Методическая разработка внеурочного занятия Рождество Пресвятой Богородицы
Методическая разработка занятия по курсу «Основы православной культуры»
Тема: «Праздники – радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы».
Тип занятия: комбинированное.
Цель: расширение знаний по тематическому блоку «Православные праздники».
Задачи:
1. Рассказать о празднике «Рождество Пресвятой Богородицы».
2. Развивать навык работы с произведениями христианского искусства.
3. Обогащать духовный мир учащихся, воспитывать уважение к вере и традициям русского народа.
4. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения.
Основные понятия. Благодать. Благочестие. Спасение. Честь. Честность. Лицемерие.
УМК: 1. Л.Л. Шевченко «Православная культура» 2 класс, учебное пособие, М., 2007
2. Л.Л. Шевченко «Православная культура» 2 класс. Наглядное пособие. Методическое пособие (с СD), М., 2007
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, макет дерева, листья клёна (жёлтые и красные) с заданиями, иллюстрации.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу, подумайте, сколько добрых дел вы можете сделать сегодня. Наполните свою душу светом и теплом.
Чтение стихотворения Некрасовой Л.В. «Осень». Звучит музыка. (Слайды 2, 3,)
Листья в рощах облетают,
И в лесах на склонах гор.
Улетели птичьи стаи
С наших речек и озёр.
И берёзоньки, и клёны
Сняли летний свой наряд,
Круглый год убор зелёный
Сосны бережно хранят.
До свиданья, лес и поле,
И садов густая тень,
Мы теперь за партой в школе
Начинаем новый день.
- Под осенней кроной этих деревьев мы проведём наше занятие.
- Чему посвящено это стихотворение? (На доске: 1 сентября - начало учебного года).
- Уберите одно слово, и вы узнаете, какой праздник на Руси отмечали в этот день? (1 сентября - начало года). 1 сентября ещё и начало осени. (Слайд 4)
- Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год или новолетие стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени. А тема нашего занятия – «Праздники-радости сентября». Но сегодня мы будем говорить о другом празднике.
II. Актуализация усвоения знаний учащихся.
Проверка домашнего задания.
Рассматриваем рисунки детей. (Буквицы заглавные «аз» и «буки»)
- Как называются эти красивые буквы? Где они использовались?
- На каком языке писались старинные рукописные книги? Кто создал первую славянскую азбуку?
- Какие главные православные праздники отмечались на Руси? Чему они посвящены? (Слайд 5: «Рождество Христово, «Крещение Господне», «Воскресение Христово»)
III. Выявление восприятия, мотивация.
Определение темы и цели занятия.
- Подходят ли эти праздники к теме нашего занятия? Почему?
- Церковный год начинается 1 сентября. Сейчас вы узнаете, какой праздник является самым первым из двенадцати главных праздников.
Чтение стихотворения детьми.
Нынче солнце с восходом торопится,
Расстилает покров золотой:
Рождество Пресвятой Богородицы,
Нашей матушки, вечно живой!
Видно любы ей детушки русские,
Любы полные сказов леса,
Неторопкие реченьки грустные,
В покаянных слезах образа.
Не однажды Казанской, Владимирской
Поднималась на зов: «Помоги!»;
Представала Смоленскою, ИверскойИ бежали, и гибли враги.
Проходя по лугам, меж коровушек,
В обрамленье златого венца
О родимой навеки сторонушке
Она молит по-русски Творца.
В. Ефимовская.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы считается началом всех христианских праздников. Рождество – день, когда родился человек. День рождения дорог каждому человеку. Этот день приносит радость, принято дарить подарки близким и родным. Но есть в календаре даты, которые объединяют всех христиан. Один из таких праздников – день, когда родилась Пресвятая Богородица. Этот день называется особенно - Рождество Пресвятой Богородицы. И отмечается он 21 сентября, в самую красивую пору осени, когда листья становятся золотыми, бордовыми, красными (Слайд 6).
- Почему же так радостен этот праздник? Ответ вы услышите в праздничном молитвенном песнопении, которое называется тропарь. Тропарь – краткая молитва, обращённая к Богу, ангелам или святым людям.
Слушаем музыку и читаем тропарь на русском языке.
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш и, разрушив клятву даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
(«Рождество Твое, Богородица Дева, принесло радость всей Вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш. Разрушив проклятие, Он дал благословение, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь».)
Этот праздник был первым предвестием будущего (грядущего) спасения людей.
IV. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.
Всё, что связано с Пресвятой Богородицей, - чудесно. Первым явленным чудом называют Её рождество. А было это так.
Весь мир ждал, что на земле родится женщина, которая подарит миру Спасителя. Но никто не знал точно, когда и в какой семье это произойдёт. Это оставалось тайной для мира. В тихом городке Назарете жили праведные супруги Иоаким и Анна. Иоаким – из рода царя Давида, а Анна - из рода священников. Они жили в любви и довольстве, но детей у них не было. Много молились Иоаким и Анна, чтобы Господь дал им ребёнка; они принесли Богу обет, что посвятят Ему дитя, которое у них родится. Но время шло, они уже начали стареть, а дети не рождались.
Евреи считали бездетность супругов знаком гнева Божия. Однажды Иоаким отправился в Иерусалимский Храм принести жертву. Но его грубо оттолкнули, сказав: «Ты не достоин приносить жертву, ведь Бог не дал тебе детей». Иоаким после этого ушёл в пустыню и долго скорбел и молился там.
Анна была дома; то людей она услыхала об обиде, которую нанесли мужу. Она вышла в сад и села под лавровое дерево. Подняв глаза, увидела в ветвях гнездо с птенцами. Анна взмолилась ко Господу: «И птице Ты дал радость в детях, а меня наказываешь гневом своим». И явился ей Ангел Господень и сказал: «Молитва твоя услышана. У вас родится Дочь, благословенная более всех дочерей земных. Имя Ей будет Мария». Услышав это, Анна поспешила в Иерусалим, чтобы там в храме возблагодарить Бога.
Между тем Ангел Господень явился к Иоакиму и сказал ему те же слова, прибавив: «Поди в Иерусалим; там у Золотых Ворот встретишь жену твою». Супруги радостно встретились и вместе вошли в Храм принести благодарственную жертву. После этого они вернулись в Назарет.
А когда на деревьях зазолотились листья, и наступила осень, у праведной четы родилась долгожданная Дочка. И это было чудом – ведь Иоаким и Анна были уже очень пожилыми людьми. Но Богу подвластно всё, недаром Его называют Всемогущим. Девочку, как и сказал Ангел, назвали Марией.
Иоаким и Анна нежно любили свою Дочь, они не могли нарадоваться на Неё. Помня слова Ангела о том, что их маленькой Дочурке предстоит великое будущее, счастливые родители просто благоговели перед Ней.
Теперь уже и соседи радовались за Иоакима и Анну. Они поняли, как были неправы, что обижали таких хороших людей. Но никто из них не мог себе представить, что эта славная Девочка станет Матерью Самого Спасителя рода человеческого.
Величаем Тя /Пресвятая Дево, /и чтем святых твоих родителей, /и всеславное славим /Рождество Твое.
V. Физминутка.
VI. Расширение теоретических знаний.
1). - Так как же назвали свою дочь Иоаким и Анна?
- Что обозначает это имя?
Имя Мария означает «благодать». Ещё это имя переводится с древнееврейского языка как «госпожа» и «надежда».
2). Рассматриваем иконы (Слайды 7, 8):
Рождество Пресвятой Богородицы. Икона (ил. №№ 6а, 6б)
Пресвятая Отроковица Мария и святая праведная Анна. Греческая икона. (ил. № 7)
Пресвятая Отроковица Мария и святые праведные Иоаким и Анна. Греческая икона. (ил. № 8)
3). Слушаем. «Радуйтесь, Иоакиме и Анно…». Служба Рождеству Пресвятой Богородицы (№ 3)
- Какое впечатление произвела на вас музыка?
- Почему радуются Иоаким и Анна?
4). Работа в группах.
– Сегодня в моём рассказе о Рождестве Девы Марии вы услышали много новых слов. Шутливый осенний ветерок написал их на жёлтых листиках, и они чудным образом оказались у нас в классе. Вы должны найти свой листик (листья прикреплены в разных местах класса), прочитать слово и определить его значение самостоятельно или с помощью учебника. Работать можно до тех пор, пока звучит «Осенняя песенка» П.И. Чайковского.
1 - й листик - БОГОРОДИЦА – Матерь Божия, родившая Богомладенца Иисуса Христа
2 - й листик - БЛАГОДАТЬ – «благо – дать» -- дать благо (добро). Благодать – присутствие Святого Духа Божиего
3 - й листик - БЛАГОСЛОВЕННА – прославлена
4 - й листик – БЛАГОВЕЩЕНИЕ – добрая весть
(Слайд 9)
VII. Разработка темы «Честность».
1). Прочитайте стихотворение Е.Г. Санина «Благодать» (с. 19)
Благодать
Что такое благодать?
Я давно хотел бы знать,
Для чего она даётся,
И кто может её дать?
В благодати – помощь Божья,
Чтоб нам справиться с врагом,
Ленью, злобой, страхом, ложью
И любым другим грехом!
- Что же нам помогает справиться с ленью, злобой, страхом, ложью? (Благодать)
- Из каких двух слов составлено слово «благочестие»? Что оно означает? («благая - добрая, хорошая – честь»; «честь – уважение»)
Честность (Слайд 9) – потребность мыслями, словами и делами не унижать высокой чести, которая оказана человеку: создание его по образу и подобию Божию и дарование ему возможности служить добру.
И.А. Ильин
Славянское значение понятия: «Честный – почтенный, достойный уважения; держащийся в отношении других последнейшей смиреннейшей части».
- Кого же можно назвать «честным»? Приведите примеры из своей жизни.
- Какими словами можно заменить понятия «честность» (добро), «нечестность» (зло)?
- Вспомните о злом поступке Иуды. Как по-другому можно назвать поступок Иуды?
«Лицемерие» - стремление скрыть свои истинные (настоящие, реальные) мысли (Слайд 11).
честность - добро
нечестность - лицемерие - зло
2). Обсуждаем.
Всегда ли мы честны?
В чём может проявляться лицемерие в нашей жизни?
3). Читаем и обсужлаем.
Чтение рассказа Л. Чарской «Предательница»
Как бы вы поступили на месте Зои?
Почему детям было неловко?
Какое хорошее качество, противоположное лицемерию, следует развивать в себе? (Честность)
В каких поступках я могу проявить это хорошее качество?
Что значит служить добру?
Чем и как я могу служить добру?
VIII. Физминутка для глаз (Слайд 12).
IX. Творческая работа.
- Наш ветерок принёс теперь красные листья. Внимательно читайте задания. Во время работы будьте добры, терпеливы, внимательно слушайте высказывания ваших товарищей, умейте договариваться друг с другом.
1 – й листик: соберите из слов пословицу, объясните её смысл. («Худо тому, кто добра не делает никому»)
2 – й листик: прочитайте притчу-наставление «Два волка», изобразите её в лицах.
3 – й листик: прочитайте рассказ Алёны Дерменёвой. Расскажите ребятам про «цепную реакцию добра», используя свои примеры.
4 – й листик: домашнее задание (инсценировка рассказа В.А. Сухомлинского «Доброе слово»).
X. Закрепление.
Отгадайте загадку:
Родилась Святая Дева
После длительных молитв.
Имена Её родивших
Наша память сохранит.
Звали мать святую _ _ _ _,
А отца _ _ _ _ _ _.
Не радели о приданом:
«Богу Дочь мы посвятим».
- Почему Рождество Пресвятой Богородицы Можно назвать чудом? (Потому что Она родилась у старых родителей, которые много лет не имели детей. Сам Бог услышал молитвы праведных Иоакима и Анны и возвестил им через Ангела о скором рождении Дочери. А ещё Рождество Богородицы должно было приготовить главное будущее чудо.)
- А какое чудо должно было подготовить Рождество Пресвятой Богородицы? (Чудо рождения Христа, Спасителя мира.)
Ни богатство, ни слава не окружали колыбель Божией Матери, другая слава была уготована Пречистой Деве Марии. Об этом и поёт Церковь в своих праздничных песнопениях.
XI. Рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Мы с вами плодотворно поработали. Прикоснулись к культуре наследия русского народа. Познакомились с историей праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Поговорили о честности и о лицемерии.
- А теперь мне бы хотелось узнать, насколько вам был интересен и полезен урок. И с каким настроением вы пойдёте домой.
Попробуйте оценить свою работу на уроке, прикрепив «листочки настроения» к нашему дереву.
XII. Домашнее задание. С. 22, № 10. Сделай доброе дело: выучи стихотворение «Всё она» И.И. Косякова и подари (расскажи) его маме.
Приложение.
Два волка.
Притча-наставление.
Когда-то давно открыл старик своему внуку важную истину:
- В каждом человеке всегда два волка борются. Один волк – это зло: зависть, злость, эгоизм, гнев, ложь. Другой волк – это добро: мир, любовь, доброта и верность.
Внук задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Цепная реакция добра
Милосердие - само это слово звучит как музыка. У меня есть тётя, её зовут Елена. Несколько лет назад она потеряла ребёнка. С тех пор она часто ходит в церковь и старается поступать по-доброму со всеми людьми и животными. Она много помогает людям, подаёт милостыню. Если она разговаривает с кем-нибудь, люди уже становятся добрее.
Есть у меня ещё один пример милосердия. Как-то старушка-соседка заметила грязную женщину, которая почти весь день лежала на лавочке и никуда не уходила. Все проходили мимо и презрительно смотрели на неё. Наша соседка решила узнать, почему тётенька не идёт домой. Оказалось, что она не знает, куда идти, у неё что-то вроде помешательства, и она забыла, где живёт. Соседка взяла телефон у незнакомки и попробовала позвонить по каким-нибудь номерам. Получилось дозвониться до сына женщины. Он приехал забрать свою мать, и был очень благодарен, что помогли найти её.
Мне кажется, если каждый человек в мире будет добрым, это передастся и другим. Такая цепная реакция была бы всем полезна.
Алёна Дерменёва, 6 класс
г. Назарово
Доброе слово
У одной женщины была маленькая дочка Оля. Когда девочке исполнилось восемь лет, она тяжело заболела. К больной девочке стали приходить тёти и дяди, бабушки и дедушки. Каждый приносил для Оли что-нибудь вкусное и полезное: липовый мёд, орехи, яйца. Каждый заботливо говорил: «Нужно хорошо питаться, дышать свежим воздухом и болезнь пройдёт». Оля ела и масло, и сладкий мёд, и лесные орехи… Но ничего не помогало.
Однажды днём собрались у её кроватки все родные. А дедушка и говорит:
- Чего же Оле не хватает? Не могу понять!
Внезапно открылась дверь и в комнату вошла прабабушка Оли – столетняя Надежда. Узнав о болезни правнучки, она пришла навестить её.
Присела бабушка на кровать, взяла Олину руку в свою сморщенную и сказала:
- Принесла я тебе, милая внученька, один единственный подарок: сердечное пожелание. Одно желание осталось в моём сердце: чтобы ты, мой цветочек, выздоровела и снова смогла порадоваться ясному солнышку.
И такая большая сила любви была в этом добром слове, что маленькое Олино сердечко забилось сильнее. Щёчки порозовели, а в глазах засияла радость.
- Вот чего не хватало Оле, - сказал дедушка, - доброго слова.
(По В.А. Сухомлинскому)
Предательница.
- Кто пролил на столе чернила? – учитель обвёл глазами класс и ждал ответа.
Дети молчали.
- Кто пролил на столе чернила? – ещё раз повторил господин Рагодин.
Молчание. Ужасно долгое молчание… Даже неприятно становится. Лица детей сделались красными как кумач. И у учителя лицо краснеет. Он заметно сердится. Ему неприятно и досадно, что класс молчит.
Так проходит минута… другая… третья… Десять минут проходит. Целых десять минут.
И вдруг господин Рагодин сердитыми глазами взглядывает на высокого белокурого мальчика лет десяти, который сидит на задней скамейке, и говорит уверенным голосом:
- Володя Парников разлил чернила, я знаю.
Володя Парников вскакивает со своего места как ужаленный. Сначала бледнеет, потом краснеет, потом снова бледнеет.
- Господин учитель, я не проливал чернил. Я не виноват, - лепечет Володя.
Он лжёт. Володя пролил чернила. Стал приготовлять классный журнал и пролил. Задел локтем за чернильницу и уронил её. Но сознаться в этом он не хочет потому, что боится, что его накажут, не пустят домой к обеду. Оставят в пансионе на весь вечер. А к обеду сегодня. Как нарочно, заказаны пирожки с капустой… Его любимые… Очень вкусные пирожки! Нет, он ни за что не сознается. Ни за что!
И класс его не выдаёт. Он знает. Дети видели, что пролил чернила он, Володя, но ни за что не скажут об этом учителю.
А учитель уже говорит снова, оглядывая с самым внимательным видом детей:
- Пусть мне скажут, лгу я или нет. Пролил Володя чернила, или я клевещу на него? Рая Сокольская, скажи мне ты, как самая старшая, лгу я на Володю, или нет?
Рая Сокольская встала со своего места и отвечает, заикаясь:
- Господин учитель… Володя не проливал чернил.
- А ты что скажешь, Вася Минакин? – обратился к маленькому семилетнему Васе Рагодин.
- Володя не виноват! – получился громкий ответ мальчика-пансионера.
- А ты, Миша Стомилов?
- Володя не виновен!
- Маня Рошина!
- Нет! Не виноват Володя!
- Вера Оливина!
- Нет!
- Нет, нет, нет! – отвечают и другие. Спрошенные учителем.
- А ты, Зоя, что скажешь?
Глаза учителя направились в самый далёкий угол класса. С задней скамейки поднялась девочка, бледненькая, с большими ясными глазами.
- Зоя, скажи мне ты, виноват ли Володя, или я лгу на него?
Зоя опустила глаза. Потом подняла их снова и снова опустила.
- Ты слышишь меня, Зоя?
Молчание. Только из бледного личико Зои стало красным как мак.
- Говори же, Зоя?
Новое молчание.
- Значит Володя пролил чернила!.. Значит, он виноват!.. – снова повысил голос учитель.
Зоя молчит, только глаза её с мольбою смотрят на господина Рогодина, да лицо горит, как в огне.
- Довольно. Садись, Зоя… Володя виноват и будет наказан, - раздался среди полной тишины строгий голос.
И Зоя, вся красная, опустилась на скамейку.
- Предательница… шпионка! Предала Володю. Из-за тебя его наказали! Бессовестная! Гадкая! – закричали. Зашумели дети, как только учитель вышел из класса.
Володя, красный как рак, с полными слёз глазами подошёл к Зое и сказал, с трудом сдерживая рыдание:
- Нехорошо, Зоя! Стыдно! За что ты со мной так поступила? Это не по-товарищески! Стыдно, Зоя! Ты выдала меня…
Зоя подняла свои большие, честные глаза на Володю и, глядя на него прямо и открыто, проговорила:
- Прости, Володя, я не могла поступить иначе… Ты слышал, что сказал учитель? «Пусть мне скажут, лгу я или нет…» Значит, надо было доказать ему, что он лжёт, когда он сказал правду… Нет, этого я не могла сделать и промолчала… Разве я виновата в этом? Разве я могла человека, говорящего правду, выставить лгуном? Скажи, Володя?
Володя не знал, что ответить, и молчал теперь в свою очередь.
Молчали и остальные дети.
Они поняли, что Зоя права… Им было неловко. И Володе стало неловко. О пирожках он уже не хотел думать. Думал о том, что совсем незаслуженно обидел Зою.
(Л. Чарская)