«Назывные предложения», урок русского языка в 8 классе


Класс: ___8____
Дата проведения урока: ___24 ноября 2011 год___
«Назывные предложения»
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала
Цели:
Дать понятие назывного предложения;
Формировать умения:
Находить назывные предложения;
Определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях, пользоваться в описании для обозначения места и времени;
Выразительно читать назывные предложения;
Развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращения к образцовым текстам художественного слова.
Методы:
Постановка проблемного вопроса;
Организация обсуждения материала;
Эвристическая беседа.
Оборудование: тексты на партах.
План урока:
Организационный момент;
Приветствие и сообщение цели урока;
Объяснение новой темы;
Обобщающее повторение и анализ предложений;
Самостоятельная работа.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент
Сообщение темы урока
Объяснение новой темы.
Слово учителя
(приложение № 1)
Работа с текстом.
Слово учителя.
Слово учителя
Закрепление материала.
Индивидуальная работа (приложение № 2)
Работа в парах
Итог урока
Домашнее задание (приложение № 3)
Выставление оценок за работу в классе Добрый день! Сегодня на уроке мы познакомимся с видом односоставного предложения, узнаем, какова роль назывных предложений и рассмотрим сферу их употребления.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Назывные предложения».
Чтение стихотворения Афанасия Фета «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…»
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Лев Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».
Давайте запишем первую строфу стихотворения.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
Назовите грамматическую основу предложения.
Какие предложения называются назывными?
Назывные предложения – односоставные предложения, которые имеют один главный член - подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. С частицами ВОН, ВОТ предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью точно и кратко рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.
Как вы думаете, почему эти предложения именуются как назывные?
Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространёнными. Сравните предложения: Вечер. – Морозный вечер. Второе предложение распространено определением.
Упражнение 226
Работа по карточкам. Прочитайте, найдите назывные предложения. Запишите их, подчеркните главный член предложения, укажите, какой частью речи он является.
Составить небольшой рассказ по фотоиллюстрации, используя назывные предложения.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чем отличаются односоставные назывные предложения от двусоставных?
Для чего нужны назывные предложения?
Где используются назывные предложения?
& 25 Упражнение 228 + индивидуальное задание Слушают
Запись в тетрадь
Слушают
Запись в тетрадь 1 строфы стих-яПроверка работы. У доски один ученик.
Слушают.
Отвечают, что эти ПП называют предмет.
Слушают.
Устно
Запись назывных предложений. Самостоятельно
Работа в парах. Запись предложений с чтением вслух.
Устно
Слушают
Приложение № 1

***
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
А.Фет
Приложение № 2
Карточка 2
Проанализируйте текст. Найдите назывные предложения, подчеркните подлежащее.
Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь тёмно-синих вод.
(К.Ваншенкин)
Карточка 1
Проанализируйте текст. Найдите назывные предложения, подчеркните подлежащее.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждым чарам чёрный челн.
(К.Бальмонт)

Карточка 4
Проанализируйте текст. Найдите назывные предложения, подчеркните подлежащее.
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
(Б.Пастернак)
Карточка 3
Проанализируйте текст. Найдите назывные предложения, подчеркните подлежащее.
Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая берёзовая роща.
Редкий лес на берегу реки.
(Д.Кедрин)

Карточка 6
Проанализируйте текст. Найдите назывные предложения, подчеркните подлежащее.
Теплынь. Глубокий, но пологий овраг. По оврагу бежит ручей. На дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали – края земли и неба.
(И.Тургенев)
Карточка 5
Проанализируйте текст. Найдите назывные предложения, подчеркните подлежащее.
Последний день июля месяца. Кругом родной край. Ровной синевой залито всё небо. Лишь одно облако плывёт, тает. Безветрие.
(И.Тургенев)

Приложение № 3
Спишите, подчёркивая грамматическую основу предложений. Укажите назывные предложения.
Степь.
Луна.
По-над речкою юрта.
Полог поднят.
Кизяк задымил…
Мир кочевья,
Родного уюта,
Где я не жил…
И вроде бы – жил!
Тень мою угловатую тонко
Тусклый свет на ковре удлинил.
Недопел я, -
Спросила сестрёнка,
Словно сам у себя я спросил:
Почему на домбре не играю?
Почему я по-русски пою?..
(Б.Каирбеков)

ГУ «Областная специальная школа-интернат для детей с девиантным поведением»
Урок по русскому языку
в 8 классе
«Назывные предложения»
Дата проведения: 24 ноября
Подготовила и провела:
Чечурина Наталья Вячеславовна
учитель русского языка и литературы
II категории
г. Серебрянск
2011- 2012 учебный год
Самоанализ урока
по русскому языку в 8 классе
Тема: «Назывные предложения» от 24 ноября 2011 года
Тип, структура урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
По развитию устной и письменной речи;
Валеологии (смена деятельности);
Особенности учебной деятельности: активность, осознанность, системность;
Психологические особенности школьников с ДП.
Исходя из этого, были поставлены цели урока:
Формировать у учащихся понятие «назывные предложения»;
Формировать умение выразительного чтения назывных предложений;
Развивать эстетический вкус через обращение к литературе.
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:
В начале урока была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые им понадобятся для изучения новой темы;
Был создан побуждающий диалог – мотив для изучения учебного материала;
Организована работа по закреплению нового материала.
Основные формы работы: индивидуальная, парная.
При построении урока пользовалась принципами:
Научности
Наглядности
Активности
Доступности
Системности
Последовательности
Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны методы:
Проблемные – наглядно-иллюстративный материал;
Контроля – карточки для индивидуальной работы;
Наглядные – карточки для работы в парах (фотоиллюстрации).
На уроке проводилась работа:
По расширению словарного запаса учащихся;
По овладению умениями и навыками устной и письменной речи;
По синтаксическому анализу назывных предложений.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
Учитель русского языка и литературы II категории
Чечурина Наталья Вячеславовна