Приёмы критического мышления на уроках русского языка и литературы, ФГОС ООО
Приёмы критического мышления на уроках русского языка и литературы, ФГОС ООО
Критическое мышление (КМ) - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода для применения полученных результатов к стандартным и нестандартным ситуациям, способность ставить новые вопросы, вырабатывать разные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
КМ – целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо.
Думать критически – проявлять любознательность и использовать исследовательские методы, ставить вопросы и осуществлять поиск ответов.
Этапы (технологические) урока:
1 фаза – вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации);
2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации, применяется метод активного чтения);
3 фаза – рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Тема: И.А.Крылов. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.
Цель применения ПРКМ: восстановить у обучающихся их знания из истории России через восприятие художественного текста и показать, что И.А.Крылов – патриот и гражданин своей страны.
Прием «Инсерт» - на стадии осмысления.
На слайде таблица, которую обучающиеся переносят в тетрадь.
Значок Пояснение № вопроса
V Уже знал + Новое - Думал иначе ? Есть вопросы Вопросы для заполнения таблицы так же на слайде. После прочтения текста басни «Волк на псарне» обучающиеся заполняют таблицу. Работают в парах, обсуждают записи.
Вопросы:
1.) Басня рассказывает о животных - волке, овцах, собаках.
2.) О войне 1812г.
3.) Наполеон в России.
4.) «Огня-огня»- по приказу Кутузова Москва была сожжена.
5.) «Я ваш старинный сват и кум»-письмо Наполеона Александру 1.
6.) «Ты сер, приятель, а я - сед» - Кутузов и Наполеон.
7.) «Вмиг ворота на запор» - русская армия закрыла перед Наполеоном пути отхода.
8.) «Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку» - армия хотела сражаться.
9.) «Ощетинил шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех их съесть» - не удалось завоевать Россию.
10.) Волку пришел черед «расчесться за овец» - после освобождения России русская армия совершила заграничный поход и освободила Европу.
Этап урока - процессуальный. Через чтение текста и работу с ним заполнили таблицу, обсудили коллективно, а затем был сделан вывод самими обучающимися об И.А Крылове как патриоте своей страны.
Тема: Второстепенные члены предложения.
Цель применения ПРКМ – научить работать с информацией через её осмысление.
Приём «Зигзаг»
А) Ученики делятся на четыре группы по количеству материала, который должны усвоить:
Второстепенные члены предложения;
Дополнение;
Определение;
Обстоятельство.
Б) От каждой группы работает эксперт-консультант, который вместе с другими учениками из других групп прорабатывает материал отдельно от своей рабочей группы.
В) В это время рабочая группа также прорабатывает свой рабочий материал (определение понятия, примеры из упражнений).
Г) Эксперт возвращается в группу, обучает остальных участников группы своей части материала. Группа имеет право задать своему эксперту вопросы по изучаемому ими материалу.
Группа выражает общее представление о проблеме и докладывает её остальным группам. Другие группы также докладывают свои результаты.
Этап урока – процессуальный. (Этап реализации построенного проекта, этап обобщения затруднений во внешней речи, этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону и этап включения в систему знаний и повторения).
Эталон на доске (для доклада группы)
Что такое второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство)?
На какие вопросы отвечает?
Чем выражается?
Как подчёркивается в предложении?
Примеры.
Тема: Устное народное творчество, фольклорные жанры (5 класс).
Цель применения ПРКМ: Познакомить обучающихся с вариативностью фольклора и преображением действительности в духе народных идеалов через восприятие и осмысление художественного текста.
Приём «Корзина» (идей, понятий, имён).
А) Знакомство со статьёй в учебнике «Устное народное творчество» - запись в рабочую тетрадь основных понятий с приведением своих примеров из жанров устного народного творчества.
Б) Обмен информацией в парах.
В) Обмен информацией по теме со всем классом.
Г) Учитель делает записи на доске:
Малые фольклорные жанры:
- Пестушки- Потешки- Загадки
- Пословицы
- Поговорки
- Частушки
- Колыбельные
- Скороговорки
- Колядки
Д) Коллективное исправление ошибок обучающихся, которые неверно определили фольклорный жанр или привели примеры.
Мотивационно-целевой этап урока.
1 фаза – вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации). Задача учителя – вызвать имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Обучающийся систематизирует информацию до её изучения. Методы и приёмы: составление списка известной информации.