Устный счет, как средство познавательной деятельности на уроках математики



Устный счёт как средство активизации познавательной
деятельности учащихся на уроках математики.
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета, и привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.
Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом, учениками (математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое). В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др.
Устный счет это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.
Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.
Целями данного этапа урока можно определить следующее:
1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3) развитие математической культуры, речи;
4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Повышение познавательного интереса.
При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:
Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
К устному счету должны привлекаться все ученики.
При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Устный счет может быть построен в следующей форме:
Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность и реши пример, продолжи ряд.
Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.
Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)
Устные упражнения с использованием дидактических игр.


Так как уроки математики в начальных классах как правило имеют
кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд
задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым
вопросам, а в нашем случае к повышению познавательного интереса, то с этой
точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устныхупражнений.
Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно
определить их место в системе формирования понятий и навыков.
Виды упражнений для устных вычислений.
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися
разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:
1) Нахождение значений математических выражений.
Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти
его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать
числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), приэтом буквам придают числовые значения и находят числовое значение
полученного выражения, например:
- найдите разность чисел 100 и 9.
- найдите значение выражения С-К , если С = 100, К = 9.
Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:
- из 100-9; 100 минус 9
- уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность
- найти разность чисел 100 и 9
- уменьшить 100 на 9 и т.д.
Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.
Выражения могут включать одно и более действий. Выражения снесколькими действиями могут включать действия одной ступени или разныхступеней, например:
- 47+24-56
- 72:12·9
- 400-7·4 и др.
Могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения
в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную
формулировку, например:
- из 90 вычесть частное чисел 42 и 3
- уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.
Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными
числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-480) и т.д., с натуральными числами и величинами (200-15, 2м-15см). Однако,
как правило, приёмы устных вычислений должны сводиться к действиям надчислами в пределах 100. Так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200-
-4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72сотни.-48сотен) и значит его
можно предлагать для устных вычислений.
Выражения можно давать и в форме таблицы:
|Уменьшаемое |12 |14 |15 |17 |28 |
|Вычитаемое |10 |10 |10 |10 |10 |
|Разность | | | | | |
Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать
у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению
вопросов теории арифметических действий.
2) Сравнение математических выражений.
Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо
установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше
или меньше. 6+4*4+6 20+7*20+5
20·8*18·10 8·9*8·10
Вместо “*” поставить знак <, >, =
Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно извыражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…
Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал:
однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть
с разными действиями.
Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретичес-
ких знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о
неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.
3) Решение уравнений.
Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51)
Уравнение можно предлагать в разных формах:
- решение уравнения 24:х=3
- из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?
- найдите неизвестное число: 73-х=73-18
- я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал?
Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение,
помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами
арифметических действий.
4) Решение задач.
Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.
Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи,
они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных
навыков.
Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует
их мыслительную деятельность.