Организация работы со слабоуспевающими обучающимися
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Государственный агротехнический колледж» с. Московское
Методическая разработка
по учебной дисциплине “Английский язык”
Тема: “Организация работы со слабоуспевающими обучающимися в колледже ”
Разработчик:
Пономаренко О.Н., преподаватель английского языка
Московское 2016
Преподавание иностранного языка в профессиональном образовательном учреждении имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. Учебные группы в колледже комплектуются по производственному принципу, соответственно, в каждой группе наблюдается разный уровень владения иностранным языком. В связи с тем, что уровень владения иностранным языком у некоторых обучающихся, окончивших школу, не всегда полностью соответствует требованиям программы, появляется необходимость дифференцированного подхода к разным категориями обучающихся (слабоуспевающие и неуспевающие обучающиеся, дети группы “риска”, пропустившие занятия по болезни). Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения в школе, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, обучающиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения. Игнорирование индивидуального подхода может привести к тому, что более способные и развитые обучающиеся будут задерживаться в своём развитии, а слабо подготовленные обучающиеся будут не в состоянии достичь уровня «средних», а тем более «сильных» обучающихся». Кроме того, экзамен по иностранному языку в колледже не проводится. Это обстоятельство снижает мотивацию в обучении иностранному языку, поскольку многие обучающиеся с большей ответственностью относятся к тем предметам, по которым им придется сдавать экзамен. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что длительность языкового общения между преподавателем и обучающимися ограничивается двумя часами в неделю. Также интенсификация обучения и перегруженность учебных программ значительно увеличивают число неуспевающих. Незнание иностранного языка может вызвать определенные проблемы в дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом, качественное обучение английскому языку имеет особую важность и значение для обучающегося. В этих условиях поддержание имеющегося у обучающихся уровня владения языком и успешное изучение нового языкового материала, а также создание новых навыков и умений представляет собой довольно сложную методическую проблему.
Особенности психолого-педагогических аспектов работы преподавателя английского языка со слабоуспевающими обучающимися.
Применительно к английскому языку можно выделить следующие признаки неуспеваемости обучающегося: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; длительное обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия автоматизмов; неумение употреблять знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад; пассивность на уроке; высокая отвлекаемость, постоянные переходы на родной язык.
Существуют различные типологии неуспеваемости обучающихся в зависимости от рассматриваемых аспектов. В своей работе я использую методологию Н.И. Мурачковского, который в основу своего деления на типы положил два показателя: особенности мыслительной деятельности и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей образует 3 типа слабоуспевающих обучающихся:
Первый тип: низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости
Характер проявления
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:
обстоятельства жизни в семье; взаимоотношения с окружающими
Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.
Интеллектуально пассивные обучающиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, на основе которых педагог строит обучение
При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.
Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.
Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе.
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения
Обучающиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно).
Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания.
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей
Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления обучающегося об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности
Для первой группы неуспевающих рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с ними – учить учиться. Взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей данных обучающихся в колледж бесполезно. Они сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
2. Второй тип: высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению. Причиной плохой успеваемости обучающихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Занятия они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям преподавателя относятся отрицательно. Об обучающихся этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности.
3. Третий тип: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого человека есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Преподавателю необходимо найти эту сферу жизни обучающегося, и сконцентрировать его внимание на том, что он действительно может.
Непонимание причин, вызвавших неуспеваемость обучающихся может привести к неккоректной коррекционной работе. Пример: организация дополнительных занятий для слабоуспевающего обучающегося II группы – вполне оправдана, поскольку дома переводить текст он все равно не будет. А вот выдавать очередной объем монотонной работы обучающемуся I группы (с астеническим состоянием, ослабленный, страдающий быстрой утомляемостью) – не всегда целесообразно. Он нуждается в щадящем режиме учебной работы, но не корректно выбранная форма помощи обрушивает на его плечи дополнительную нагрузку, лишь усугубляя ситуацию.
Подходы к преодолению неуспеваемости обучающихся при изучении английского языка
В зависимости от причин неуспеваемости обучающихся могут быть применимы различные подходы к ее преодолению. В задачи преподавателя входит диагностика причин неудач при изучении английского языка в каждом отдельном случае и разработка стратегии и тактики своей педагогической деятельности, которые предполагают установление психологически комфортной учебной атмосферы для каждого обучающегося, формирование навыков учебного труда, развитие мышления обучающихся, формирование положительной учебной мотивации и адекватной самооценки обучающихся, создание для каждого из них ситуации успеха, реализация дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и др.
Основные пути преодоления неуспеваемости включают в себя работу в следующих направлениях:
Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.
Профилактика неуспеваемости на уроках английского языка:
Этапы урока
Акценты в обучении
Контроль подготовленности обучающихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые обучающимися в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для группы и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала обучающимися, пропустившими предыдущие занятия. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, правил, умений и навыков, выявить причины отставания
Изложение нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем обучающимся активно усваивать материал
Самостоятельная работа обучающихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах
и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к преподавателю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь студентам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль
Организация внеурочной деятельности
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций студентами.
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
3. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими обучающимися должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и взаимодействие с родителями обучающегося.
4. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в процессе обучения.
С целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления неуспеваемости обучающихся преподавателю необходимо правильно организовать работу со слабоуспевающими обучающимися на уроке и во внеурочное время.
Оказание помощи неуспевающему обучающемуся на уроке
Этапы урока
Виды помощи
Контроль подготовленности обучающихся
- создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
- снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
- предложение о
·бучающимся примерного плана ответа;
- разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Изложение нового материала
- поддержание интереса слабоуспевающих обучающихся с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;
- привлечение их в качестве помощников при выдаче раздаточного материала (словари, опорные схемы);
- привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным обучающимся
Самостоятельная работа обучающихся на уроке
- разбивка заданий на части, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
- напоминание приема и способа выполнения задания;
- указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
- инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
- стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
- более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.
Организация самостоятельной работы вне класса
- выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
- более подробный инструктаж по выполнению задания с указанием на возможные затруднения.
Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости - это организация дополнительных занятий со слабоуспевающими обучающимися во внеурочное время:
- индивидуальные консультации (для оказания помощи в выполнении домашнего задания, для дополнительного объяснения пройденного материала);
- привлечение к работе предметного кружка (выполнение творческих заданий, участие в мероприятиях, запланированных на предметной неделе).
Для хорошего усвоения материала желаемый результат даёт пошаговый контроль знаний (тематический, лексический, грамматический) с последующей коррекцией. Не следует ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и требовать быстрого ответа на него, необходимо предоставить обучающемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку. Не следует заставлять таких обучающихся отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав им возможность позаниматься дома. Обучающегося следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главным средством преодоления учебных трудностей. Самооценка обучающегося, воспитанного на принципах дифференцированного оценивания, сделает его относительно защищенным от несовершенства отметочной системы. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких обучающихся уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет им в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. Когда обучающийся показывает слабые результаты по проверяемым аспектам, целесообразно также оценить его исследовательские умения, умение самостоятельно находить ошибки и исправлять их, умение оценивать свою работу, скорость выполнения, уровень самостоятельности выполнения задания, и т.д. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только в цифрах. Например, при выполнении проектной работы я стараюсь оценить каждый проект слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся отдельной номинацией: «самый смелый проект», «самый красочный проект», «самый емкий», «самый веселый» и т.д. Это позволяет мне обратить внимание учебной группы на успехи такого обучающегося, чтобы он чувствовал своё движение вперёд. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи обучающегося с его собственными вчерашними неудачами». Не стоит сравнивать его достижения с государственными нормами оценивания или успехами соседа по парте. Ведь даже самый малый успех студента – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Список слабоуспевающих обучающихся I курса по английскому языку на 2016-2017учебный год
группа
Обучающийся
11
Кириленко Екатерина
Прояев Максим
10
Баландина Виктория
Дудинова Валентина
13
Алешин Тимофей
Куклин Юрий
Щетинин Андрей
12
Мирошниченко Александр
Сергиенко Александр
18
Васильева Ольга
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
№
Вид работы
Срок выполнения
1
Провести входной контроль знаний обучающихся I курса.
Цель:
а) Определение фактического уровня знаний обучающихся.
б) Выявление в знаниях обучающихся пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
Сентябрь
Провести контрольный срез знаний обучающихся I курса.
Цель: определение уровня знаний обучающихся.
В конце курса обучения
2
Установить причины отставания
слабоуспевающих обучающихся посредством взаимодействия с классным руководителем, психологом, социальным педагогом и обязательно с самим обучающимся
Сентябрь
3
Составить индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего обучающегося в течение учебного года
В течение учебного года.
4
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему обучающемуся.
В течение учебного года.
5
Вести индивидуальный контроль за выполнением домашних заданий учащимися.
В течение учебного года.
6
Привлечь к участию в работе лингвистического клуба “Полиглот”.
В течение учебного года.
7
Обеспечить его участие в предметных олимпиадах
В течение учебного года.
План индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися
Гр.
Ф.И.О
Причины неуспеваемости
Пути решения
Результат
11
Кириленко Екатерина
-Слабая мотивация к обучению;
-Систематическое невыполнение домашних заданий
-недостаточный контроль родителей
-Частые пропуски по неуважительной причине
Индивидуальные консультации
беседа с родителями
Индивидуальные домашние задания, решение аналогичных заданий на карточках во время урока
Контроль за выполнением домашних заданий.
- участие в театрально-художественной секции предметного кружка “Полиглот”
Повышение уровня знаний со среднего до достаточного
11
Прояев Максим
-Слабая мотивация к обучению;
-недостаточный контроль родителей
-Частые опоздания
беседа с родителями
Внеурочные дополнительные занятия, помощь перед уроком
Повышение уровня знаний со среднего до достаточного
10
Баландина Виктория
Низкая активность во время уроков
Индивидуальные консультации
Внеурочные дополнительные занятия, помощь перед уроком.
- участие в секции “Пресса и оформительская работа” предметного кружка “Полиглот”
Повышение уровня знаний со среднего до достаточного
10
Дудинова Валентина
-Слабая мотивация к обучению;
-Систематическое невыполнение домашних заданий
-отсутствует контроль родителей
-Частые пропуски по неуважительной причине
Индивидуальные консультации
Индивидуальные домашние задания, решение аналогичных заданий на карточках во время урока
Контроль за выполнением домашних заданий
- участие в лингвистической секции предметного кружка “Полиглот”
Повышение уровня знаний с низкого до среднего
13
Алешин Тимофей
-Слабая мотивация к обучению;
-Систематическое невыполнение домашних заданий
-недостаточный контроль родителей
-Частые пропуски и опоздания
Индивидуальные консультации
беседа с родителями
Индивидуальные домашние задания, решение аналогичных заданий на карточках во время урока
Контроль за выполнением домашних заданий
- участие в театрально-художественной секции предметного кружка “Полиглот”
Повышение уровня знаний с низкого до среднего
13
Куклин Юрий
-Слабая мотивация к обучению;
-недостаточный контроль родителей
-Частые пропуски из-за проблем со здоровьем
Низкая активность во время уроков
Индивидуальные консультации
беседа с родителями
- участие в секции “Пресса и оформительская работа” предметного кружка “Полиглот”
Повышение уровня знаний с низкого до среднего
13
Щетинин Андрей
-Слабая мотивация к обучению;
-Систематическое невыполнение домашних заданий
-отсутствует контроль родителей
-Частые пропуски и опоздания
Низкая активность во время уроков
Индивидуальные консультации
Индивидуальные домашние задания, решение аналогичных заданий на карточках во время урока
Контроль за выполнением домашних заданий
-участие в лингвистической секции предметного кружка “Полиглот”
Повышение уровня знаний с низкого до среднего
12
Мирошниченко Александр
-Слабая мотивация к обучению;
-недостаточный контроль родителей
-Частые опоздания
беседа с родителями
Внеурочные дополнительные занятия, помощь перед уроком
- участие в театрально-художественной секции предметного кружка “Полиглот”
Повышение уровня знаний с низкого до среднего
12
Сергиенко Александр
Низкая активность во время уроков
Индивидуальные консультации
Внеурочные дополнительные занятия, помощь перед уроком
-участие в лингвистической секции предметного кружка “Полиглот”
Повышение уровня знаний со среднего до достаточного
18
Васильева Ольга
-Отсутствие мотивации к обучению;
-Систематическое невыполнение домашних заданий
-отсутствует контроль родителей
-Частые пропуски по неуважительной причине
Низкая активность во время уроков
Индивидуальные консультации
Индивидуальные домашние задания, решение аналогичных заданий на карточках во время урока
Контроль за выполнением домашних заданий
- участие в театрально-художественной секции предметного кружка “Полиглот”
Повышение уровня знаний с низкого до среднего
Если положительной динамики не наблюдается, к отчетной таблице добавляются графы «Сроки сдачи материалов», «Информация классному руководителю» и «Информация родителям».
»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительных предметных занятий по учебной дисциплине “Английский язык”
с неуспевающим обучащимся Васильевой Ольгой группы 18
на I / II полугодие 2016-2017 учебного года
№
п/п
Тема занятия
Дата
проведения
1
Существительное : категория множественного числа
14.09
2
Притяжательный падеж существительного
23.09
3
Составные существительные
28.01
4
Закрепление знаний об имени существительном.
05.10
5
Артикль: неопределенный
12.10
6
Артикль: определенный
19.10
7
Упражнения по употреблению артикля
26.10
8
Прилагательное: суффиксы, префиксы
03.11
9
Степени сравнения прилагательных
10.11
10
Глагольная система английского языка
17.11
11
Present simple
24.11
12
Past Simple
30.11
13
Future Simple
06.12
14
Закрепление знаний о частях речи.
13.12
15
Транскрипция
20.12
16
Принципы работы со словарем
26.12
Литература
Безкоровайная Г. Т., Койранская Е. А., Соколова Н. И., Лаврик Г. В. Planet of English: учебник английского языка для учреждений СПО. М., 2014.
Кузовлев, В.П. Английский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений./ В.П. Кузовлев. – М.: Просвещение, 2010
Кузовлев, В.П. Английский язык: рабочая тетрадь для 10-11 классов общеобразовательных учреждений./ В.П. Кузовлев. – М.: Просвещение, 2010
Кузовлев, В.П. Английский язык: книга для чтения для 10-11 классов общеобразовательных учреждений./ В.П. Кузовлев. – М.: Просвещение, 2002
Кузовлев, В.П. Английский язык: контрольные задания. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ В.П. Кузовлев. – М.: Просвещение, 2010.
Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2014.
Горлова Н. А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. М., 2013.
Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике. М., 2012.
Ларина Т. В. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2015
Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков. М., 2015.
Профессор Хиггинс. Английский без акцента! (фонетический, лексический и грамматический мультимедийный справочник-тренажер).
Васильева, Л.В. Английский язык. 10-11 классы: поурочные планы по учебнику В.П. Кузовлева «Английский язык»: в 2 частях./ Л.В. Васильева. – Волгоград: Учитель, 2008
Интернет-ресурсы
www.britishcouncil.org
www.bbc.co.uk/learningenglish
www.englishclub.com
www.multitran.ru
Заголовок 115