Конспект урока по русскому языку 3-4 класс (урок в малокомплектной школе)
Русский язык (урок в малокомплектной школе) Учитель: Копытова Л.П.
Тип урока: открытие новых знаний.
Место урока в системе уроков: вводный урок.
Педагогические технологии: проблемное обучение, технология развивающего обучения, игровая деятельность, здоровьесберегающие технологии.
.
4 класс 3 класс
Тема: Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить. Тема: Написание суффикса -ок – после шипящих.
Цель: ознакомить с правописанием суффикса –лив- у прилагательных. Цель: ознакомить с написанием суффикса –ок- после шипящих у существительных.
Задачи: 1.Формирование умения у обучающихся грамотно писать суффикс –ли- у прилагательных.
2.Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в группах, парах.
3. Воспитание уважительного отношения к мнению другого. Задачи:1. Формирование умения у обучающихся грамотно писать суффикс –ок- после шипящих у существительных.
2.Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в группах, парах.
3.Воспитание культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха.
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас гости. А когда в семье гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. И мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. И будем продолжать исследование его тайн.
-Назовите орфограммы в записи даты (Тринадцатое марта. Классная работа).2. Словарная работа.
На доске словарные слова, в которых первая буква пропущена. Давайте прочитаем эти зашифрованные слова. (Дети называют слово, а учитель вставляет букву).(Слова написаны на доске). Суббота, улица, фамилия, футбол, иней, картина, сапог.
-Кто прочитал зашифрованное слово? (суффикс)
-Как вы думаете , зачем мы взяли это слово на урок? (Это слово связано с темой урока).
Запишите словарные слова в тетрадь.
3.Актуализация знаний.
(Открываю на доске поезд.)
-Что необычного видите на доске?
(Поезд).
-Как по другому называют поезд?
(Состав).
-Что входит в состав поезда?
(Вагоны).
-А на уроках русского языка, где встречается слово состав?
(При изучении состава слова).
Сегодня наши вагоны будут называться по-особому. А как, вы узнаете, ответив на вопросы.
(На доске вывешен поезд, пустые окна вагончика заполняются ответами.)
1). Перед корнем есть часть слова,
Слитно пишется она
И при помощи той части
Образуются слова (приставка).
2). Эта главная часть основы, общая часть однокоренных слов (корень).
3).После корня он стоит,
Перед окончанием
Его я если заменю,
Другое слово получу (суффикс).
4). На конце любого слова
Эту часть найдет наш Вова
Изменяемая часть
С другим словом держит связь (окончание).
Эти знания вам помогут выполнять следующее задание.
4.Постановка проблемы.
Работа в группах (карточки).
4 класс 3 класс
больной
морской
доверчивый
задумчивый
стена кормушка
волна зверек
шажок жучок
крючок дружок
Вставьте буквы в слова. Разберите эти слова по составу.
-В какой части слова вы вставляли буквы? ( В корне безударный гласный и в суффиксе).
-Как проверяли безударную гласную в корне? (Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать родственное слово так, чтобы безударная стала ударной).-А в суффиксе, как вы проверяли гласную? (Не смогли проверить!).
-Так какая цель урока в 3 классе и в 4 классе?
4класс. Объяснить написание суффикса –чив- у прилагательных.
3класс. Какая буква пишется в суффиксе после корня, который оканчивается на шипящий?
Физминутка.
1). Если вы услышите прилагательное, то сделайте хлопок над головой, существительное- приседание с вытянутыми вперед руками, глагол – круговые вращения головой.
Здоровое, богатырское, бегать, движения, крепкий, прыгает, режим, правильный, плавают.
5. Открытие новых знаний.
4 класс 3 класс
Самостоятельная работа.
Выполнив упр.99стр.96 вы сможете объяснить написание суффикса –чив- у прилагательных. Проведите самостоятельно исследовательскую работу.
Работа с учителем.
1.Откройте обратный словарь на –ок-. Среди этих слов найдите те, в которых суффикс –ок- идет после корня, оканчивающегося на шипящий. Выпишите 3 слова. Поставьте в них ударение, подчеркните букву шипящего, выделите суффикс.
Снежок
бережок
пирожок
Покажите, как образованы эти слова.
Снег/ж+ок=снежок
Берег/ж+ок=бережок
Пирог/ж+ок=пирожок
Откройте словарь на –чок-. Выпишите только одушевленные существительные (3 слова).
Казачок
судачок
паучок
Выделите суффикс. Покажите , как образованы эти слова.
Казак/ч+ок=казачок
Судак/ч+ок=судачок
Паук/ч+ок=паучок
Ответьте на 2 вопроса. Куда падает ударение во всех словах? Какая буква пишется в суффиксах после корня, который оканчивается на шипящий?
Какую закономерность вы обнаружили? Можете сказать правило? (Летучая мышь стр.98).
Свое мнение подтвердите правилом и выполните упражнение 59стр.54 в тетради.
Работа с учителем.
Запишите на доске 2 слова: улыбчивый, обидчивый. Разберите эти два слова по составу. Какой общий суффикс есть в этих словах? Он ударный или безударный? Как проверить гласную в суффиксе -чив-? (Написание суффикса –чив- нужно запомнить). Придумайте и запишите два прилагательных с суффиксом –чив-. Самостоятельная работа.
6. Развитие умений.
-Ребята, вы наверное, читали сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Если не читали, то прочитайте, она интересная и очень поучительная. Главный герой Витя Перестукин не хотел учиться, из-за этого он попадал в сложные ситуации. Нам по электронной почте прислали его работы по русскому языку. Давайте их проверим.
4 класс 3 класс
Смеластьмалиновый
задумчивый
неряшлевыйболотистый
доверчевыйРычажок хомячеккрючексветлячок
творожек пустячок
клочоккружек
зрачек рожок
морячокпустячек7. Обобщение.
Почему в слове доверчивый в суффиксе пишется гласная буква и? ( Написание суффикса –чив- нужно запомнить).
Почему в слове крючок в суффиксе пишется гласная о? (В суффиксах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий пишется буква о, если суффикс стоит под ударением).
8.Домашнее задание.
Составить диктант для Вити Перестукина по изученной теме.
9.Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке .
10.Отметки.