Методическая разработка по математике Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через решения нестандартных задач
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.
Введение
Сегодня проблема готовности к школьному обучению становится ключевой, и от её решения во многом зависят успехи обучения в школе в условиях индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Необходимость специальной подготовки старших дошкольников к обучению в школе обусловлена, прежде всего, разным уровнем развития, как общего интеллектуального и психического, так и математического развития детей. Существенным различием в объёме их знаний и умений, включая математические. Исследования института возрастной физиологии РАО показали, что сегодня у значительной части детей, поступающих в первый класс, не сформированы многие школьно-значимые механизмы деятельности. Так, около 60% детей 5-6 лет не способны к организации своей деятельности, что связано с незрелостью регуляторных структур мозга. У 60% детей не сформированы на должном уровне вербально-коммуникативные способности. Почти 30% детей демонстрируют неразвитую зрительно-моторную координацию, 35% - недостаточный уровень развития зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти; до 30% детей имеют недостаточно развитую слухо-моторную координацию. Между тем, все названные качества необходимы детям, и не в последнюю очередь для успешного обучения математике.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.
В век высоких технологий – необходимость усвоения математических знаний становится наиболее актуальной. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения чётко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено прежде всего на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны чёткость, расчленённость, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего времени, века информационных технологий.
Исследования А.М.Леушиной показали, что сначала учить детей надо не числу, а сравнению (способствовать формированию у них представлений о количественных отношениях), а затем уже знакомить со счётной деятельностью, пользуясь числительными.
Преждевременное обучение ребёнка числу и счёту приводит к тому, что представление о числе приобретает у него формальный характер.
Понимание результатов сравнения, сознательное выполнение действий развивает элементарное математическое мышление у детей уже в младшем дошкольном возрасте.
Нестандартные задачи являются темой многих отечественных и зарубежных исследований. Их изучали еще с древности — египтяне, греки, индийцы, китайцы, арабы. Этому вопросу посвящены работы многих ученых — математиков и педагогов: Л. Пизанского (Фибоначчи), Д. Кардано, П. Ферма, В. Лейбница, Л. Эйлера, К. Гаусса, И. Краснопольского, В. И. Обреимова, Е. И. Игнатьева, Я. И. Перельмана, М. Гарднера, Г. В. Поляка, Д. Пойа, Ю. М. Колягина, Л. М. Фридмана.В. В. Дрозина, В. Л. Дильман в книге «Механизм творчества решения нестандартных задач» дают следующее определение нестандартной задачи — «это задача, заключающая в себе оригинальное, творческое начало, которое не может быть выявлено репродуктивными методами решения и требует от детей поисков собственных путей решения».О влиянии нестандартных задач на общее и в большей степени на умственное развитие детей дошкольного возраста говорится в работах З.А.Михайловой и И.И.Щербининой. З.А.Михайлова показывает, что использование занимательных упражнений способствует развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сопоставления, обобщения. При определённых условиях такие упражнения можно использовать, как средство формирования самоконтроля мыслительной деятельности. Эти игры интересны детям, прежде всего своей направленностью на результат. Желание достичь результата на основе имеющихся знаний и умений заставляет ребёнка преодолевать трудности, проявлять настойчивость, гибкость мысли, смекалку, сообразительность, творческую активность.
Таким образом, на протяжении последних лет методика пополнилась теоретическими исследованиями в разных конкретных направлениях, что значительно повысило общеразвивающий эффект обучения. Однако в теории и практике дошкольного воспитания есть ещё ряд нерешённых проблем.
Одной из актуальных проблем методики формирования элементарных математических представлений является проблема преемственности в работе детского сада и школы, а в связи с этим – дальнейшая разработка эффективных методов и приёмов обучения. Изучение математики в начальной школе предусматривает достаточно широкую и глубокую ориентацию детей в количественных и пространственных отношениях окружающей действительности. Педагогическая практика не всегда в полной мере решает эти задачи. Нередко математические знания дети усваивают формально, без должного их понимания. Одна из причин такого уровня знаний – недостаточная разработка отдельных методических вопросов. Так, современное обучение математики в детском саду во многом ориентируется на вербальные (словесные) методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно ориентируется на методы, способствующие развитию у детей познавательных интересов и способностей, логического мышления.
Таким образом, возникает противоречие: между тем, что в науке разработана система методов по развитию логического мышления, а в практике эти методы используются частично, редко и не целенаправленно.
Проблема исследования:
Каковы педагогические условия развития логического мышления посредством решения нестандартных задач?
Цель исследования:
Поиск, разработка и проверка учебно-методических условий формирования и развития логического мышления через решение нестандартных задач на занятиях по математике, во время режимных моментов.
Объект исследования:
Организация деятельности дошкольников.
Предмет исследования:
Использование нестандартных задач в различной деятельности дошкольников.
Гипотеза:
Развитие логического мышления на занятиях по математике и во время режимных моментов, повышение уровня знаний у дошкольников может быть достигнуто, если:
создать систему развивающих заданий;
использовать широкий спектр проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат;
научить детей самостоятельно мыслить, логически рассуждать, вести поиск нужной информации, анализировать, делать обобщения, выводы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Выяснить зависимость повышения объема логического мышления и уровня знаний, умений от степени использования разнообразных развивающих заданий, упражнений.
Определить эффективные формы и методы формирования логического мышления и интереса к математике у дошкольников.
Выявить эффективность работы по выбранной теме.
Методы исследования:
Изучение литературы
Наблюдение
Тестирование
Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования
Психолого-педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что мной изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что проведена систематизация нестандартных задач для развития логического мышления.
Глава 1. Развитие логического мышления как психологическая проблема.
Развитие логическое мышление у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Мышление (гр. ноэзис) — это познавательная деятельность человека. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).
Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом.
Мышление (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.
Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности.
Таким образом, мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
Логика – (др.-греч.λογική — наука о правильном мышлении, способность к рассуждению( отдр.-греч. Λόγος) —рассуждение», «мысль», «разум»Основателем логики считается Аристотель.
Логика – наука о приемлемых способах рассуждения.
Логика, — наука о законах и операциях правильного мышления.
Логика – это учение о способах рассуждений и доказательств безотносительно к тому, где и для чего они используются: в споре, научном исследовании или в зале суда. Математическая логика исследует способы рассуждений, применяемых в математике.
Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового
логического процесса. Математика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления.
Вывод: таким образом, понятия логика и мышления при объединении дают отдельное самостоятельное понятие логическое мышление – психологический процесс, в котором определяется способы рассуждений и доказательств. А задачи способствуют успешному развитию логического мышления у дошкольников и готовность его к обучению в школе в области математике.
Крысько В.Г. говорит, что процесс мышления характеризуется следующими особенностями
Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практике знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем их в отвлечённом и обобщённом виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определённого, конкретно наблюдаемого явления.
Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление находит отражение в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщённой форме.
Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своём содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задача, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов жизнедеятельности, направленных на переустройство окружающего мира.
Выделяют определённые операции мышления
Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Сравнение – операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несуществующих признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Обобщение – объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Конкретизация – движение мысли от общего к частному.
Сериация – упорядочивание объектов по выделенному основанию.
Классификация – мыслительная операция, распределяющая предметы, явления, понятия по классам, группам, разрядам на основе общих признаков в соответствии с установленными критериями. Ведущую роль при этом играют так называемые «узловые знания» о тех или иных областях действительности. Основанием для классификации может послужить разнообразный занимательный материал – игры, задачи, головоломки.
Различают конкретные формы мышления
Понятие – отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение – выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий.
Выделяют определённые виды мышления
Наглядно-действенное – мышление, непосредственно включённое в деятельность.
Образное – мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
Отвлечённое – мышление, совершающееся на основе отвлечённых понятий, которые образно не представляются.
Способы мышления.
Индукция – способ мышления, при котором умозаключение идёт от единичных фактов к общему выводу.
Дедукция – способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.
Виды мышления
Теоретическое – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Дискурсивное – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
Интуитивное – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.
Репродуктивное (воспроизводящее) – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определённых источников.
Продуктивное (творческое) – мышление на основе творческого воображения.
Виды мышления, выделенные по разным основаниям
В целом уровень умственного развития можно определить, как совокупность знаний, умений и свободное оперирование сформировавшихся при их усвоении умственными действиями и формами мышления (наглядно-действенными, наглядно-образными и словесно-логическими).
Опишем особенности развития детского мышления, используя методику Н.В.Микляевой и Ю.В.Микляевой. Они говорят о том, что развитие мышления ребёнка совершается в нескольких планах – непосредственно в действенном плане, образном плане и в плане речевом. Эти планы, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в действенном и образном планах, всё более разумное оперирование вещами является предпосылкой и результатом речевого мышления. Обуславливая развитие речевого мышления, всё более разумная практическая деятельность ребёнка в свою очередь развивается под его воздействием.
Мышление ребёнка зарождается и развивается сначала в процессе наблюдения, которое является не чем иным, как более или менее целенаправленным мыслящим восприятием.
Рассмотрим основные формы детского мышления
Наглядно-действенное мышление – мышление, протекающее в наглядно воспринимаемой ситуации, обусловленное внешними ориентировочными действиями с предметами.
Исследователи отмечают, что у детей наглядно-действенное мышление только формируется, поэтому процесс решения мыслительной задачи ребёнка в каждой конкретной ситуации имеет специфические особенности.
С возрастом развивается игровая и продуктивные виды деятельности и усложняются взаимоотношения ребёнка с окружающими людьми, что требует более совершенных форм мышления, обеспечивающих возможность преобразовать ситуацию не только в плане внешней практической деятельности, но и в плане представляемом, идеальном. Формируются предпосылки для развития наглядно-образного мышления.
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит при необходимости поиска существенных связей и отношений объектов, явлений, которые не представлены в наглядной ситуации.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, обусловленного внутренними ориентировочными действиями с образами, когда наглядная ситуация в процессе решения задачи воплощается в образе или представления.
У детей дошкольного возраста И.С.Якиманская выделяет 3 типа оперирования образами на этапе наглядно-образного мышления:
Первый тип характеризуется умением представлять предметы или их части в различных пространственных положениях;
Второй тип – преобразовать структуру и пространственное положение образца;
Третий тип – построением принципиально новых образов на основе сложных преобразований исходных образов.
Таким образом, на этапе развития наглядно-образного мышления предметы и явления, а также их пространственные, временные и причинно-следственные отношения познаются ребёнком в образной форме и одновременно фиксируются в речевом плане. Основой формируемых образов наглядно-образного мышления являются общие схемы логического подхода к объектам (отнесение предметов к той или иной категории, членение их на определённые части, нахождение связей между частями и др.).
Поэтому развитие наглядно-образного мышления происходит в тесной связи с формированием словесно-логического мышления, когда мыслительная задача формулируется и решается в словесной (вербальной) форме.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, протекающий во внутреннем плане на основе словесно выраженных понятий и логических конструкций. Основными логическими приёмами формирования понятия являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация и др.
Понятия, которые формируются в процессе использования перечисленных мыслительных операций, могут вступать в разные отношения друг с другом. Словесно-логическое мышление как раз и предполагает умение усваивать и моделировать эти взаимоотношения.
Словесно-логическое мышление позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека, и благодаря этому обобщённо решает сложные мыслительные задачи.
Таким образом, процесс перехода от одной формы мышления к другой можно охарактеризовать, как процесс овладения ребёнком такими способами познания действительности, в ходе которых совершается переход от поверхностного отражения отдельных объектов и явлений к познанию их сущности и раскрытию законов, ими управляющих, к формированию систем прежде разрозненных единиц познания и отношений между ними.Все виды средств детского мышления можно обобщить в две большие группы
1.Преобразующе-воспроизводящие средства, с помощью которых обнаруживаются и прослеживаются различные скрытые свойства и связи предметов и явлений. В результате происходит отражение и воспроизведение данных свойств в форме представлений или в словесной форме, в виде схем преобразований.
2.Относятся средства, с помощью которых осуществляется распознавание выделенных свойств предметов и их связей с точки зрения имеющихся у человека знаний для сериации и классификации предметов и явлений.
Проведённые исследования и педагогическая практика раскрывают богатые возможности детей дошкольного возраста в освоении ими элементарных форм логического мышления.
Наиболее отчётливо проявляется логическое мышление у дошкольников при установлении ими различных связей, существующих между предметами и явлениями. Раньше других ребёнок устанавливает связи функциональные (назначение, использование предметов). Наиболее трудным для маленьких детей оказывается раскрытие связей пространства и времени в логическом, т.е. смысловом, их значении. Причина этой трудности лежит, во-первых, в скрытой форме самих связей (они не лежат на поверхности явления, хотя доступны чувственному практическому опыту). Детям трудно выделять эти смысловые связи из-за недостаточного внимания педагогов к этим зависимостям.
1.2. Разнообразие подходов к развитию логического мышления средствами решения нестандартных задач
По данному вопросу были проанализированы журналы «Дошкольное воспитание» и большое разнообразие литературы по данной теме.
А. Савенков предлагает практические занятия «Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников».
Специальные занятия по коррекции и развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников становятся всё более популярными в практике работы детских садов. Простая мысль о том, что ребёнка можно и нужно учить эффективно мыслить, стала подлинным открытием нашего времени. Без занятий по развитию интеллекта уже невозможно представить процесс подготовки ребёнка к школе. Конкурс интеллектуалов – это подведение итогов систематического развития интеллекта и креативности ребёнка, которое, как и значительная часть педагогической деятельности вообще, требует больших и долговременных усилий.
Также, в другой своей статье «Концептуальный подход к развитию мышления дошкольников» А. Савенков рассуждает о развитии творческого мышления. Он говорит, что творческое мышление относится к числу безусловных ценностей, признаваемых в мировой культуре.
Данная статья посвящена найденной в ходе эксперимента внеучебной форме организации этой работы.
В г.Обнинске на базе учреждения дополнительного образования – Центра НТТУ «Эврика» – в 1989 г. создана студия «Развивающие игры» под руководством. Т.Ляшко. Он создаёт программу студии «Развивающие игры» В ней была выработана совершенно новая методика проведения занятий с детьми дошкольного возраста, в основе которой – развитие основных психических процессов детей 5-6 лет через комплексные развивающие занятия с непосредственным участием в них родителей.Умение создавать новое, нестандартное… Многие профессии и жизненные ситуации требуют от нас именно этого качества. А в образовательных учреждениях учат читать и писать, воспроизводить пройденный материал, но мало внимания уделяют фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, развитию памяти, внимания. Как быть?
Восполнить этот пробел поможет студия «Развивающие игры», которую можно создать на базе любого детском саде или школе.
Автор говорит о том, что студия рассчитана на два года обучения (с 5 лет).
Программа предусматривает 2 занятия в неделю. Длительность занятий 40-45 минут (первый год обучения); 60 минут (второй год).
Основные задачи студии
Развитие коммуникативных качеств.
Развитие воображения как основы творческой деятельности.
Развитие образной, ассоциативной памяти, внимания.
Развитие речи.
Формирование нестандартного мышления.
Развитие координации и мелкой моторики.
Одна из особенностей занятий состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
Родителям глубже понять своего ребёнка и познакомиться с различными развивающими играми и методиками
Сплотить семью через различные творческие задания
Пропагандировать методы творческого развития среди других родителей
Вести индивидуальную работу с каждым ребёнком
Систему занятий отличает применение авторской методики, базирующейся на работах Л.С.Выгодского, Л.А. и А.Л.Венгер, О.М.Дьяченко, Б.П.Никитина, Г.С.Альтшуллера . Е.Ращикулина знакомит нас с играми-головоломками в статье «Игры-головоломки в развитии мышления дошкольников».
Для организации эффективного процесса познания окружающего мира особое значение имеет развитие мыслительной деятельности с опорой на образную, эмоционально-чувственную сферу мышления, что в свою очередь предполагает использование максимально приближённых к основной деятельности дошкольника методов и средств обучения, в том числе занимательных задач и развивающих игр. Они способствуют развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Одним из видов игр, специально созданных для умственного развития, являются игры-головоломки, т.е. загадки, задачи, требующие для своего решения догадливости, сообразительности. Догадке, как способу решения головоломки предшествуют такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия и др. Они осуществляются в условиях активного поиска, творческого подхода.
Классифицируют игры-головоломки по разным признакам: по содержанию, значению, характеру мыслительной деятельности, особенностям материала. Например, З.А.Михайлова, относя головоломки к разряду развлечений, подчёркивает: любая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего «замаскирована» занимательными внешними условиями задачи. Автор предлагает следующую классификацию головоломок:
арифметические (угадывание чисел);
геометрические (на разрезание, с проволокой);
буквенные (кроссворды, шарады);
старинные головоломки (головоломки с палочками).
К.Белая, Л.Куцакова рассматривают новый подход к созданию предметной развивающей среды в статье «Логико-малыш и развивающая предметно-игровая среда».
Одной из определяющих тенденций в реализации развивающего воспитания и обучения детей дошкольного возраста является принципиально новый подход к созданию предметной развивающей среды. Игровые развивающие пособия для детей, разрабатываемые Издательским домом «Карапуз» совместно с отечественными педагогами и психологами, учёными и практиками, полностью отвечают необходимым психолого-педагогическим критериям. Наиболее интересным, оригинальным, многофункциональным по содержанию и привлекательным по форме пособием является «Логико-малыш» для детей от 3 до 8 лет.
Это учебное пособие состоит из пластмассовой рамки с двигающимися фишками, которыми легко и быстро манипулирует ребёнок, решая ту или иную познавательную задачу. Выполнив задание, ребёнок может сам проверить правильность ответа или решения. Это позволяет без видимых усилий со стороны взрослых развивать самостоятельность, настойчивость, пытливость ума, исследовательские качества.
Е.Соловьёва утверждает в статье «Логический класс», что развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребёнка к поступлению в школу и последующему обучению. К числу логических операций относятся умение находить закономерности и строить упорядоченные ряды, умение осуществлять классификацию и строить высказывания и суждения.
Логические упражнения могут стать самостоятельным фрагментом любого занятия по математике.
Е.Соловьёва рекомендует в статье «Логический класс»:
Занятие 1. Суждения истинные, ложные, неопределённые.
Любое утверждение может быть истинно или ложно.
Занятие 2. Рассуждение. Проверьте правильность рассуждений.
Занятие 3. Пересечение множеств.
Если при классификации множества выделяются по признакам, которые могут встречаться одновременно (такие признаки называются независимыми) – например, цвет и форма, форма и съедобность, то они часто имеют область пересечения, В эту область попадают объекты, обладающие этими двумя признаками одновременно. Пересекаться могут и три, и более множеств, – но с детьми мы не рассматриваем столь сложные случаи.
Занятие 4. Включение одного множества в другое: «род-вид».
Одно множество может быть частью другого, более широкого.
Например, птицы являются частью множества «живые существа», грузовики – частью множества «машины» и т.п. Понимание этих отношений позволит детям впоследствии работать с определениями.
А.Зайчикова предлагает занятия по развитию логики в статье «Занятие по развитию логики».Занятие включает семь заданий:
Освободить принцессу.
Цель. Развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счёте, в увеличении и уменьшении числа на единицу.
2.Дни недели.
Цель. Закрепление представлений о времени, о днях недели, их последовательности.
3.Разноцветные фигуры.
Цель. Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру; учить находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы; развивать логическое мышление.
4Весёлые соседи.
Цель. Развивать умение группировать животных по разным признакам; определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.
5Звёзды.
Цель. Развивать речь, внимание; упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.
6.Четвёртый лишний.
Цель. Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры; группировать предметы по форме, величине, месту расположения.
7.Подбери ключ к замку.
Цель. Учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов; развивать навыки самоконтроля.
А.Белошистая анализирует в статье «Занятия по математике: развиваем логическое мышление».
Взаимозависимость математического развития и формирования логических приёмов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. В методике под формированием логического мышления ребёнка имеют в виду развитие логических приёмов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Автор высказывает своё мнение о том, что развитие детей целесообразнее рассматривать в русле математических занятий и полагает, что суть проблемы в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений математического содержания формировать и развивать именно логические структуры. Такое сочетание – системные задания логико-конструктивного характера, развивающие мелкую моторику, – активно влияет на математическое развитие дошкольника.
Н.Полякова, В.Брусова поддерживают автора в статье «Воспитывать радость познания».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Е.Ращикулина разъясняет особенности преемственности дошкольного и начального образования в статье «Интеллектуальная готовность к школьному обучению: методологические ориентиры».
Особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую игровую деятельность, с другой – создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача – в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается ею как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребёнка, который обеспечивает переход к учебной деятельности. Иными словами, будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация. В процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Всё это играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщённых способов решения практических задач в школе.
В своей статье Е.Ращикулина описывает два аспекта – логико-дискурсивный, осознаваемый, имеющий вербальную форму и интуитивно-иррациональный, связанный с моментом догадок, «озарения», опирающийся на работу бессознательной сферы мышления. А также останавливается на принципах культуросообразности мышления, дополнительности и природосообразности.
Р.Чуднова предлагает конкурс для старших дошкольников в статье «Математические конкурсы».
Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности, а удовлетворение, которое они испытывают от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею.
Вывод по I главе:
Таким образом, рассмотрев понятие логическое мышление, мы делаем вывод, что это психологический процесс, в котором определяются способы рассуждений и доказательств. Оно характеризуется степенью развития мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.
Глава 2. Описание опытно-экспериментальной работы по решению нестандартных задач с детьми дошкольного возраста.
2.1. Общая характеристика нестандартных задач.
Нестандартные задачи являются одним из средств развития приёмов умственной деятельности. Способ решения любой, даже очень простой нестандартной задачи неизвестен, его нельзя передать решающему в готовом виде, без опасения сообщить результат. Поиск пути решения, результата всегда сопровождается активной самоконтролирующей мыслительной деятельностью: анализом условия, пространственного расположения, обобщения ряда фигур, свойств, сходных признаков.
Одним из видов занимательного математического материала, способствующего развитию приёмов умственной деятельности, являются нестандартные задачи и упражнения.
Нестандартных задач создано много. Они направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображённые предметы по признакам или находить отличия. Это задача на продолжение ряда, нахождение ошибки, устные задачи на поиск ответа путём рассуждений и т.д. В старшем дошкольном возрасте используются такие разновидности нестандартных задач, как задачи на поиск недостающей в ряду фигуры или на признак отличия одной группы фигур от другой.
При решении их наиболее полно проявляются приёмы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование.
Психологи и педагоги Я.А.Пономарёв, В.А.Крутецкий, Б.А.Кордемский, А.Насыров и др. определили влияние задач-смекалок на умственное развитие детей.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить её, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Дошкольникам доступны наиболее простые виды нестандартных задач и упражнений:
Задачи – головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного определённого количества палочек. Путём перекладывания или уменьшения количества палочек от детей требуется осуществить преобразование, видоизменение заданной фигуры. Эти задачи нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. Игры этой группы развивают у детей активную умственную деятельность, умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения.
Группа игр на составление плоскостных изображений объектов, предметов и животных из специальных наборов геометрических фигур. Они наиболее интересны детям. Их увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Эти игры раскрывают широкие возможности для развития самоконтроля, умения анализировать, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, способствуют развитию образного, логического мышления, пространственных отношений и воображения.
Занимательные вопросы, задачи – шутки способствуют развитию логического мышления, сообразительности и являются приёмом активизации умственной деятельности. Для решения задачи требуется установление связей, отношений между объектами, явлениями, надо проявить находчивость, смекалку.
Очень разнообразны наглядные нестандартные задачи: от самых простых на заполнение пустых клеточек, продолжения ряда, поиск признаков отличия, к более сложным – нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы от другой.
Нестандартные задачи составляются на основе знания законов детского мышления. Догадке, как способу решения, предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных признаков. Задания заставляют ребёнка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.
В сборниках занимательной математики широко представлены математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.
Рассмотрим другие виды занимательного материала, например -математические игры. Это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.
Математические развлечения представлены разного рода задачами, упражнениями, играми на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур, силуэтов, образных изображений определённых частей. Они увлекательны для детей. Решение осуществляется путём практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру – силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх составляют плоские фигуры: «Танграм», головоломка «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино». В других требуется составить объёмную фигуру: «Кубики для всех», «Куб-хамелеон», «Собери призму» и др.
Задачи на поиск недостающей в ряду фигуры являются более простыми, поэтому при обучении детей старшего дошкольного возраста их надо использовать в первую очередь.
Обучая, воспитатель развивает у детей умение анализировать (выделять присущие фигуре признаки), сопоставлять (видеть отличия в изображённых фигурах внутри ряда или столбца), обобщать (выделять закономерности, на основе которых построен ряд фигур). Усвоив способы поиска недостающей фигуры, дети самостоятельно применяют их при решении аналогичных задач, придумывают свои варианты.
Другой вид нестандартных задач – на выделение признака отличия – представлен двумя группами фигур (одна слева, другая справа), по шесть в каждой. Фигуры обеих групп имеют много общих признаков, но есть и отличия.
Решение задачи состоит в нахождении главного признака отличия одной группы фигур (левой) от другой (правой).
Для решения задач на поиск признака отличия необходим последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них. За анализом следует сравнение, сопоставление выделенных признаков, которое и ведёт к решению.
Поиск решения задач детьми под руководством взрослого развивает логику действий и рассуждений, формирует приёмы умственной деятельности: анализ, обобщение, абстрагирование.
Эти задачи несколько сложнее нестандартных задач (на поиск недостающей в ряду фигуры) по характеру и способу решения, чем первый вид. Для решения их необходимо уметь обобщить воспринятое, отвлечься от выделенных, самостоятельно несущественных признаков. Поэтому обучение детей решению подобных задач следует за усвоением способов решения задач на поиск недостающей фигуры. И тот, и другой вид задач интересен для дошкольников своей наглядностью, необычностью постановки вопроса и решением.
Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, нестандартных упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения её от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.
Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей, результаты их направляются и контролируются педагогом.
Итак, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решение задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит нестандартным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение нестандартных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.
В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой её, опровержением неправильного направления поиск, нахождением способов доказательства верного решения.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Игры – самый лучший способ привить интерес к математике. Как в это играть? Попросите ребёнка научить вас играть в какую-нибудь игру. Малыш будет шаг за шагом перечислять правила игры – это развивает логическое мышление. Как выиграть? Обсудите разные способы добиться победы. Это игра на удачу или на навыки? Если на удачу – какова вероятность выигрыша? Если на навыки – какие навыки нужно применять, чтобы выиграть? Может быть, какие-нибудь из этих навыков – математические? (Математические – это навыки, в которые входит логика, числа, измерения и формы).
2.2. Необходимые педагогические условия развития логического мышления в процессе решения нестандартных задач.
Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей 5-6 лет решению нестандартных задач на поиск недостающих в ряду фигур. Как правило, они наглядно представлены тремя горизонтальными и вертикальными рядами: это могут быть геометрические и сюжетные фигуры, изображения предметов. В каждом ряду по 3 фигуры, отличающиеся одна от другой по нескольким признакам. Так, в задаче фигура, напоминающая футболиста, отличается от другой фигуры формой головы, ног, мяча, положением рук. Эти признаки повторяются и в фигурах второго ряда. В каждом ряду есть фигура футболиста с круглой, овальной и квадратной головой, круглым, овальным и квадратным мячом, с ногами в форме квадрата, круга, линий и руками, отведёнными в стороны, согнутыми в локтях или вытянутыми вперёд. Эти предметные признаки лежат в основе нахождения недостающей в третьем ряду фигуры. В данной задаче предлагаются фигуры, из которых можно выбрать недостающую. Дети могут зарисовать её мелом на доске и объяснить, почему именно её считают недостающей. Можно раздать небольшие таблицы с изображёнными фигурами (наглядно представленная задача) и предложить нарисовать недостающую фигуру человечка в пустой клетке (футболист с головой и мячом круглой формы, квадратными ногами и руками, разведёнными в стороны).Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд фигур по выделенным признакам, сопоставлять обобщённые признаки одного ряда с признаками другого. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.
Нестандартные задачи на поиск недостающих фигур
1.Из фигур, представленных на карточках, выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса. Недостающей может быть одна из фигур любого ряда и расположения.
Цель. Вызвать у детей интерес к решению задачи. Учить путём зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающую из 6 предложенных фигур. Упражнять детей в доказательстве решения.
Материал. Таблица и карточки с изображёнными на них фигурами.
2.Из 6 фигур, изображённых справа, выбрать ту, которая займёт место недостающей в третьем ряду. Поиск фигуры осуществляется на основе анализа рядов фигур по горизонтали или вертикали. В них скрыты 3 закономерности: количество прямых линий, положение прямоугольника, форма фигуры внутри прямоугольника. Путём анализа и сопоставления приходим к решению. Недостающей является фигура 6.
3.Даны 3 ряда изображений самолётов, отличающихся формой корпуса, крыльев, их окраской, количеством иллюминаторов. Недостающий самолёт надо выбрать из 6 фигур, помещённых справа. Ответ обосновать, указывая признаки той фигуры, которая должна быть помещена в пустой квадрат. Это самолёт с корпусом прямоугольной формы, с незакрашенными прямоугольными крыльями и одним иллюминатором.
4.Даны 3 ряда изображений кошек. Недостающую в третьем ряду фигуру надо найти на основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по признакам: форма туловища, головы, количество усов и направление хвоста.
В представленных задачах на поиск недостающей фигуры постепенно усложняется характер их построения: от задач, в условии которых скрыто 3 признака, к задачам, решаемым на основе выделения 4 признаков. Усложняется характер закономерности, которой подчинены изображённые в рядах фигуры. От анализа фигур по горизонтальным рядам дети переходят к поиску недостающей фигуры путём анализа по вертикали или на основе подсчёта фигур, которым свойственны одинаковые признаки.
В подготовительной к школе группе используется ещё один вид нестандартных задач – задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Они заимствованы из книги М.М.Бонгарда «Проблема узнавания».
Задачи на выделение признака отличия наглядно представлены двумя группами фигур (по 6 фигур в каждой группе). Решение задачи заключается в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от фигур другой. Так, в задаче, представленной на рисунке, общим для обеих групп является наличие одних и тех же геометрических фигур: больших и маленьких треугольников, квадратов, кругов. Различия между группами состоят в видах, форме, расположении, окраске фигур. Для решения задач необходимо отвлечься (абстрагироваться) от указанных частных признаков сходства и различия и выделить главный признак, который состоит в том, что все фигуры, изображённые слева, белые (контурные), а справа – чёрные (силуэтные).
Задачи на поиск признака отличия наглядно представлены в графическом изображении, поэтому решение их осуществляется в результате зрительного и мыслительного анализа. Усвоение способов решения задач зависит от умения детей воспринимать условие задачи, анализировать его.
Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).
Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и составлять их из частей.
Игра – головоломка «Пифагор».
Цель игры состоит в составлении из 7 геометрических фигур – частей игры плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.
На занятии воспитатель предлагает детям образцы на выбор – расчленённые и контурные.
В ходе обучения на занятиях дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) быстро осваивают игры на воссоздание из специальных наборов фигур, образных, сюжетных изображений, которые становятся для них одним из средств заполнения досуга.
Дети старшего дошкольного возраста составляют по образцам и собственному замыслу интересные фигуры-силуэты из наборов к играм «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».
2.3.Описание опытно-экспериментальной работы по решению нестандартных задач с детьми дошкольного возраста.
1. Выделение существенных признаков на главное и второстепенное.
Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.
Материал. Бланк с напечатанными на нём рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного – перед скобками.
Слова в задачах подобраны таким образом, чтобы обследуемый продемонстрировал свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказался от более лёгкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
Инструкция для детей. «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих 5 слов выбрать только 2, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – «сад», а в скобках слова «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова – «земля» и «растения»».
Инструкция для взрослых. «В каждой строчке бланка вы найдёте одно слово, стоящее перед скобками, и далее – 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только 2, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».Бланк
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево).
Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).
Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).
Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).
Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
Война (самолёт, пушки, сражение, ружья, солдаты).
2. Методика «Исключение понятий».
Методика предназначена для исследования способности классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 10 рядами слов. В каждом ряду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.
Тестовое задание
Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр.
Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
Лист, почва, кора, чешуя, сук.
Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.
Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.
Ключ
Иванов.
Маленький.
Постепенно.
Чешуя.
Понимать.
Голубой.
Сторожка.
Волнение.
Спокойствие.
Землетрясение.
Оценка выставляется по 9-балльной шкале.
По тому, как ребенок выполняет полученное задание, можно судить о развитии у него умения анализировать , выделять существенные признаки, т.е. о сформированности у него теоретического мышления.
Если дошкольник правильно квалифицирует слова, то у него развито умение выполнять теоретический анализ.
Заключение.
Работая над темой «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью решения нестандартных задач» я
проанализировала психолого-педагогическую литературу по изучению проблемы
проанализировала специальную литературу для дошкольников по использованию нестандартных задач
подобрала тесты и нестандартные задачи для дальнейшей работы.
Проделанная работа показала, что нужно как можно больше включать нестандартные задачи в работу дошкольников. Благодаря этому у них будет развиваться логическое мышление. Нужно использовать нестандартные задачи не на одном занятии, а систематически, так как для развития логического мышления необходима долговременная и тщательная работа педагога, направленная на повышение уровня логического мышления дошкольников.
Если педагоги будут как можно чаще использовать нестандартные задачи в детском саду – это будет хорошей базой для изучения математики в школе. Список литературы
Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду: практические семинарские и лабораторные занятия / В.В.Данилова, Т.Д.Рихтерман, З.А.Михайлова. – М.: Академия, 1998. – 160с.
Ращикулина, Е. Игры-головоломки в развитии мышления дошкольников / Е.Ращикулина // Дошкольное воспитание. – 1999. – №3. – с.27-32.
Белошистая, А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление / А.Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9. – с.66-72.
Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада / З.А.Михайлова. – М.: Просвещение, 1990. – 94с.
Большая советская энциклопедия: в 30 т, т. 14 / под ред. А.М.Прохорова, Н.К.Байбакова, А.А.Благонравова [и др.]. – М.: изд. «Советская энциклопедия», 1976. – 640с.
Протасова, Е. Логико-малыш – игрушка или новое учебное пособие / Е.Протасова // Дошкольное воспитание. – 1999. – №10. – с.82-86.
Большая энциклопедия психологических тестов / А.Карелин. – М.: Эксмо, 2006. – 600с.
Белая, К. Логико-малыш и развивающая предметно-игровая среда / К.Белая, Л.Куцакова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 10. – с.82.
Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студентов средних педагогических учебных заведений / Е.Е.Данилова; под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160с.
Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 301с.
Фишер, Р. Как развить ум вашего ребёнка: Научите ребёнка мыслить – лучше, чётче и быстрее – прямо дома, в семье! / Р.Фишер. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 272с.
Полякова, М. Первые шаги в математику / М.Полякова, З.Михайлова, И.Сумина, И.Чеплашкина // Дошкольное воспитание. – 2004. – №12. – с.10-20.
Полякова, Н. Воспитывать радость познания / Н.Полякова, В.Брусова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №12. – с.20-24.
Ратанова, Т. Диагностика умственного развития / Т.Ратанова // Дошкольное воспитание. – 2007. №1. – с.24-30.
Ращикулина, Е. Интеллектуальная готовность к школьному обучению: методологические ориентиры / Е.Ращикулина // Дошкольное воспитание. – 2004. – №12. – с.78-81.
Савенков, А. Конкурс интеллектуалов. Для старших дошкольников / А.Савенков // Дошкольное воспитание. – 1998. – №2. – с.6-13.
Савенков, А. Концептуальный подход к развитию мышления дошкольников / А.Савенков // Дошкольное воспитание. – 1998. – №10. – с.18-35.
Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М.Прохорова, М.С.Гилярова, Е.М.Жукова [и др.]. – М.: изд. «Советская энциклопедия», 1980. – 1560с.
Современный психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2006. – 490с.
Соловьёва, Е. Логический класс / Е.Соловьёва // Дошкольное воспитание. – 2001. – №10. – с.34-41.
Соловьёва, Е. Логический класс. Логика высказываний / Е.Соловьёва // Дошкольное воспитание. – 2001. – №11. – с.51-55.