Статья на тему Социализация личности ребенка на занятиях объединения Начальное техническое моделирование


Социализация личности ребенка на занятиях объединения НТМ.
В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность).

Педагогу совместно с семьей учащихся суждено заложить фундамент здания, который называется – жизненные ценности. Если обучающийся будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе.
В объединение начального технического моделирования реализуется программа обучения, которая изначально предполагает как можно полнее развить личностные качества каждого учащегося. Занятия по данной программе дают детям возможность оказаться в среде, способствующей развитию творческих способностей, получить свой личный опыт применения полученных знаний на практике, содействуют личностному самоопределению.
Для развития способностей, наклонностей и талантов обучающихся главное - создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают знания; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Такими условиями являются свободный приход ребенка в объединение, при зачислении не проводится тестирования или других видов отборочных мероприятий. Содержание программы строится с учётом возрастных и психологических особенностей и возможностей детей. Приемы методы, принципы обучения направлены на достижения ребенком успеха в избранном виде деятельности. Личностный подход в обучении способствует максимальному развитию творческих способностей каждого учащегося. Оказание помощи, одобрение, поощрение вырабатывает доброжелательное отношение к окружающим, благоприятную эмоциональную атмосферу, заинтересованность в дальнейшей работе, ситуацию «успеха» каждого. Все это благоприятно влияет на общий психологический климат в коллективе, развивает интерес учащихся к заинтересовавшей деятельности, к самосовершенствованию.
Учитывая психологические особенности младшего школьного возраста, я ввожу в учебный процесс ситуации с игровой мотивацией, широко использую игровые приемы и фрагменты игр. Игра – сильнейшее средство развития ребенка. Это одно из важнейших тренинговых средств развития чисто человеческих, психологических свойств и качеств: понимания, памяти, наблюдательности, терпения, воли и т.п. Игры воспитывают нравственные качества партнерства, совместимости, дружбы, сотрудничества.
Игра является и лучшим средством для знакомства детей с многообразным миром современной техники. При выполнении модели, предложенной ученику педагогом, надо быть внимательным, точным, аккуратным, но только исполнителем, только сборщиком кем-то придуманной модели. Ребенок знакомится при этом с устройством и работой машин и механизмов, постигает секреты соединения деталей друг с другом, узнает их свойства, развивает свои способности, но... в основном исполнительские. Творчеством он занимается только в процессе отделки модели. Но и в жизни обычно каждый конструктор или целое конструкторское бюро получают конкретное техническое задание на разработку нового станка, автомобиля, корабля и т.д. Таким образом, выполняя изделия по шаблонам и чертежам, предложенных учителем, дети выполняют настоящие технические задания. Исполнительская деятельность ребенка становится частью всего творческого процесса. Ребенок попадает в положение настоящего конструктора, и, хотя задачи его более просты, он вынужден идти тем же путем, которым идут конструкторы, рационализаторы и изобретатели на производстве. Конструируя модель, испытывая ее и усовершенствуя, ребенок узнает массу вещей и их свойств, физических законов и технических сведений. А так как это происходит в целенаправленной практической деятельности, то знания эти оседают прочно и служат человеку надежно всю жизнь.
Такие игры наиболее полно удовлетворяют потребности и стремления детей младшего школьного возраста.
Самые любимые и увлекательные игры:
творческие игры - это включение в работу перестройку уже существующей конструкции, сочетания использования самых разнообразных деталей, комбинаторику с разнообразными перестановками, изменения расстояний, положения частей, увеличения размеров. Они позволяют отойти от существующей конструкции и начать самостоятельную творческую работу. Ребенок получает возможность планировать полный или частичный ход решения поставленной задачи. Ошибка хотя бы в одном действии приведет к изменению формы изделия, то есть в процессе работы у ребенка возникает возможность выдвижения гипотезы, предположения и практической ее проверки. Работа по самостоятельному конструированию, сопровождается планированием, самоконтролем, самоанализом.
Или же выработка максимального количества идей решения одной конкретной технической задачи и выбора наиболее рациональной из них, что позволит развить у ребенка творческую фантазию, раскрепощенность, способность анализировать.
ролевые игры – при выполнении модели в мини-группах имитация рабочего процесса производственной бригады. Ребята учатся делиться своим мнением, высказываться тактично и доброжелательно о работе товарища давать советы друг другу в процессе работы, помогать в поиске более рационального решения проблемы, не обижаться на критику. Данный прием помогает знакомить детей не только с миром профессий, но и с профессиональной этикой, этикой межличностных отношений, взаимовыручке, учит умению взаимодействовать с окружающими людьми. У ребенка воспитывается уважение к труду и человеку труда, самостоятельность и ответственность за собственные действия и поступки, повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, появляются возможности повышения социального статуса среди сверстников, укрепления личного достоинства
сюжетные игры – После выполнения модели ребенок имеет возможность испытать ее в действии, отправиться путешествовать по "стране фантазии" на собственном автомобиле или самолете, поднять над водой белый парус, спуститься в морские глубины в подводной лодке или улететь к далеким звездам.
Роль позволяет ребенку совершать смелые, героические поступки: выручать из беды, побеждать злодея, взбираться на вершины. Благодаря игровой роли ребенок увлеченно выполняет те трудовые и умственные действия, которые в обычной неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными, неинтересными. Воображаемая ситуация делает его более ответственным за других, более сдержанным, волевым, организованным, решительным, сообразительным, ловким, дисциплинированным. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мышления.
Например, на одном из занятий ребятам была представлена «Сказка про пирата», которая посвящена развитию личного достоинства детей, формированию осознанного социально-приемлемого образа жизни. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. Это происходит гораздо легче, чем в жизни.
По окончании работы над изделием устраивается «защита» проектов, «автор» доказывает «оппонентам» выгодность и целесообразность выбранного решения технической задачи.
Способность красиво, правильно говорить всегда ценилось в любые времена и способствовало социализации в обществе. Посредством речи, желательно правильной, человеку легче найти друзей, приятелей, союзников и просто поддерживать разговор. Во время защиты проекта у ребенка появляется возможность эффективного публичного выступления, способность добиться поставленной цели. Ему, способному донести информацию, заставить человека его слушать и слышать, в жизни будет намного проще вести не только разговор, но и управлять людьми.
В процессе защиты соей работы учащиеся вырабатывают навыки борьбы с возражениями, так как им приходится сталкиваться с противоположными мнениями команды оппонентов. Данная технология развивает способность противостоять и преодолевать различного рода препятствия, аргументировано отстаивать свою точку зрения, воспитанию сильного характера.
Развитие критического мышления так же характерно для защиты работ. Ребенок учится смотреть на одну проблему под разными углами, с разных точек зрения, обучается критически относиться ко всему сказанному и вырабатывает способность объективно оценивать свои успехи и неудачи, уважительно относиться к мнениям других людей.
Защита своей конструкторской идеи является хорошей школой не только технического мышления, но и умения отстаивать свою правоту, мужественно выдерживать критику и неудачи, возвращаться назад, чтобы начать все с начала, но, в конце концов, добиться победы над трудной задачей, а иногда над самим собой. Что благотворно влияет на учащегося и необходимо ему для социализации в жизни.
Творческое объединение даёт возможность ребёнку глубже постичь исторический опыт человечества.
Все прекрасно знают, что духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами, «в лоб», такие качества личности как долг, честь, ответственность воспитываются через творческое погружение в родную историю, родную культуру, с обязательным сравнением национального достояния с «инородным».
Во время занятий групп объединения НТМ я так же стараюсь развить в детях восприятие и понимание таких ценностей как «семья», «Родина», «уважение к старшим», «традиции родного народа». Курс Оригами позволяет познакомить ребят с историей и традициями многих стран мира, в частности с русским культурным наследием
Проведение бесед с детьми на темы, связанные с семьей, ее значением в жизни каждого человека, проведение уроков по подготовке праздничных подарков и поздравлений родственникам имеют большое значение для укрепления и развития межличностных отношений и семейных связей, что способствует укреплению эмоционального и личностного здоровья учащихся.
С первых уроков ребятам дается информация, позволяющая им определить место нашей страны в мировой истории развития, неоднократно подчеркивается то, что возникновение новых технических идей в нашей стране во многом определило развитие мировой техники в целом, способствовало возникновению новых отраслей машиностроения. И в наши дни многие разработки наших конструкторов являются лучшими в мире на протяжении многих лет. Этот факт вызывает у ребят гордость за родную страну, вызывает желание более подробно ознакомиться с историей развития отечественной техники. Частично удовлетворить их познавательный интерес способствует подборка учебных заданий, собранная в кабинете фильмотека, участие кружковцев в тематических технических выставках.
Важную роль в социализации ребенка играет развитие его физического потенциала, его стремления быть сильным, ловким, здоровым, ведения здорового образа жизни. В объединении с детьми проводятся разъяснительные беседы о необходимости вести здоровый образ жизни, который включает в себя поддержание физического здоровья, отсутствие вредных привычек, способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Результатом этих бесед является выполненная учащимися галерея работ по теме «За здоровый образ жизни».
Охрана здоровья ребенка предполагает создание необходимых гигиенических условий для организации учебной деятельности, профилактику различных заболеваний: проветривание помещений, озеленение кабинета, наблюдение за правильностью посадки ученика, проведение физкультминуток, использование динамических пауз, дыхательной гимнастика, гимнастики для глаз.
Отдельной строкой в социализации ребенка в объединении НТМ идет проведение таких воспитательных мероприятий как праздники в каникулярное время.
Праздник, как ни один другой вид деятельности, способствует развитию у учащихся творческих способностей. Большой любовью у них пользуются конкурсные и игровые программы, во время которых ребята получают возможность «померяться силами» как интеллектуальными, так и физическими. Нередко, именно во время праздников, дети впервые обнаруживают свои склонности и способности, раскрываются для себя с новой стороны. Это способствует повышению самооценки ребенка, что особенно важно для тех, кто в силу разных причин не достиг больших успехов в учебе.
Основная цель детского праздника – это доставить ребенку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями.
Тематические праздники дают ребенку много новой информации и закрепляют знания, полученные ранее. Популярностью пользуются такие мероприятия, как «Детектив-шоу», направленное на развитие логических способностей, наблюдательности, скорости реакции, викторина вежливости, направленное на знание правил этикета, сказочная викторина на знание русского фольклорного наследия, Игровая программа «День смеха», на развитие чувства юмора и доброжелательного отношения к окружающим, игровая программа «Игры и фокусы с бумагой», направленная на повторение пройденного материала в нетрадиционной игровой форме.Таким образом, в процессе обучения в объединении у детей развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.