Технологическая карта урока по чтению по теме ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС». ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
Чтение 22.01.16
Урок 53. Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».Проверочная работа
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Педагогические задачи: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Делу – время, потехе – час»; формировать умения анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль, находить в тексте выразительные средства; побуждать учащихся к овладению приемами выразительного, осознанного, беглого чтения
Планируемые результаты
Предметные:
научатся: задавать вопросы по прочитанным произведениям, находить на них ответы в тексте, оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке; анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль, находить в тексте выразительные средства
Метапредметные:
Познавательные: осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы как часть русской национальной культуры.
Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагать совместно с группой план изучения темы урока.
Коммуникативные: объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности
Личностные: самостоятельно выполнять задания учителя; проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Найдите строчки, в которых говорится о том, как кондуктор догадалась, что мальчик не пошел в школу
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку по ролям
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
– Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. На каждом уроке мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и учителя правильно, время! Не будем терять ни минуты. Урок литературного чтения посвятим обобщению произведений в разделе «Делу – время, потехе – час». Проверим, насколько вы были внимательны, что вы узнали из этого раздела. В конце урока подведем итог, кто же внимательнее всех читал произведения, кто лучше знает материал
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Обобщение и систематизация знаний и умений.
Работа в группах
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведений.
– Как вы думаете, можно ли дать разделу «Делу – время, потехе – час» другое название? Например?
– Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему?
– Определите название произведения по одной фразе.
Карточка 1. «Попробуй в классе запой – сразу выгонят».
Карточка 2. «Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное».
Карточка 3. «Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».
Карточка 4. «Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить».
– Выберите те черты характера, которые помогают добиться цели: целеустремленность, рассеянность, нерешительность, решительность, упрямство, сдержанность, несдержанность, трусость, безволие, самостоятельность, внушаемость, настойчивость, настырность, дисциплинированность, смелость, сила воли.
– Узнайте произведение и его автора по предметам: счеты, сено, мячик, часы.
– Узнайте произведение и его автора по предметам: музыка, торт, бананы, слоненок.
– Узнайте произведение и его автора по предметам: экскаватор, трамвай, метла, машина
Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Работают в группах. Выбирают название разделу:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Подбирают пословицы к рассказам:
Поздно поднялся – день потерял.
В молодости не учился – жизнь потерял.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня.
Не тот грамотен, кто читать умеет, А тот, кто слушает и разумеет.
Ответы:
1. В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
2. В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка».
3. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
4. В. Ю. Драгунский «Главные реки».
– Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
– В. Драгунский «Что любит Мишка».
– В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре
IV. Развитие речи
Организует работу по развитию речи.
– Мы прочитали с вами много интересных произведений на тему «Делу время – потехе час», героями которых были ваши ровесники, простые мальчишки и девчонки. Наверняка и в вашей жизни происходили интересные, необыкновенные события, пусть и не столь невероятные, как в «Сказке о потерянном времени» или рассказе «Никакой я горчицы не ел». Попробуйте вспомнить о них и рассказать так, чтобы нам интересно было вас слушать. А если вспомнить ничего не удастся, то вы можете придумать события, которые могли бы с вами произойти.
– Вы можете выбрать одну из тем, которая вас больше привлекла
Самостоятельно работают. Пишут сочинение.
Темы сочинений:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Делу время – потехе час.
Как я однажды
Примечание. Темы сочинений даны примерные, каждый учитель может подобрать свои темы, а может быть, что-то предложат и учащиеся
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной за-дачи
V. Домашнее задание
Объясняет домашнее задание.
Придумать свой рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время – потехе час», начиная со слов: «однажды я...»
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Сохранять учебные задачи
VI. Итог урока. Рефлексия
Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке, продолжив предложения.
Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Продолжают предложения:
Мне на уроке было
Я понял (а)
Особенно мне понравилось
Мне было трудно (легко)
Теперь я знаю (умею)
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
15