Конспект урока биологии для 8 класса «Пищеварительная система человека»
Урок биологии в 8 классе
Учитель биологии Кимасова Наталия Михайловна ,
Жолымбетская средняя школа № 1,
Шортандинский район, Акмолинская область Тема: Пищеварительная система человека.
Цели: 1.Достичь знаний о строении пищеварительной системы. Сформировать правила ухода за пищеварительным трактом .
2.Развивать мыслительные способности учащихся анализа , синтеза , сравнения , обобщения, конкретизация , работы в группах и парах.
3. Воспитывать привитие навыков самоконтроля по соблюдению правил приёма пищи , её качества , сроков хранения , чистоты посуды . Воспитание СГТ и ЗОЖ .
Тип урока: комбинированный .
Методы: деление на группы , физминутка , разминка , презентация урока , работа в группах ( составление синквейна на флипчарте ) ,индивидуальная работа с тестами , сообщение интересного факта , рефлексия .
Оборудование: электронная презентация по теме , интерактивная доска , компьютер , видеокамера , фотоаппарат .
Ход урока.
І Психологический настрой на учебный процесс .
Музыкальный бодрячок « Танец робота » ( 2 мин )
ІІ Создание коллаборативной среды и при помощи игры «Атомы и молекулы » разделение на группы .
ІІІ Введение в урок – проверка готовности учащихся к уроку , сообщение темы и целей урока ( 5 мин ) .
Вступительное беседа .
Актуализация знаний :
- Какие органические вещества входят в состав пищи?
- Назовите национальные блюда ?
- Какие продукты надо принимать для обеспечения организма белками , жирами , углеводами ?
Сегодня ребята у нас с вами новая тема « Пищеварительная система человека ».
ІV Презентация нового материала
Измельчение пищи при жевании называется механической обработкой , а расщепление пищи под влиянием ферментов пищеварительных соков называется химической обработкой .
Ферменты – это биологические катализаторы , т.е. вещества , во много раз ускоряющие химические реакции . К пищеварительному каналу относятся – ротовая полость , глотка , пищевод , желудок , тонкий и толстый кишечник . Длина этого канала достигает 8 – 10 м .
Функции питания:
Строительная
Энергетическая
Снабжение организма БАВ
Питательные вещества:
Белки
Жиры
Углеводы
Минеральные соли
Витамины
Пищеварение является начальным этапом обмена веществ. Человек получает с пищей энергию и все необходимые вещества для обновления и роста тканей. ( Слайд № 2 )
Ротовая полость – имеет язык , зубы , слюнные железы ,формирует пищевой комок и проталкивает в глотку .
Глотка– мышечный орган длиной 11 – 13 см – это общая часть пищеварительных и дыхательных путей , переходит в пищевод .В глотке расположены миндалины .
Пищевод – полый мышечный орган длиной около 25 см. Ритмически сокращаясь , мышцы пищевода проталкивают пищу в желудок .
Желудок –Полый мышечный орган объём 2 – 3 л. Объёмистое расширение пищеварительного канала . Он лежит в брюшной полости под диафрагмой и имеет форму груши или башмака . В желудке вырабатывается желудочный сок .
Кто хорошо жует, тот долго живет
ЗУБЫ
СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ
ЯЗЫК ( слайд № 4 )
4 РЕЗЦЫ ,2 КЛЫКИ , 4 МАЛЫЕ КОРЕННЫЕ , 6 БОЛЬШИ КОРЕННЫЕ ( слайд № 5 )
Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть! И.П. Павлов
1 . Подъязычная
2. Поднижнечелюстная
3 . Околоушная ( слайд № 6 )
Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко .
ГОРЬКОЕ
КИСЛОЕ
СОЛЕНОЕ
СЛАДКОЕ ( слайд № 7 )
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Желудок
0,5% раствор HCl повышение активности ферментов бактерицидное действие
Пепсин расщепление белков , количество, состав сока и время сокоотделения
зависят от состава пищи .
Слизеподобное вещество расщепление углеводов 20-30мин ( 8 слайд )
защита стенок от HCl
Пищеварительные железы ( Слайд № 9 )
Тонкий кишечник – полый мышечный орган его длина у взрослого человека около 5 м, который делится на двенадцатиперстную , тощую, подвздошную .
Толстый кишечник около 1,3 м заканчивается прямой кишкой и анальным отверстием .
( Слайд 10 )
V Работа в группах
Составить синквейна
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
(Человек )
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
( Молодой , здоровый )
3 строка – описание действия (три глагола);
( Развивается , питается ,живёт )
4 строка – фраза из четырех слов, выражающих отношение к предмету;
( Может радоваться, познавать окружающий мир )
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово);
( Организм )
( слайд № 13 – 14 )
VІ Создание коллаборативной среды
Физминутка « Зарядка для глаз »
VІІ Индивидуальная работа ( работа с тестами ) Слайд № 15-16
VІІІ Работа в парах ( проверка тестов друг у друга ) С лайд № 17
ІХ Решение разноуровневых задач.
Биологическая задача №1
У человека в сутки вырабатывается 500 - 1500 мл желчи. Процесс желчеобразования идет непрерывно, а желчевыделение происходит периодически, в основном в связи с приемом пищи. Натощак желчь в кишечник почти не поступает. Объясните, куда же деваетсяизбыточный секрет.
Правильный ответ : Образование желчи идет непрерывно, а поступление желчи в ДПК происходит периодически. Натощак желчь в кишку поступает в соответствии с голодной периодической деятельностью. В периоды покоя она направляется в желчный пузырь, где концентрируется, несколько изменяет свой состав .
Биологическая задача № 2
Почему человек испытывает изжогу ?
Правильный ответ : Происходит непроизвольный выброс HCl соляной кислоты в пищевод , тем самым человек испытывает жжение в области пищевода .
Слайд № 18- 21
Х Сообщение интересного факта . Врач диетолог « О здоровой и полезной пище »
Х І Подведение итога урока .
ХІІ Д \ З параграф 40 в РТ записать режим питания школьника .
Х ІІІ Весёлый позитивчик на целый день
ХІІІ Рефлексия .Смайлики весёлые и грустные .Оценивание работы на уроке
( самооценивание и взаимооценивание ) . Обратная связь на стикерах закончить
предложение « сегодня на уроке мне особенно »
понравилось .
не понравилось
вызвало затруднение ...» ( 3 мин )
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Проверочный тест по теме « Пищеварительная система человека »
1 . В слюне содержится химическое соединение, вызывающее гибель бактерий. Это –?
а) лизоцим
б) муцин
в) липаза
2. Назовите орган, в котором образуется желчь?
а) желчный пузырь
б) поджелудочная железа
в) желудок
3. Назовите отдел пищеварительного тракта, который имеет объём до 2,5 литров ?
а) пищевод
б) желудок
в) тонкая кишка
4. Какая из нижеперечисленных функций свойственна желчи?
а) денатурация белков
б) эмульгирует жиры
в) расщепление белков
5 . Сколько пар слюнных желез в ротовой полости в организме человека ?
а) 4
б) 2
в) 3
6. Назовите отдел пищеварительного тракта, куда открывается проток, несущий желчь ?
а) желудок
б) двенадцатиперстная кишка
в) начальный отдел толстой кишки
7. Поджелудочная железа в организме человека?
а) участвует в иммунных реакциях
б) соединена с желудком
в) выделяет гормон инсулин
8 . К системе пищеварения относят орган, который обладает самой высокой температурой 37градусов . Это – ?
а) печень
б) тонкая кишка
в) желудок
9. Назовите отдел пищеварительного тракта, в котором начинают расщепляться углеводы?
а) ротовая полость
б) пищевод
в) желудок
10.Повышенное содержание сахара в крови свидетельствует о нарушении функции?
а) почек
б) желез желудка
в) поджелудочной железы
Правильные ответы
1 – а
2 – а
3 – б
4 – б
5 – в
6 – б
7 – в
8 – в
9 – а
10 - в
Лист оценивания
Учащиеся 8 класса
Ф.И. учащихся
Ответы Д\З
Работа в группе (синквейн )
Тест
Решение задач
Сообщение интересного факта
Подведение итогов
Астанко В.
Астанов З.
Байгали А .
Ковеня Л .
Галинович А
Бабченко А.
Иванов Д.
Бекбутаев Д.
Дюсенова С.
Шибаева Я.
ТелешенкоА.
ЗиганшинШ.
Тажев А.
Попова М.
А.Нургуль
Пышный Д .
Picture 35Picture 12015