Урок гражданственности Донбасса №15 Красота и мудрость народного слова
Урок гражданственности Донбасса №15
3 класс
Ермакова Е.А., учитель начальных классов
ОШ п.Садовое
Макросфера 3 «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «Летопись народной мудрости»
Тема. Красота и мудрость народного слова
Введение
Народное искусство слова – героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки – обычно называют фольклором. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можно сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.
Роль фольклора в воспитании младших школьников велика: произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития и эстетического воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Каждый народ создавал свою систему ценностей, свои идеалы. Фольклор дает детям возможность соприкоснуться с жизнью народа, познакомиться с его обычаями и творчеством.
Изучение фольклора имеет следующие воспитательные возможности:
1. Углубление знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями разных народов.
2. Усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре народа. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о человеческой красоте и мудрости.
3. Воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.
4. Развитие эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремится понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в жизни.
Цели:
Продолжить знакомить учащихся с многообразием жанров устного народного творчества народов Донбасса; изучить жанр «пословица» и «поговорка».
Развивать умения видеть скрытый смысл и значение пословиц и поговорок, развивая воображение; работать над развитием речи учащихся и обогащением ее словарного запаса; продолжить работу над развитием умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.
Воспитывать любовь к своей земле, к своему народу, приобщая к истокам культурных традиций народов, населяющих Донбасс.
Тип урока: комбинированный: усвоения новых знаний с элементами практической работы.
Оборудование: репродукция к картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке», схема «Живой цветок: фольклор», дидактические игры: «Собери пословицу», «Доскажи пословицу», презентация «Пословица – народная мудрость», выставка книг.
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.
Пословица.
В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.
М.Горький.
Что за роскошь, что за мысль, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!
А.С.Пушкин.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Пословица.
Ход урока
Структура урока Содержание урока Примечание
I. Органи-
зация класса - Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!”Чтоб пожелать здоровья доброго.Я спешу сказать вам – “Благости!”Чтоб пожелать вам счастья нового. Я спешу сказать вам – “ Радости!”Удач, успехов и везенья!Всем в этом классеПрекрасного настроения.
- Сейчас мы посчитаем, какой ряд сядет первым. На кого укажу, сядете тихонько:
1.Катилось яблоко 2. Конь ретивый
Мимо сада. С длинной гривой.Мимо сада, Скачет по полям,Мимо града. Тут и там.Кто поднимет, Где проскачет он,Тот и выйдет! Выйди вон!
II. Проверка домаш-
него задания - Скажите, что я использовала, чтобы вы сели за парты? (Вы использовали считалки)
- Считалка – это жанр чего? (Жанр устного народного творчества)
- Объясните, что значит «устное народное творчество»? (То, что люди передали из уст в уста; то, что они рассказывали, передавалось из поколения к поколению. У устного народного творчества нет определенного автора. Этот автор - народ.)- Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор)
На доске
- Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете:
1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).
2) Зимою греет,
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимой оживает (снег). (загадка)
3) Киса, кисонька, коток,
Киса - серенький хвосток,
Приходи, киса, ночевать,
Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)
4) А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (небылица)
5) Ехали, ехали
В лес за орехами,
По кочкам, по ямкам,
Бух, и провалились. (потешка)
6) Скачет галка по ельничку,
Бьёт хвостом по березничку.
Наехали на галочку разбойнички,
Сняли они с галки синь кафтан.
Не в чем галочке по городу гулять,
Плачет галка, да негде взять… (прибаутка)
7) Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной. (приговорка)
8) Раз, два – упала гора,
Три, четыре – прицепило,
Пять, шесть – бьют шерсть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять – деньги весить. (считалка)
9) Ласковое слово слаще мёда. (пословица)
10) Семь пятниц на неделе. (поговорка)
В конце ответа на доске появляется «живой цветок»
- Дома вам нужно было подобрать народные считалки и одну выучить наизусть.- Давайте поиграем в игру «Ручеек», только знающий наизусть считалочку может принять в участие.
Физминутка- Я иду и ты идёшь – раз, два, три! (Шагаем на месте.)- Я пою и ты поёшь - раз, два, три! (Хлопаем в ладоши.)- Мы идём и мы поём - раз, два, три! (Прыжки на месте.)- Очень дружно мы живём – раз, два, три!(Шагаем на месте.)
III. Сообщение темы и цели Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения, которые написаны на доске:
- Поспешишь – людей насмешишь.- Вся семья вместе – так и душа на месте.- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Запись на доске
Как называются эти предложения? (Эти предложения называются пословицами)
- Правильно. Сегодня на уроке мы поговорим о пословицах. Узнаем, какой смысл они в себе несут, когда и как можно их употреблять в повседневной речи.
IV. Работа по теме
1. Понятие «посло-
вица» - Какие пословицы вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
- Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы что-то получилось, надо хорошо потрудиться) и т.п.
- Как вы думаете, что такое пословица? (Устное народное творчество, народная мудрость. Пословицы учат нас быть трудолюбивыми, любить свою семью, Родину.)
- Вы рассказали то, что знаете о пословицах, а теперь читаем понятие «пословица».
- Ребята, вот это понятие «пословица» дается в «Детской Энциклопедии». Презентация
«Пословица – народная мудрость» Слайд 2.
В слайде 3 дается понятие «пословица» взятая у В. Даля. Использование его на уроке на усмотрение учителя. Слайд 3.
- А понятие, которое вы видите ниже, дается в «Литературном справочнике» Слайд 4.
- Давайте посмотрим, что во всех этих понятиях общего. (Пословица – законченное предложение, которое несет в себе народную мудрость)
- Пословицы бывают разной тематики. Сейчас мы все вместе прочитаем пословицы, предложенные в опорном конспекте к уроку. Работа с опорным конспектом
Физминутка «Делу время – потехе час» - физминутка сейчас у нас!
- Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной: Я пословиц много знаю,
Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).
Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)
И садитесь по местам.
3. Пословица и ее место в нашей речи - Прочитайте, какие пословицы о Родине есть еще:
Всякому мила своя сторона.
Охранять природу – значит охранять Родину.
Где кто родится, там и пригодится.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Слайд 5.
- Гордость нашего края – шахтеры. Во все времена народ прославлял их труд:
Будь в лаве, как в бою, — прославишь Родину свою.
Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь.
На шахте тому почет, у кого уголь на-гора течет.
Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.
Шахтерский забой — фронт передовой.
Шахтеру слава, когда много угля дает лава. Слайд 6.
Пословицы о человеке.
Пословицы о труде.
Пословицы о дружбе.
Пословицы о природе.
Пословицы о храбрости.
Пословицы о знании и учении. Раскрываем смысл пословиц.Слайды 7 - 12.
- Значит, пословицы – это мудрые изречения. Они учат нас многому: каким нужно быть человеку в труде, дружбе, учении, как он должен относиться к матери, к Родине, к старшим.
- Поднимите руку те, кто из вас любит читать книги.
- Где вы берете книги? (в библиотеке)
- В каждой школе, клубе, городе и в деревне есть библиотеки, и там много читателей.
На картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке» нарисованы читатели – школьники. Посмотрите, с каким нетерпением девочка ждет, когда ей подберут интересную книгу. Слайд 13.
- Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.- Книга не пряник, а к себе тянет.- Книга не самолет, а за тридевять земель унесет. На доске выписаны пословицы.
- Посмотрите, какая из предложенных пословиц подходит к ожиданию девочки. (Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость)
- А рядом с ней примостился малыш, видимо ее братишка. Подберите пословицу. (Книга не пряник, а к себе тянет)
- Видите, как мальчишки у окна увлеклись интересной книгой. Они ничего не замечают вокруг. Как бы вы тут сказали? (Книга не самолет, а за тридевять земель унесет)
- О чем эти пословицы? (Они о книгах)
- Посмотрите, какие пословицы о книгах есть еще. Слайд 14.
- А как вы понимаете смысл пословицы: «Азбука – наука, а ребятам – бука».
- Почему же азбука – ступенька мудрости, а для детей – бука? Эта пословица сложена о старой школе. Буквы имели трудные названия: аз, буки, веди. Детям было трудно выучить буквы, а потом складывать слова. Слово книга, например, читались так: како – наш – иже – глаголь – аз. Недаром говорят: «Аз, буки, веди страшат, что медведи».
- Пословицы не только делают нашу речь выразительной, яркой, но и помогают нам узнать то, что было раньше.
Люди давно заметили могущество слова, его силу.
Человеческое слово стрелы острее.Слово горы ворочает.
Заметил народ и тех, кто безумно бросается словами:
На словах густо, а на деле пусто.Дело, словом не заменишь.
- На все случаи жизни созданы народом пословицы.
Эти пословицы вы можете прочитать в тех книгах, которые находятся у нас на выставке. Работа с мини-выставкой.
Физминутка- В классе только девочки,В классе только мальчики.В классе только… (имена учащихся) Деление класса на группы для проведения игр.
V. Закрепление изученного
на уроке.
Работа в группах ИГРА для 1 группы: «Составь пословицу»:
На словах и так и сяк, покажи делом.На словах города берет, а на деле ни шагу вперед.Не храбрись словами, да скуп на деле.Щедр на слова, а на деле ни как.
- Какой темой можно объединить все эти пословицы?(Пословицы о слове)
ИГРА для 2 группы: «Доскажи пословицу»:
Землю солнце красит, а человека… (труд)Дерево ценят по плодам, а человека… (по делам)Без труда жить,… (только небо коптить)Недаром говорится, что дело… (мастера боится)Что посеешь,… (то и пожнешь)- Какой темой можно объединить эти пословицы?(Пословицы о труде)
ИГРА для 3 группы: «Собери пословицу»:
(Не пляши под чужую дудку – ноги надсадишь. Не живи чужим умом, свой потеряешь.)Игры, предложенные в презентации «Пословица – народная мудрость», можно использовать на этом уроке, если осталось время или на следующем при проверке домашнего задания.
VI. Рефлексия Давайте вспомним и обобщим то, о чем мы говорили сегодня на уроке: - Пословица – это … - Народ в пословицах осуждает и высмеивает … (глупость, лень, жадность, злость), хвалит и одобряет … (ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность).
Домашнее задание Домашнее задание дифференцированное:
группа «А» - Составьте небольшой рассказ, выводом из которого может служить пословица « Друг познается в беде»;
группа «Б» - подобрать по 5 пословиц о природе и красоте человеческой души;
группа «В» - нарисовать рисунок к одной из пословиц, предложенных к опорном конспекте.
Опорный конспект к уроку
Красота и мудрость народного слова
Пословицы и поговорки, как и другие устоявшиеся речевые обороты: присловья, приговорки, приветствия, пожелания, шутки – красят речь, делают ее выразительной. Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум и нашу речь. Издавна народ дорожил пословицей и говорил: «Пословица не на ветер молвится», «Красна речь пословицей». Недаром А.С. Пушкин, большой знаток и ценитель русского народного языка, восхищаясь нашими пословицами и поговорками, сравнивал их с золотом. Суждения о мире, человеческих качествах и отношениях, содержащиеся в пословицах, выражены иносказательно. На первый взгляд, это короткие высказывания о простых, всем понятных вещах: Яблоко от яблоньки недалеко падает. Действительно, каждый знает, что яблоко, сорвавшись с ветки, не откатится далеко от дерева. Но приведенное предложение получает совсем другой смысл, когда говорящий выражает им свое отношение к какому-то событию, поступку человека.
Пословица – это законченное предложение, завершенное суждение, обладающее переносным смыслом.
Поговорка – только иносказательное выражение, не содержащее суждения. Потому-то и говорят: поговорка – цветочек, а пословица – ягодка. Поговорка может “дорасти”, “дозреть” до пословицы. В ступе воду толочь – это поговорка. А вот уже пословица: в ступе воду толочь – вода и будет. О человеке, который присваивает себе чужой труд, говорят, употребляя поговорку: “Любит он чужими руками жар загребать”. Легко чужими руками жар загребать – этой пословицей можно упрекнуть и пристыдить такого человека.
В пословицах отразился многовековой опыт жизни народа. Нет такой стороны человеческой жизни, которую не осветили бы пословицы.
Именно пословицы прославляют родную сторону, Отчизну:
Всякому мила своя сторона.
Охранять природу – значит охранять Родину.
Где кто родится, там и пригодится.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Гордость нашего края – шахтеры. Во все времена народ прославлял их труд:
Будь в лаве, как в бою, — прославишь Родину свою.
Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь.
На шахте тому почет, у кого уголь на-гора течет.
Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.
Шахтерский забой — фронт передовой.
Шахтеру слава, когда много угля дает лава.
Пословицы не только делают нашу речь выразительной, яркой, но и помогают нам узнать то, что было раньше.
Люди давно заметили могущество слова, его силу.
Человеческое слово стрелы острее.
На словах густо, а на деле пусто.
Литература
Детская энциклопедия. / под ред. Благой Д.Д., Тимофеева Л.И., Леонтьева А.А. – М.: Издательство «Педагогика» 1976.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Народное образное слово ./ Сост. Г. Науменко. – М.: «Детская литература», 1979. – 32с.
Литературное чтение: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Графф, 2002. – 160с.
Обучение во 2 классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. В 2 кн. Кн. 1. / Т.Г. Рамзаева, Е.Н. Соколова, Л.Я. Желтовская. Под ред. Б.И. Фоменых. – М.: Просвещение, 1989. – 431с.
Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 195с.
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
Стрекалова М.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 3-4 класса четырехлетней начальной школы. – Челябинск. Издательский центр «Взгляд», 2003. – 116с.
Чистяков А.Ф. Пословица не зря молвится. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 176с.