Интегрированный курс трудового обучения и развития речи «Делу время, а потехе час»
Интегрированный курс трудового обучения и развития речи
«Делу время, а потехе час»
Пояснительная записка
Интегрированный курс разработан для учащихся начальных классов с целью развития речи как важнейшей задачи начальной школы, активизации познавательной деятельности, совершенствования тонкой моторики кисти и пальцев рук, артикуляторной моторики, расширения кругозора на основе здоровьесберегающих технологий.
Для развития артикуляторной моторики применяются упражнения для активизации мышц языка, губ, дыхания.
С целью развития речи используются чистоговорки, пословицы, поговорки, сказки, тексты, грамматические игры.
На каждом занятии используются пазлы. Поскольку не все дети знают, что такое «пазлы», их изготавливают сами из открыток, затем используют покупные на разные темы: «Животные», «Транспорт», «Сказки». Используются пазлы от 20 и более фрагментов. С каждым занятием задания несколько усложняются: увеличение по количеству фрагментов, уменьшение количества времени на сборку, нехватка деталей или смешивание деталей из разных наборов. Собирая пазлы, дети вспоминают сказки, с помощью учителя придумывают свои необычные сюжеты, бывают артистами.
Каждое занятие включает в себя не только задания на развитие речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики, но и упражнения для профилактики нарушения зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики.
Вся работа основана на следующих принципах:
научность
доступность
занимательность
учёт индивидуальных особенностей
охрана здоровья
Иногда используются соревновательные моменты, но всегда создаётся ситуация успеха.
Прогнозируемый результат: Данный курс позволит детям обогатить речь, расширить кругозор, раскрыть творческие способности, будет способствовать сплочению коллектива.
Тематическое планирование кружка
№
Тема занятия
Содержание занятия
1.
«Сказочный человечек».
Введение. Речевая и дыхательная гимнастика. Чистоговорки. Изготовление из шаблонов картона сказочного человечка. Сочинение сказки о нём.
2.
«Путешествие в библиотеку».
Что такое речь? Речь устная и письменная. Беседа о бережном отношении к книгам. Изготовление закладок из различных материалов. Техника безопасности при работе с ножницами. Ролевая игра «Библиотека». Пословицы о чтении, книгах.
3.
«Цветик-семицветик».
Работа с пазлами. Самостоятельное изготовление пазлов из открыток с цветами путём разрезания открыток. Игра «Кто быстрее соберёт открытку». Конкурс загадок о цветах. Чтение книги «Сказки о цветах» Саксе А.О. Составление сказки или рассказа о цветах.
4.
«Сказочная мозаика».
Викторина по сказкам. Составление сказок из пазлов (групповая работа), инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
5.
«Пластилиновые фантазии».
Работа с пластилином. Лепка персонажей мультфильма. Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона»
6.
«Жи-ные-вот»
Конкурс загадок о животных. Пересказ сказки «Волк и лиса». Лепка волка и лисы. Сочинение своего сюжета этой сказки или другой концовки.
7.
«Золотой напёрсток»
Работа с тканью. Техника безопасности при работе с иглой. Игра « Концовочка». Шьём игрушку Колобок.
8.
«Золотой напёрсток»
Продолжение работы. Сочинение своего сюжета. Инсценировка сказки.
9.
«Сказка ложь, да в ней намёк»
Викторина «Узнай сказку» (даётся анаграмма персонажей сказки). Работа с пазлами. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»
10.
«Да-нет»
Антонимы-синонимы. Пересказ сказки «Лиса и журавль». Лепка героев сказки. Инсценировка.
11.
«По щучьему велению»
°Чтение сказки «По щучьему велению» учителем. Пересказ некоторых эпизодов детьми. Мастерская Деда Мороза. Изготовление «Золотых» рыбок.
12.
«Здравствуй, Дедушка Мороз!»
Развитие речи. Письмо Деду Морозу. Вырезание снежинок. Техника безопасности при работе с ножницами. Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Танец снежинок».
13.
«Сказка, рассказ, стихотворение»
Групповая работа: кто быстрее соберёт пазлы. Подборка рифм, сочинение стихов. Украшение класса.
14.
«В гостях у Корнея Ивановича»
Викторина по сказкам К.И.Чуковского. Коллективное декламирование сказок К.И. Чуковского. Работа с пазлами на тему «Животные».
15.
Тюменский писатель К. Лагунов
Знакомство с книгой «Ромка, Фомка и Артос» К. Лагунова. Работа с пластилином. Лепка Ромки – одного из главных персонажей книги. Рассказ о своих питомцах.
16.
Тюменский писатель К. Лагунов
Путешествие по книге «Ромка, Фомка и Артос» К. Лагунова. (работа по развитию речи). Работа с пазлами.
17.
«Я еде, еду, еду»
Работа с пазлами на тему «Транспорт». Виды транспорта. Беседа о правилах дорожного движения. Работа с пластилином. Лепка машины.
18.
«Путешествие самолётика»
Работа с пазлами на тему «Транспорт». Работа с бумагой. Оригами «Самолёт». Сочинение сказки о самолётике
19.
«Мудрые мысли» (пословицы)
Пересказ сказки «Лиса, кот и дрозд да петух». Работа с пазлами на тему «Сказки». «Рваная» аппликация - «Петух»
20.
«Рифмоплеты»
Коллективная работа с пазлами. Конкурс «Кто быстрее соберёт?» «Конструируем» предложение. Конкурс «Есть рифма!»
21.
«Энциклопедия»
Работа с пластилином. Динозаврик. Чтение о доисторических животных из научно-популярной литературы. Составление рассказа «Мой динозаврик»
22.
«Птичка»
Работа с пазлами на тему «Животные». Работа с бумагой. Оригами. Птичка. Фантазируем на тему «Я– птица». Игра «Летает-не летает»
23.
«Су-по-да»
Работа с пластилином на тему «Посуда». Половицы о труде. Чтение сказки «Федорино горе», К. Чуковский.
24.
«А если пазлов много?»
Работа с пазлами. Коллективная работа. Собрать пазлы из 100 фрагментов.
25.
«Цветы дома»
Беседа о растениях. Чтение научно-популярной литературы о растениях. Работа с пазлами на тему «Растения». Как ухаживать за растениями.
26.
«Ванька-встанька»
Беседа о народном творчестве. Дымковская игрушка. Работа с пластилином: «Игрушка». Сочиняем рассказ о своей игрушке. Стихи А.Л. Барто «Игрушки»
27.
«Бабочки летают, бабочки»
Работа с пазлами о животных. Аппликация «Бабочка». Что можно узнать интересного о бабочках из энциклопедии. Анаграмма «Животные», конкурс анаграмм.
28.
«Волшебный клубок»
Работа с нитками. Виды ниток. Плетение простых узлов макраме. Беседа «Как я помогаю маме». Игра «Волшебные слова».
29.
«Сидит колпак не по-колпаковски»
Викторина по сказкам. Коллективная работа с большими пазлами. Знакомство с ребусами. Учимся разгадывать и придумывать ребусы.
30.
Экскурсия в природу
Задание: увидеть что-нибудь интересное и рассказать об этом.
Литература.
1. Аникина В.П. Старинные русские пословицы и поговорки. М. Дет. лит. 1983.
2. Волина В.В. Учимся играя. М.; Новая школа, 1994.
3. Кабинетская Т.Н. Культура речи. Методическое пособие. – Псков. 1991
4. Климанова Л.Ф. Читалочка: Азбука первоклассника: Кн. Для чтения. – 2-ое изд. – М Просвещение.
5. Колесник С.В. Азбука мастерства. – Саратов, 2000.
6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М. «Издательство Гном и Д», 2000.
7. Лысакова В.Г. 1000 загадок– М. АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
8. Константин Лагунов «Ромка, Фомка и Артос» - Свердловск, Сред.-Урал. кн. изд-во 1990.
15