Конспект урока по предмету Мир животных. Тема Дикие животные Удмуртии


Конспект урока по предмету «Мир животных».
Тема урока: «Дикие животные Удмуртии. Закрепление»
Цель: систематезировать и углубить знания о диких животных родного края.
Задачи:
Расширить знания о животных нашего края (местообитание, питание, поведение).
Развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса.
Развивать наблюдательность, мышление, бережное отношение к природе.
Повторить правила поведения в природе.
Оборудование:
Ноутбук.
Методическое обеспечение:
загадки о животных;
тематические задания;
аудиозапись «Голоса лесных зверей», «Шум леса»;
презентация «Путешествие в лес»;
филворд «Лесные жители».
План проведения занятия:
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
Закрепление учебного материала. Доклады учащихся.
Домашнее задание.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать. А вы готовы к занятию (ответы детей). Сегодня на уроке мы поговорим об обитателях леса. У каждого, кто побывал в лесу, остались яркие впечатления и воспоминания. Кто-то ходил за грибами и ягодами, а кто-то просто ездил с семьей подышать чистым воздухом на природе. И уж наверняка многие хоть краем глаза да видели в лесу зайца или лисицу, белочку или ежа! Будь то хвойный лес или смешанный лес, тропический лес или тундра - в каждом из них живут определенные обитатели.
Сегодня утром, в своем почтовом ящике, я обнаружила письмо от Муравьишки Вопросика. Давайте его прочитаем? (Учитель читает письмо)
«Дорогие друзья! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного и вы узнаете много нового о диких обитателях леса». Если вы согласны, то в путь!
2. Повторение пройденного материала.
Но прежде чем отправиться на экскурсию в лес, проверим ваши знания, полученные на прошлом уроке. Начнем с отгадывания филворда «Лесные жители».
В К М К А Н Л У ШК А М Е
О Л У РБ У Я Г Ь Д Е В Д
РЫС А А Т Б Е Л И С А ЗБ А Ь В Н РК Л О Л А Я ЦЁ РС Е Я И А К А Е Л Ь Ж
Ж К У Й Г А Д ЮЬ Н О С У
Х В ЫД РА Б Е Л И С А З Какие вы молодцы, справились с заданием. А сейчас задание будет трудней, посмотрим, как вы с ним справитесь. Из перечисленного списка птиц, выберете только зимующих.
1. Ласточка береговушка
2. Беркут
3. Большая синица
4. Большой пестрый дятел
5. Грач
6. Тетерев
7. Лебедь шипун
Общая проверка правильности выполнения заданий.
3. Закрепление изученного материала.
Мы отправляемся в путешествие. Закройте глаза (звучит музыка « Шум леса») и представьте, что вы оказались в лесу. Ребята, с кем мы можем встретиться на лесной тропинке? (ответы детей).
Муравьишка Вопросик предлагает отгадать загадки о животных, которые обитают в лесу.
Первая загадка от Муравьишки Вопросика.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (ответ детей).
Доклад Димы П. о белках. Белок можно увидеть в хвойных и лиственных лесах, парках и садах. Они стремительно носятся по стволам деревьев и совершают просто головокружительные прыжки с ветки на ветку. К человеку они иногда так доверчивы, что охотно принимают угощение из рук. Кроме растительной пищи, практически все белки охотно поедают насекомых, мелких грызунов, яйца птиц и даже самих птенцов. Белки очень предусмотрительны: еще осенью они запасают в дуплах, под корнями деревьев и в других укромных местах различный корм, которым охотно лакомятся зимой.
Вторая загадка от Муравьишки Вопросика.
Ходит вниз головой.
Хрюкает как свинка,
На спине щетинка (ответ детей).
Доклад Сережи П. о кабанах. Кабан живет в самых разнообразных местах: в лесу, на лугах, полях и даже на болотах. Кабаны всеядны, но особенно любят коренья, лесные плоды, личинок насекомых, улиток и дождевых червей. Зимой добывают из-под снега плоды фруктовых деревьев, ягоды и семена. Для ухода за кожей ему необходимы грязевые ванны.
Муравьишка Вопросик предлагает посмотреть, как они принимают ванны (показ фотографии) Старые кабаны могут быть очень агрессивными, поэтому не следует приближаться к кабанам или их детёнышам слишком близко.
Третья загадка от Муравьишки Вопросика.
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный (ответ детей).
Доклад Алены Вас. о волке. По общему виду волк напоминает крупную собаку. Ноги у волка высокие, сильные, лапы крупнее и более вытянутые, чем у собаки. Мех у волков густой, довольно длинный. Волки между собой отличаются по окрасу: лесные волки — серо - бурые. Волки в тундре — светлые, почти белые, волки в пустыне — серовато - рыжеватые.
А вы, ребята, слышали когда- нибудь, как воет волк? (ответ детей) Муравьишка Вопросик предлагает послушать голос волка (прослушивается аудиозапись).
Мы с вами встретили белку, кабана, волка. Но мы еще не встретили главного зверя леса. Отгадав загадку, вы узнаете кто хозяин нашего леса.
Следующая загадка от Муравьишки Вопросика.
Кто, забыв тревоги
Спит в своей берлоге? (ответ детей).
Доклад Ульяны П. о медведе. Медведь действительно косолапый, топает, идёт через лес напрямик, не заботясь о тишине, разыскивает гнёзда диких пчёл. Это могучий, сильный, осторожный хищник Зимой у медведей появляются медвежата. Рождаются они слепыми и очень меленькими. Если медведи не накопят достаточно жира, они часто не залегают в берлогу, бродят по лесу, нападают на всё живое, в том числе и друг на друга. Медведя называют хозяином леса.
Физкультминутка. Ребята предлагаю вам немного отдохнуть, и походить, как косолапый медведь по лесу.
Муравьишка Вопросик встретил в лесу своего друга, а как его зовут, он зашифровал в загадке. Отгадав следующую загадку, мы узнаем кто это.
Что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы (ответ детей).
Доклад Алены Вах. о зайцах. Зайцы - беляки приносят детишек обычно три раза: в марте – апреле рождаются «настовички». В это время ещё лежит снег, который ночью покрывается твёрдой коркой – настом. Второй раз в июне; в это время колосится рожь, цветёт гречиха – и зайчат называют «колосовичками», или «гречишниками». И третий раз зайчиха приносит «листопадничков» - они появляются в августе, когда начинается листопад. В сильные морозы роют зайцы в снегу норы до полутора метров глубиной. Приближаясь к своей лёжке, зайцы запутывают следы.
А сейчас Муравьишка Вопросик покажет вам, как зайцы способны путать следы, что бы лиса не нашла нору с зайчатами (просмотр презентации).
Учитель. Муравьишка Вопросик прислал яблоко для зверька, который любит им лакомиться. Как вы думаете, кому Муравьишка приготовил подарок? (ответ детей). Ёж любит густые леса, засеянные поля, а также плодовые сады, рощи и парки. Он довольно пуглив, активен в вечерних сумерках и ночью. С ноября по апрель погружен в спячку. Ежи всеядны, но предпочитают в своём рационе насекомых: личинок комаров, долгоножек, различных жуков и жужелиц. Свою пищу они поедают довольно шумно, с громким сопеньем и причмокиванием. Маленькие ежата появляются на свет совершенно слепыми и голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через несколько часов после рождения у них появляются белые и темные (сначала мягкие) иголки. А какие потом иголки у ежа? (ответ детей). Давайте покажем, какой ежик колючий. (Пальчиковая гимнастика.)
Ежик, ежик колкий,
Покажи иголки.
Вот так, вот так,
Покажи иголки (“замок” выпрямляем пальцы).
Ежик, ежик колкий,
Убери иголки.
Вот так, вот так,
Убери иголки (“замок” нажим на “замок”).
Учитель. Муравьишка Вопросик этого лесного зверя называет «Патрикеевна». Как вы думаете, про кого будет загадка?
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт (ответ детей).
А еще лису называют «хитрой», как вы думаете почему? (ответ детей).
Не такая уж лиса хитрая. Конечно, когда речь идёт о спасении жизни или о добывании еды, лиса бывает и хитрой и изворотливой. Любопытство часто берёт верх над осторожностью. Поэтому она нередко попадает в трудное положение. Существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Конечно лиса не против зайчатины, но догнать зайца она не может, где уж ей на коротких ногах угнаться за таким бегуном! Если случайно наткнётся Патрикеевна на растерявшегося зайца или на беспомощных зайчат. И все же основная пища лисы – грызуны. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. Когда лиса ловит грызунов, она совершает определенные движения, люди, подсмотрев за этими движениями подумали, что лисы танцуют. И даже назвали в честь лисы танец – фокстрот.
Какие вы молодцы, отгадали все загадки. Но когда мы их отгадывали, в лесу случилась беда. Подул сильный ветер и испортил фотографию лесного животного. Помогите, пожалуйста, соедините по точкам и отгадайте какое это животное (приложение 1, фото 2).
Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения и Муравьишка Вопросик хочет вам их рассказать. Чтобы все правила запомнить, их надо записать в тетради.
1. Не оставлять мусор в лесу.
2. Не ломать ветки и деревья.
3. Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
4. Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Мы с вами отгадали все загадки и помогли Муравьишке Вопросику, за это можно себя похвалить. Но чтобы вы не забыли полученные знания, давайте вспомним:
О каких животных мы говорили на уроке? (ответ детей).
Что нового узнали о жизни этих животных? (ответ детей).
Как правильно вести себя в лесу? (ответ детей).

Задание 1. Дополни текст. Вставь пропущенное слово.
1. Не сбивай ногой даже несъедобные _________
2. Не лови и не уноси домой __________
3. Не разоряй_______
4. Самый страшный враг леса _______. После лес будет медленно вымирать. Не уходите из леса, не затушив ________
5. Берегите ________!
Слова: гнёзда, птиц, костёр, пожар, грибы, насекомых, зверей, природу.
Задание 2. Отгадайте животное по описанию?
У этого животного дома нет. Детеныши рождаются прямо на траве. Летом, затаившись, сидят под кустом. Зимой в снежной ямке. (Заяц)
Эти звери сидят под открытым небом. Нору – логово устраивают только для выведения потомства. (Волк)
У этого зверька гнездо круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником и шерстью. Иногда зверёк устраивает своё жилище в дуплах деревьев. Запасает корм на зиму. (Белка)
Этот зверь бродит летом по лесу. Постоянный дом сооружает лишь на зиму. Берлогу – яму, выкопанную под корнями деревьев, выстилает травой, сухим папоротником. (Медведь)
Задание 3. «Лишний». Определите, кто в этой группе лишний? Почему?
Крот, лиса, заяц, корова.
Медведь, волк, крот, бобр.
Волк, лиса, заяц, медведь.
Задание на дом.
Прочитайте в детских книгах, журналах, справочниках о животных леса и приготовьтесь рассказать об этом в классе».
Приложение 1

Фото 1. Муравьишка Вопросик.

Фото 2. Раскраска.
Список литературы
Браун В. Н. Настольная книга любителя природы. Л., Гидрометеоиздат, 1985.
Елкина Н. В. Пособие «1000 загадок» «Академия развития» Ярославль 2000 г.
Лопатин И. К. Общая зоология./ Лопатин И. К. Минск: Высшая школа,
Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ» Москва 2003 г.
«Планета Земля» Энциклопедия РОСМЭН, Москва 1997 г.
Плешаков А. А. «Зеленые страницы» «Просвещение» 1996 г.
Тарабарина Т. И. «И учеба, и игра: природоведение» «Академия развития» Ярославль. 2001 г.
Тихомирова. Е. М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1 – 4 классы. М:. «Экзамен», 2008.
Шишкина В. А. « Прогулки в природу» « Просвещение» Москва 2003 г.
Энциклопедия для детей. Биология. – М.,: Аванта+, 2002.