Беседа «откуда хлеб к нам пришел на стол»


Беседа «откуда хлеб к нам пришел на стол»
Программное содержание: - расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог  большой работы людей;- познакомить детей с традициями русского народа, связанных с хлебом; как выращивали хлеб в старину; - закрепить знания старых названий: рушник, жито, каравай, серп, щедрая, изобильная, агроном, пахарь и т.д.- воспитание бережного отношения к хлебу, воспитание интереса к труду людей, выращивающих хлеб.Предварительная работа: - беседа о сборе урожая хлеба, рассматривание иллюстраций о хлебе, заучивание пословиц, поговорок;- рассматривание колосьев, посевы овса, пшеницы;- изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста, чтение произведений К.Паустовского "Теплый хлеб", К.Д.Ушинского "Как рубашка в поле выросла".Материал к занятию: дидактическая игра "От зернышка до булочки", колосья, всходы пшеницы, хлебобулочные изделия, скатерть, вышитая в старину, рушник, каравай.
Ход занятия:Дети заходят, здороваются.Воспитатель: - Ребята, сегодня нас пригласили в путешествие, а куда, отгадайте загадку:        Оно шумит и колосится,        Там растет лишь рожь, пшеница.                                                      (поле)В.: - Ребята, а что растет в поле? (ответы детей)Колоски волшебныеМы вырастили дружноИ теперь их с поляУбирать нам нужно.Колоски вы те срывайте,На вопросы отвечайте.
В.: - Ну что, ребята, справимся с заданиями!(дети подходят, срывают 1 колос, читают сами)Отгадайте загадку: Меня бьют, режут, ворочают,                                А я всё терплю и добром плачу (ответы детей) (земля)
В.: - Да, ребята, глубоки у нас моря,                           Широки у нас поля,                           Изобильная, родная,                           Щедрая наша земля.
В.: - Ребята, почему называют "щедрая" земля?(ответы детей обобщаю)В.: - Какое самое главное богатство на земле? (хлеб)(срывают следующий колос, читают)"Вы знаете, откуда хлеб пришел на стол?"В.: - Давайте расскажем, откуда к нам хлеб на стол пришел?(выходят дети рассказывать)
1 ребенок: За лесами, за лугами                  Раздается в поле гром,                  Это тракторы плугами                  Пашут легкий чернозем.
2 реб.: На широкие долины           Вышли новые машины,           Глянь в раскрытое окно,           Сеют сеялки зерно.
3 реб.: Сколько в это зернышко            Вложено труда,            Знает только солнышко,            Ветер да вода.
4 реб.: Посеяли хлеб хлеборобы весной,            Согрелся и стал золотистой стеной,            И слышит страна, за уборку пора,            Для хлеба комбайны нужны, трактора.
5 реб.:  Сколько рук его растило             И трудилось на земле,             Ведь не сразу стали зерна             Хлебом тем, что на столе.
Физминутка "Мы зернышки"
В землю зернышко попало,Прорастать на солнце стало,Дождик землю поливал,И росточек подрастал,К свету и теплу тянулсяИ красавцем обернулся.
(дети садятся на стульчики)
В.: - Да, ребята, тяжелый труд у хлеборобов. Давайте теперь с помощью стрелочек покажем, как же все-таки и откуда хлеб пришел на стол. ( на столе лежат картинки, дети отвечают на вопросы и ставят картинку со стрелочкой)В.: - Что происходит весной в поле? (ответы детей)Дети: - Выходят в поле трактора и пашут землю. Затем въезжают трактора с сеялками и сеют зерно. Появляются всходы пшеницы, ржи. Наступают жаркие дни, созревает пшеница, нужно убирать жатву. В поле выходят комбайны и грузовики.В.: - Для чего грузовики? куда они везут зерно? (на элеватор) В.: - Что делают с зерном на элеваторе? (сушат, очищают, хранят) (ответы детей)Д: - Приезжают машины и везут зерно на мукомольный завод, там зерно мелят и получают муку.Д:- С мукомольного завода муку везут на хлебозавод, где пекут хлеб.Д:- С хлебозавода хлеб везут в магазины, где мы его покупаем.(Дети ставят картинки в последовательности)В.: - Да, ребята, огромный путь прошел хлеб, прежде чем попасть на стол. Какие хлебобулочные изделия мы покупаем, назовите.
Проводится дидактическая игра "Мы покупаем в магазине..."
Дети срывают следующий колос, читают сами: "Соберите картинку и узнаете, кто кем работает"Проводится игра "Кто кем работает"У нас комбайн - на комбайне работает комбайнер и т.д.
Проводится физминутка "А мы пашенку пахали"
А мы пашенку пахали, в поле борозды копали,Борозды глубокие, полосы широкие.Сеем, сеем, посеваем, зерно в пашенку бросаем,В землю теплую уйдите, к солнцу колосом взойдите.А мы жнецы молодые, у нас серпы золотые,Мы жито жали, на межу клали,В поле - стогами, на стол - пирогами.
Дети срывают последний колос, читают: "Как выращивали хлеб в старину"В.: - Какой хлеб пекли к празднику? (каравай) (ответы детей)В.: - Мы говорили, что земля щедрая, а ведь русский человек тоже щедрый и хлебосольный. На Руси гостей встречали хлебом с солью. На каких праздниках? (ответы детей) (на свадьбах)В.: - Как это делали, покажите гостям.(Выходят девочки и несут на рушнике каравай)
1 девочка: На Руси гостей встречают                   Пышным, круглым караваем                  Он на блюде расписном                  С белоснежным рушником.
2 девочка: С караваем соль подносят                  Поклонясь, отведать просят,                  Чтобы добрый гость и друг                  Принимал хлеб, соль из рук.
(Девочки кланяются перед гостями)В.: - Много песен, пословиц знает русский народ. А вы знаете? Назовите. (дети называют пословицы о хлебе) В.: - Когда хлеб был дороже золота? (в годы ВОВ)В.: - Как к хлебу относиться нужно? (бережно)В.: - Да, ребята, без хлеба - нет жизни. Чтобы вырасти хлеб, нужно много трудиться, нужна доброта, дружба, мир. (Раздаю сердечки)
В.: - А что бы вы пожелали всем людям? Ответы детей:- Всем людям желаем мира на земле!- Никогда не ссориться!- Чтобы всегда был хлеб!- Чтобы у всех детей были родители!