РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ Гражданская война в России 1918–1922 гг. 9 КЛАСС
План урока №30
9 класс
Тема урока: "Гражданская война в России 1918–1922 гг.
Цели урока:
Обучающая:
систематизировать знаний учащихся по изученной теме;
способствовать осознанию учащимися важнейших теоретических проблем, активизировать познавательную деятельность школьников, формировать у них навыков самостоятельной работы, умений работать с историческими источниками; повысить общеобразовательный уровень учащихся, расширить их кругозор.
Развивающая:
повысить общеобразовательный уровень учащихся, расширить их кругозор.
Воспитательная:
воспитать у учащихся непримиримость всякому насилию, сформировать личное отношение к событиям Гражданской войны;
Оборудование:
презентация «Гражданская война в России».
Отрывки из исторических документов и фрагменты произведений художественной литературы.
ХОД УРОКА: 1. Организационный момент.
2. План урока1.Была ли гражданская война единственным выходом из революционных событий 1917 года? 2.Позиция “красных”. 3.Сильные и слабые стороны Белого движения, его лидеры. 4.“Зеленые” и националисты. 5.Причины победы большевиков. 6.Уроки гражданской войны.
3. Подведение итогов
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
“Пламя, которым мы горим сейчас, - это пламя гражданской войны,- писал Максимилиан Волошин. - Кто они - эти беспощадно борющиеся враги?... Каковы их подлинные имена? Что разделяет их? На это попытался дать ответ М. Волошин в стихотворении “Гражданская война”:
И там и здесь между рядамизвучит один и тот же глас:кто не за нас - тот против нас!Нет безразличных: правда с нами!А я стою один меж нихВ ревущем пламени и дымеИ всеми силами своимиМолюсь за тех и за других.
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. В многочисленных кинофильмах перед нами предстают красноармейцы в будёновках, мчатся тачанки с пулемётами, юные «неуловимые мстители» побеждают врагов под руководством наставников в кожанках. В общем героизм, стойкость, подвиги Однако Гражданская война это не столько фанфары и победы, сколько трагедия народа, разделившегося и воюющего не на жизнь, а на смерть. Причём речь идёт не о том, какая из противоборствующих сил станет победителем, а какая будет побеждена, о самом их физическом выживании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и чужих», обесценивание человеческой жизни, развал экономики. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны стал народ. И вот сегодня, спустя почти девять десятилетий, оглядываясь назад, мы задаём себе вопрос: что мы знаем о той далёкой, о Гражданской? И как это ни огорчительно, оказывается, не так много. Долгие годы многие эпизоды Гражданской войны замалчивались. Документы, способные внести ясность, находились «за семью замками» в различных спецархивах, спецфондах. Однако начатый недавно процесс рассекречивания даёт возможность историкам, опираясь на подлинные материалы, раскрывать малоизвестные страницы истории. Надеемся, что в недалёком будущем мы будем знать всю правду о событиях Гражданской войны. То, что происходит в наши дни на территории бывшего Союза ССР, в какой-то степени напоминает трагический период начала Гражданской войны в России. Сегодня мы все считаем себя гуманистами и никто не хочет крови, а она льётся; мы все за гражданский мир, а он рушится то там, то здесь... Выходит, и в наши дни, как и девять десятилетий назад, непросто нащупать путь ненасильственной демократической эволюции, который учитывал и примирял бы интересы всего общества. Вероятно, человеческое благоденствие может наступить лишь тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше политического и национального. Сегодня на уроке мы постараемся рассмотреть ряд вопросов и выяснить, почему в условиях экономической разрухи, международной изоляции большевики победили в Гражданской войне.
(Вступительное слово учителя, стихи М.Волошина позволят сориентировать и подготовить учащихся к работе на уроке: выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности). Вот строки из стихотворения М.И.Цветаевой, написанные в то время.Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка,
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошёл, и пропасть пролегла
От правого до левого крыла.
С какой болью и точностью описывает поэтесса годы Гражданской войны!
1. Итак, Гражданская война - трагические события в истории нашей страны. Можно ли утверждать, что в развязывании гражданской войны виновата какая-то одна партия, политическая сила?
Примерный вариант ответа:
Для объективной оценки причин войны необходимо обратить внимание на следующие факторы: аграрную политику большевиков, их антидемократические мероприятия: закрытие части газет, объявление вне закона партии кадетов, разгон Учредительного собрания, а так же противостояние и ожесточенную борьбу социалистических партий.
2. Какую роль в развязывании гражданской войны сыграла аграрная политика большевиков? Можно ли считать ее одной из причин гражданской войны? Обоснуйте свое мнение.
Отвечая на этот вопрос, ученики должны упомянуть перераспределение земли, продовольственную диктатуру, создание комбедов. Эти шаги свидетельствовали об отступлении от декрета о земле и стали одной из причин гражданской войны, так как к весне-лету 1918 г. оттолкнули от большевиков не только зажиточное, но и большую часть среднего крестьянства.
3. Была ли гражданская война единственным выходом из революционных событий 1917 года?
Какой характер носила гражданская война? В чем, по вашему мнению, причины ожесточенности? Можно ли найти виновную сторону?
Чтобы разобраться в этом вопросе нам необходимо еще раз вернуться к участникам гражданской войны.
2. «Красные»
Программа красного движения:
Защита завоеваний Октябрьской революции.
Полная национализация промышленности, ликвидация частной собственности.
Введение в деревне продразвёрстки – изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленной нормы.
Утверждение режима однопартийной большевистской диктатуры.
Создание рабоче-крестьянской Красной Армии.
Несмотря на долгожданные первые мероприятия большевиков, отношение к ним было неоднозначным.
Русский писатель и общественный деятель В.Г.Короленко в годы гражданской войны жил в Полтаве, которая много раз переходила из рук в руки. Прочтите отрывки из его писем и дневников.
Приложение № 1
“Большевик - это наглый начальник, повелевающий, обыскивающий, реквизирующий, часто грабящий и расстреливающий без суда и формальностей” (6 марта 1918 года).
Масштаб Красного террора, начало которому положил расстрел царской семьи в ночь в 16 на 17 июля 1918 года ужасает.
Из романа А.Толстого “Хождение по мукам”:
Пятого сентября московские и петроградские газеты вышли со зловещим заголовком: “Красный террор”.“Предписывается всем Советам немедленно произвести аресты правых эсеров, представителей крупной буржуазии и офицерства, и держать их в качестве заложников. При попытке поднять восстание – немедленно применить массовый расстрел безоговорочно. Нам необходимо немедленно и навсегда обеспечить наш тыл от белогвардейской сволочи. Ни малейшего промедления при применении массового террора».
Многие историки отвергают причастность находившегося в Москве большевистского руководства к убийству царской семьи. Подтверждается ли фактами подобное суждение? Оцените обстоятельства гибели семьи Романовых с политической, правовой и нравственной точки зрения
Учащиеся высказывают свое мнение.
3. «Белые»
Для точной оценки ситуации, мы должны рассмотреть позицию “белых”. Нам ее представляют командующие белым движением А.И. Деникин, А.В. Колчак, П.Н. Врангель. ЛИДЕРЫ “БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ” ДЕНИКИНА, КОЛЧАКА, ВРАНГЕЛЯ: (защита позиции спасения Отечества, восстановления особенностей Российской империи, единой неделимой России, неприязнь к другим лидерам, стремление к личному первенству, сотрудничество с интервентами).
Приложение № 2.
Программа белого движения:
А.И. Деникин. “Из наказа Особому совещанию”: “Приказываю принять в основание своей деятельности следующие положения: –– Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка.– Борьба с большевизмом до конца.– Военная диктатура. Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберёт верховную власть без давления и без навязывания.– Внешняя политика – только национально русская. За помощь – ни пяди русской земли.
Решение аграрного вопроса:Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определенный размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, закрепляется на правах незыблемой собственности.
Решение рабочего вопроса:Восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и вместе с тем обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов. Установление государственного контроля за производством. Установление 8-часового рабочего дня на фабрично-заводских предприятиях.
Что кажется вам более приемлемым в данном документе?
Почему, на ваш взгляд, белое движение было также непопулярно среди основной массы населения?
Учащиеся отмечают, что говоря о трагедии гражданской войны, нельзя приводить только факты, свидетельствующие о красном терроре. Ведь известно немало случаев, когда белые действовали не менее жестоко, чем красные.
Приложение № 3
Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:
“1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдёт –расстреливать десятого.2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество отбирать в пользу казны.3. За добровольное снабжение разбойников не только оружие, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество обираться в пользу казны.4. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно”.
“Немцы и гайдамаки вступили в город хватают подозреваемых в большевизмезаводят во дворцы и расстреливают” (16-17 марта 1918 года). Петлюровцы “очень часто казнят” (2-3 января 1919 года). “Эти дни прошли в сплошном грабеженачались подлые бессудные расстрелы” (18 июля 1919 года, после прихода деникинцев).
Определите, насколько соответствовало действительности утверждение видного деятеля России В.В.Шульгина: “Белое движение было начато почти что святыми, а кончили его почти что разбойники”.
Приложение № 4.
В.В.Шульгин Отрывок из мемуаров “1920”:
Красные – грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного, отвергли традиции, заповеди господни. Они презирают русский народ. Они убивают, они пытают. Значит белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные совсем иныеГрабёж у них – несмываемый позор.Белые убивают только в бою. Кто приколол раненого, кто расстрелял пленного – тот лишён чести.Белые имеют бога в сердце.Белые хотят быть сильными только для того, чтобы быть добрыми Разве это люди? Это почти святые“Почти что святые” и начали это белое делоНо что из этого вышло? Боже мой!Я видел, как почтенный полковой батюшка в больших калошах и с зонтиком в руках, увязая в грязи, бегал по деревне за грабящими солдатами. Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бежали “белые” солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой.В одной хате за руки подвесили “комиссара”Под ним разложили костёр и медленно жариличеловека, а кругом пьяная банда “монархистов” выла “боже, царя храни”.
Жестокости красного террора могут быть объяснены (но не оправданы!) накопившимся озлоблением неимущих, их низким культурным уровнем, популярностью анархистских настроений. А жестокости белого террора? Как в большинстве своем культурные и образованные люди могли творить насилие в таком размере?
(Работа с документами, их анализ развивают аналитические способности учащихся, способствуют формированию навыков самостоятельной работы с текстом)
4. У нас остался еще один вопрос, без решения которого мы не поймем все произошедшее до конца – это участие народа. Почему народ поддерживает в ходе гражданской войны и “красных” и “белых”, почему народ отказывает в поддержке и “красным” и “белым”. Давайте посмотрим на позицию “зеленых”. (слайд № 11, 12)ЗЕЛЕНЫЕ: Эх яблочко, цвета спелого, Слева красного бьем Справа белого (представители рассказывают о “зеленых” – движении Н.И. Махно и его республике “Гуляй-поле”, о А.С. Антонове).
Приложение № 5.
Программа зелёного движения: Из резолюции съезда представителей от 72 волостей 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда: “Принимая во внимании настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии “коммунистов-большевиков”, не останавливающейся ни пред какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти съезд постановил:
Мы, съехавшиеся крестьяне всегда готовы к защите своих народных прав.
Чрезвычайные комиссии превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся.
Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней.
Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям.
Диктатуры, какой бы то ни было партии категорически не признаём.
Бей белых – пока не покраснеют, бей красных – пока не побелеют!
Трудящиеся сделали свой выбор в надежде на совесть победителя, под его честное обещание, под его новую экономическую политику этот временный всплеск барской ласки. Но это обещание дурман, которым большевики временно одурачивают население...
Их эксперименты не имеют конца, они будут призывать в свои ряды таких же насильников, как сами, власть выплеснет безответственное поколение демагогов и диктаторов. Сами будут властвовать, но тюрьмами и издевательствами заставят трудящихся работать за кружку кислого молока... Они разовьют астрономическую систему наказаний. Люди будут думать только о том, как выжить в этих ужасных условиях истребления...
Товарищи! Будьте бдительны, не бросайте оружия, оно вскоре вам еще пригодится!
Не верьте большевикам! Да здравствует третья социальная революция! (Н.И. Махно).
Приложение № 6.
Учитель предлагает вспомнить поразительное пророчество Ф.М. Достоевского - описание бреда Раскольникова в сибирском остроге: ему чудилось, что “ весь мир осужден в жертву неслыханной и невиданной моровой язвы Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать добром, что – злом. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе”
Можно ли отнести эти слова к эпохе Гражданской войны?
(Наличие проблемного вопроса развивает мыслительную активность учащихся, умения формулировать свою точку зрения, аргументировано защищать ее).
5. Каковы были основные причины поражения белых и победы красных в гражданской войне? (Учебник, стр. 132). (Навыки самостоятельной работы с текстом учебника)
Среди основных причин учащиеся называют недостаточную организованность и разобщенность белого движения, а так же то, что это движение рассматривалось широкими массами (которым идеи большевиков оказались более понятными и привлекательными) как возврат к старому.
Приложение № 7.
Представители белого движения так объясняли свое поражение в войне:
Из записок В.В.Шульгина. «Борьбу с большевикамипревратили в борьбу с революцией, прежде чем революция окончилась в умах народа... Войну с большевиками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие на родных масс... Деятелей революции с широкой популярностью устраняли и преследовали. На ответственные посты назначали людей старого режима... Проводили реакционные меры по землевладению и национальномувопросу... и тем давали оружие для большевистской агитации местных самостийников».
Из статьи П.Н.Милюкова. «Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идею и пятнали знамя... Добровольчество не смогло сохранить свои белые ряды. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы... Добровольчество есть плоть от плоти, кровь от крови русского народа».
Из мемуаров П.Н.Врангеля. «Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией... Вот где внутренняя причина неудачи Белого движения... Против красной диктатуры нужна была белая "концентрация власти"».
Из записок участника Белого движения, журналиста А.А. фон Лемке. «Что же именно я считаю непосредственными, истинными причинами неудачи вооружённого выступления белых? Первой и основной причиной я считаюнастроение населения тех областей, по которым шло наступление белых. Население должно было поступаться своими правами, своими удобствами. Армия белых не была той снабжённой и организованной армией, которую мы привыкли представлять себе, произнося это слово; немедленно по соприкосновению с населением она вынуждена была брать у него подводы, лошадей, запасы и, наконец ,самих людей! Всё это сводилось к тому, что неудобства, приносимые белыми, восстанавливали население против них. Недостатки, о которых я говорил, принимались за злонамеренность; и в результате население, не только в лице крестьянской массы, но порой и городской интеллигенции, начинало мечтать об избавлении, которое, конечно, должно было идти с красной стороны, ибо иного ничего не было! Когда уходили красные население с удовлетворением подсчитывало, что у них осталось... Когда уходили белые население со злобой высчитывало, что у него взяли...»
5) Из книги Л.И.Деникина «Очерки русской смуты». «Между тремя основными народными слоями буржуазией, пролетариатом и крестьянством легли непримиримые противоречия в идеологии, в социальных и экономических взаимоотношениях, существовавших всегда в потенции, углублённые революцией и обострённые разъединяющей политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего залога успеха единства народного фронта. В противобольшевистском стане все усилия политических и общественных организаций правых и левых... были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поиски "вернейшей" ориентации и "наилучших" форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли».
Какие уроки после гражданской войны могли извлечь белые?
Школьники отмечают, что после поражения в гражданской войне белые могли осознать необходимость единства действий, согласованности, выдвижения более привлекательных и понятных массам лозунгов.
10. Чему эта война могла научить красных?
Красных война утвердила в мысли о том, что самые жестокие действия способствуют достижению победы. Кроме того, большевики могли понять неосновательность своих надежд на быстрое осуществление мировой революции, осознать невозможность продолжения прежней экономической политики.
В заключительной части урока учащимся предлагается задуматься над следующим вопросам:
На экране написана фраза, прочитайте её и продолжите мысль: «Трагедия Гражданской войны 19181921 гг. учит нас...
Каковы уроки гражданской войны для нашего современного общества?
Примерный ответ учащихся:
- гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией.
- высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни.
- в гражданской войне не может быть победителей.
- необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам.
(Данный прием способствует формированию собственного отношения учащихся к заданной проблеме).
У Марины Цветаевой есть такие строки:
Все рядком лежат, -Не развесть межой.Поглядеть: солдат!Где свой, где чужой?Белым был - красным стал:Кровь обагрила.Красный был - белым стал:Смерть побелила.
Какая мысль содержится в этом отрывке? Согласно ли вы с автором? Готово ли наше нынешнее общество к такому пониманию гражданской войны?
Согласно ли вы с теми, кто считает, что мы должны воздвигнуть памятник всем жертвам гражданской войны? Считаете ли вы возможным (или необходимым) воздвигнуть памятник всем участникам гражданской войны (например, Колчаку и Тухачевскому, Врангелю и Блюхеру – всем вместе)?
А какую сторону могли бы принять вы, оказавшись участниками тех далеких событий? Ответ аргументируйте.
Учитель подводит итоги урока, отмечает самых активных учащихся, объявляет оценки.
Домашнее задание: написать эссе на тему: “ Победа красных или поражение белых”.
15