачев ; Ин-т общегуманитар. исследований, 2001. - 223 с. - (Специальная педагогика).
5.Денискина В. З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида : Метод. пособие / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова. – М. : Логос, 2007. – 306 с.
6.Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных заведений : учеб. пособие для вузов. - М. : Аcademia, 2000. - 200 с.
7.Зикеев А. Г. Специальная педагогика : развитие речи учащихся : учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М. : Аcademia, 2005. - 200 с.
8.Зыкова Т. С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Пособие для учителя / Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева. - М.: Владос, 2003. - 199 с. - (Коррекционная педагогика).
9.Игнатьева С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для вузов / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. - М. : Владос, 2004. - 300 с. - (Коррекционная педагогика).
10.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).