Статья Формирование ключевых компетенций младших школьников


«Формирование ключевых компетенций младших школьников через исследовательскую работу»
Учитель МКОУ «Курбатовская СОШ» Корнеева Елена Александровна
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые области знаний и профессии, умение находить общий язык и договариваться с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».  
Важными     характеристиками    качества    обученности    являются     сформированные компетенции учащихся: учебно-познавательные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), информационные (способность результативно мыслить и работать с информацией), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми).
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков - основа формирования ключевых и предметных компетенций.
Впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
Учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.
Компетентность- это характеристика человека, а компетенция- то, чем он уже владеет (способность, умение). Термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных, носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.
Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Информационная компетенция формируется при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер и пр.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, СМИ, Интернет). В ее структуру входят умения и навыки учащихся по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и окружающем мире: самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Учебно-познавательная компетенция характеризуется совокупностью компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общенаучной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.. Сюда относятся знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания.
Необходимость обучения ключевым компетенциям - социальный заказ общества школе.
Примером формирования ключевых компетенций у младших школьников может служить исследовательская работа.
В процессе исследовательской работы или вне её нужно формировать следующие умения и навыки:а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
В качестве примера исследовательской работы в 4 классе предлагаю вашему вниманию работу: «Князь Владимир – Креститель Руси», где в качестве защиты ребенок использовал презентацию.