«Развитие словарно-орфографической зоркости на уроках русского языка»
Управление образования города Астаны, школа-гимназия №32
Доклад на тему:
«Развитие словарно-орфографической зоркости на уроках русского языка»
Поготовила: Омарова А.Т
Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа
Данная работа должна быть направлена на:
- осмысленное написание изучаемого слова и его правильное употребление в устной и письменной речи;
- обобщение речи словами из словаря;
- восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов;
- развитие умения объяснять значение слов и понимать особенности их употребления в речи.
При работе над новым словарным словом выделяются следующие составные части :
представление нового словарного слова, получение его решением ребуса;
толкование слова;
освоение его орфографии;
подбор однокоренных слов, задание на логику;
работа с фразеологизмом «когда так говорят?»
составление и запись предложений с новым словом.
Представление нового словарного слова не должно проводиться однообразно. Эта работа должна формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности. Традиционно учитель применяет приём определения нового слова с помощью загадки, нахождения его в контексте, пословице или простого сообщения темы словарно-орфографической работы.
Но применяя нетрадиционные приёмы повышается эффективность словарно-орфографической работы, активность учащихся.
С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях нескольких видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоение лексики, орфографии, развитие речи и т.д.), учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым предстоит познакомиться, и сами формулируют тему словарно-орфографической работы.
Приведу несколько упражнений:
выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами (определите новое слово из словарика, расположив прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них);
упражнения, предусматривающие работу с символами, цифрами, кодами (назвать два слова, а они зашифрованы с помощью чисел, каждому числу соответствует определённая буква);
а в этом приёме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор по составу, работа по орфографии и т.д. (Новое слово назовёте, если выполните правильно задания:
- первая буква искомого слова является согласной третьего слога в слове «солома» (м)
- вторая буква, непроверямая безударная гласная в слове «песок» (е)
- третья, обозначает парный глухой мягкий согласный в слове «вернуть» (т)
- четвёртая – последняя в корне слова «север» (р)
- пятая – это окончание в слове «яблоко» (о).
4) упражнения, в которых используются знания учащихся по другим учебным дисциплинам В данном задании с использование знаний по математике. Дано изображение квадрата и шифр к нему:
1б(16), 2б(36), 3б(14), 4б(21), 5б(40), 6б(27).
- Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, и правильно произведёте необходимые вычисления, то узнаете новое слово из «Словарика», с которым познакомимся.
- С помощью какого действия вы узнали буквы слова? Какое это слово?
В случае затруднения учитель может дать подсказку о виде математического действия (умножение).
Перечень упражнений и заданий можно продолжить. Овладение учителем такого рода приёмами в процессе обучения даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились. Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость». Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения однообразных упражнений.
Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты.
Зрительный диктант с предварительным разбором (учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написание слова, записывают их по памяти).
Картинный диктант (учитель показывает карточку-картинку, дети назавают изображённый предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную, ставя знак ударения)
Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный)
- написать слова с названиями растений в первый столбик, во второй – с названиями животных;
- написать в первый столбик слова с безударной «о», во второй – с безударной «а»;
- выписать из текста (текст на доске) слова из «Словаря».
4. Диктант с использованием загадок (учитель читает загадку, дети отгадывают и объясняют, как они догадались, затем запись слова-отгадки).
5. Диктант по памяти (запись слов по теме «Школа», «Инструменты» и т.д.).
6. Диктант с комментированием (каждое слово комментирует один ученик или «цепочкой»).
7. Творческий диктант (заменить развёрнутое изречение одним словом: четвёртый день недели – четверг, плод яблони – яблоко и т.д.)
Кроме диктантов я использую и другие виды работы со словарными словами.
Потерялся первый слог:
_____радь
_____нал
_____хар
_____ковь
Собери слоги:
даш, ран, ка
де, ный, жур
ка, ля, ни, зем
дель, не, ник, по
Выписать существительные 1 склонения
Раздели слова на группы:
помидор, абрикос, огурец
морковь, апельсин, редис
Работа с сигнальными карточками: ИКТ
а) слово с пропущенной орфограммой
б) выбор и показ буквы (веером)
в) проверка
В заключении хочется сказать, что использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над словарными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.
15