«Великолепная пятёрка» для 10-11 классов по знанию учащимися биологии клетки и биографии Теодора Шванна
«Великолепная пятёрка»
для 10-11 классов
(по знанию учащимися биологии клетки и биографии Теодора Шванна)
Цель мероприятия. Дать возможность учащимся узнать основные вехи жизни и научной деятельности великого учёного XIX века – Теодора Шванна.
Обучающие задачи. В игровой форме ознакомить ребят с биографией
Т. Шванна. Показать сложный путь формулировки основных положений клеточной теории. Обратить внимание учащихся на тот факт, что никакая крупная научная теория не возникает спонтанно, ей предшествует труд многих поколений учёных.
Развивающие задачи. Стимулировать познавательную активность и творческий подход учащихся, создав атмосферу соревновательности; расширять кругозор и нестандартное мышление.
Воспитательные задачи. Воспитывать культуру общения, коммуникабельность, умение слушать и слышать, при работе в группах;
воспитывать чувство гордости за вклад русских учёных в создание современной клеточной теории.
Оборудование и материалы. Дидактический материал, содержащий все типы заданий, который в ходе игры будут выполнять учащиеся; музыкальное сопровождение.
Методы обучения. Репродуктивный, самостоятельной работы, интерактивные.
Условия игры:
В игру вступает четыре команды по пять человек. В ходе игры каждая из команд показывает уровень своей подготовки по теме, слаженность работы, умение мыслить нестандартно, быстро и чётко принимать решения. Игра условно разделена на два этапа: отборочный и основной. Отборочный этап предполагает конкурсы косвенно связанные с тематикой игры и предназначен для определения двух самых сильных команд. В основном этапе борьба происходит между двумя лидерами за бесспорное первенство. В течение отборочного этапа, после первых двух конкурсов уходит первая из четырёх команд, ещё после трёх конкурсов уходит вторая команда. Оставшиеся две команды могут получить звание великолепная пятёрка в том случае, если выполнит последнее нестандартное задание.
Ход игры:
I. Мозговой штурм (10 мин)
Вопрос: Почему, по гипотезе симбиогенеза пластиды и митохондрии –бывшие прокариотические организмы?
Каждая из команд обдумывает и составляет план ответа. Затем назначает спикера, который от имени всех членов команды даёт полный ответ на поставленный вопрос. Жюри оценивает ответ. Максимальное количество баллов -5.
II. Пресс-конференция и вопрос к тексту (5 мин)
Каждой из трёх команд выдаётся один и тот же текст, ознакомившись с содержанием которого, они должны составить к нему перечень вопросов, трёх категорий:
- репродуктивные (10)
- расширяющие (5)
- развивающие (3)
Текст для прочтения
Оболочка клетки состоит из гликокаликса, плазмалеммы и расположенного под ней кортикального слоя цитоплазмы. Плазматическая мембрана называется также плазмалеммой, наружной клеточной мембраной.
Жидкую составляющую цитоплазмы также называют цитозолем. Под световым микроскопом казалось, что клетка заполнена чем-то вроде жидкой плазмы или золя, в котором «плавают» ядро и другие органоиды. На самом деле это не так. Внутреннее пространство эукариотической клетки строго упорядочено. Передвижение органоидов координируется при помощи специализированных транспортных систем, так называемых микротрубочек, служащих внутриклеточными «дорогами» и специальных белков динеинов и кинезинов, играющих роль «двигателей.
В эукариотической клетке существует система переходящих друг в друга мембранных отсеков (трубок и цистерн), которая называется эндоплазматическим ретикулумом (или эндоплазматическая сеть, ЭПР или ЭПС). Ту часть ЭПР, к мембранам которого прикреплены рибосомы, относят к гранулярному (или шероховатому) эндоплазматическому ретикулуму, на его мембранах происходит синтез белков. Те компартаменты, на стенках которых нет рибосом, относят к гладкому (или агранулярному) ЭПР, принимающему участие в синтезе липидов.
Аппарат Гольджи представляет собой стопку плоских мембранных цистерн, несколько расширенных ближе к краям. В цистернах аппарата Гольджи созревают некоторые белки, синтезированные на мембранах гранулярного ЭПР и предназначенные для секреции или образования лизосом.
Клеточное ядро содержит молекулы ДНК, на которых записана генетическая информация организма. В ядре происходит репликация - удвоение молекул ДНК, а также транскрипция - синтез молекул РНК на матрице ДНК. В ядре же синтезированные молекулы РНК претерпевают некоторые модификации (например, в процессе сплайсинга из молекул матричной РНК исключаются незначащие, бессмысленные участки), после чего выходят в цитоплазму. Сборка рибосом также происходит в ядре, в специальных образованиях, называемых ядрышками.
Лизосома – небольшое тельце, ограниченное от цитоплазмы одинарной мембраной. В ней находятся литические ферменты, способные расщепить все биополимеры. Основная функция – автолиз – то есть расщепление отдельных органоидов, участков цитоплазмы клетки.
III. Лови ошибку (7 мин)
Оставшиеся две команды слушают текст, в котором они должны найти ошибки. Та из команд, которая найдет больше ошибок из реально допущенных, выигрывает в конкурсе.
Текст для прослушивания.
№1 Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития живых организмов, вне клетки есть жизнь;
№2 Клетка - единая система, состоящая из множества непроизвольно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное разобщённое образование;
№3 Клетки всех организмов отличаются по своему химическому составу, строению и функциям;
№4 Новые клетки образуются всегда в результате деления исходных клеток;
№5 Клетки многоклеточных организмов образуют ткани, из тканей органы. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.
№6 Клетки многоклеточных организмов имеют не полный набор генов, отличаются друг от друга тем, что у них работают одинаковые группы генов, следствием чего является морфологическое и функциональное однообразие клеток – дифференцировка.
Ошибки:
№1 Нет жизни
№2 Закономерно, целостное
№3 Сходны
№4 Только
№6 Полный набор, различные, разнообразие
IV. «Точка зрения» (5 мин)
Задание заключается в том, что обеим группам задаётся вопрос, на который можно ответить не так, как принято, а по-своему. Однако, свою точку зрения необходимо доказать. Во избежание ненужных споров и обид, точка зрения группы выбирается не по желанию, а путём жеребьёвки. Затем, данную точку зрения пытаются доказать. После окончания прений, один из присутствующих учителей даёт комментарий, показывая какую часть из возможных доказательств избранных точек зрения упустили команды.
Вопрос. Ф. Энгельс назвал клеточную теорию одним из трёх великих открытий 19 века. По вашему мнению, так ли это?
V. «Разгадай кроссворд» (5 мин)
Тематика кроссворда - «Методы изучения клеток».
По горизонтали:
Микроскопия позволяющая наблюдать флюоресцирующие (светящиеся) структуры (световая);
Метод изучения смесей, основанный на различных скоростях движения компонентов смеси в растворителе (хроматография);
Электронный микроскоп, действие которого основано на испускании точно сфокусированного пучка электронов (сканирующий);
Метод позволяющий определить последовательность нуклеотидов в ДНК (секвенирование);
Разновидности одного и того же химического элемента, близкие по своим физико-химическим свойствам, но имеющие разную атомную массу (изотопы);
Раздел химии, изучающий химический состав и строение структуру веществ (аналитическая).
2
1
1
3
2
3
4
5
6
По вертикали:
Микроскопия позволяющая увеличить исследуемые объекты в миллионы раз (электронная);
Метод разделения заряженных частиц
Метод изучения элементов клеток основанный на различной плотности исследуемых структур (центрифугирование);
Анализ последовательности нуклеотидов в ДНК (секвенирование)
VI. «Что вам известно о Т. Шванне? » (10 мин)
Этот последний конкурс предполагает проверку знаний непосредственно биографии великого немецкого учёного, создателя клеточной теории.
Включает несколько заданий, на выполнение каждого из которых группам дается по две минуты.
№1 Ключевое слово
При правильном ответе вы сможете прочитать фамилию первого учителя и наставника Т. Шванна.
№
Утверждение
Да
Нет
1
Липиды являются гидрофильными веществами.
П
М
2.
В комплексе Гольджи происходит созревание белков образованных на мембранах ШЭР.
Ю
Р
3.
Нити ахроматинового веретена деления образуются в анафазе митоза
Е
Л
4.
Спирализация хроматина происходит в профазе митоза
Л
И
5.
Вирусы – внутриклеточные паразиты.
Е
Н
6.
К прокариотам относятся Простейшие
А
Р
Ответ. Мюллер
№2 Закончите фразу
Может отсутствовать одно или несколько слов. Каждое слово показано отдельным многоточием. Количество точек соответствует количеству букв в отгадываемом слове.
Основные труды Шванна:
1. Действие кислорода на развитие . .. .
2. Процесс
3. Брожение с участием
4. В 1836 году открыл пищеварительный фермент ...
5. Изучал клеточное строение хряща и хорды под микроскопом на .. ..
6. Шванн разработал клеточную теорию на базе работ ..
Ответы:
Птиц из яйца
Гниения
Дрожжевых грибов
Пепсин
Личинках земноводных
Шлейдена
№3 Отгадай ребусы
1.
2.
№4 Тестирование
Дата рождения учёного:
А. 7 января 1810
Б. 7 февраля 1810
В. 7 декабря 1810
Г. 7 ноября 1810
Шванн родился в г. Нейс, который принадлежал:
А. Франции
Б. Швейцарии
В. Пруссии
Г. Бельгии
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] году закончил медицинский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]:
А. Боннского университета
Б. Парижского университета
В. Брюссельского университета
Г. Лондонского университета
Первым учителем и наставником Шванна в анатомическом музее Берлинского университета был:
А. Мюллер
Б. Пастер
В. Гольджи
Г. Геккель
Первые работы Шванна связаны с:
А. Генетикой
Б. Физиологической химией
В. Возрастной физиологией
Г. Микробиологией
Какой известный философ назвал клеточную теорию одним из трёх великих открытий 19 века:
А. Ф. Энгельс
Б. К. Маркс
В. Белинский
Г. Розанов
Какие открытия кроме клеточной теории считались величайшими из совершённых в 19 веке:
А. Закон превращения энергии и систематика органического мира
Б. Эволюционная теория и законы генетики Г. Менделя
В. Закон превращения энергии и эволюционная теория
Соавтором клеточной теории называют:
А. Матиаса Шлейдена
Б. Карла Линнея
В. Жана Батиста Ламарка
Г. Луи Пастера
Процессы, происходящие в клетке, Шванн объяснял «пластической силой», «метаболической силой», т. е. силой, реально не существующей. Подобного рода объяснения характерны для:
А. Материализма
Б. Идеализма
В. Витализма
Г. Авангардизма
Шванн впервые доказал, что переваривающим фактором служит не слизь выделяемая желудком, а особое вещество, которое он назвал:
А. Трипсин
Б. Пепсин
В. Амилаза
Г. Мальтаза
VII. Подведение итогов (5 мин)
Жюри объявляет победителя конкурса и награждает команду грамотой и медалью (из солёного теста) «Великолепная пятёрка».