Психологический классный час в 9 классе Железная воля,стальной характер
Классный час для 9 класса «Железная воля, стальной характер», посвященный самовоспитанию характера
Гвозди бы делать из этих людей, Крепче бы не было в мире гвоздей!
Н.С. Тихонов. «Баллада о гвоздях»
В сценарии использованы методы: дискуссия, проблемная ситуация, незавершенное предложение, интерактивная беседа.
Цели: расширить представление детей о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию, форма проведения; час общения. Оформление: написать на доске эпиграфы, таблицу.
№ п/пКак воспитать характер?
1 Самообязательства
2 Задания самому себе на день, неделю, месяц
3 Самоубеждение4 Самопринуждение5 Самообладание
6 Самоприказ7 Самоконтроль
План классного часа
I. Вступительное слово.
II. Интерактивная беседа по теме «Люди из железа?»
III. Информация к размышлению «Характер и воля».
IV. Воспитывающая ситуация «Пример для подражания».
V. Дискуссия по теме «"Человек привычки" и "человек воли"».
VI. Незавершенные предложения по теме «Воспитание характера - это...»
VII. Составление памятки «Как воспитать характер».
VIII. Заключительное слово.
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. На прошлом классном часе вы составляли свою характеристику, т. е. описывали свой характер. У многих этот характер получился каким-то вялым, бесхребетным, безликим. Одним словом, серым. А вокруг столько ярких, сильных твердых характеров! Столько людей с сильной волей, уверенных в себе, целеустремленных, активных! Можно ли каждому стать таким? Можно ли воспитать свой характер? Об этом мы будем говорить сегодня.
II. Интерактивная беседа по теме «Люди из железа?»
Классный руководитель. В истории есть люди, которые получили прозвище «железный человек»: «железный Феликс», «железный канцлер», «железная леди». Как вы думаете, за что могли дать такое прозвище?
Примерные ответы детей:
- Они были жестокими и безжалостными.
- Их все боялись.
- Это были люди, которые могли всех подчинять себе.
- «Железный канцлер» - Бисмарк, выдающийся государственный деятель Германии XIX века, который смог объединить Германию «железом и кровью».
- «Железный Феликс» - это самый главный советский чекист, который был беспощаден к врагам революции.
- «Железная леди» - это премьер-министр Англии Маргарет Тэтчер, женщина, которая сумела «сильной рукой» навести в стране порядок.
Классный руководитель. Всех этих людей объединяет то, что они были выходцами из низов общества, но благодаря своему характеру достигли высот власти. Какие именно качества характера помогли им подняться наверх? (Настойчивость, целеустремленность, жесткость, строгость к себе и другим, трудолюбие, мужество, сильная воля и т. л.)Все эти «железные люди» обладали сильной волей. Это качество характера и позволило им преодолеть свои слабости и недостатки и управлять другими людьми.
III. Информация к размышлению «Характер и воля»
Классный руководитель. Характер в переводе с греческого означает «чеканка», «отпечаток». Это индивидуальное сочетание психических, духовных свойств человека, которое проявляется в его поведении - в отношении к труду, к людям, к самому себе. Очень важным качеством характера является воля. Воля - способность человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Она проявляется в таких качествах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Волевые люди обладают сильным характером. Они умеют ставить перед собой цели и добиваться их осуществления. Они активны, мужественны и смелы. Безвольные, слабовольные люди, наоборот, пассивны, нерешительны, несамостоятельны. Их называют слабохарактерными, бесхарактерными. Волевые качества можно воспитывать у человека. Об этом говорил знаменитый русский ученый И.П. Павлов. Он подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. самосовершенствоваться.
IV. Воспитывающая ситуация «Пример для подражения»
Классный руководитель. Как же можно воспитывать волю? Чаще всего люди берут чей-то пример для подражания. Я вам расскажу историю одного мальчика. Попробуйте угадать, о ком идет речь.
Этот мальчик в детстве был хилым, малорослым, болезненным Но он хотел стать полководцем, таким, как Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Петр I. Мальчик составил программу самовоспитания: занимался физическими упражнениями, закалял себя, даже зимой ходил в легкой одежде, обливался холодной водой, бегал по снегу. Это сделало его выносливым и сильным.
Он много внимания уделял своему образованию: выучил 8 языков, много читал, сам писал стихи, проштудировал все книги по военному искусству и военным наукам. Он начинал службу с самых нижних чинов и воспринимал ее как тренировку в умении подчиняться и добросовестно выполнять свои обязанности. Дежурства, караулы, военные упражнения, трудные поручения - все это он выполнял охотно, никогда не сваливая на солдат свои обязанности, как это делали другие военнослужащие-дворяне. Наоборот, он сам добровольно подменял на дежурствах своих товарищей... Мальчик этот не только стал великим полководцем, но и создал армию, достойную себя. Вы, конечно, догадались, о ком идет речь? (А Суворов.)
Верно. Суворов воспитывал волю. А значит, способность преодолевать препятствия. Какие же препятствия пришлось ему преодолевать? [Лень, страх, трусость, физическую слабость, привычку к комфорту, гордыню, нетерпеливость, неусидчивость и т. п.)V. Дискуссия по теме «"Человек привычки" и "человек воли"»
Классный руководитель. Как же научиться преодолевать препятствия? Как воспитать свою волю? Одному девятикласснику совершенно случайно попалась в библиотеке книжка «Самопознание и самовоспитание» М.Ю. Орлова. Эта книжка помогла ему правильно оценить себя. Он увидел свои недостатки и захотел их исправить. Он решил стать человеком, который «сам себя сделал». Таких людей, оказывается, миллионы. Среди них президенты, ученые, известные артисты, полководцы, политики и просто классные специалисты в своем деле. Многие из них признавались, что в детстве были самыми обыкновенными или даже хуже других, но потом вдруг начали целенаправленно работать над собой, развивать свои способности, закалять волю, укреплять характер и добились выдающихся результатов. Девятиклассник узнал, что, оказывается, в каждом из нас есть «человек привычки» и «человек воли». «Человек привычки» делает все, что ему хочется, а «человек воли», наоборот, принуждает, ограничивает, себя, заставляет себя делать то, что не хочется, и не делать того, что хочется. Как эти два человека борются между собой, мальчик узнал, когда попытался выполнить самый обыкновенный распорядок дня. Сейчас мы обсудим эту ситуацию с трех сторон.
(Класс делится на группы - по рядам.)
В роли девятиклассника у нас выступит первая группа - приглашаю ее представителя к доске.
(Участник из первой группы выходит к доске и садится на стул.)
В роли «человека привычки» выступит вторая группа. Приглашаю ее представителя к доске.
(Участник из второй группы выходит доске и становится рядом с девятиклассником.)
Роль «человека воли» исполнит третья группа. Прошу прислать вашего представителя к доске.
(Участник из третьей группы выходит к доске и становится с другой стороны от девятиклассника.)
Итак, все на местах. Проверяем, как борются в каждом из нас эти 2 начала - «человек воли» и «человек привычки». В 7.00 звонит будильник. Что делает человек привычки?
«Человек привычки». Посплю еще минут 15, в комнате такая холодина, так не хочется вылезать из-под одеяла...
Классный руководитель (обращается к другим членам группы). Какие еще будут варианты? (Закрыть будильник подушкой и продолжать спать, найти у себя какую-то болезнь и вообще не идти в школу, пойти на второй урок и т. п.)
А как себя ведет «человек воли»?
«Человек воли». Нужно вставать. Ведь ты дал себе слово начинать новую жизнь, воспитывать характер.
Классный руководитель (обращается к другим членам группы). Какие еще варианты может предложить «человек воли»? (Сосчитать до трех и подняться, поругать себя, вспомнить о своем идеале, пристыдить себя и т. п.)
Вот такие противоречия буквально раздирают нас каждое утро. Как же детям удается принимать решения? Слушаем девятиклассника.
Девятиклассник. В основном побеждает «человек воли». И чаще всего - под воздействием родителей.
Классный руководитель (обращается к другим членам группы). Какие еще бывают варианты? (Все зависит от настроения, погоды, от предков, но всегда можно найти повод и не пойти на первый урок и вообще прогулять весь день.)
Классный руководитель. Хорошо, допустим, так или иначе, но мы все-таки поднимаемся с постели. Борьба двух начал продолжается. По каким вопросам ведется спор?
«Человек воли» и «человек привычки». Умывание, зарядка, еда, курение и т. п. - есть здоровую пищу или вредную, но вкусную и т. п.
Классный руководитель. Какие предложения выдвигаются?
(Учитель дает слово сначала трем оппонентам, потом членам их групп.)
Вот такие бои на невидимом фронте могут идти в нашем сознании. Но чаще всего это происходит с людьми, которые решили бороться со своими недостатками и начали работать над собой. А те, в которых господствует «человек привычки», спокойно делают все, что им хочется. Так может, это и хорошо? Может быть, так и надо жить?
(Классный руководитель дает слово трем оппонентам, потом членам их групп.)
Наше обсуждение закончено. Благодарю всех за участие в дискуссии.
(Все дети садятся на свои места.)
Подводя итоги обсуждения, все-таки скажу, что наши желания, прихоти да и лень-матушка могут нам очень навредить, поэтому их приходится ограничивать. А значит, так или иначе, нужно укреплять в себе «человека воли» и воспитывать характер.
VI. Незавершенные предложения по теме «Воспитание характера - это...»
Классный руководитель. Как победить в себе человека привычки? Как воспитать характер? Попробуйте ответить на этот вопрос, продолжив предложение: «Воспитание характера - это...» (Искоренение плохих черт характера, выработка хороших, избавление от вредных привычек, овладение в совершенстве каким-то делом и т.п.)
Все, что вы сейчас перечислили, называется самовоспитанием и требует постоянного напряжения воли.
VII. Составление памятки «Как воспитать характер»
Классный руководитель. Те, кто занимается спортом, хорошо знают, как воспитывается воля. А остальные ребята и хотели бы изменить свой характер, но не знают, как это сделать. Психологи утверждают, что характер и волю можно тренировать так же, как мы тренируем мускулы. Для наращивания мускулов используют штангу, гантели, гири, а для тренировки характера и воли применяют следующие 7 инструментов (читает с доски список «Как воспитывать характер»). Кто может расшифровать эти слова?
(Дети высказываются по каждому слову в отдельности. Учитель помогает уточнить понятия.)Можно ли с помощью этих инструментов составить памятку «Как воспитать характер?» Давайте запишем 7 пунктов этой памятки.
- Пообещать себе изменить свой характер.
- Составить план действий на день, неделю, месяц.
- Убеждать себя, что это тебе необходимо и полезно.
- Заставлять себя выполнять то, что наметил по плану.
- Заставлять себя сдерживать свои эмоции, владеть собой.
- Приказывать себе выполнять намеченное.
- Контролировать себя, критически относиться к своим поступкам. Ну вот, памятку составили, теперь нужно решить, над чем в первую
очередь нам нужно работать. Даю слово девочкам. Что, по-вашему, нужно изменить в себе нашим мальчикам? (Бросить курить, пить пиво, не ругаться, уважать девочек, соблюдать дисциплину на уроках, накачать мускулатуру, воспитывать мужественность, прекратить паясничать и строить из себя клоунов и т. п.)
А над чем, по мнению мальчиков, нужно поработать девочкам? (Не курить, не ругаться, уважать мальчиков, соблюдать дисциплину на уроках, поменьше краситься, воспитывать скромность, не строить из себя фотомоделей и т. п.)
VIII. Заключительное слово
Классный руководитель. Сегодня мы говорили о том, как работать над собой, чтобы стать лучше, совершенней. В этом вопросе нельзя дать рецептов, одинаковых для всех. Каждый человек уникален, и самовоспитание - это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни. Но одно правило - общее для всех: чтобы себя изменить, нужно усилие воли. Без этого никакие клятвы, намерения и планы не дадут результата. А воля закаляется как раз в преодолении трудностей. Именно так можно одержать победу над собой. И именно с этой победы начинаются все остальные победы.
IX. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Что нового вы узнали о себе в ходе классного часа? Захотелось ли вам воспитывать свой характер? (Ответы детей.)