Презентация на тему Системный подход в воспитании
Системный подход в воспитанииВыполнила : Дубинина Е.М. (учитель русского языка и литературы).
Разработка проекта данной концепции (1991)Учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза был воплощен проект в документе: «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе» (А.А. Бодалев, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова и др.)
Основные идеи:Отказ от «лобовых» методов;Отказ от лозунгов и призывов;Отказ от излишнего дидактизма;На первый план выдвигаются диалогические формы общения;Совместный поиск истины;Создание воспитывающих ситуаций.
Выполнение главной цели (всесторонне гармоничное развитие личности) конкретизируется задачами:формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;формирование гражданского самосознания;приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности;формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации
Содержание воспитательного процесса:В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.
«Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, "мера всех вещей"»Внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.
Семья — начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.
Труд — основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни". Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность.
Знания — результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся — мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели — развитию личности ученика.
Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Особенность русской культуры - нравственные искания человека.
Отечество — единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Боль за ошибки и трагедии прошлых поколений должна вызывать активную, созидательную позицию.
Земля — общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Каждый ребенок — естественный философ, которого волнуют мировые проблемы.Развитие планетарного мышления.
Мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.
Воспитательная система«целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат».
Системообразующий вид деятельностииграет первостепенную роль в построении воспитательной системы и формировании неповторимой индивидуальности общешкольного коллектива.
Системообразующий вид деятельности соответствует требованиям:а) этот вид деятельности не формально, а реально соответствует целям воспитательной системы;б) он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся;в) педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой его использования в воспитательном процессе;г) формируются системообразующие связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых;д) существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.
Опыт В.А. КараковскогоКоммунарский сбор;Ключевые общешкольные дела;Целостная педагогическая концепция «Мы-школа»;Интеграция педагогических взаимодействий;Высокий уровень неформальных межличностных отношений.
Работы В.А. Караковского:1. В.А. Караковский «Учитель и время». В сборнике Развитие личности, М.,1994 г (Материалы Московской городской научно-практической конференции)2. В.А. Караковский «Актуальные проблемы воспитания», М.,1994 г, Центр инноваций в педагогике.3. «Моделирование воспитательных систем: теория -- практике», М.,1995 г.4. В.А. Караковский «Воспитание в кризисном обществе», жур. Тульская школа № 2, Тула5. В.А. Караковский «Воспитание в обществе социальных перемен» жур. Мир образования, М., 19956. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» (Теория и практика воспитательных систем), Новая школа, М., 1996г Книга удостоена премии Президента Российской Федерации.7. Книга «Школа воспитания: 825-й маршрут». Авторы: учителя, ученики и выпускники школы. Педагогическое общество России, Москва, 2004 г.