Консультация «Организация педагогами наблюдений, экскурсий с детьми»
Консультация для воспитателей
«Организация педагогами наблюдений, экскурсий с детьми»
Программой воспитания в д/с в примерном режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение 2-х прогулок, продолжительностью в ясельных группах от 1ч 30 мин до 2 ч 45 мин, в дошкольных – от 3ч 30 мин до 4 ч в зависимости от возраста детей.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью.
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т.д.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовывать наблюдения за трудом взрослых, которые работают близ детского сада (н-р, дворник, строитель).
С младшими детьми следует планировать кратковременные, но часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами, т.к. дети этого возраста быстро утомляются, внимание их неустойчиво.
В средней группе можно предусмотреть знакомство детей с некоторыми качественными изменениями в природе, используя иногда несложные игры – поручения, типа: «Найди такой же», «Кто заметил?» и др.
В старших группах – более длительные, иногда повторные наблюдения одного и того же явления, что дает возможность научить детей замечать изменения, подводить их к простейшему обобщению накопленных представлений о природе.
Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, и достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания детей.
Руководствуясь программой, следует определить круг знаний, которые дети должны приобрести за определенный период времени о неживой природе, о жизни растений и животных, о труде человека.
Организуя наблюдения детей на прогулках, воспитатель формирует эти знания постепенно. Надо обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных, и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связи между этими изменениями.
Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворение, потешки, загадки, заклички и т.д.
Воспитатель организует наблюдения детей и за пределами участка.
С этой целью организуются целевые прогулки.
В младшей группе такие прогулки проводятся раз в неделю на небольшом расстоянии от детского сада.
Со старшими детьми такие прогулки проводятся 2 раза в неделю на более удаленное расстояние.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие.
Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой.
Они проводятся в часы, отведенные для занятий.
Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразовывают природу, как природа служит им.
Преимущества экскурсии – занятия в том, что дети получают возможность видеть растения и животных в естественных условиях.
По содержанию экскурсии условно делят на 2 вида: природоведческие – в парк, в лес, на луг и т.д., и экскурсии на сельскохозяйственные объекты – в поле, на птицеферму и т.д.
Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах.
На экскурсии осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что и отличает экскурсию от повседневных прогулок.
Природоведческие экскурсии проводят по определенной системе.
Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разное время года с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.
Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.
Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель ее, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии.
Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели.
Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты.
После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, который должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.
За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми вводную беседу с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.
При подготовке к экскурсии обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона.
Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой.
Все оборудование должно находиться в определенном месте.
В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.
Перед выходом проверить, все ли необходимое собрано, напомнить детям, как нужно себя вести.
Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные детские наблюдения и сбор природного материала, игры с ним и заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы.
Построение экскурсии и последовательность ее варьируются в зависимости от цели и сезона.
Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в короткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии – коллективное (плановое) наблюдение, которое проводится со всеми детьми.
Здесь решаются основные программные задачи занятия.
Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.
Это достигается различными приемами.
Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений должно быть небольшим: для младших групп – 1-2,
для средней – 2-3,
для старших – 3-4.
На экскурсии не всегда легко организовать детей для наблюдения.
Внимание маленьких детей можно привлечь приближением к ним наблюдаемого объекта и соединением их восприятия с радостными переживаниями.
Учитывая чрезвычайную активность дошкольников, следует избегать многословия.
По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.
Давая задание собрать такой материал, следует строго ограничивать его количество с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны такие игры, как «Угадай по описанию», «Узнай по запаху», «Ветка, ветка, где твоя ветка».
Перед возвращением с экскурсии детям дают отдохнуть минут 5-10 в тени.
Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, в сад, на ферму и т.д.
Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями.
Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека, и природу.
Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача – вызвать интерес к предстоящим наблюдениям.
В задачу самой экскурсии входит рассматривание на способы использования механизмов и машин.
При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде всего знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами.
Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки).
Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели.
В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановился весь ход целевой прогулки, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.