Роль нестандартных уроков в сохранении здоровья младших школьников в рамках ФГОС.
Проблеме здоровья сейчас уделяют большое внимание, поэтому знания здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной технологии и компетентности современного учителя. Одним из направлений современной школы является сохранение и укрепление здоровья школьников. К сожалению, за последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось. Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, в школу внедряются здоровьесберегающие технологии. Используя их, педагог разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках, сохраняет и улучшает здоровье обучающихся. Задача школы состоит в том, чтобы подготовить учащихся к дальнейшей успешной плодотворной жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. Задача здоровьесберегающей педагогики в свете внедрения ФГОС – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, обучить методам здоровьесбережения и здоровьеформирования. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Мы видим, что школа снизила их двигательную активность почти наполовину, зато нагрузку, связанную с сохранением рабочей позы, резко увеличила. Именно в связи с этой нагрузкой, устают дети, занимаясь в школе и выполняя уроки дома. Принимая во внимание анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности, а так же гигиенические требования, педагоги могут облегчить переход детей к новой их деятельности, помочь им успешно учиться без ущерба для здоровья. И чтобы утомление не наступало слишком быстро, чтобы оно не было чересчур глубоким, учителя используют в своей практике проведение нестандартных уроков. Эти уроки положительно влияют на психологическое состояние ученика, на его здоровье, обеспечивают эмоциональную разрядку, создают благоприятный психологический климат на уроке. Активное включение ребёнка снижает его переутомление и эмоциональное напряжение. Задача учителя помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, так как всё это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка. МБОУ «СОШ № 27» г. Чебоксары работает по УМК «Школа ХХI века», который помогает реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Правильная организация обучения младших школьников имеет особое значение, так как в этом возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно, либо совсем невозможно восполнить впоследствии. Дифференцированное обучение в этом УМК учителя реализуют через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Нами учитываются возрастные психологические особенности младших школьников, что позволяет использовать различные виды учебной деятельности на уроке, чтобы не наступило быстрое утомление. Для медлительных детей мы снижаем темп опроса, не торопим ученика, даём время на обдумывание, подготовку, создаём условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Одним из путей активизации познавательной деятельности младших школьников является проведение нестандартных уроков. Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, заимствованные из внеклассных форм организации учебной работы. Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Нетрадиционные уроки отвечают возрастным особенностям детей, полезны для их развития. Задания, которые получают младшие школьники на этих уроках (заполнить анкету, создать рекламу, взять интервью, подготовить доклад, провести экскурсию и другие), помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на детей вдохновляющее и постоянно развивают их речь. В своей практике мы использем нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Также мы используем методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе. Можно провести урок в нестандартной обстановке: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. Нестандартные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Чаще нетрадиционные уроки имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки и другие) можно использовать и при изучении нового материала. Нетрадиционные (нестандартные) уроки можно объединить в следующие группы. 1. Уроки в форме соревнований и игр: викторина, КВН, конкурс и другие. Урок-КВН проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: приветствие, разминка, домашнее задание, практические задания, поединок капитанов и другие. Вопросы и задания по содержанию могут носить познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми. Урок-викторина предполагает индивидуальную работу учащихся и проводится, как и урок-КВН, с целью повторения учебного материала. Уроки-игры могут быть построены по аналогии с одноименными телевизионными играми «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие. Интересна и такая форма игры как «Крестики-Нолики». Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний. 2. Уроки, напоминающие публичные формы общения: интервью, аукцион, конференция, телепередача и другие. 3. Уроки-путешествия. 4. Уроки, опирающиеся на фантазию: сказки. Такой вид нетрадиционного урока лучше проводить в 1-2 классах. Он может быть построен по сказкам В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, по русским народным сказкам, или учитель сам сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка, кульминация и развязка. 5. Интегрированные уроки. В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Приведем несколько примеров, которые позволяют справиться с усталостью детей, помочь настроить их на рабочий лад. На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе у них будет больше желания. § Учитель читает загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не проверяемые буквы, ставя ударение. § «Узнать предмет по описанию». Учитель дает описание, дети называют предмет словарное слово, записывают его. § Игра «Закрой форточку». Учитель показывает карточки с открывающимися форточками (буквы, которые надо запомнить, вырезаны и отогнуты на противоположную сторону). Учащиеся говорят, какую букву надо вставить и тогда форточка «закрывается» и нужная буква ставится на свое место. § «Картинный диктант». Учитель показывает картинки с изображением предметов словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа). Этот диктант можно проводить по- разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант молчанку § Отгадать ребусы, кроссворды, составленные учителем из словарных слов, отгадать, § Игра «Разлетевшиеся шары». На доске написаны слова с пропущенными орфограммами, а справа за чертой находятся разноцветные шары с написанными на них буквами. Учащиеся выходят к доске, находят нужный шар и прикрепляют его к слову. § Грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок. На уроках математики, для привлечения внимания и активности учащихся, в начале урока провожу устный счёт с элементами игры «Запиши только ответ». Примеры записываю в два столбика по вариантам. После того, как дети записали ответы, они проводят самопроверку или взаимопроверку. Такой вид работы ученикам нравится, так как они выступают в роли учителя. При выполнении устных вычислений демонстрирую схемы, ребусы. Учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда по теме, записи слов, постановке вопроса, составлении схемы для решения разного вида заданий. Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Например, можно предложить детям прослушать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания. Применение проектно исследовательской деятельности на уроке окружающего мира позволяет развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. При подборе темы проекта ориентируюсь на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИКТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИКТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Все предложенные приемы и формы работы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть из книг, методических пособий. Учитель вправе делать коррективы в проведении урока: вносить изменения, дополнения, сокращения. Когда предложен большой объем материала, учителю есть из чего выбирать и что скомпоновать для своего классного коллектива, учитывая уровень подготовки учащихся. Иногда в конце урока или в приложении дается дополнительный материал, который учитель может ввести в данный урок или использовать его на других уроках. Каждый учитель в своей работе должен использовать то, что считает возможным и нужным ему: можно использовать урок целиком, а можно взять отдельные фрагменты из них, можно дополнить их компьютерными презентациями, потому что каждый учитель – творческая личность, заботящаяся о прочных навыках знаний своих учащихся. Своей фантазией построения и проведения урока учитель разбудит фантазию учащихся, их желание работать и добиваться успехов. Список использованной литературы 1. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Начальная школа, 2002. № 1. – С. 57-63. 2. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа2004 № 4. 3. В.И.Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в школе». Москва «ВАКО» 2007г. 15