Сообщение об имплантированном учащемся
ИСТОРИЯ Кирилла.
Сегодня нашему Кириллу тринадцать лет, он учится в общеобразовательной школе и занимает призовые места на соревнованиях по легкой атлетике. А еще он вратарь сборной по футболу — защищает на воротах честь своей школы.
Кто бы мог подумать, что судьба мальчика с врожденной глухотой, в три года пришедшего в дошкольную группу школы для глухих детей, сложится именно так? Ведь когда в шесть лет его привезли в Санкт-Петербургский ЛОР НИИ на кохлеарную имплантацию, слухового опыта у него не было вообще. Кирилл не говорил, общался с помощью жестов, и специалисты диагностировали у мальчика сопутствующие расстройства памяти, внимания и нервно-мышечной системы. Но уже первичное тестирование с кохлеарным имплантом выявило наличие реакции на все окружающие звуки: тихие и громкие — различной частоты.
Согласно рекомендациям после кохлеарнй имплантации Кирилла перевели в класс слабослышащих. Конечно, было непросто. Но благодаря систематическим и целенаправленным занятиям с сурдопедагогом, психологом, логопедом и кропотливой работе родителей, выполнявших все рекомендации педагогов, послеоперационная слухоречевая реабилитация ребенка принесла положительные результаты. Уже через шесть месяцев при втором тестировании специалистами центра была подтверждена положительная динамика слухового и речевого развития мальчика. Пассивный и активный словарь вырос, увеличилось количество слов и фраз, воспринимаемых на слух и объем кратковременной слуховой памяти. Он уже легко запоминал 3-4 слова, произносил слова, а иногда и целые фразы.
Впереди предстояла серьезная работа. Сурдопедагогом был определен целый круг проблем, требующих коррекции: несформированность грамматических представлений, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произносительных навыков (по типу вербальной диспраксии, моторной алалии) и несформированность вербально-логического мышления. Но на то они и проблемы, чтобы их решать! Основой психолого-педагогической реабилитации для нас стала программа «Я слышу мир!».
Работу по развитию слухового и слухоречевого восприятия проводили параллельно с развитием устной речи, произносительных навыков и языковой способности на основе развивающегося слуха. Поначалу сурдопедагогу приходилось произносить весь речевой материал в медленном темпе с четкой артикуляцией. Благодаря этому акустические признаки фонем выражались в речи наиболее отчетливо.
И вот — победа! Поэтапная коррекция программы реабилитации, составление индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения, комплексная работа педагогов, специалистов и членов семьи позволили Кириллу перейти из коррекционной школы в общеобразовательную.
Наш опыт работы по слухоречевой реабилитации детей младшего школьного возраста однозначен — кохлеарная имплантация, без сомнения, является эффективным методом слухоречевого и общего развития неслышащих детей. И если в период слухоречевой реабилитации педагоги, специалисты и родители будут работать вместе, то ребенок обязательно научится слышать, научится говорить, и это будет только начало его успешного пути.
Г. Э. Базарова, Т. Д. ЮндуноваГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»,
г. Улан-Удэ.
(Статья опубликована в журнале «Я слышу мир!», выпуск №1, сентябрь 2014г.)