Методические указания к выполнению практических работ по Основам композиции, рисунка и живописи












МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению студийных работ
по дисциплине «Основы композиции, рисунка и живописи»
для студентов специальности «Дизайн».



























Рудный 2013













Методические указания включают шесть студийных заданий. Указания составлены в соответствии с программой курса «Основы композиции, рисунка и живописи». Студийные работы способствуют усвоению и закреплению теоретического материала по соответствующим разделам курса.
Методические указания предназначены для студентов специальности «Дизайн».













Для внутривузовского использования








СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Студийная работа № 1 Открытая абстрактная композиция в тоновой
растяжке от черного к белому. 5
2 Студийная работа № 2 Абстрактная композиция с проработкой декора-
тивных элементов. 9
3 Студийная работа № 3 Симметричная композиция с использованием
ритма и цвета как основных выразительных средств композиции. 11
4 Студийная работа № 4 Декоративный орнамент из стилизованных
природных форм. 14
5 Студийная работа № 5 Декоративный стилизованный натюрморт в
технике декоративной графики. 16
6 Студийная работа № 6 Декоративный стилизованный натюрморт
в технике декоративной живописи. 18
Список литературы 20
Приложние А Форма титульного листа 21

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Основы композиции, рисунка и живописи » включает раздел знаний о законах и видах композиции, цветовой гармонии, различных техниках и правилах рисунка и живописи, цветовом и линейно-пластическом языках.
Целью студийных занятий настоящего курса является ознакомление студентов с основными закономерностями композиции, привитие им профессиональных навыков работы с цветом, пятном и линией в сочетании с любой формой и любым пространством, выработка у них «образного» мышления и развитие индивидуальных, творческих возможностей каждого.
Задачи студийных заданий заключаются в развитии у студентов способности выражать творческий замысел с помощью условного языка линий, пятна и цвета, а также в умении самостоятельно превращать теоретические знания в метод профессионального творчества.
В результате изучения курса студент должен освоить основные понятия, приемы, законы и средства композиции, помогающие создавать гармоничные произведения, научиться ставить перед собой творческие задачи и находить средства для их решения.
Практический курс построен таким образом, что все основные теоретические понятия прорабатываются в упражнениях и заданиях. В связи с тем, что обучение теории композиции включает изучение основных видов формальной композиции (фронтальной, объемной, пространственной), курс содержит также цикл упражнений по изучению основных формообразующих свойств цвета, характеристик и приемов построения и выявления всех видов композиции с помощью цвета.
Дисциплина «Основы композиции, рисунка и живописи» занимает особое место в системе развития творческого мышления и художественно-проектного мастерства будущего дизайнера.
Умение составлять гармоничные композиции является предметом постоянного внимания, что обусловлено стремлением к эстетизации окружающей людей обстановки. Трудно назвать область человеческой деятельности, к которой композиция бы не имела бы никакого отношения. Этим и объясняется столь сложный и синтетический характер. Предложенная литература поможет студентам разобраться и успешно решать поставленные учебно-методические задачи.
Студийные работы оформляются на листах формата А4. Титульный лист оформляется в рукописном виде или набирается на компьютере с соблюдением полей на каждой странице: слева, сверху, снизу листа – 25 мм и справа - 15 мм, шрифт текста Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал одинарный. Абзацный отступ 1,25мм. На титульном листе указать название дисциплины, фамилию, инициалы, специальность (приложение А).
В конце работы необходимо произвести анализ полученных результатов и сделать вывод. Защита проводится на последнем часе предусмотренном на выполнение данной студийной работы.

1 СТУДТИЙНАЯ РАБОТА № 1 ОТКРЫТАЯ АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ТОНОВОЙ РАСТЯЖКЕ ОТ ЧЕРНОГО К БЕЛОМУ.

Цель работы: Рассмотреть на практике правила составления открытой абстрактной композиции и увидеть возможности простого карандаша.

Задание: Расчленить плоскость листа на условную структуру с использованием геометрических форм по ощущениям и отработать каждую деталь простым карандашом в технике штриховки с различной силой нажима для достижения различных тоновых пятен с учетом правил равновесия.

Материалы и инструменты: бумага альбомная для рисования, простой карандаш, ластик.

Указания к выполнению задания:
На отдельном листе выполняются 3-4 поисковые зарисовки членения выбранного формата с помощью различного вида линий, кругов, треугольников, квадратов и т.д.
Наиболее удачный поисковой вариант переносится в увеличенном виде на формат А4 и разрабатывается тоновое решение отдельных элементов с помощью простого карандаша.
Композиция (сочинение, составление, расположение - лат.) - объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.
Абстрактная композиция это отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы (одни линии, точки, пятна, плоскости и т.д Произведения строится на соподчинении с главным центром всех менее значительных элементов построения.
Существует различие композиций по расположению содержания относительно рамки плоскости – это открытая и закрытая композиции. Открытая композиция, такое изображение, которое дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости, а закрытая – это такая композиция в которой все изображаемые детали строго укладываются в определенные рамки плоскости, не уводя наше внимание за ее пределы.
Всегда нужно стремиться к устойчивому зрительному равновесию всех компонентов композиции в различных ее направлениях - вверх и вниз, вправо и влево, по диагонали. И композиция должна быть гармоничной с любого положения, в любом повороте - переверните свою композицию верх ногами, или на 90 градусов, она должна также приятно просматриваться, без какого- либо намека на дискомфорт. И проще считать, что геометрический центр композиции находится на пересечении диагональных линий или немного выше, именно в этом месте глаз после просмотра самой композиции, какая- бы она ни была, в конечном итоге останавливается и находит "отдохновение", успокаивается имено в этом месте, даже если на нем нет никакого предмета. Это условное место. И гармоничной композицией считается та, когда больше не требуется ни вносить новых элементов, ни убирать какой- либо из нее. Все участвующие в целостной композиции действующие "лица" соподчинены одной общей идее. Приступаем к тоновой проработке.
Все цвета во всем их многообразии делят на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. Группа ахроматических цветов включает цвета белый, черный и серый. Глаз человека может различить до 200 ахроматических оттенков (серых тонов).
Ахроматический ряд, который содержит определенное число ступеней, в равной степени отличающихся одна от другой по светлоте, называют равноступенным. В ахроматическом ряду в соответствии с рисунком 1.1, состоящем из девяти ступеней, средний цвет находится в середине, разделяя все цвета на две группы: светлые и темные. Этот серый средний цвет является самым спокойным, нейтральным; соответствующую эмоциональную окраску приобретают и композиции, где он участвует.


Рисунок 1.1 - Равноступенный ахроматический ряд тонов

Для образования гармонии необходимы, как минимум, три тона. Широко известна гармония трех серых тонов, которые при помещении их в ахроматический ряд располагаются на одинаковых интервалах один от другого. Равноступенные гармонии серых тонов создают ощущение спокойствия, уравновешенности, подчас даже некоторого однообразия. Неравноступенность же серых тонов, которая раньше считалась дисгармонией, ныне рассматривается как вполне допустимый, более того – зачастую необходимый способ их гармонизации, благодаря которому усиливается экспрессивность светлотных отношений.
Согласованность элементов композиции должна соответствовать закону соподчинения (один элемент должен доминировать, подчиняя себе остальные). Доминирование одних элементов над другими достигается различными способами, в том числе контрастным звучанием тона, жесткостью обрисовки некоторых форм элементов, экспрессивной выразительностью пластических форм и другими. Можно сказать, что в данном случае в той или иной форме проявляется закон трехкомпонентности в ахроматических композициях.



Рисунок 1.2 - Трехтоновая ахроматическая композиция (белый, темно-серый и черный)

Известно, что условием любого изображения на плоскости является заметность пятен и форм, которая, прежде всего, зависит от их относительной светлоты и уже затем от площади, ими занимаемой, а также от резкости и жесткости контурных очертаний.
Именно пятна и образуют в первую очередь рисунок формы элемента.
Если один из элементов (черный или белый) играет обычно главную роль в композиции, то другие, наоборот, лишь поддерживают, дополняют и развивают основную тему в соответствии с рисунком 1.3.
На ритмическое и пластическое движение пятен в композиции художник должен обращать основное внимание.



Рисунок 1.3 - Ахроматическая композиция

Главное условие – пропорциональные отношения площадей, занимаемых каждым тоном. Это может достигаться двумя способами.
Отношения площадей строятся на принципе одинаковости, то есть все три тона занимают зрительно одинаковые площади. В данном случае композиция тонально статична, наиболее уравновешенна.
Отношения площадей строятся на принципе соподчиненности. Необходимо, чтобы разница в площадях, занимаемых каждым тоном, была четко воспринимаемой. Например, такое распределение, когда один тон занимает примерно половину всей площади, другой – примерно одну треть (32%) и третий – примерно 18%, обеспечивает ясное соотношение этих площадей, тональную собранность; по существу, мы имеем здесь отношение, близкое к пропорциям золотого сечения. На рисунке 1.4 представлена композиция, в которой каждый из цветов (белый, черный и серый) занимает примерно одинаковые площади – имеем принцип статики. Динамическое состояние в композиции обеспечивается сближением серого цвета с черным – имеем динамический контраст. Понятно, что такое сближение способствует активизации белого цвета. В результате белый узор доминирует. Динамичность композиции усиливается, кроме того, асимметричностью форм, характером ритмического движения мотивов.


Рисунок 1.4 - Ахроматическая композиция
Художнику в поисках различных тональных решений целесообразно на первом этапе использовать мотивы геометрические, и совсем не обязательно, чтобы эти мотивы были четких правильных форм, поскольку излишняя тщательность выполнения рисунка композиции невольно отвлекает от решения главной задачи.

Контрольные вопросы:
Что такое композиция?
Какая композиция считается гармоничной?
Какая композиция называется абстрактной?
Какая композиция называется открытой?
Дать определение тон, светлота, насыщенность?





СТУДИЙНАЯ РАБОТА №2. АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ С ПРОРАБОТКОЙ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.

Цель работы: Познакомиться с орнаментом как декоративным элементом. Научиться пользоваться декоративными элементами в композиции.

Задание: Расчленить плоскость листа по ощущению и заполнить отдельные элементы декоративным орнаментом.

Материалы и инструменты: бумага альбомная для рисования, карандаш, ластик, черная гелевая ручка.

Указания к выполнению задания:
На отдельном листе выполняются 3-4 поисковые зарисовки членения выбранного формата с помощью различного вида линий, кругов, треугольников, квадратов и т.д. Выполняются 5-6 поисковых орнаментальных мотивов и элементов.
Наиболее удачными найденными декоративными элементами с помощью черной гелиевой ручки заполняется увеличенная композиционная зарисовка на отдельном листе А4.
Орнамент является одним из выразительных средств оформления любой композиции. Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека, подчас пробуждая у него неосознанные чувства, связанные с генетической памятью, вызывают цепочки ассоциаций. Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление. Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения. Орнамент (от лат. ornamentium украшение) узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения. Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный (или вещный). Все орнаменты условно можно разделить на изобразительные и неизобразительные (геометрический, символический).
К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. Элементы геометрического орнамента: линии прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур. В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная.
К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика). Ритмическая организация это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте. Мотив часть орнамента, его главный образующий элемент. Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.
Раппорт минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 2.1 – Понятие мотива и рапорта.
Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.
В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

Контрольные вопросы:
Что называют орнаментом?
Какие виды орнамента существуют?
Что такое ритм?
Какие виды ритма существуют?
Что такое раппорт?


СТУДИЙНАЯ РАБОТА №3 СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РИТМА И ЦВЕТА КАК ОСНОВНЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОМПОЗИЦИИ.

Цель работы: познакомиться с гармоничными сочетаниями цветов их психофизиологическими ассоциациями и научится строить симметричные композиции.

Задание: Составить 2-3 эскиза из геометрических форм симметричной композиции с использованием ритма и цвета для выражения определенной ассоциации(звонкое, глухое, сладкое, кислое, легкое, тяжелое и т.д.).

Материалы и инструменты: бумага альбомная для рисования, карандаш, ластик, краски гуашевые, белила, кисти, палитра.

Указания к выполнению задания:
Поиск интересных симметричных композиций, поиск интересного цветового сочетания подходящий заданной ассоциации.
Выбранная композиция переносится на лист А4 и выполняется подходящими цветами.

Симметрия с давних времен считалась одним из канонов красоты, так как она обеспечивает равновесие композиции, является одним из важных средств в достижении единства и художественной выразительности. Симметрия в переводе с греческого означает соразмерность. Элементы композиции должны правильно располагаться относительно плоскости или центра. Симметрия является наиболее ярким и наглядно выраженным свойством композиции. Абсолютной симметрии и асимметрии в природе практически не существует.
В симметрии очень широк диапазон возможностей и аспектов художественной выразительности. Придавая композиции торжественность, равновесие и порядок, симметрия не мешает в то же время выражению экспрессии и динамике формы. При повороте фигуры вокруг центра, оси или плоскости симметричные элементы полностью совмещаются друг с другом.
Существуют несколько видов симметрии: наиболее простой вид симметрии зеркальный основывается на равенстве двух частей, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая линия, которая делит такую композицию пополам, называется осью симметрии. Другой тип симметрии осевая симметрия связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой элемент может неоднократно совмещаться сам с собой. Осевая симметрия встречается реже. Характерной разновидностью является винтовая симметрия, которая получается в результате винтового движения точки или линии вокруг неподвижной оси.
Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. Гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их уяснить, надо изучить образование цветов. Для этого используют цветовой круг, который представляет собой замкнутую ленту спектра.
Выделяют 4 группы цветовых сочетаний:
Монохромные - цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе.
Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3-4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый.
Монохромные сочетания часто используют в вышивке одежды (например, на голубом фоне вышивают нитками темно-голубыми, голубыми и белыми), декоративных салфеток (например, на суровом полотне вышивают нитками коричневыми, светло-коричневыми, бежевыми), а также в художественной вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени.
Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.
Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый).
Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.
Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.
Контрастные цвета. Диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.
Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При соприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их.
Разные цвета и их сочетания по-разному воспринимаются человеком, вызывают самые разнообразные ассоциации и чувства. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом.
Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:
- весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые);
- температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие);
- осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные);
- пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие);
- акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие...);
- вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые);
- возрастные (детские, молодежные, стариковские);
- сезонные (весенние, летние, зимние, осенние);
- этические (мужественные, сентиментальные, смелые);
- эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические);
- культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры  от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).
Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет.


Контрольные вопросы:
Какие основные виды композиции существуют ?
Что такое симметрия?
Что такое ассимметрия?
Что такое цветовая гармония?
Что такое цветовая ассоциация?















4 СТУДИЙНАЯ РАБОТА №4 ДЕКОРАТИВНЫЙ ОРНАМЕНТ ИЗ СТИЛИЗОВАННЫХ ПРИРОДНЫХ ФОРМ.

Цель работы: Познакомиться со стилизацией природных форм до упрощенного мотива орнамента.

Задание: Выполнить стилизацию животного, используя упрощение и геометризацию форм (3-4 варианта). Из наиболее удачного составить ленточный орнамент и выполнить его в цвете учитывая правило гармоничного сочетания цветов.

Материалы и инструменты: бумага альбомная для рисования, карандаш, ластик, краски гуашевые, белила, кисти, палитра.

Указания к выполнению задания:
Творческий поиск интересных форм, путем стилизации существующих форм животного мира;
Сотавление орнамента из найденного элемента посредством ритмического повторения деталей;
Цветовая проработка орнаментальной полосы.
Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времен и как метод художественного творчества достигла очень высокого уровня в древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с геометрическими линиями и узорами очень часто использовались стилизованные с высокой художественностью и вкусом объекты флоры и фауны: ветви, листья, цветы, плоды, фигурки животных. В наши дни орнаментальные композиции с элементами стилизации находят широкое применение в настенных росписях, лепных и резных украшениях, вышивке, расцветке тканей.
При создании декоративных композиций чаще всего используется метод творческой стилизации. Более удачным названием этого важного художественного метода могло бы быть не стилизация, а интерпретация, которое более точно передает сущность и особенность этого творческого процесса: художник смотрит на объект, интерпретирует его и эмоционально передает так, как он его чувствует, ощущает. Другими словами, он как бы заново создает этот натуральный объект, но уже в виде художественного символа. При этой интерпретации лучше всего следовать творческому принципу триады: «познать, оценить и улучшить». Цель творческой стилизации в декоративно-прикладном искусстве создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративностъ, и стоящего над природой, реальными объектами окружающего мира. Основные общие черты возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции. простота форм, их обобщенность и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность. В первую очередь декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения все лишнее, второстепенное, мешающее четкому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.
Высшей формой отказа от изображения несущественных реалистических деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистический образец в окружающем мире, и абстракция, не имеющая такого образца, воображаемая (беспредметная) абстракция.
Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается все ненужное, лишнее и второстепенное. Например, для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира, речных и морских берегов, гор, холмов и т. д.) используются самые характерные и наиболее яркие их особенности и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда искажаются с целью создания абстракции.
Контрольные вопросы:
Что такое стилизация?
Понятие абстрактной стилизации?
Что такое ритм?
Какие существуют виды ритма?
Какие виды стилизации вы знаете?

5 СТУДИЙНАЯ РАБОТА №5 ДЕКОРАТИВНЫЙ СТИЛИЗОВАННЫЙ НАТЮРМОРТ В ТЕХНИКЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ГРАФИКИ.

Цель работы: Научиться стилизовать предметы быта, фрукты и овощи, а также составлять из них натюрморт и заполнять его декоративным орнаментом.

Задание: Выполнить натюрморт, используя стилизованные предметы быта, овощи и фрукты с заполнением всех его частей декоративными элементами.

Материалы и инструменты: бумага альбомная для рисования, карандаш, ластик, черная гелевая ручка, тушь, кисть.

Указания к выполнению задания:
Творческий поиск интересных вариантов натюрморта (3-4 эскиза), перенос выбранного варианта на лист А4, заполнение отдельных частей декоративными элементами.
Натюрморт - в переводе с французского на русский язык означает "мертвая натура", то есть что-то неодушевленное. В натюрморте изображают различные предметы, которые окружают нас в жизни. Это могут быть предметы быта, например, посуда, инструменты. Или то, что даёт нам природа - фрукты, овощи, цветы. Очень часто в натюрмортах соединяют и предметы быта, и дары природы.
Как самостоятельное явление в искусстве он сформировался в конце ХVII века в Голландии. Именно голландцы поставили натюрморт в один ряд с такими жанрами изобразительного искусства как пейзаж, портрет, историческая картина.
А вот «декоративный натюрморт» - явление сравнительно новое, появившееся в конце ХIХ начале ХХ века, в эпоху зарождения волны самых разнообразных направлений. Это время художественных экспериментов с цветом, формой, пространством, увлечение поиском разнообразных фактур.
Слово “декор” в переводе с лат. означает – украшать. Декоративными принято называть натюрморты, основным предназначением которых является украшение чего-либо, как правило, интерьера Предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на декоративном – форма различных предметов самая разнообразная, т.е. предметы стилизованные, их форма упрощенная.
Для декоративного натюрморта характерно условное изображение реальной постановки, он исключает ряд постановочных задач реалистического изображения таких как: отображение воздушного пространства, формы, материальности. Условностью также является плановость изображения. В декоративном натюрморте важная роль отводится линии, контуру, их движению и взаимодействию с пятном. Важным является также использование подходящих по массе и форме орнаментов, узоров как  аппликативной составляющей декоративного натюрморта. Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация предметов, их формы. Что такое стилизация? Это декоративное объединение предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не означает обеднить ее, а  опустив малозначащие детали, подчеркнуть самые выразительные качества предмета. Усложнение формы строится за счет введения декоративного орнамента, отсутствующего в натуре. Художник может стилизовать предмет в любой степени; отход от натуры бывает очень значительным. Цветы, кувшин, фрукты можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Сильный отход от натуры, преобразованный до геометрических форм, называется абстракцией.
Контрольные вопросы
Что такое натюрморт?
Что такое декоративный натюрморт?
В чем основные отличия декоративного и натуралистичного натюрморта?
4 Роль орнамента в декоративном натюрморте?
Методы стилизации?




























6 СТУДИЙНАЯ РАБОТА №6 ДЕКОРАТИВНЫЙ СТИЛИЗОВАННЫЙ НАТЮРМОРТ В ТЕХНИКЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ.

Цель: Научиться выполнять стилизацию предметов быта, компоновать их в натюрморт и выполнять в технике декоративной живописи.

Задание: Выполнить натюрморт, используя стилизованные предметы быта, овощи, фрукты или цветы. Композицию можно организовать используя добавление одного цвета, высветленного или затемненного из теневых рядов сочетаемых цветов, а можно использовать разные светлотные отношения.

Материалы и инструменты: бумага альбомная для рисования, карандаш, ластик, краски акварельные, гуашевые, белила, кисти, палитра.

Указания к выполнению задания:
Творческий поиск интересных предметов и их сочетаний в натюрморте, перенос выбранной композиции для цветового решения на формат А4, цветовое решение натюрморта в технике декоративной живописи.
В цветном декоративном натюрморте на первый план выступает цветовая композиция, в которой цвета решают условную задачу заранее продуманного колорита, построенного на нюансе,  контрасте, монохромии. Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация предметов, их формы, цвета, тона. . В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов, надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно используются не более 3-х цветов, путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.
Основное выразительное средство декоративной живописи - цвет - своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности декоративной живописи. В произведениях декоративной живописи он образует цельную систему - колорит. Цветовая композиция это - система расположения и взаимоотношения пятен цвета, обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения декоративной живописи частью его художественной структуры.
Условно различаются два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной живописи характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, чёткие и ритмичные линии; в современной декоративной живописи встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), которые раскрывают зрителю определенную логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости.


Контрольные вопросы
Что такое Цветовая композиция?
Какие два типа живописного изображения?
Что такое декоративная живопись?
Что такое калорит?
Что такое цветовая гамма?
Что такое цветовая растяжка?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для вузов/ Г.М. Логвиненко. – М.: Владос, 2005. –144 с.
2. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция: учеб. пособие для ву-
зов/ К.Т. Даглдиян. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. –312 с.
3. Устин, В.Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика/
В.Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 256 с.
4. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. пособие/ В.Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 240 с.
5. Ибрайшина, Г.К. Основы построения двухмерной композиции: учеб. пособие для студ. вузов/ Г.К. Ибрайшина. – Алматы: Лем, 2008. – 154 с.
6. Божко, Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования: учебник /Ю.Г. Божко. – Киев: Высшая школа, 1991. –245 с.
7. Степанова, А.П. Перспектива: учеб. пособие/ А.П. Степанова, М.С.Корга. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 144 с.
8. Маккэлэм, Г.Л. Декоративные орнаменты и мотивы. Справочник: [ пер. с англ.]/ Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 384 с.































13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915











Рисунок 2