Родительский лекторий.Что должны знать наши дети о правилах безопасного поведения во внеурочное время

Хотите ли вы, не хотите ли
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде всего – вы родители,
А все остальное – потом!
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о том, что должны знать наши дети о правилах безопасного поведения во внеурочное время. И хочу начать беседу с английской пословицы: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя! «
Безопасное поведение – это осознанный выбор. Безопасное поведение как осознанный выбор можно рассмотреть с разных сторон. Но в первую очередь, пример безопасного поведения должны подавать родители. Будь это соблюдение ПДД или здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек.
Что лучше и охотнее всего любят делать дети? Конечно, подражать нам, взрослым, при этом они, в дальнейшем, подсознательно «на автомате» в похожих ситуациях поступают именно так, как это делаем мы. Если у папы и мамы есть привычка перед уходом из дома проходить по всем комнатам, запирая при этом все окна, выключая электроприборы и прочие устройства - будьте уверены, эта полезная привычка появится и у их детей. Потому находясь рядом со своими детьми, старайтесь в полной мере, очень серьёзно относится к своим повседневным привычкам, в первую очередь это относится к:
соблюдению правил дорожного движения,
общению с незнакомыми людьми и визитёрами,
открыванию дверей незнакомцам,
ответам на телефонные звонки и многому другому.
Один из аспектов безопасного поведения – это соблюдение техники безопасности везде:
в школе, на улице, дома, на дороге, на воде и т.д. Начать можно буквально с не завязанных шнурков у детей, а закончить неосторожными играми на дороге, у воды. Безопасность в сети Интернет также очень обширная тема.
Причины, которые приводят к несчастью, укладываются в сравнительно небольшое число типичных штатных ситуаций, которые можно предупредить.
Частой причиной возникновения травм являются падения. Это происходит, когда учащиеся затевают игры без оговоренных правил. Травмы, возникающие при падении, могут быть самые разнообразные: переломы конечностей, тяжелые сотрясения головного мозга, разрывы внутренних органов и так далее.
Младшие школьники устраивают игры без правил, не сознавая их опасности: толкают друг друга на лестнице, играют с дверями. Учащиеся часто совершают рискованные поступки, неправильно считая их доказательством собственной удали.



Что касается правила дорожного движения, то стоит только начать разговор на эту тему, как дети сами продолжают « это правила жизни». Что не может не радовать, конечно. Тем не менее, не всегда эти правила выполняются. И поэтому необходимо постоянно вести разговор на эту тему, контролировать выполнение детьми ПДД и, само собой, подавать только правильный пример.
Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает. Ежегодно на дорогах гибнет большое количество людей. Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине пешеходов. Но результат один – чья-то унесенная жизнь, трагедия и горе для близких. Кто из Вас не хочет видеть своего ребенка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный ребёнок под колесами автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортного происшествия ребенку порой совсем непросто. Конечно, каждый случай на дороге по-своему  уникален. Но их так много, этих трагедий на дороге!
Обучение правилам дорожного движения требует знаний и от детей, и от их родителей. Следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными. А родителям - не совершать самую распространенную ошибку– действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! Уважение к Правилам дорожного движения, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения. Сотрудниками ГИБДД установлено, что 80% происшествий произошли в радиусе одного километра от места проживания ребенка. Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем, взрослые переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает «переварить»  информацию  и дать правильную команду к действию. Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:
Видеть дорогу;  правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;  видеть, слушать, оценивать ситуацию, предвидеть, избегать опасность.
1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.
2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
3. Учите ребенка замечать машину. Иногда он не замечает машину издалека. Научите его всматриваться вдаль.
4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.
5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.
Позвольте ещё раз напомнить вам, что ребенок должен знать:
1. Основные термины и понятия правил.
2. Обязанности пешеходов.
3. Обязанности пассажиров.
4. Регулирование дорожного движения.
5. Сигналы светофора.
6. Предупредительные сигналы.
7. Движение через железнодорожные пути.
8. Движение в жилых зонах и перевозка людей.
9. Особенности движения на велосипеде.
1. На улице дети должны ходить только по тротуару, а не по проезжей части. Если тротуара нет, то идти необходимо по левой стороне улицы, то есть навстречу движению.
2. Улицу нужно переходить по пешеходному переходу («зебре»). Сначала остановитесь на краю тротуара и понаблюдайте за движением. Если дорога регулируется светофором, нужно дождаться зеленого света для пешеходов, затем убедиться, что все машины остановились и только потом переходить улицу.
3. Объясните детям, что опасно стоять за транспортным средством, которое отъезжает со стоянки или паркуется. Водитель может не заметить ребенка из-за его маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не заметить пешехода из-за транспорта. Нужно подождать, пока отойдет автобус и только потом начать переход.
4. Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги, даже если другие пешеходы мешают пройти.
5. Прежде чем ребенок пойдет кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нем надеты средства защиты и к его одежде прикреплены кусочки светоотражающего материала, если на улице темно. (1 сентября каждый ребёнок получил светоотражающий значок и жилетку, просьба – пользоваться)
6.  Научите ребенка отличать звуки, извещающие об опасности от обыкновенных звуков, раздающихся вокруг.
 И несколько советов по безопасности на дороге для Вас:
1. Даже если вы едете по знакомой дороге на небольшое расстояние, убедитесь, что все пассажиры в машине, на переднем и заднем сиденье пристегнуты ремнями безопасности.
2. Ребенок до 12 лет должен находиться в автомобиле в специальном детском сиденье, отрегулированном в соответствии с его ростом и комплекцией.
3. Помните, что скоростной режим на дороге зависит не только от ограничения скорости, но и от плотности потока автомобилей. Всегда держите дистанцию с транспортным средством впереди, чтобы избежать столкновения при экстренном торможении.
4. Вам необходимо выбрать либо пить, либо вести машину. Каждое пятое происшествие на дорогах России связано с управлением транспортным средством в состоянии опьянения.
5. Проверьте состояние вашей машины перед дорогой. Спущенные шины могут явиться причиной аварий на дороге.   
Не пренебрегайте этими советами. Следование им могло бы спасать более 3.000 жизней ежегодно!
 
 Уважаемые мамы и папы!    Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах соблюдать правила дорожного движения! Мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения - это длительный процесс. Это сегодня ребёнок всюду ходит со взрослыми, а завтра он стает самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта.
Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике. В школе мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на данную тему.( В этой четверти уже проведены встречи с работниками ГБДД) Но этого мало практическое применение этих знаний целиком ложится на ваши плечи. Единство наших и ваших требований к детям это условия безопасности наших детей! Вы являетесь для них образцом поведения. Вы объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с сыном или дочкой. Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Кроме соблюдения ПДД нужно помнить и о безопасность в быту.
Почему именно дети становятся жертвами преступлений? Потому что дети доверчивы и беспечны! У них нет жизненного опыта, их очень легко чем-нибудь заинтересовать. А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребенку. Поэтому, прежде чем что-то делать, вашему ребенку нужно хорошо обдумать свои действия. Избежать беды можно. Для этого надо лишь правильно оценить ситуацию и принять правильное решение.
Например, ситуация – один дома. У вас работа, дома остаётся школьник(ца), контролировать деятельность которых можно только по телефону. Вы должны быть уверены в том, что ваш ребёнок точно знает и умеет правильно поступать в следующих ситуациях:
ребёнок точно знает, как и кому из соседей подать сигнал об опасности;
пожар дома или у соседей (сверху, снизу);
прорвало трубу;
необходимость вызова экстренной помощи;
звонок в дверь незнакомца;
вход и выход из своей квартиры;
поездка в лифте;
внезапное ухудшение здоровья;
Соблюдая правила безопасности, ребенок сможет принять правильное решение в сложной ситуации. Для этого нужно усвоить «Правило четырех НЕ»:

· НЕ разговаривай с незнакомцами и не впускай их в свой дом.

· НЕ заходи с незнакомцами в лифт и в подъезд.

· НЕ садись в машину к незнакомцам.

· НЕ задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

Когда мы говорим об осознанном выборе отказа от чего – то дурного, то кроме собственного примера, необходимо готовить ребенка справляться с давлением сверстников. Например, есть шесть способов сказать алкоголю «нет»: (от самого мягкого варианта до наиболее категоричного)
Нет, спасибо.
Что-то мне не хочется, а у вас есть сок или вода?
Алкоголь меня не интересует.
Ты говоришь со мной? Забудь об этом!
Почему ты ПРОДОЛЖАЕШЬ давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ»?!
Отстань!
(Эти способы подойдут и в других ситуациях) Научите ребенка самостоятельно принимать решения, научите, глядя в глаза, говорить «нет».
Постарайтесь выстроить с ребенком доверительные отношения и поддерживать их. Мы - родители должны знать, чем дышит наш ребенок, с кем дружит, где бывает. Чтобы своими переживаниями радостными или грустными он делился с нами, чтобы знакомил нас с новыми друзьями. Кто, как не родители должны поддержать ребенка или удержать от опрометчивого шага, помочь понять истинные ценности. Не найдя поддержки и понимания у родителей, он может найти их и, скорее всего, найдет в другом месте, у других людей. Вопрос в том, кем окажутся эти люди, и какие ценности они исповедуют.

Научите детей избегать конфликтных ситуаций. Многие мастера единоборств в своих рекомендациях по азам самообороны говорят, что самооборона – это сделать всё от себя возможное, чтобы избежать драки и борьбы когда кто-то угрожает или нападает на нас. Самооборона это использование, прежде всего, ума, а не кулаков. Поэтому лучший способ справиться с нападением или угрозой нападения заключается в попытке избежать его. Таким образом, вы меньше всего рискуете нанести себе физический и моральный вред.
И ещё, вы должны знать, что злоумышленники не всегда незнакомцы, которые выпрыгивают из темных переулков. К сожалению, дети могут подвергнуться нападению и со стороны тех людей, которых они знают. Вот где ещё один важный навык самообороны вступает в игру.
Нужно говорить или действовать таким образом, чтобы предотвратить ухудшение ситуации. Классический пример - отдать грабителю свои деньги вместо того, чтобы бороться или бежать. Или, например, если кто-то преследует ребёнка на улице и пытается заговорить, когда вокруг никого нет, он может оттянуть момент нападения соглашаясь с ним и вступив в диалог. Затем может перенаправить фокус внимания оппонента ("Ой, вон мои родители!"), и когда он отвлечётся, разрешить ситуацию (убежать).

Младшие подростки, как правило, проходят через период низкой самооценки; ищут поддержку у друзей и неохотно слушают родителей. В это время у них проявляется повышенный интерес к Интернету. Они скачивают музыку, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями и играют. Кроме того, активно используют поисковые машины. Мальчики жаждут грубого юмора, крови, азартных игр и картинок для взрослых. Девочкам больше нравится общаться в контактах.
Родители рассказывают, что многие дети сейчас с головой уходят в онлайн-игры. Компьютер включается сразу по приходу из школы и выключается только перед сном. Сейчас много игр, в которых можно усиливать позиции с помощью реальных денег. И случается так, что родители дают детям деньги на одни цели, а дети их тратят на другие.
В сети Интернет, как и в обычной жизни, встречаются злые и невоспитанные люди. Ради собственного развлечения они могут обидеть тебя, устроить травлю. Но у интернет-мошенников ничего не получится, если только мы сами не откроем им дверь – не сообщим им наши пароли, не загрузим на свой компьютер сомнительные файлы или не дадим возможность пользоваться нашей сетью незнакомым людям.
Советы по безопасности:

· Создайте список домашних правил интернета. Следует указать список запрещенных сайтов, часы нахождения в Сети и руководство по общению в интернете.

· Держите компьютеры с подключением к интернету в общих комнатах, чтобы ребёнок не мог уединиться.

· Беседуйте с детьми об их друзьях в интернете и о том, чем они занимаются, так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми они общаются, используя мгновенный обмен сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.

· Настаивайте, чтобы они никогда не соглашались на личные встречи с друзьями из интернета.

· Научите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в интернете.

· Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.

· Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит их или угрожает. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам об этом. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится. Получите дополнительную информацию об обращении с интернет- преступниками и хулиганами.

· Возьмите за правило знакомиться с сайтами, которые посещают ваши дети. Убедитесь, что дети не посещают сайты с оскорбительным содержимым, не публикуют личную информацию или свои фотографии.

· Ребята сами не в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

· Обсудите с ребёнком азартные сетевые игры и их возможный риск. Напомните, что для детей это незаконно.

И ещё об одном. Сейчас существует проблема безопасного поведения – это использование пиротехнических изделий.
Часто происходят несчастные случаи при использовании пиротехнических изделий несовершеннолетними без присмотра взрослых. Ребята используют петарду для развлечения, хотят пошутить, испугать кого – то В итоге – трагедии.

Приближаются каникулы. Родителям стоит обсудить с детьми планы на период каникул и предложить по возможности интересные развлечения. Но если ребёнок проводит время не с вами, так как вы на работе, важно знать, где, когда и с кем находится ваш ребёнок, а также как с ним связаться при необходимости. Держите его в поле своего зрения (внимания), чтобы он не думал, что предоставлен сам себе. В своём желании контролировать ребёнка, конечно, нельзя перегибать палку, однако не стоит быть и излишне доверчивым. Недаром говорят: «Доверяй, но проверяй».
И в заключении желаю вам успехов в воспитании своих детей, чтобы они росли у вас здоровыми не только физически, но и духовно, и нравственно.
МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»







Лекция для родителей учащихся
3-4классов на тему:
«Что должны знать наши дети о правилах безопасного поведения во внеурочное время»






Учитель: Коршунова Н.И.




15