Методические указания по живописи натюрморта

Содержание


Введение
4

Практическая работа №9 - «Живопись натюрморта, составленного из 2-3 предметов с драпировкой, в технике «по-сырому».
5

Практическая работа №10 - «Живопись натюрморта, составленного из 2-3 предметов с драпировкой, в технике «лессировка».
8

Практическая работа № 11 – «Живопись натюрморта, составленного из 2-3 предметов с драпировкой, в холодном колорите»
10

4 Практическая работа № 12 – «Живопись натюрморта, составленного из 2-3 предметов с драпировкой, в теплом колорите».
12

5 Практическая работа № 13 – «Живопись натюрморта из предметов с контрастной цветовой окраской»
13

Заключение


Приложение А – образец практической работ № 9
17

Приложение А – образец практической работ № 10
18

Приложение А – образец практической работ № 11
19

Приложение А – образец практической работ № 12
20

Приложение А – образец практической работ № 13
21

Литература
22


1 Цель работы :

Научиться графически выполнять решение задач на построение и пересечение прямой линии и плоскости, двух плоскостей.

2 Задача работы :

Изучить основные теоретические положения.
По заданным координатам (Приложение А) построить чертёж прямой и плоскости. Найти точку их пересечения, определить видимые участки прямой.
По заданным координатам (Приложение Б) построить чертёж 2-х плоскостей. Найти линию их
Теория

Живопись – наиболее распространённый вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописцами, используются рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиция.
Натюрморт – один из самостоятельных жанров живописи. Своеобразие жанра заключается в его больших изобразительных возможностях. Через целенаправленный отбор объектов изображения и их трактовку художник может выразить своё отношение к действительности, раскрыть свои мысли и чувства.
Акварель (от лат. аква – вода) – краски, обычно на растительном клее, разводимые водой. Отсюда и название живописи этими красками.
Акварель получила широкое применение в начале ХV века. Её основные качества – прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (бумага, шёлк), чистота цвета. Акварель совмещает богатство тона и графические приёмы. Специфические приёмы акварели – размывка и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель, выполняемую кистью, можно вводить рисунок пером или карандашом.
Акварелью обычно пишут на специальной акварельной бумаге, которая служит как бы грунтом для красок. В акварели белил не употребляют – роль белил выполняет белая поверхность листа бумаги.
Лучшим сортом для акварели считается плотная бумага с шероховатой (зернистой) поверхностью под названием торшон, но для начинающих годится и так называемая чертёжная бумага. Не подходит для акварели лишь мелованная бумага с глянцевой блестящей поверхностью.
Рисунок и живопись в натюрморте тесно связаны. Поэтому издавна натюрморт считается лучшей школой реалистической живописи, где начинающий художник постигает законы цветовой гармонии и пластику форм, учится мастерству владения техническими приёмами.
Типичная ошибка начинающих живописцев - увлечение цветом в ущерб передаче объёма тоном. Они забывают, что тон является неотъемлемой частью живописи, что он передаётся в единстве с цветом, а пренебрежение тоном приводит к нарушению цветовой гармонии.
Не следует забывать также о контрастах. Чем ближе предмет к источнику света, тем ярче проступают на нём светотеневые контрасты. Находящиеся на переднем плане предметы читаются наиболее чётко, с большим количеством деталей. По мере удаления от зрителя эти качества становятся менее заметны. Все эти особенности следует учитывать для того, чтобы верно передать пространственные планы.
Рассматривая натюрморт, нужно определить имеющиеся в нём контрасты: самые светлые и самые тёмные места, участки постановки, окрашенные в тёплые и холодные цвета. Не следует рассматривать натуру на очень большом удалении от неё, т.к. при этом теряется острота восприятия движения света и цвета на поверхности предметов. Правильный выбор точки зрения поможет увидеть наиболее характерное в колористическом строе натюрморта в целом.
Уяснив общий строй цветовой композиции, её контрасты и акценты, можно приступать к работе на основном формате листа.
Начинать прописку следует со светлых мест, закрашивая освещённые поверхности предметов, включая блики, тонким слоем прозрачных красок. Очень важно передать цветом первое, непосредственное впечатление от натуры.
Прописывая тени, надо помнить правило: если свет тёплый – тени холодные, и наоборот, при холодном свете тени читаются тёплыми.
Быстро проложив основные цветовые отношения, найденные путём сравнения освещённых и теневых частей формы предметов, переходим к выяснению цвета и тона драпировок фона. Такой подход, когда энергично прописывается вся картинная плоскость, не оставляя участков чистой, незакрашенной бумаги, позволяет нам шире взглянуть на натюрморт, не вдаваясь в детали, раскрыть основные цветовые отношения, точнее увидеть и передать градации света и тени на форме предметов. Надо приучать себя писать все предметы как бы одновременно, сравнивая их по светлоте, цвету и насыщенности тона.
Переходя к проработке объёмной формы предметов, надо оценивать их цветовое состояние по наличию в окраске поверхностей тёплых и холодных цветов. Чтобы его почувствовать, надо постепенно переводить взгляд с одного предмета на другой, а затем на всю группу предметов в целом. Цвет каждого предмета необходимо сравнивать с другим и все вместе с фоном.
Задание

Выполняется живопись натюрморта в технике «по-сырому» - на смоченном водой листе бумаги формата А2. Работа выполняется на акварельной бумаге, находящейся на горизонтальной плоскости (для равномерного распределения воды по поверхности).
Образец практической работы № 9 см. в приложении А.

Порядок работы

Подготовить рабочее место (прикрепить лист бумаги к мольберту при помощи кнопок, разложить краски, кисти, карандаши, поставить ёмкость с водой).
На палитре подобрать основные цветовые отношения и сделать эскиз в цвете.
Карандашом выполнить лёгкий линеарный рисунок натюрморта.
При помощи губки или широкой кисти обильно смочить водой лист бумаги на горизонтальной плоскости. Дать бумаге разбухнуть и прилипнуть к доске мольберта.
Излишки воды снять при помощи губки или сухой кисти.
В соответствии с эскизом, управляя краской, которая будет растекаться по сырой поверхности, выполнить всю работу, уточняя цветовые и тоновые отношения.
Ввести полутона и тени.
При первом подсыхании бумаги, работу закончить, обобщив весь натюрморт в целом.
Убрать рабочее место.

Контрольные вопросы

Какое основное качество акварельных красок ?
В чём особенность работы акварелью в технике «по-сырому» ?
Что используется в акварели в качестве белил ?

Практическая работа № 10 – 8 часов.


Тема: «Живопись натюрморта, составленного из 2 – 3 предметов с драпировкой в технике «лессировки».

Цели:

Образовательная – освоение и совершенствование навыков работы в живописи в технике «лессировки».
Развивающая – развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и тона, света, полутени и тени при выполнении живописной работы.
Воспитательная – воспитывать требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование:

Акварель (художественные акварельные краски).
Кисти (колонковые или беличьи № 5 – 18).
Бумага (специальная бумага для акварели).
Ёмкость для воды.
Карандаши, кнопки.

Краткая теория

Общие положения теории смотреть в методическом пособии для практической работы № 9.
«Лессировки» (прозрачное письмо) позволяют свету глубоко проникнуть в цветной слой краски. В восприятии цвета, полученного способом лессировки, активную роль играет основание красочного слоя. На цвет живописной поверхности значительное влияние оказывает эффект последовательного наложения прозрачных слоёв красок разного цвета. Цвет, получаемый способом лессировок, зависит не только от прозрачности слоёв наносимых красок, но и от общей толщины её слоя (плотный слой больше поглощает света, увеличивая насыщенность воспринимаемого цвета). Например, если на нижний слой красного цвета нанести прозрачный слой жёлтого цвета, то в результате поверхность живописного слоя в целом будет восприниматься жёлто-оранжевой.
Задание

Выполняется живопись натюрморта в технике «лессировки» на бумаге формата А2.
Образец практической работы № 10 см. в приложении Б.

Порядок работы

Подготовить рабочее место (прикрепить лист бумаги к мольберту при помощи кнопок, разложить краски, кисти, карандаши, поставить ёмкость с водой).
На палитре подобрать основные цветовые отношения и сделать эскиз в цвете.
Карандашом выполнить лёгкий линеарный рисунок натюрморта.
В соответствии с эскизом легко покрыть все света и полутона в натюрморте, не оставляя белых мест незакрашенной бумаги.
Дать работе подсохнуть.
Широко покрыть все полутени.
Дать работе подсохнуть.
Дальнейшая работа будет идти в полутенях и тенях, добиваясь звучности цвета и прозрачности переходов от одного слоя к другому.
Легко покрыть света, добиваясь прозрачности переходов.
Обобщить натюрморт в целом – выявить главное, подчинить второстепенное.
Убрать рабочее место.

Контрольные вопросы

1 В чём особенность работы акварелью в технике «лессировки» ?
2 Какой приём используется при выполнении широких плоскостей в натюрморте ?
3 Какой приём используется при выполнении мелких деталей ?

Практическая работа № 11 – 8 часов.


Тема: «Живопись натюрморта, составленного из 2 – 3 предметов в холодном колорите».

Цели:

Образовательная – освоение и совершенствование навыков в живописи в холодном колорите.
Развивающая – развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и тона, света, полутени и тени при выполнении живописной работы.
Воспитательная – воспитывать требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование:

Акварель (художественные акварельные краски).
Кисти (колонковые или беличьи № 5 – 18).
Бумага (специальная бумага для акварели).
Ёмкость для воды.
Карандаши, кнопки.

Краткая теория

Общие положения теории смотреть в методическом пособии для практической работы № 9.
Предметы имеют свой собственный, присущий им цвет. Например, спелые лимоны – жёлтые, апельсины – оранжевые, свежий огурец – зелёный. Природный цвет предмета виден, когда он хорошо освещён, но цвет предмета изменяется с переменой освещения и становится невидимым в темноте. Значит, свет делает предмет и его цвет видимым.
Тогда почему красное яблоко среди зелёных листьев кажется окрашенным иначе, чем тоже яблоко, положенное на жёлтую тарелку ? Дело в том, что человеческий глаз воспринимает всякое цветовое пятно не изолированно, а во взаимосвязи с цветом окружающих предметов, фоном и цветовой средой.
Кроме того общее освещение может быть холодным (пасмурный серый день) и тёплым (летний закат солнца), в зависимости от этого освещённые предметы приобретают холодный или тёплый колорит (освещённость). Сам натюрморт может быть составлен так и из таких предметов и драпировок (голубая чашка, синяя ваза, светло-голубые драпировки и т.п.), что будет выглядеть находящимся в определённом колорите, в данном случае, холодном.
Необходима специальная постановка зрения, такая, чтобы начинающий художник научился видеть, как цвет предмета выглядит в конкретных условиях освещения и соседства с другими предметами. Опытный живописец знает, что цвет предмета изменчив. На окраску предмета влияют многие факторы: освещение, цветовая перспектива, рефлексы, контрасты.
Задание

В данной работе выполняется живопись натюрморта в холодном колорите на бумаге формата А2.
Образец практической работы № 11 см. в приложении В.


Порядок работы

Подготовить рабочее место (прикрепить лист бумаги к мольберту при помощи кнопок, разложить краски, кисти, карандаши, поставить ёмкость с водой).
На палитре подобрать основные цветовые отношения и сделать небольшой эскиз в цвете.
Карандашом выполнить лёгкий линеарный рисунок натюрморта.
В соответствии с эскизом, широко покрывая плоскости на работе, взять основные цвето-тональные отношения.
Сделать полутени и тени.
Сделать света.
Обобщить натюрморт в целом – выявить главное, подчинить второстепенное.
Убрать рабочее место.

Контрольные вопросы

Как различаются между собой цвета кроме цвета и тона ?
Как определить холодный или тёплый цвет имеет предмет ?
Как меняется цвет предмета в зависимости от освещённости ?
Что такое колорит в живописи ?

Практическая работа № 12 – 8 часов.


Тема: «Живопись натюрморта, составленного из 2 – 3 предметов с драпировкой в тёплом колорите».

Цели:

Образовательная – освоение и совершенствование навыков в живописи в тёплом колорите.
Развивающая – развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и тона, света, полутени и тени при выполнении живописной работы.
Воспитательная – воспитывать требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование:

Акварель (художественные акварельные краски).
Кисти (колонковые или беличьи № 5 – 18).
Бумага (специальная бумага для акварели).
Ёмкость для воды.
Карандаши, кнопки.

Краткая теория

Общие положения теории смотреть в методическом пособии для практической работы № 9.

Задание

В данной работе выполняется живопись натюрморта в тёплом колорите на бумаге формата А2.
Образец практической работы № 12 см. в приложении Г.

Порядок работы

Подготовить рабочее место (прикрепить лист бумаги к мольберту при помощи кнопок, разложить краски, кисти, карандаши, поставить ёмкость с водой).
На палитре подобрать основные цветовые отношения и сделать небольшой эскиз в цвете.
Карандашом выполнить лёгкий линеарный рисунок натюрморта.
В соответствии с эскизом, широко покрывая плоскости на работе, взять основные цвето-тональные отношения.
Сделать полутени и тени.
Сделать света.
Обобщить натюрморт в целом – выявить главное, подчинить второстепенное.
Убрать рабочее место.

Контрольные вопросы

Какими свойствами обладают тёплые и холодные света ?
Какое свойство приобретают тени при тёплом освещении ?

Какое свойство приобретает дальний план по отношению к ближнему при тёплом освещении?
Практическая работа № 13 – 8 часов.


Тема: «Живопись натюрморта из предметов с контрастной цветовой окраской».

Цели:

Образовательная – освоение и совершенствование навыков в живописи натюрморта из предметов с контрастной цветовой окраской.
Развивающая – развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и тона, света и тени при выполнении живописной работы.
Воспитательная – воспитывать требовательность к себе, аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование:

Гуашь (художественная гуашь для живописи).
Кисти (колонковые или щетинные № 5 – 18).
Бумага (бумага типа «Ватман» или бумага для акварели).
Ёмкость для воды.
Карандаши, кнопки.

Краткая теория

Общие положения теории смотреть в методическом пособии для практической работы № 9.
Данная практическая работа выполняется гуашевыми красками.
Гуашь – это краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с вводно-клеевым связующим и примесью белил. От названия красок идёт и название вида письма в этой технике. Гуашью обычно пишут по бумаге, картону, полотну, шёлку.
Гуашь, как и акварель, разводится водой, но по своим качествам резко отличается от акварели. Её особенность заключается в том, что она лишена прозрачности. Подбирая тот или иной оттенок цвета гуаши, в краски добавляют белила. При высыхании гуашь сильно светлеет и приобретает матово-бархатистую поверхность.
Бумага для гуаши подходит тех же сортов, что и для акварели – плотная, с шероховатой или фактурной поверхностью.
Кисти могут быть беличьи, хорьковые, колонковые, щетинные, круглой и плоской формы.
У гуаши хорошая кроющая способность, лёгкая растворимость в воде, возможность работать и «по-сухому» и «по-сырому». Сложность гуашевой техники живописи заключается в том, что без достаточного опыта трудно учесть заранее, какой цвет получится при высыхании.
Сложность задания заключается в том, что методическая последовательность ведения гуашевой работы имеет свою специфику, резко отличающуюся от техники акварели. Если акварель – техника постепенного намывания цвета на белый фон бумаги, то гуашь – материал, который обладает большой плотностью и не поддаётся намыванию, а при продолжении выполнения задания и исправлении ошибок необходимо иметь в виду, что происходит резкое изменение цветовой и тональной сущности цвета. При работе надо помнить, каким был цвет до исправления и что необходимо сделать для повышения или понижения его цветовой тональности.
Живопись гуашью требует тщательной подготовки, подбора необходимого цвета на палитре (на вспомогательных листах бумаги). На основную работу наносится цвет, ранее изученный.
Теперь следует поговорить о контрастах. Эффект контрастов проявляется в том, что резко противоположные по каким-либо свойствам предметы вместе вызывают у нас качественно новые ощущения и чувства, которые не могут быть вызваны при восприятии их по-отдельности. Простой пример контраста: сопоставление белого и чёрного вызывает пространственный эффект.
Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические (цветовые). В каждом из названных видов выделяют, в свою очередь, одновременный, последовательный и пограничный, или краевой, контрасты.
Типичной ошибкой студентов является долгое вглядывание в какой-либо ограниченный цвет предмета. Эта практика неверна, т.к. при долгом рассматривании цвета предмета глаз теряет способность различать оттенки. Чтобы восстановить правильное восприятие цвета предмета, необходимо перевести взгляд на другие предметы и цвета.
Натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы, освещённости и цвета :
Начинать работу лучше с пятен предметов, имеющих яркую окраску, с их освещённых поверхностей, т.е полутонов.
Работать нужно стараться быстро и одновременно по всему листу бумаги.
Необходимо сразу определить основные цветовые и тональные отношения, не вникая пока в детали.
Краски кладите так обобщённо, чтобы в дальнейших прописках иметь возможность конкретизировать и усиливать некоторые части.

После того, как будет установлено цветовое состояние натюрморта и взаимосвязь всех элементов цветового изображения, обусловленным единством освещения, можно переходить к повторным пропискам.
Чтобы связь между предметами не нарушалась, необходимо сравнивать их по насыщенности, оттенку, светлоте. Сравнение ведут по родству взаимных признаков: тёплые с тёплыми, холодные с холодными, светлые со светлыми, тёмные с тёмными, контрастные с контрастными и т.д. При этом надо соблюдать относительную силу тона. Верно подобрать отдельный цвет краски невозможно, главное – это правильно найденные цветотональные отношения.
Последними прописками цвет доводят до требуемой силы, выявляют объём, подчёркивают необходимые детали. В завершение работы необходимо добиться цельности впечатления, обобщить некоторые нюансы цвета или дробности силуэта.
Задание

В данной практической работе на формате А2 выполняется живопись натюрморта из предметов с контрастной цветовой окраской.
Образец практической работы № 13 см. в приложении Д.

Порядок работы

Подготовить рабочее место (прикрепить лист бумаги к мольберту при помощи кнопок, разложить краски, кисти, карандаши, поставить ёмкость с водой).
На палитре подобрать основные цветовые отношения и сделать небольшой эскиз в цвете.
Карандашом выполнить лёгкий линеарный рисунок натюрморта.
В соответствии с эскизом, поэтапно, начиная с дальнего плана, выполнить всю работу, уточняя цветовые и тоновые отношения, начиная с полутонов.
Сделать собственные и падающие тени на предметах и на драпировках.
Нанести света.
Обобщить натюрморт в целом – выявить главное, подчинить второстепенное.
Убрать рабочее место.




Контрольные вопросы

В чём особенности изображения натюрморта гуашью ?
Какую роль играет эскиз натюрморта в цвете ?
С чего надо начинать прописку цветом натюрморта – с освещённых, основных средних тонов или теневых участков ?

Заключение


В каждой новой работе художник стремится к ещё большему мастерству, чувствуя, как замыслы постоянно опережают возможности. Сколько ни было бы на первых порах трудно, ищите самостоятельные решения, полагайтесь на собственные силы. Только проявляя настойчивость и терпение, изобретательность и смекалку, развивая наблюдательность и овладевая мастерством, вы будете приближаться к своим первым успехам.
Изучение литературы по изобразительному искусству, учебников по рисунку и живописи, посещение художественных выставок и музеев помогут вам расширить кругозор, приобщиться к сокровищнице мировой культуры.
Углубленное изучение натуры, освоение технических приёмов и способов выражения линий, формой и цветом, направленное на повышение качества учебных работ, лежит в основе традиционной школы русского реалистического искусства.
Литература


Кирцер Ю.М.
Рисунок и живопись. : Учебное пособие. – 2-е изд.; переработанное и дополненное. – М.: Высшая школа, 1997, - 271 с.; илл.

Заголовок 115