Инновационный проект «Интерактивные методы преподавания курса основ безопасности жизнедеятельности»
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги.
Вашему вниманию предлагаю инновационный проект «Интерактивные методы преподавания курса основ безопасности жизнедеятельности»
Педагогика взаимодействий по-новому осмысливает вечные проблемы обучения: что означает «быть активным в учебном процессе»?
Проблемы действенного контакта, конструктивного взаимодействия стали сильно волновать в последнее время не только персональных психологов, но и управленцев, бизнесменов. Всё чаще звучат словосочетания: «работать единой командой», «успех всех». Человек должен научиться конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Совершенствование этого процесса происходит в течение всей жизни. Но особенно важен этап школьного обучения, когда ребёнок вступает в особые отношения со взрослыми и сверстниками. Для ученика школа становится сферой его «профессиональной деятельности: образования, учения. И здесь взаимодействие становится определяющим механизмом.
Поэтому цель моего проекта: обеспечить субъект-субъектное взаимодействие на уроках ОБЖ через преобразование учебно-воспитательного процесса.
Чтобы этой цели достигнуть необходимо решить следующие задачи:
Учёт и реализация индивидуальных особенностей учащихся через использование разнообразных учебных взаимодействий.
Развитие индивидуальности учащихся.
Интеграция индивидуальной работы с формами групповой и коллективной учебной деятельности.
Формирование системы знаний и способов действий у каждого учащегося.
Теоретическая значимость проекта состоит в том, что руководствуясь различными источниками, были обобщены и систематизированы знания по данной проблеме.
Практическая значимость проекта: использование интерактивных форм и методов обучения как системы в целом, так и отдельных её аспектов.
Перед каждым учителем возникает множество проблем. Среди них, на мой взгляд, есть ключевые:
как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности;
каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.
Но есть самый главный вопрос: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Для осуществления такого подхода я использую интерактивные методы преподавания.
Основным содержанием является организованный учебный процесс.
Формы и методы реализации определены программой, календарно-тематическим планированием и представлены:
индивидуальной работой с учащимися на уроках.
групповой работой, как на уроках, так и во внеурочное время (кружки, факультативы, элективные курсы, творческие группы, консультации и т. д.).
массовой работой (предметные месячники, интеллектуальные марафоны и т. д.)
Основная форма обучения – урок.
Ресурсная база:
Программа развития школы
Пояснительная записка к учебному плану
Программа Здоровье
Программа ОБЖ
Учебный план средней общеобразовательной школы №1
Расписание уроков и элективных курсов по ОБЖ
Программное обеспечение по ОБЖ
Сформированный УМК по каждому классу
Сроки реализации проекта.
5 лет (2004 – 2009 гг.).
Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact».
«Inter» – это «взаимный»,
«act» – «действовать».
Интерактивный – означает способ взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или с кем-либо (человеком).
Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и учеников в процессе общения.
Истоки интерактивного обучения можно найти в методах групповой работы.
Группа по отношению к каждому её члену оказывается микрокосмосом (обществом в миниатюре). Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания и умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.
В интерактивном обучении я перестаю быть центральной фигурой, носителем абсолютного знания!
Что меняется?
обучающийся выступает как партнер в процессе обучения
я выполняю роль консультанта, помощника
«динамика происходящего в классе»
соблюдение условий для «открытости познавательной позиции»
«проактивный подход» в обучении
Урок включает в себя 6 этапов. На каждом этапе я определяю 3 составляющие:
- мне важно
- я учитываю
- использую приёмы
Начало урока
МНЕ ВАЖНО через волнующую, яркую, конструктивную деталь вытянуть всю тему, овладев вниманием с первых фраз.
Я УЧИТЫВАЮ:
- важность настраивающей паузы
- привлекательность эмоциональности, необычности
ИСПОЛЬЗУЮ ПРИЁМЫ:
- увязка с интересами учащихся
- шокирующий вопрос о невероятном
- момент детектива , интриги
- захватывающий эпизод
- цитата, поговорка, притча
- демонстрация картины, рисунка, фотографии, предмета
- просмотр видео- или киносюжета
- инсценированное появление
- необычная обстановка (освещение, звуки...)
- потрясающий факт
Опираясь на выбранный прием формулирую основную цель урока, расположив к ней учащихся.
Этап образного погружения:
МНЕ ВАЖНО через эмоциональное, наглядное, личностное дать целостное представление по теме.
Я УЧИТЫВАЮ:
- ослабление внимания избытком эмоций
- пропорциональность уровня внимания скорости речи
- отключение внимания при избытке информации
- возможные наложения при быстром темпе речи
ИСПОЛЬЗУЮ ПРИЁМЫ:
- типичный эпизод
- характерная деталь
- персонификация
- драматизация
- введение видеосюжет прямой речи
- видеосюжет
- поясняемая демонстрация
ПРИМЕНЯЮ ТСО:
- мультимедийную аппаратуру
- DVD, CD-диски
Этап направленного поиска
МНЕ ВАЖНО подтолкнуть учащихся к самостоятельным миниоткрытиям, оценкам и выводам.
Я УЧИТЫВАЮ:
- продуктивность элемента состязательности
- сложность одновременного понимания и усвоения
- возрастание самооценки при успехе
- лучшее усвоение собственных умозаключения
ИСПОЛЬЗУЮ ПРИЕМЫ:
- аналитическая беседа
- поиск ответа на вопрос в тексте
- мозговая атака в группах
Этап отработки
МНЕ ВАЖНО включить упорядоченный новый материал в систему базовых знаний
Я УЧИТЫВАЮ:
- продуктивность усвоения при графической опоре
- затруднение восприятия при записи
ИСПОЛЬЗУЮ ПРИЕМЫ:
- эталонный ответ
- опорные памятки - вешалки
- словесные посредники
- ассоциации
- адаптированные (сборка разжеванного)
- готовая памятка
- наглядное сравнение
-попутное уточнение
Этап диагностического опроса
МНЕ ВАЖНО провести срез знаний с целью ликвидации пробелов.
Я УЧИТЫВАЮ:
- важность разъяснения обнаруженных ошибок
ИСПОЛЬЗУЮ ПРИЕМЫ:
- диктант
- взаимопроверка (в парах, группах)
- опрос
- дидактические карточки
- перфокарта
- игры
- тест
Окончание урока
МНЕ ВАЖНО собрать урок завершающими фразами, придать ему целостность.
Я УЧИТЫВАЮ:
- важность ярких начала и окончания урока
- выход всего урока на его финал
ИСПОЛЬЗУЮ ПРИЕМЫ:
- главные выводы
- распределение творческих заданий
- краткий отзыв о работе
- проблемное задание для размышления дома
- итоговый вопрос по уроку
- комментируемые оценки за урок
- инструктаж по выполнению домашнего задания
- яркий факт по основной мысли урока
- неожиданный поворот
В ходе реализации проекта динамика качества знаний по предмету возрастает.
Каких результатов я ожидаю:
Качественное усвоение программ.
Реализация интересов, способностей и потребностей учащихся и возможностей их дальнейшего профессионального образования.
Повышение творческих способностей и личностного саморазвития учащихся и подготовки их к социальным условиям.
Но и как при реализации любого проекта есть определённые риски:
Риски
Компенсационные меры
Трудности в умении аргументировать свою мысль
Расширение спектра технологий
Психологические проблемы, связанные с межличностными отношениями обучающихся.
Организация деятельности службы сопровождения для поддержки ученика. Использование вариативных моделей организации учебного процесса.
Финансово-экономическое обоснование затрат на реализацию проекта:
Государственное финансирование (уроки по учебному плану).
Региональное финансирование (элективные и спецкурсы).
Муниципальное финансирование (часы школьного компонента).
Финансирование из надтарифного фонда школы (организация некоторых мероприятий по курсу ОБЖ)
·.
Пятый год я работаю по данной проблеме. Ясно, что тема очень важна и актуальна, а значит, требует продолжения, чтобы наш выпускник был действительно готов к безопасной жизнедеятельности и мог жить в гармонии с собой, обществом, с природой, с другими людьми.
Анализируя деятельность учащихся и свою работу, я считаю, что системное использование на уроках ОБЖ субъект-субъектных взаимодействий позволяет создать условия для повышения творческих способностей и личностного саморазвития учащихся. Об этом свидетельствуют количественные и качественные показатели развития учащихся.
Уже сейчас я могу с уверенностью сказать, что выбрала правильный путь и система моей работы оптимальна, так как она базируется на достижениях науки, передового опыта, даёт возможность стабильно повышать компетентность и профессиональное мастерство, а самое главное, качественно и эффективно влияет на уровень развития учащихся.
Формирование и развитие взаимодействий сложный и длительный процесс. Я предлагаю общие условия эффективности этого процесса в виде рекомендаций.
Групповая форма обучения решает одновременно три основные задачи:
Конкретно-познавательную, которая непосредственно связана с учебной ситуацией.
Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы.
Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.
В группе интерактивного обучения осуществляются две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
Решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.).
Оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Основные этапы организации интерактивного обучения:
Разминка. На этом этапе я обычно предлагаю учащимся кратко ответить на вопросы типа: «Что ты ждёшь от урока?», «Что ты уже знаешь по этой теме (этому вопросу)?». Иногда созданию атмосферы помогают эпиграфы к уроку.
Объединение учащихся в группы. Иногда предлагаю объединяться в группы «по желанию». В данном случае учитываются межличностные связи школьников. Однако такой подход я использую редко, так как часто формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться, кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. Чаще всего группы формирую сама, учитывая при этом: задачи урока, уровень подготовленности класса, межличностные пристрастия, степень сформированности коллективизма и т.п.
Организация учебной деятельности учащихся в группе. На этом этапе несколько ступеней:
Усвоение учебной задачи. Задачи могут быть различны: одинаковые для всех групп задания экспериментально-исследовательского типа; различные задания для каждой группы экспериментально-исследовательского типа (например, исследование одного процесса или явления с использованием различных методов; в такой ситуации каждой группе даётся определённый метод); различные задания для всех групп при проведении уроков-семинаров (например, группы историков, теоретиков, экспериментаторов, конструкторов, военных и т.п.); разноуровневые задания для групп при обобщении темы, раздела.
Процесс поиска (обсуждения) лучшего решения. Чтобы на данной ступени не возникло проблем, важно правильно распределить роли участников группы и разработать нормы поведения в процессе работы. Роли могут быть различны (инициатор, контролёр, консультант, спикер, ритор и т.д.). Нормы поведения также могут зависеть от задач урока, но есть и общие правила групповой работы, они помещены в кабинете ОБЖ на стенде:
В совместной работе нет «актёров» и «зрителей», все – участники.
Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая.
Следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации.
Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?...»); только после этого делаются выводы.
Критикуются идеи, а не личности.
Цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
Суммирование мнений и подведение итогов. При подведении итогов важно, чтобы мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов.
Презентация группового решения. Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения урока и может реализоваться в различных формах (Приложение 4).
Рефлексия прошедшего урока. Рефлексия – деятельность человека, направленная на осмысление своих действий и состояний. На этом этапе важно учителю подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватно выразить отношение к происходящему. Например: Легко ли работать в группе? Как можно улучшить работу группы? Что помогает и мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя? И пр. эффективность данного этапа зависит от готовности учащихся к самоанализу. Для этого важно присутствие рефлексии на каждом уроке и чтобы в неё, хотя бы на первых порах, включались все учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек. С первого же урока использую правило «трёх нельзя»:
Нельзя говорить о том, что уже было сказано.
Нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом).
Нельзя прятать за высказыванием своё дурное настроение.
Оценка деятельности учащихся. При оценивании групповой работы фокус внимания учителя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учеников я использую как часть учебного процесса, анализирую логику мышления, приведшую к просчётам, тем самым совершенствуется и сам мыслительный процесс. Для оценивания работы групп, в зависимости от темы и задач урока составляю оценочные шкалы. Примеры некоторых из них приведены в приложении (Приложение 5).
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Групповая форма обучения решает одновременно три основные задачи:
Конкретно-познавательную, которая непосредственно связана с учебной ситуацией.
Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы.
Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.
Групповая форма обучения решает одновременно три основные задачи:
Конкретно-познавательную, которая непосредственно связана с учебной ситуацией.
Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы.
Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.
Основные этапы организации интерактивного обучения:
1. Разминка.
2. Объединение учащихся в группы.
3. Организация учебной деятельности учащихся в группе:
- усвоение учебной задачи;
- процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;
- суммирование мнений и подведение итогов;
- презентация группового решения.
4. Рефлексия прошедшего урока.
5. Оценка деятельности учащихся
Основные этапы организации интерактивного обучения:
1. Разминка.
2. Объединение учащихся в группы.
3. Организация учебной деятельности учащихся в группе:
- усвоение учебной задачи;
- процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;
- суммирование мнений и подведение итогов;
- презентация группового решения.
4. Рефлексия прошедшего урока.
5. Оценка деятельности учащихся.
Пятый год я работаю по данной проблеме. Ясно, что тема очень важна и актуальна, а значит, требует продолжения, чтобы наш выпускник был действительно готов к безопасной жизнедеятельности и мог жить в гармонии с собой, обществом, с природой, с другими людьми.
Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. С. 121.
Root Entry