Коллективный педагогический проект Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы


Авторы проекта:Орлова Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Алгасовской СОШСтручкова О.А., учитель русского языка и литературы МБОУ Алгасовской СОШВанякина И.К., учитель русского языка и литературы МБОУ Алгасовской СОШМоисеева В.И., учитель русского языка и литературы МБОУ Избердеевской СОШ Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для старших школьников в возрасте 15–17 лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности Каким образом в процессе обучения сформировать у школьников коммуникативную компетенцию, которая позволит им высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях Формирование коммуникативной культуры обучающихся, воспитание коммуникабельного человека, чувствующего себя уверенно в ситуации делового и неофициального общения выявить индивидуально-психологические особенности обучающихся, определить уровень развития их связной речи;создать условия для формирования коммуникативной компетенции через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения;создать целостную систему взаимосвязанных форм, методов и приёмов работы, способствующих формированию коммуникативной компетенции; формировать функциональную грамотность обучающихся;формировать продуктивные навыки и умения в различных видах устной и письменной речи;определить индикаторы, средства и методы диагностики для контроля уровня усвоения коммуникативной компетенции. Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании инноваций в процессе обучения русскому языку и литературе, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учётом педагогической дидактики , возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся позитивная динамика учебных достижений обучающихся; формирование умения создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров, редактировать собственные тексты;повышение творческой активности обучающихся;воспитание у обучающихся самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникабельности;формирование умения использовать накопленные знания в различных жизненных ситуациях. Подготовительный – 15.08.12-15.09.12 Основной 16.09.12-30.04.15 Обобщающий – 01.05.15-01.06.15 Диагностика начального уровня Изучение и подбор литературы Разработка планов занятий Работа по реализации проекта Просветительская работа Диагностика уровня развития учащихся Обобщение опыта Анализ и оценка полученныхрезультатов № Название этапа Сроки Действия, совершаемые на данном этапе 1 Подготовительный 15.08.12-15.09.12 Изучение и подбор литературы Разработка планов занятий Диагностика начального уровня 2 Основной этап 16.09.12- 30.04.15 Просветительская работа Работа по реализации проекта Диагностика уровня развития учащихся 3 Обобщающий этап 01.05.15-01.06.15 Анализ и оценка полученных результатов Обобщение опыта Текущая диагностика Административные срезы Итоговая аттестация Организация и проведение пробного ЕГЭ Диагностика результатов(Формирование коммуникативной компетенции предполагает процессуально-результативный подход, т.к. об эффективности работы можно судить только по результату) Развитие устной и письменной речи(психолого-педагогическая методика Дощицыной З.В.) За три года количество детей с высоким уровнем развития устной и письменной речи увеличилось с 4 до 6 (с 26% до 40%); количестводетей с низким уровнем развития речи уменьшилось с 6 до 2(с 41% до 14%) Качество знаний по русскому языку за три года выросло с 46% до 60% Качество знаний по литературе выросло с 73% до 80% Качество знаний – 40%Средний балл – 56Обученность – 80% Средний балл – 71Обученность – 100% Увеличилось в два раза количество детей, постоянно участвующих в творческих конкурсах, олимпиадах и занимающихся проектно-исследовательской деятельностью proshkolu.ru - http://www.proshkolu.ru/user/LomLi43/NUMI.RU - методический центр - http://numi.ru/14756Всероссийский Фестиваль педагогического творчества https://educontest.net/component/content/article/61437 https://educontest.net/component/content/article/61438 № год Название конкурса Уровень Ф.И. участника Результат 1 2013 Областной конкурс «Письмо губернатору» в номинации «Моя прекрасная школа» региональный Овчинникова Наталья, 9б участник 2 2014 X Международная Олимпиада по основам наук (второй этап) международный Овчинникова Наталья, 10б Призёр (диплом II степени) 3 2014 VI Общероссийская интернет-викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!» по теме «Всё для фронта, всё для победы!» общероссийский Дуранчева Олеся, 11Асоскова Юлия, 11Дрогалина Татьяна, 11 ПризёрУчастникУчастник 4 2014 Конкурс школьных сочинений патриотической направленности муниципальный Орлова Анна, 10а Победитель (1 место) 5 2013 Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку муниципальный Бугрова Елизавета, 9а Победитель (1 место) 6 2014 Конкурс «Лучший урок письма»«Хочу рассказать тебе о своём родном крае» региональный Сапрыкин Сергей, 11 Участник 7 2013 Игра-конкурс по русскому языкознанию «Русский медвежонок – языкознание для всех» федеральный Асоскова Юлия, Склёмина Ольга, Натальина Наталья, Киселёва Яна Участники 1.Аниськина Н.В. Языковая личность современного старшеклассника. Ярославль, 2001. 2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. — М., 1990.3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник. — М., 1997.4. Гузеев А. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. – 128 с.5. Захарова И. Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // ж. Педагогика – 2002 г. - №16. Казакевич М.А., Клобукова Л.П., Судиловская О.И. Обучение профессиональному общению: Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1994.7. Крылова, Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование.- 2005г.8. http://нэб.рф/catalog/000199_000009_006528071/9. Панкратов В.Н. Искусство управлять людьми. — М., 1999.10. http://нэб.рф/catalog/000199_000009_005458975/11. http://it-n.ru (сеть творческих учителей) 12 . http://metodisty.ru 13. http://festival.1september.ru14. http://www.uroki.net/docrus.htm15. http://нэб.рф/catalog/000199_000009_005082519/