Презентация по русскому языку на тему СЛОВАРИ, НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ


Ефимова Анна ПетровнаЗакончила СГПИ в 1981 году,учитель русского языка и литературы.Стаж работы 35 лет.Высшая квалификационная категория. СЛОВАРИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ Словарь - это вся Вселенная в алфавитном порядке.Анатоль Франс Толковый словарь – один из источников изучения русской лексики, русского языка. ЦЕЛЬ АНКЕТИРОВАНИЯ: ВЫЯСНИТЬ СТЕПЕНЬ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ О СЛОВАРЯХ, НАМЕТИТЬ ПУТИ РАБОТЫ С НИМИ. Вопросы анкеты:1. Что такое словарь?2. Какие знаете словари?3. Умеете ли вы пользоваться словарями?4. Когда сами обращаетесь к словарям?5. Нужны ли человеку словари? Усердней с каждым днем смотрю в словарь.В его столбцах мерцают искры чувства.В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь.С. Я. Маршак ЦЕЛИ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ: развитие навыков работы со словарями разных видов;формирование мотивации выбора видов словарей;воспитание интереса к научной,энциклопедической, справочной книге, слову. Паронимы (от греч. Para – возле + onyma – имя). Однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении… Драматический -драматичный; значение – значимость; интеллигентный – интеллигентский. УКАЖИТЕ НОМЕРА СЛОВ, В НАПИСАНИИ ИЛИ ТОЛКОВАНИИ КОТОРЫХ ЕСТЬ ОШИБКА. 1.Спонтанный (ответ) – тщательно продуманный;2.Индифферентный (человек) – безразличный; 4.Кашемир – тонкая шерстяная ткань;5.Колосальный – огромный, громадный;6.Компоновать – складывать в тару, убирать;7.Беллетристика – повествовательная литература, «легкое чтиво»;8.Парадокс – неожиданность;9.Памфлет – злободневная сатирическая статья;10.Таритет – соглашение. ОТВЕТЫ 1.Спонтанный – возникший вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия .5.КолоССальный (от слова колоСС – статуя, колонна громадных размеров).6.Компоновать – складывать из частей целое.8.Парадокс – мнение, расходящееся с общепринятым.10.Паритет – равенство, равноправие сторон. СТРУКТУРА СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ Начальная форма заголовочного слова Помета Лексическое значение Пример употребления Начальная форма заголовочного слова Помета 1.Лексическое значение ? 2.Лексическое значение ? Что отличает структуру словарных статей многозначных слов от однозначных? Сканирование – необходимая выборка при быстром чтении текстов, ориентируясь на определенную помету Использовали данный способ, выполняя упражнение №152 СПОСОБ ЧТЕНИЯ СЛОВАРЯ Упражнение №147, страница 124Художник только потому и художник, что он видит предметы не так, как он хочет видеть, а так, как они есть. Лев ТолстойВ каком значении употребляется многозначное слово художник?Художник- Тот, кто творчески работает в какой-нибудь области искусства.То же, что живописец.Перен. Тот, кто выполняет с большим художественным вкусом, мастерством. ПОРАБОТАЕМ ВМЕСТЕ! Упражнение №187, страница 159-Допишите пропущенные слова:держать нос…держать порох…держать себя…держать ухо…держать хвост…- Укажите стилистическую окраску фразеологических сочетаний(разг., неодобр., книжн.).-Поясните с помощью синонимов, что обозначают данные фразеологизмы ПРОВЕРИМ СЕБЯ! Держать нос по ветру.(Разг., неодобр.) -беспринципно меняя свои убеждения, подлаживаться к кому-либо, чему-либо.Держать порох сухим.(Книжн.) –быть в постоянной боевой готовности.Держать себя в руках. (Разг.) –не терять самообладания, выдержки. Держать ухо востро. (Разг.) –вести себя крайне осторожно, осмотрительно, никому не доверяться.Держать хвост пистолетом,(морковкой). (Разг., шутл.)-не терять выдержки, самообладания, не унывать. ВИДЫ РАБОТСО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНИКА А.Д. ДЕЙКИНОЙ И Т.М.ПАХНОВОЙ Провести систему уроков по теме: «Словари – наши друзья», «Словари- сокровища нашего языка», «Словари как отражение истории и культуры русского народа».Подготовить сообщение на тему «Как пользоваться орфографическими и орфоэпическими словарями».Включать работу со словарями в каждый урок.Предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову).Объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте.Провести ролевую игру «Составляем словари»Написать аннотацию на словарь (по выбору).Охарактеризовать построение словарной статьи.Найти слова в словаре, объяснить почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна.Составить этимологический кроссворд. ОТЗЫВЫ О РАБОТЕ СО СЛОВАРЯМИ УЧАЩИХСЯ10 М КЛАССА «Мне понравилось работать со словарями русского языка, потому что я узнала много новых слов, их значение, произношение. Русский язык - самый красивый язык в мире» (Кунакулова Алина)«Мне понравилось работать со словарями, потому что я узнал много интересных слов, их смысл. Оказывается, что русский язык очень богат!» (Загидуллин Тимур)«Работать со словарями – одно удовольствие. С их помощью я узнал много интересных слов, их правописание и значение. Познакомился с фразеологизмами, узнал, что они означают, как пишутся, как правильно их использовать в речи» (Переверзев Антон) РЕНЕ ДЕКАРТ – ФРАНЦУЗСКИЙ ФИЛОСОФ, МЫСЛИТЕЛЬ Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений.