ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Новое тысячелетие, новый век-это не только изменение в календаре, это качественно иные вызовы, на которые современное общество должно быстро и адекватно реагировать. Сегодня очевидно ускорение темпов развития цивилизации, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни.
Можно утверждать, что нынешнее поколение людей живет в постоянном и быстро меняющемся мире, темп изменений ускоряется, и эти изменения очень сложно прогнозировать. Поэтому модернизация образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но также важнейшее условие выживания каждого человека, страны, человечества в постоянно изменяющихся непредсказуемых условиях.
В этой связи правомерен вопрос: какими качествами должен обладать человек, что бы быть конкурентно способным и успешным в сегодняшнем мире? Каким должно быть образование, чтобы подготовить детей к жизни в изменяющихся условиях.
Основная сложность реализации новых стандартов и разработки современных образовательных программ – это, с одной стороны, удовлетворение насущных потребностей населения в образовательных услугах, а с другой – ориентация на идеальную модель человека будущего.
Сегодня наша страна – это общество потребителей, поэтому успех часто понимается как материальное благосостояние, достижения высокого социального статуса. Скорее всего, это – закономерно. Понятия скромности, честности, совести, служения Отечеству перестали быть позитивными характеристиками. Общество потребителей пропагандирует успех любой ценой. Человек становиться ненасытным потребителем, все более изощренно преобразовывающим мир, борцом за собственное благополучие в жесткой борьбе. Иногда человеку не хватает жизни, чтобы осознать – насколько разрушительными становятся устремления, когда они превращаются в самоцель.
Мировой системный социально – экономический, политический, духовный и экологический кризис поставил человечество на грань выживания. Поэтому оптимистический прогноз развития цивилизации связан с построением гуманистической модели человека, интегрированного в национальную и мировую культуру. И каким бы утопичным этот портрет не казался – важно, чтобы этот идеал был определен и воспринят, педагогическим сообществом и родителями детей.
Ключевые слова в представлении идеального портрета человека будущего: грамотность, созидание, саморазвитие, открытость, понимание, любовь, радость, здоровье, совесть, ответственность. При этом надо иметь ввиду, что содержание этих понятий наполнились новыми смыслами. Так, сегодня мы понимаем грамотность не только как умение читать и писать, но и как умение разбираться в ситуациях разного типа на основе привитых норм деятельности и жизненного опыта.
Поэтому сейчас происходит переоценка не только системы общественных отношений, но и существенные изменения в системе дошкольного образования. Её преобразование и развитие в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями и, в первую очередь, - внедрение в практику дошкольной образовательной организации новейших научно – педагогических достижений в области управления.
Содержание и значение управления персоналом.
Стержень любой организации – работающие в нем люди, которыми необходимо управлять.
Управление – целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники. Она включает в себя разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Персонал – это основной (штатный) состав работников организации.
Управление имеет объект и субъект.
Элементы, на которые направлена эта деятельность – объект управления (персонал).
Направитель управленческой деятельности – субъект управления, которым может быть отдельный человек или группа людей (руководитель или кадровая служба).
Управленческий труд относится к категории умственного труда, его сложность обуславливается несколькими обстоятельствами:
Масштабами, количеством и структурой решаемых проблем;
Степенью новизны принимаемых решений;
Степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.
Процесс управления осуществляется в соответствии с определенными правилами. Например: научность в соответствии с элементами искусства. Помимо глубоких знаний от руководителя требуется опыт, владение искусством межличностного общения, креативность и толерантность.
Технология управления персоналом охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров:
наем, отбор и прием персонала;
деловую оценку персонала при приеме и аттестации;
профориентацию и трудовую адаптацию;
мотивацию трудовой деятельности персонала и его использования;
организацию труда и соблюдение этики деловых отношений;
управление конфликтами и обеспечение безопасности персонала;
обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров;
управление поведением персонала в организации;
управление социальным развитием кадров;
высвобождение персонала.
Профессиональные качества руководителя.
Профессионально важные качества личности управленца – это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности. Проблема определения универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческого ранга, весьма актуальна, т.к. её исследование позволит значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя.
К началу 50-х годов XX в. было проведено более ста исследований, направленных на выявление индивидуальных характеристик, позволяющих человеку проявлять себя хорошим руководителем практически в любом виде деятельности. При обобщении данных было установлено, что чаще всего выделяются следующие черты:
интеллект как способность решать сложные и абстрактные проблемы;
осознание потребности к действию и существующие мотивы;
уверенность в себе, высокая самооценка компетентности и уровня притязаний.
В более поздних работах в результате изучения успешных руководителей и организаторов, в т.ч. в системе образования, Л.И. Уманский (1980) обозначил следующие профессионально важные свойства личности руководителя:
практически-психологическая направленность ума – овладение знаниями и умениями в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач;
психологический такт – наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми;
общественная энергичность – способность личности заряжать своей энергией организуемых людей;
требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
критичность – способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.
Три последних свойства он также объединяет в целостное образование, называемое эмоционально-волевой воздейственностью руководителя.
Выделяются такие свойства личности, как склонность к организаторской деятельности, потребность в данной деятельности и проявление чувств при ее выполнении. При этом отмечается, что из всех указанных свойств выделяется организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как «питательная почва», обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевым воздействием на членов коллективов.
Руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству. От него требуется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему необходимо разбираться в мотивах поведения людей, а также знать факторы, лежащие в основе поведения коллективом. Взаимное соответствие деятельности и личности руководителя характеризуется определенной динамикой. Проблема проявления и формирования качеств личности руководителя в его деятельности рассматриваться в непосредственной связи: деятельность эта тоже существенно модифицируется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих.
Осуществление управленческих функций в системе образования связано в первую очередь с управлением персоналом, являющимся основным ресурсом организации, работающей на рынке образовательных услуг. Менеджмент персонала включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия на человека, как члена коллектива, т.е. все то, что входит в понятие социальных человеческих технологий.Менеджмент персонала базируется на системе ценностей, носителями которых являются профессионалы, работающие в организации, и характеризуется определенным потенциалом – совокупностью возможностей и объемом применяемых трудовых ресурсов, их структурой и уровнем использования.
Управление персоналом, нацеленное на самосовершенствование, обеспечивает расширение возможностей образовательного учреждения. И, наоборот, если руководитель в системе образования и его подчиненные сегодня умеют делать только то, что делали вчера, то завтра, возможно, позиции образовательного учреждения на рынке услуг будут утрачены.
Менеджмент персонала формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включает их в процесс коллективной трудовой деятельности, поэтому его задача – расширение возможностей персонала, содействие его развитию, обучению и росту, включая продвижение сотрудников на основе планирования и развития карьеры. Исходя из основных задач управления в системе образования, можно определить наиболее значимые черты и свойства успешного руководителя. Профессионально важными из них ля управления в системе образования являются:
способность к стратегическому планированию, гибкость и интуиция, лежащие в основе формирования стратегии развития организации, её экономической политики, а следовательно, и методов управления персоналом;
способность полностью реализовывать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки кадров и справедливых санкций. В системе образования менеджмент должен учитывать необходимость удовлетворения потребности в признании, поддерживать и способствовать развитию и самореализации сотрудников;
способность формировать коллектив и психологическую атмосферу в нем, адекватную профессиональной ситуации;
выработка организаторских и коммуникативных свойств в связи с особенностями профессиональной педагогической деятельности. К ним относятся: уверенность в себе, инициативность, воля и решительность, готовность выслушивать мнения других, коммуникабельность и коммуникативная компетентность. Однако, необходимо помнить о недопустимости так называемого обратного делегирования, когда сотрудник, видя доброжелательное и молчаливое расположение руководителя, пытается переложить на него свои большие и маленькие проблемы. Важное значение для успешного руководителя в системе образования имеет стремление к саморазвитию в контактах и общении и любознательность.
Самосовершенствование и творческий рост – залог успеха руководителя в организации и окружающем мире, в которых непрерывно меняются как сами люди, так и условия их деятельности;
Развитие самообладания и самоконтроля. Члены коллектива (подчиненные, коллеги) неодинаково воспринимают ситуацию, в которой они оказываются и где по-разному удовлетворяются их потребности и ожидания. Различия могут привести к противоречиям, несогласию между людьми, возникновению конфликтной ситуации. В этом случае руководителю необходимы самообладание и самоконтроль, т.к. согласно своей роли он находится обычно в центре конфликта.Таким образом, анализ выполняемых менеджером функций, ролей, а также видов активности позволяет заключить, что менеджерам необходима социально-психологическая компетентность, под которой подразумевается:
Способность понимать самого себя (что предполагает осознание собственных мотивов, возможностей в сфере общения, поведенческих актов);
Способность понимать других людей (что предполагает понимание потребностей, мотивов других людей, их особенностей поведения, используемых психологических защит);
Способность понимать взаимоотношения людей (что означает способность адекватно воспринимать ситуацию общения, складывающиеся в процессе общения, осознавать собственное влияние на процесс общения, понимать причины возникающих трудностей);
Способность прогнозировать межличностные ситуации (что невозможно без развития всех вышеописанных способностей, а также требует знаний о помехах взаимопонимания и использования конструктивных коммуникативных приемов.Проблемы управления качеством и новые подходы к их решению.
Проблема качества образования является наиболее дискуссионной в теории и практике дошкольной педагогики. Пособий по управлению качеством дошкольного образования крайне мало, в литературе по менеджменту школы даются малоэффективные для дошкольного образования рекомендации. В связи с этим мы попытались изучить представления самих дошкольных работников о качестве и результатах своей работы. Из общего числа опрошенных воспитателей, 49% считают, что результатом их образовательной деятельности является всестороннее, гармоничное развитие ребенка; 18% определяют результата образования в дошкольном учреждении как готовность ребенка к школе; 15% считают, что целью образования дошкольника являются конкретные знания, умения и навыки; 2% связывают итоги своей работы с выполнением образовательной программы и еще 2% видят целью своей работы результаты диагностики; в 14% случаев воспитатели затруднились ответить на поставленный вопрос. С определением качества дошкольного образования дела обстоят еще сложнее. Здесь затруднились ответить на вопрос 40% воспитателей. Все это лишний раз подтверждает необходимость уточнения понятий и детальной разработки проблемы качества дошкольного образования.
На сегодняшний день ФГОС ДО предъявляет новые требования к ожидаемым результатам общего образования, что обуславливает новое содержание и способы управленческой деятельности руководителей дошкольных Организаций.
ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.Модернизация системы образования, введение ФГОС способствуют изменению содержания, усложнению функций, условий деятельности современных дошкольных образовательных организаций (далее ДОО). Что влечёт за собой значительные изменения организационного аспекта управления, усложняет деятельность руководителя, появляется потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-управленческой деятельности.
Потребности общества в дошкольном образовании отражает соответствующая политика государства. Сегодня правительство Воронежской области ставит перед нами достаточно определенные задачи, рассматривая дошкольное образование «как источник развития человеческого, кадрового потенциала региона». Направляя финансовые ресурсы в систему дошкольного образования, расширяя его доступность, органы исполнительной власти хотели бы иметь постоянное подтверждение социальной и экономической целесообразности вложения средств в развитие дошкольного образования. Иными словами, хотели бы иметь четкое представление о результатах нашей работы и их улучшении. И это вполне нормальное явление. Другое дело, насколько мы (специалисты системы дошкольного образования) при отсутствии стандарта результатов способны дать внятную и доказательную оценку качества образования, которое осуществляется в детских садах области?
Потребности родителей в дошкольном образовании отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами; от места жительства семьи до уровня ее материального благосостояния. Отсюда и разная оценка качества, разное понимание «хорошего» дошкольного образования. Одних устраивает просто питание и наличие каких-либо занятий с детьми. Другим необходимы особые условия, определенный перечень и даже объем знаний, которыми должен овладеть ребенок. Но всем без исключения родителям хочется иметь как можно меньше проблем при переходе ребенка к следующей ступени образования, хочется, чтобы ребенок был подготовлен к обучению в школе. Следовательно, родителям необходимо видеть конкретные результаты образовательной работы ДОУ с детьми.
Потребности школы, учителей в образовании ребенка в дошкольный период вызывают особые проблемы. В последние годы образовался огромный разрыв между требованиями школы и предлагаемыми услугами детского сада. Причем этот разрыв характерен, в первую очередь, для городских образовательных учреждений.
Требования школы к первокласснику (в настоящее время – шестилетнему дошкольнику!) невероятно выросли, хотя с переходом на четырехлетнее обучение можно было бы ожидать снижения «планки». И мы все понимаем, что эти завышенные требования к ребенку не всегда оправданы, а порой и просто вредны. У большинства детей наблюдаются признаки утомления, ухудшения эмоционального состояния, невротизация. Сокращается время двигательной активности, продолжительности дневного сна, игровой деятельности. Исследования лаборатории гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН показали, что значительная доля – свыше 41% детей 6 – 7 лет – функционально не готовы к обучению в школе, причем большую часть среди них составляют мальчики (48,6% против 28,6% девочек). Несоответствие условий обучения и учебной нагрузки возрастным возможностям ведет к резкому ухудшению состояния здоровья дошкольников. Врачи отмечают, что уже в дошкольном возрасте у 15 – 20% детей наблюдаются хронические заболевания. У большинства шестилеток отсутствует «внутренняя позиция школьника», не сформирована учебная мотивация, а от них требуется произвольное поведение для выполнения заданий, не вызывающих у них интереса. Шестилетний ребенок по своим психологическим и физиологическим показателям остается дошкольником, следовательно необходима специальная подготовка педагогов, работающих с такими детьми. Нет сомнения в том, что массовые школы в большинстве своем не готовы к обучению шестилетних детей. В них отсутствует соответствующая предметно-развивающая среда, необходимая для детей этого возраста.
Таким образом, одна из ключевых задач в решении проблемы качества дошкольного образования заключается в разработке соответствующего стандарта результатов. С учетом возрастных особенностей дошкольников мы полагаем возможным одновременное наличие стандарта условий осуществления образовательного процесса как государственных гарантий охраны физического и психического здоровья ребенка в образовательных учреждениях.
Проблема управления образованием как на микроуровне (детский сад, школа, гимназия, лицей), так и на макроуровне (отдел образования района, департамент образования города, области) в отечественной литературе разработана односторонне. Вместо новых технологий развития системы образования за счет более эффективного использования ресурсов наибольшей адаптации системы к сложившемуся рынку образовательных услуг, усиления интеграции и слаженности действий всех структур системы дошкольного образования современная научно-методическая литература в основном предлагает традиционные, уже устаревшие подходы.
В связи с этим выделим принципиальные моменты в подходе к управления в системе образования, в целом, и в системе дошкольного образования, в частности.
Во-первых, в поиске выхода из затянувшегося кризиса системы образования нужно не просто опираться на уже сложившиеся в науке подходы к управлению, но и систематически усиливать их научными достижениями в области менеджмента и маркетинга.
Во-вторых, используя разработки теории менеджмента и маркетинга, необходимо смелее адаптировать их к особенностям функционирования именно ОУ, в частности заимствовать не только их поведенческие и социально-психологические аспекты, но и деятельность, связанную с ориентацией каждого учреждения (ДОУ, школы или вуза) на постоянное увеличение прибыльности и эффективности.
В-третьих, учитывая специфику статуса учреждений образования, необходимо четко определить отношение управленцев к понятию прибыль в образовательном учреждении. В частности, понятие максимальная прибыль должно означать не столько большие дивиденды для собственника (именно в этом смысле ОУ не может приносить прибыль), сколько развитие каждой отрасли дела до наивысшей степени совершенства, обеспечивающее постоянный характер реализации этой прибыли. Точно так же «максимальное благосостояние для каждого занятого в предприятии работника должно означать не только более высокое вознаграждение по сравнению с обычно получаемым людьми его профессии, но наивысшую доступную ему степень производительности».
В-четвертых, сфере образования необходимо стимулировать внедрение принципиально новой технологии, дающей возможность развивать образовательные системы не только за счет вложения дополнительных средств в развитие учреждения или структуры, но, прежде всего, за счет более рационального использования всех имеющихся ресурсов.
В-пятых, насущной задачей сферы образования должно стать использование современных разработок по теории и практике маркетинга для формирования специфического маркетингового подхода к организации деятельности, требующего от любого учреждения, структуры и системы жесткой ориентации на запросы клиентов (применительно к ДОУ – на запросы детей и их родителей). Данный подход позволит обеспечить каждому учреждению возможность наилучшей адаптации к постоянно меняющемуся рынку образовательных услуг.
Какие же возможности применения основ классического менеджмента и маркетинга имеются в практике современной системы дошкольного образования?
К настоящему времени в науке обобщен и переработан многолетний опыт комплексной рыночной деятельности, выявлены основные этапы и черты развития рыночных отношений, их закономерности, определены методики проведения маркетинговых исследований, их значение, пути и средства разработки и проведения на рынке товаров и услуг. Однако большинство этих вопросов применительно к рынку образовательных услуг в современной литературе рассмотрено недостаточно глубоко.
Управление качеством воспитательно-образовательного процесса, по сути, является основным предметом управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования. Однако и по этому вопросу отмечается недостаток специальной литературы. Более того, накопленный опыт менеджмента здесь фактически не используется. И это притом, что в условиях резкого снижения наполняемости ДОУ из-за невысокого качества обучения в них (зачастую дети, закончившие детский сад, ни по уровню обученности, ни по степени готовности к школе не превосходят своих сверстников, не проходивших регулярного обучения) на первый план выходит задача борьбы за клиента.
В сложившейся теории менеджмента качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии, организацию производства, маркетинг и др. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Проанализировав нынешний уровень разработанности вопросов управления качеством образовательного процесса, наиболее интересной представляется разработанная модель управления качеством образования, которая включает цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции (рисунок 1).
Первый этап модели управления качеством дошкольного образования на основе процессного подхода – изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляются не только актуальные, но и перспективные потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров ДОУ. Результат этапа – сформулированный перечень требований потребителей услуг, т.е. социальный заказ.
На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности ДОУ, исходя из требований социального заказа родителей, с опорой на информацию об образовательных услугах, оказываемых другими ДОУ, учреждениями дополнительного образования, входящим в территориальную образовательную систему.
В соответствии с выбранной миссией и основными целями на третьем этапе планируются и выбираются образовательные программы и технологии. Программа развития и воспитания – необходимый стержень в работе ДОУ.
Изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг
Выбор основных целей и направлений деятельности ДОУ
Планирование образовательных программ и технологий
Создание предметно-развивающей среды
Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации
Первичная диагностика индивидуальных возможностей воспитанника
Организация воспитательно-образовательного процесса
Текущий контроль воспитательно-образовательного процесса
Итоговая диагностика воспитанников
Отслеживание дальнейшей деятельности выпускников

Рисунок 1
На четвертом этапе решается задача обеспечения воспитательно-образовательного процесса (финансового, материально-технического, учебно-методического, нормативно-правового). Решению проблем создания предметно-развивающей среды способствуют новые подходы к формированию структуры помещений, их свободной планировке, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов предметно-развивающей среды.
Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации – пятый этап системы управления качеством образования в ДОУ. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по количественным и качественным показателям результативности обучения и воспитания в сравнении с исходным уровнем подготовки и развития детей. Особенно важна динамика профессионализма педагогов, так как большую роль в увеличении кадрового ресурса играет сам детский сад, использующий разные формы методической и организационной работы: методические объединения, творческие, проблемные группы, взаимодействие коллег, участие в работе методических семинаров города, ресурсного центра, педагогических мастерских и т.д.
Шестой этап – первичная диагностика индивидуальных учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, склонностей, потребностей, уровня физического развития, необходимая для определения его оптимальной образовательной траектории. Первичную диагностику уровня развития проводит профессионально подготовленный психолог, привлекая к ней и педагогов ДОУ. Работу по оценке физического развития детей проводят руководитель физического воспитания и медицинский персонал ДОУ. Данные первичной диагностики используются в дальнейшем для определения динамики результатов воспитательно-образовательного процесса.
Основной седьмой этап модели управления качеством дошкольного образования – организация воспитательно-образовательного процесса. Уже отмечалось, что система управления качеством направлена на организацию развивающего, личностно-ориентированного образования. Цель развивающего образования, ориентированного на каждого ребенка, - не усвоение знаний, умений и навыков в строго заданном объеме, а развитие ребенка. Учитывая такую особенность содержания дошкольного образования, как отсутствие жестко очерченной предметности, целесообразно опираться на интегративный подход к его построению. Кроме того, используется такая закономерность, как взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разнообразной детской деятельности: развитие математических представлений в процессе рисования; приобретение навыков чтения в игре в магазин; амплификация образовательного материала во все возрастные периоды.
В предлагаемой модели данный компонент основной. Все предыдущие и последующие действия направлены на подготовку, обеспечение, реализацию и корректировку содержания воспитательно-образовательного процесса.
Восьмой этап – текущий контроль воспитательно-образовательного процесса. Чтобы управлять не формально, а реально, принимать правильные научно обоснованные решения, администрации ДОУ необходимо иметь фактические данные о ходе этого процесса. Такую обратную связь выполняет контроль в разных его формах и методах (способах, средствах), обеспечивающий непрерывность и цикличность управления образовательной системой и предупреждение потерь, несоответствий и нерациональных действий, т.е. применение цикла совершенствования – «планируй – действуй – проверяй - внедряй».
После определения причин недостатков разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению, которые направлены на улучшение обеспечения воспитательно-образовательного процесса, совершенствование подготовки педагогических кадров, форм и методов воспитания и обучения.
По завершении воспитательно-образовательного процесса проводится итоговая диагностика воспитанников, т.е. девятый этап модели. Об эффективности педагогического процесса позволяют судить результаты итоговой диагностики воспитанников: отслеживание социального, познавательного и физического развития. Сравнением данных итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами определяется степень достижения целей педагогического процесса.
Анализируя соответствие (или несоответствие) желаемых и достигнутых результатов образования и эффективность воспитательно-образовательного процесса, можно определить причины, препятствующие реализации намеченного. После выявления причин разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению. На данном этапе эти мероприятия направлены на коррекцию программ и технологий.
Завершающий, десятый, этап – отслеживание жизнедеятельности выпускников. Это возможно через установление прочных связей со школой и родителями. При этом внимание акцентируется на анализе характера адаптации детей, уровня успеваемости, коммуникативной культуры и т.д. данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленных целей, миссии требованиям социальных заказчиков. На основе анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин несоответствий. Они должны быть направлены на корректировку основных целей и направлений деятельности ДОУ.
Таким образом, разработанная модель управления качеством дошкольного образования содержит 10 основных компонентов, имеет три обратные связи, что способствует адекватному реагированию построенной системы на внешние изменения и постоянному внутреннему самосовершенствованию.
Предлагаемая модель обеспечит повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом, что соответствует задачам современной образовательной политики.