Конспект урока биологии для 8 класса «Пищеварительная система человека»

Урок биологии в 8 классе
Учитель биологии Кимасова Наталия Михайловна ,
Жолымбетская средняя школа № 1,
Шортандинский район, Акмолинская область Тема: Пищеварительная система человека.

Цели: 1.Достичь знаний о строении пищеварительной системы. Сформировать правила ухода за пищеварительным трактом .

2.Развивать мыслительные способности учащихся анализа , синтеза , сравнения , обобщения, конкретизация , работы в группах и парах.

3. Воспитывать привитие навыков самоконтроля по соблюдению правил приёма пищи , её качества , сроков хранения , чистоты посуды . Воспитание СГТ и ЗОЖ .

Тип урока: комбинированный .

Методы: деление на группы , физминутка , разминка , презентация урока , работа в группах ( составление синквейна на флипчарте ) ,индивидуальная работа с тестами , сообщение интересного факта , рефлексия .

Оборудование: электронная презентация по теме , интерактивная доска , компьютер , видеокамера , фотоаппарат .

Ход урока.

І Психологический настрой на учебный процесс .

Музыкальный бодрячок « Танец робота » ( 2 мин )

ІІ Создание коллаборативной среды и при помощи игры «Атомы и молекулы » разделение на группы .

ІІІ Введение в урок – проверка готовности учащихся к уроку , сообщение темы и целей урока ( 5 мин ) .

Вступительное беседа .

Актуализация знаний :

- Какие органические вещества входят в состав пищи?

- Назовите национальные блюда ?

- Какие продукты надо принимать для обеспечения организма белками , жирами , углеводами ?

Сегодня ребята у нас с вами новая тема « Пищеварительная система человека ».

ІV Презентация нового материала

Измельчение пищи при жевании называется механической обработкой , а расщепление пищи под влиянием ферментов пищеварительных соков называется химической обработкой .
Ферменты – это биологические катализаторы , т.е. вещества , во много раз ускоряющие химические реакции . К пищеварительному каналу относятся – ротовая полость , глотка , пищевод , желудок , тонкий и толстый кишечник . Длина этого канала достигает 8 – 10 м .

Функции питания:
Строительная
Энергетическая
Снабжение организма БАВ

Питательные вещества:

Белки
Жиры
Углеводы
Минеральные соли
Витамины

Пищеварение является начальным этапом обмена веществ. Человек получает с пищей энергию и все необходимые вещества для обновления и роста тканей. ( Слайд № 2 )


Ротовая полость – имеет язык , зубы , слюнные железы ,формирует пищевой комок и проталкивает в глотку .

Глотка– мышечный орган длиной 11 – 13 см – это общая часть пищеварительных и дыхательных путей , переходит в пищевод .В глотке расположены миндалины .

Пищевод – полый мышечный орган длиной около 25 см. Ритмически сокращаясь , мышцы пищевода проталкивают пищу в желудок .

Желудок –Полый мышечный орган объём 2 – 3 л. Объёмистое расширение пищеварительного канала . Он лежит в брюшной полости под диафрагмой и имеет форму груши или башмака . В желудке вырабатывается желудочный сок .


Кто хорошо жует, тот долго живет

ЗУБЫ
СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ
ЯЗЫК ( слайд № 4 )

4 РЕЗЦЫ ,2 КЛЫКИ , 4 МАЛЫЕ КОРЕННЫЕ , 6 БОЛЬШИ КОРЕННЫЕ ( слайд № 5 )

Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть! И.П. Павлов
1 . Подъязычная
2. Поднижнечелюстная
3 . Околоушная ( слайд № 6 )

Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко .
ГОРЬКОЕ
КИСЛОЕ
СОЛЕНОЕ
СЛАДКОЕ ( слайд № 7 )


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Желудок
0,5% раствор HCl повышение активности ферментов бактерицидное действие
Пепсин расщепление белков , количество, состав сока и время сокоотделения
зависят от состава пищи .
Слизеподобное вещество расщепление углеводов 20-30мин ( 8 слайд )
защита стенок от HCl

Пищеварительные железы ( Слайд № 9 )



Тонкий кишечник – полый мышечный орган его длина у взрослого человека около 5 м, который делится на двенадцатиперстную , тощую, подвздошную .

Толстый кишечник около 1,3 м заканчивается прямой кишкой и анальным отверстием .
( Слайд 10 )


V Работа в группах

Составить синквейна

1 строка – тема или предмет (одно существительное);
(Человек )

2 строка – описание предмета (два прилагательных);
( Молодой , здоровый )

3 строка – описание действия (три глагола);

( Развивается , питается ,живёт )

4 строка – фраза из четырех слов, выражающих отношение к предмету;
( Может радоваться, познавать окружающий мир )

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово);
( Организм )

( слайд № 13 – 14 )

VІ Создание коллаборативной среды
Физминутка « Зарядка для глаз »
VІІ Индивидуальная работа ( работа с тестами ) Слайд № 15-16
VІІІ Работа в парах ( проверка тестов друг у друга ) С лайд № 17
ІХ Решение разноуровневых задач.
Биологическая задача №1
У человека в сутки вырабатывается 500 - 1500 мл желчи. Процесс желчеобразования идет непрерывно, а желчевыделение происходит периодически, в основном в связи с приемом пищи. Натощак желчь в кишечник почти не поступает. Объясните, куда же девается избыточный секрет.
Правильный ответ : Образование желчи идет непрерывно, а поступление желчи в ДПК происходит периодически. Натощак желчь в кишку поступает в соответствии с голодной периодической деятельностью. В периоды покоя она направляется в желчный пузырь, где концентрируется, несколько изменяет свой состав .
Биологическая задача № 2
Почему человек испытывает изжогу ?
Правильный ответ : Происходит непроизвольный выброс HCl соляной кислоты в пищевод , тем самым человек испытывает жжение в области пищевода .
Слайд № 18- 21
Х Сообщение интересного факта . Врач диетолог « О здоровой и полезной пище »
Х І Подведение итога урока .
ХІІ Д \ З параграф 40 в РТ записать режим питания школьника .
Х ІІІ Весёлый позитивчик на целый день
ХІІІ Рефлексия .Смайлики весёлые и грустные .Оценивание работы на уроке
( самооценивание и взаимооценивание ) . Обратная связь на стикерах закончить
предложение « сегодня на уроке мне особенно »
понравилось .
не понравилось
вызвало затруднение ...» ( 3 мин )



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]















Проверочный тест по теме « Пищеварительная система человека »
1 . В слюне содержится химическое соединение, вызывающее гибель бактерий. Это –?
а) лизоцим
б) муцин
в) липаза
2. Назовите орган, в котором образуется желчь?
а)  желчный пузырь     
б) поджелудочная железа
в) желудок
3. Назовите отдел пищеварительного тракта, который имеет объём до 2,5 литров ?
а)  пищевод
б) желудок
в) тонкая кишка
4. Какая из нижеперечисленных  функций свойственна желчи?
а) денатурация белков
б) эмульгирует жиры
в) расщепление белков
5 . Сколько пар слюнных желез в ротовой полости в организме человека ?
а)  4
б) 2
в) 3
6. Назовите отдел пищеварительного тракта, куда открывается проток, несущий желчь ?
а) желудок
б) двенадцатиперстная кишка
в) начальный отдел толстой кишки
7. Поджелудочная железа в организме человека?
а) участвует в иммунных реакциях
б) соединена с желудком
в) выделяет гормон инсулин
8 . К системе пищеварения относят орган, который обладает самой высокой температурой 37градусов . Это – ?
а) печень
б) тонкая кишка
в) желудок
9. Назовите отдел пищеварительного тракта, в котором начинают расщепляться углеводы?
а) ротовая полость
б) пищевод
в) желудок
10.Повышенное содержание сахара в крови свидетельствует о нарушении функции?
а) почек
б) желез желудка
 в) поджелудочной железы
Правильные ответы
1 – а
2 – а
3 – б
4 – б
5 – в
6 – б
7 – в
8 – в
9 – а
10 - в
Лист оценивания
Учащиеся 8 класса
Ф.И. учащихся
Ответы Д\З
Работа в группе (синквейн )
Тест
Решение задач
Сообщение интересного факта
Подведение итогов

Астанко В.







Астанов З.







Байгали А .







Ковеня Л .







Галинович А







Бабченко А.







Иванов Д.







Бекбутаев Д.







Дюсенова С.







Шибаева Я.







ТелешенкоА.







ЗиганшинШ.







Тажев А.







Попова М.







А.Нургуль







Пышный Д .









Picture 35Picture 12015