Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению Первый шаг в мир культуры


Муниципальное общеобразовательное учреждение«Красногорбатская средняя общеобразовательная школа»
Селивановского района Владимирской области
Программа внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Первый шаг в мир культуры»
(разработана для учащихся 6 класса
срок реализации 1год)
Пояснительная записка«Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному селу или городу,
к родной речи – задача первостепенной важности.
Она начинается с малого – с любви к своей семье,
к своей школе и, постепенно расширяясь,
переходит в любовь к своей стране,
а затем ко всему человечеству,
к человеческой культуре»
Д.С. Лихачев
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в рамках реализации ФГОС общего образования школы 2 ступени. Основная идея программы и ее содержание направлены на реализацию приоритетных направлений и документов, определяющих развитие современной системы российского образования: Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Приказа МО и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении ФГОС ООО» Письмо Департамента общего образования МО РФ от 12.05.2014 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»
Рабочая программа курса «Первый шаг в мир культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Актуальность программы
Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими свойствами. Главная задача школьного исторического образования - формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.
Знакомство с культурой, приобщение к общечеловеческим ценностям облегчает ребенку нелегкий путь познания окружающего мира. Беседы о культуре развивают творческие способности ребенка, формируют у него интерес к разнообразным областям знаний, потребность во все более глубоком познании окружающего мира. Любой музей – это проводник между прошлым, настоящим и будущим. В музее, как нигде, учащиеся учатся на примерах прошлого, могут прикоснуться к истории, почувствовать свою вовлеченность. Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Существующая сегодня в России система образования и воспитания ориентирует каждого учащегося прежде всего на успех, хорошую карьеру и реализацию своих планов и желаний, которые обычно связаны с материальными ценностями. Но история России бережно хранит великое множество примеров, когда человек отдает свою жизнь в борьбе за свое право и свободу, за веру, за Родину. Духовно-нравственный человек обладает духовным опытом.
Важно, что сегодня чаще стали обращаться к проблеме того, что школа призвана давать не только светское образование, но заботиться о духовно-нравственном воспитании учащихся, помогая им в приобретении духовного опыта. Нравственное воспитание и развитие учащихся – это подготовка светлого будущего человечества. От воспитания детей во многом зависит и будущее каждой семьи, родителей, страны. Приступая к воспитанию ребенка, мы формируем ту или иную программу действий и, естественно, цель воспитания и развития. Недостаточный уровень воспитания этих качеств способен стать серьезным препятствием на пути к успеху и привести к неудачам в личной жизни. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовывать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духов​ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно​ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно- нравственного воспитания молодого поколения.
Цель курса «Первый шаг в мир культуры» - создать у ребенка целостное представление об окружающем мире в процессе общения с памятниками истории и культуры.
Решение данной цели предполагает установление взаимосвязей между различными явлениями истории и культуры, понимания их значения для мировой цивилизации и каждого человека в отдельности.
Задачи реализации программы:
научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
формировать духовно-нравственные качества учащихся;
формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Основные принципы программы: научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, результативность, творчество и успех.
Вид: модифицированный
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчета 1 час в неделю. Всего 34 часа. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия 11-12 лет. Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:1) теоретические - (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 2) практические - (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, работа с компьютером, другими информационными носителями, проектные работы).
Формы и методы работы
На занятиях применяются беседы, разнообразные игры, творческие задания, просмотры видеофильмов. Занятия предполагается проводить в разнообразных формах: воображаемые путешествия, дискуссии, экскурсии, выставки, групповые работы. Большой интерес представляют самостоятельные исследования, проводимые детьми, такие как «Старинные вещи в моем доме», «Культуры, которые живут в моем доме».
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и достижению метапредметных и личностных результатов.
В условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, личностных результатов удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Эффективным методом работы по формированию личностных и метапредметных результатов является метод проектов, который гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Использование в образовательном процессе жизненных задач, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации, её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий.
Содержание программы

п/п Тема занятия Основное содержание
1. Вводное занятие Цели, задачи и содержание внеурочной деятельности курса «Первый шаг в мир культуры». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы.
2. Что такое культурное наследие человечества. Виды наследияКрасная книга, природное наследие, культурное наследие, культура. Результаты культурной деятельности.
3. Что такое культура Культура, Культурный человек.
4. Культурное наследие всех народов земли равноценно Национальная культура, культура землян, разные вкусы, равная ценность, невосполнимые потери.
5 Что такое время
Источники изучения времени Время, измерение времени, символ времени, прошлое, настоящее, будущее, история, мгновение, остановленное мгновение, Янус, Хронос, река времени, колодец времени, лента времени.
Исторический источник, историческая информация.
6-7 Культурный вклад народов России в культуру страны 8 «Они хранят и несут культуру людям» 9 Музей – машина времени. Знакомство с историей музея. Музей как место погружения в прошлое, место хранения «остановленных мгновений». Музейный предмет.
10-11 Экскурсия «Здравствуй музей»
Какие бывают музеи Знакомство с понятиями «музей», «экспонаты», «экскурсовод», с правилами поведения в музее.
Музейные профессии хранитель, реставратор (реставрация), экспозиционер (экспозиция), художник, экскурсовод.
Посещение музея школы
Исторические музеи, художественные музеи, естественноисторические музеи, технологические музеи, литературные музеи, музеи комплексные.
12 Что такое вещь. Свойства вещиСвойства музейных предметов: информативность, знаковость, подлинность, эмоциональная насыщенность.
13 Вещь как портрет эпохи; портрет человека Музейный предмет: вещь как символ, знак, портрет своего хозяина, события, эпохи.
14 Подлинник и копия, их место в нашей жизни и в музее Подлинник и копия, их значение в нашей жизни, музее.
15-16 Почему вещи попадают в музей Причины музеефикации экспонатов.
17 Народные промыслы (посещение районной библиотеки) Посещение музея: занятие «Народные промыслы». Матрешки, берестяные изделия, гжель, подносы, платки, кружевоплетение.
18-19 Бабушкин сундучок. Семейные реликвии Русские обычаи и обряды. Особенности крестьянской одежды.
Объяснение понятия «Семейные реликвии».
Творческая работа «Семейные реликвии»
20 Русский костюм История возникновения костюма
21 Светит да не греет
Беседа о разных источниках освещения. Очаг, светец, свечи, подсвечники, канделябр, керосиновые лампы, подвесная лампа, электрическая лампа.
22 Творческий конкурс «Старая фотография рассказала …» Работа с документами
23 Золотая стружкаДревнее плотницкое ремесло. Инструменты плотника, его изделия.
24 Путешествие по странам мира
Просмотр видеофильма
25 Семейные обряды Владимирской губернии Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в нашем поселке до сих пор с целью их обогащения
26-27 Семейные обряды Владимирской губернии: детские игры Детские песни перед игрой при выборе водильщика, «гуськи», «староста», «бубен», песни при разных случаях.
28-29 Семейные обряды Владимирской губернии: свадебные обряды Сватовство, девичник, свадебные причитания.
30-34 Итоговое занятие.
Оформление  и  защита  творческих  работ.  Компьютерная презентация результатов работы.
Представление проектных работ
Планируемы результаты освоения программы
В результате освоения программы «Первый шаг в мир культуры»» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения является формирование следующих умений и качеств:
приобщение к истокам культурно-исторического наследия края;
освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение к культурам разных народов;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого;
формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре родного края.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план).
Познавательные УУД:
проводить исследования под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
формировать целостное представление об историческом развитии нашей страны;
применять понятийный аппарат;
сравнивать простые однородные факты, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
давать образную характеристику личностей, описывать памятники истории и культуры, рассказывать о важнейших событиях малой родины, используя разнообразные источники информации;
соотносить единичные события в истории края с общими явлениями и процессами страны;
применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории края
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях, фестивалях, соревнованиях, выполнение им исследовательских и творческих работ.
В ходе внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные результаты.
Календарно - тематическое планирование курса на 1 год обучения
6 класс - 34 часа

п/п Дата проведения Тема занятияКол-во
часов форма
проведения
план факт теория Прак-
тика 1. Вводное занятие 1 Беседа (теория)
2. Что такое культурное наследие человечества. Виды наследия1 Беседа
(теория)
3. Что такое культура 1 Беседа (теория)
4. Культурное наследие всех народов земли равноценно 1 групповая работа
5 Что такое время
Источники изучения времени 1 групповая работа
6-7 Культурный вклад народов России в культуру страны 2 Выполнение проекта
8 «Они хранят и несут культуру людям» 1 Выполнение проекта
9 Музей – машина времени. 1
игра
10-11 Экскурсия «Здравствуй музей»
Какие бывают музеи 1 1 Лекция, экскурсия. Игра «Искатели» и «Хранители»
12 Что такое вещь. Свойства вещи1 Практическое занятие
13 Вещь как портрет эпохи; портрет человека 1 Просмотр видеофильма
составление проекта
14 Подлинник и копия, их место в нашей жизни и в музее 1 практическое занятие
15-16 Почему вещи попадают в музей 2 Экскурсия в музей
17 Народные промыслы (посещение районной библиотеки) 1 Посещение районной библиотеки
18-19 Бабушкин сундучок. Семейные реликвии 2 Практическое занятие,
Индивидуальная работа
20 Русский костюм 1 экскурсия в музей
21 Светит да не греет
1 Групповая работа
22 Творческий конкурс «Старая фотография рассказала …» 1 Практическое занятие (сочинение), групповая работа.
23 Золотая стружка1 Просмотр документального фильма
24 Путешествие по странам мира
1 25 Семейные обряды Владимирской губернии 1 Занятие в библиотеки
26-27 Семейные обряды Владимирской губернии: детские игры 1 1 игровое занятие на свежем воздухе
Посещение районной библиотеки
28-29 Семейные обряды Владимирской губернии: свадебные обряды 1 Экскурсия в музей
30-34 Итоговое занятие.
1 2 практическое занятие, групповая работа
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Проектор
Компьютер
Экран
Экспонаты школьного музея
Учебно-методическая и научная литература
Интернет – ресурсы
Иллюстрации по темам программы
Список литературы
1. Валкин М.Х. Историческое краеведение. 2001, Ульяновск
2.Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
3. Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. – М.: Высш. шк., - 1988. – 431 с.
– ISBN 5-06-001469-х
4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших
школьников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 160 с. - ISBN 5-691-00382-8
5. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. – ISBN 5-691-00551-0
6. Решетников Н.И. Музей и комплектование его собрания. – М.: МГУКИ, 2012. – 160 с. – ISBN 978-5-94778-365-3
7.Семейные обряды Владимирской деревни. Часть I. – Владимир, 1995. – 116 с.
8.Соловьев А.Н. Селивановское Приколпье. Природа, история, топонимия, примечательные места Селивановского района Владимирской
области. Киров, 2009.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010