Родительское собрание в 6 классе на тему Межличностные отношения в классе


Родительское собрание «Межличностные отношения в классе»
Цель: Обратить внимание родителей на формы и стили общения школьников. Разобраться в тонкостях межличностных отношениях между детьми.
Материалы: презентация, карточки-задания, силуэты варежек, фломастеры, ручки.
Ход собрания
Слайд 1. Добрый день уважаемые родители! Я очень рада, что вы, не считаясь с собственным временем, приходите на родительские собрания и готовы принимать активно обсуждение в каких либо вопросах связанных с проблемами воспитания наших детей.
Слайд 2. Тема нашего собрания «Межличностные отношения в классе».
Слайд 3. Тема выбрана не случайно, т.к. в данный момент пока существует данная проблема – проблема межличностных взаимоотношений и поэтому, сегодня совместными усилиями мы должны постараться разобраться в тонкостях межличностных отношений между детьми, т.е. ответить на ряд простых вопросов:
От чего они зависят?
На основании чего они выстраиваются?
К чему они приводят, т.е. каков результат благоприятных межличностных отношений в классе, или какова обратная сторона этих отношений.
Слайд 4. Рано или поздно ребенок оказывается среди сверстников, поэтому ему приходится опытным путём изучать межличностные отношения в детском коллективе и учиться зарабатывать себе авторитет. Некоторые дети совершенно спокойно адаптируются в любом новом обществе.
Слайд 5. Но, к сожалению, далеко не всем детям дан от природы такой дар общения. Многие испытывают трудности в процессе адаптации, а порой и оказываются в роли мишени для выхода агрессии со стороны сверстников (своеобразный «мальчик для битья»).
РЕБЕНОК НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВ
Слайд 6. Достаточно завестись в классе одному, скажем так, вредному ребенку – и нездоровая атмосфера травли обеспечена. Такие дети испытывают потребность самоутверждаться за счет других: кого-то обижать и унижать, настраивать одних детей против других (типа «Против кого дружить будем?») и т. д. В результате страдают самые уязвимые их одноклассники: доброжелательные, не привыкшие к направленному против них насилию.
Слайд 7. Если вы чувствуете, что в школе у вашего ребенка возникли проблемы со сверстниками, проведите с ним работу и расскажите о нехитрых приемах «психологического айкидо». Что нужно объяснить ребенку, чтобы он встретил сложные ситуации во всеоружии и вышел из них с достоинством?
1. Конфликты неизбежны.
Слайд 8. В жизни интересы людей неминуемо сталкиваются, поэтому нужно спокойно и философски относиться к возникающим между ними спорам, стараясь прийти к консенсусу (то есть к взаимовыгодному согласию). Со своей стороны нужно по возможности не нарываться на конфликт (не быть назойливым, не ябедничать и не жадничать, не хвастаться и не задаваться).
2. Понравиться всем невозможно.
Слайд 9. Как говорил Остап Бендер: «Я не червонец, чтобы всем нравиться». Внушите ребенку, что его необязательно должны все любить и не стоит пытаться всем непременно понравиться. Тем более недопустимо заискивать перед более авторитетными детьми и пытаться завоевать их уважение с помощью подарков, уступок и «подлизывания».
3. Всегда защищаться!
Слайд 10. Ребенок должен знать, что агрессии нельзя безропотно уступать: если его обозвали или стукнули, надо обязательно дать сдачи. Христианская позиция непротивления «если тебя ударили по щеке – подставь другую» в детском коллективе неминуемо обрекает ребенка на травлю.
4. Сохранять нейтралитет.
Слайд 11. Идеальный вариант – иметь со всеми ровные отношения. Поэтому лучше всего не поддерживать бойкоты и не становиться на чью-то сторону в спорах. Необязательно делать это демонстративно: можно найти благовидный предлог («мне надо на занятия», «я не вправе вмешиваться в дела других).
 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Слайд 12. Как правило, если у ребенка действительно не ладится контакт со сверстниками, одними беседами тут не обойдешься. Родители должны еще на начальном этапе предпринять все возможные меры, чтобы ребенок вписался в социум. Поговорите с учителями о проблемах своего ребенка и сделайте их своими союзниками.
Сделайте так, чтобы ваш ребенок внешне не очень выделялся среди других.
Постарайтесь сами обеспечить ребенку общение с одноклассниками (приглашайте их в гости, отдайте ребенка в кружки и секции, не игнорируйте общеклассные мероприятия и т. д.).
Если ребенок страдает нерешительностью и не умеет быстро реагировать в сложных ситуациях, можно дома прорепетировать их в виде ролевой игры («у тебя отбирают вещи», «тебя дразнят» и т. п.) и разработать тактику поведения.
 «ДЕТИ САМИ РАЗБЕРУТСЯ»
Слайд 13. Существует мнение, что взрослым не следует вмешиваться в дела детей: якобы ребенок должен сам научиться решать свои проблемы. Это справедливо далеко не для всех ситуаций. Во-первых, ребенок должен всегда чувствовать вашу моральную поддержку. Во-вторых, вам же будет спокойнее, если у него войдет в привычку делиться с вами своими переживаниями. Даже если вы не станете лично вмешиваться в какую-либо сложную ситуацию, вы сможете подсказать ребенку, как ему поступить.
 «Я СВОЕГО РЕБЕНКА В ОБИДУ НЕ ДАМ»
Слайд 14. Что делать, если ребенка обидели сверстники и вам известно, кто это сделал? Казалось бы, самый простой путь – пойти и восстановить справедливость: самому наказать обидчиков. Ребенок узнает об этом и получит моральное удовлетворение. «Я хороший, они плохие». Только вот принесет ли такая тактика пользу? Не лучше ли попытаться решить проблему в корне: объяснить ребенку, что он может сделать для того, чтобы подобная ситуация не повторилась. Тогда в следующий раз он уже сможет самостоятельно справиться с обидчиками.
«ГЛАВНОЕ – ВЫУЧИТЬ ПРИЕМЫ»
Слайд 15. Родителям мальчиков всегда хочется, чтобы их дети были «настоящими пацанами» и могли постоять за себя с помощью кулаков. Можно и нужно отдать мальчика в спортивную секцию, чтобы он изучил боевые приемы, но надо объяснить ему: он изучает их вовсе не для того, чтобы всякий раз использовать. Приемы самообороны  могут дать ребенку уверенность в себе, но параллельно с этим вы должны научить его решать конфликты конструктивными способами, оставляя кулачные аргументы на крайний случай.
 ВИДЫ АГРЕССИИ И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ
Слайд 16-19. Есть несколько основных типов межличностных отношений в детском коллективе:
Типы МО Характеристика Что делать родителям?
Игнорирование На ребенка не обращают внимания, как будто его нет. Его не учитывают при каких-либо распределениях ролей, ребенок никому не интересен. Ребенок не знает телефонов одноклассников, никто не зовет его в гости. Он ничего не рассказывает о школе Поговорить с классным руководителем, попытаться самому наладить контакт с детьми (свести их со своим ребенком)
Пассивное неприятие Ребенка не принимают в игру, отказываются сесть с ним за одну парту, не хотят быть с ним в одной спортивной команде. Ребенок неохотно идет в школу, приходит с занятий в плохом настроении Проанализировать причины (почему ребенка не принимают) и постараться ликвидировать их. Действовать через учителей
Активное неприятие Дети демонстративно не желают общаться с ребенком, не учитывают его мнения, не слушают, не скрывают презрительного отношения. Иногда ребенок вдруг резко отказывается идти в школу, часто плачет без причины Поговорить с учителями. Обратиться к психологу. Перевести ребенка в другой класс (или в другую школу).
Травля Постоянные насмешки, ребенка дразнят и обзывают, толкают и бьют, отнимают и портят вещи, запугивают. У ребенка появляются синяки и ссадины, часто «пропадают» вещи и деньги Отдать его в кружок, где он сможет максимально проявить свои способности и быть на высоте. Обратиться к психологу. Срочно перевести ребенка в другую школу!
На первый взгляд,  данная информация кажется настолько банальной, но, тем не менее, каждый из вас наверняка задумался и попытался какие-то факты соотнести со своим собственным ребенком, и наверняка некоторые моменты, которые только что были озвучены, имеют место быть.
Слайд 20. Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.
Ребенок:
неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
возвращается из школы подавленным;
часто плачет без очевидной причины;
никогда не упоминает никого из одноклассников;
очень мало говорит о своей школьной жизни;
не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ "МОЙ КЛАСС"
Слайд 21- 29. Анкета «Мой класс»
В нашем классе:
а) большинство ребят хорошие;
б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные;
в) большинство ребят неприятны мне.
Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?
а) да; б) мне все равно; в) нет.
Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?
а) да; б) не уверен; в) нет.
Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего класса?
а) да; б) не знаю; в) нет.
Оцени, насколько нравится тебе твой класс:
1 балл — совсем не нравится;
2 балла — не нравится;
3 балла — и нравится и не нравится;
4 балла — нравится;
5 баллов — очень нравится.
Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?
а) хорошо; б) равнодушно; в) плохо.
Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоем классе помогает?
а) да; б) не замечал; в) нет.
Оцени, насколько дружный у вас класс:
1 балл — cовсем не дружный;
2 балла — недружный;
3 балла — когда как;
4 балла — дружный;
5 баллов — очень дружный.
Летом или после окончания школы захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоей группы и встречаться с ними время от времени?
а) да; б) нечто среднее; в) нет.
Слайд 30. Ошибка родителей – «Зачем ему эти одноклассники, я своих не вспоминаю и мне хорошо». Одноклассники, может и не нужны, а где же он научиться общению, если не в школьном коллективе.
ТЕСТ «ДЕТЕЙ ВОСПИТЫВАЮТ РОДИТЕЛИ. А РОДИТЕЛЕЙ?».
Слайд 31. Мы не должны забывать с вами о том,  что мы должны делать, и что вы все без исключения делаете – это воспитываете своих детей. Но напрашивается вопрос – а кто занимается воспитанием родителей?
Внимательно прослушайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания.Считайте только ответы «могу».
Слайд 32-33. Можете ли вы:
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
Посоветоваться с ребёнком невзирая на его возраст?
Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребёнка?
Рассказать  ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?
Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?
Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить?
Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?
Слайд 34. Если вы ответили «Могу» на 8-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе.
  Слайд 35. Согласитесь, что именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития  и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу.
Слайд 36. Общаясь с родителями школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся ситуацию в классе.
Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.
Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей. Слайд 37.  
Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.
В исследованиях В.М. Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых школьников  заключаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (например, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравнению с окружающими).
Слайд 38. Иногда родители бывают, правы – в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие. В ситуации когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку.
Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего. Слайд 39.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНКА ОТВЕРГАЮТ.
Слайд 40. Проблема отвергаемых детей – это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.
Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.
В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и так далее. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
Слайд 41. Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения, например, можно предложить ребёнку вместо того, чтобы начинать плакать и выбегать из класса, посмотреть в глаза обидчику и спокойно спросить: Ну и что?- или начать смеяться вместе с ним. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают. Постарайтесь обеспечить ребёнку общение с одноклассниками вне школы. И самое главное – окажите поддержку своему ребёнку
Слайд 42. К сожалению, мы слишком часто даём какую-либо оценку поступкам и словам своих детей, порой даже не замечая этого.
Активный ребёнок - Вечно ты вертишься, бесишься! Ты ведь никогда не можешь посидеть молча.
Если ребёнок тих и не стремится к общению с окружающими, мы переживаем, что ему будет трудно заводить друзей, он будет одинок.
Ребёнок говорит что-то, не соответствующее нашему настроению, мы резко обрываем: «Опять ты говоришь глупости!»
Приклеивая ярлыки, мы убеждаем ребёнка, он именно такой: неуверенный, неусидчивый, глупый. Ребёнок сначала неосознанно, а затем и сознательно начинает строить своё поведение, исходя из предписанной ему взрослым роли.
Слайд 43. Главное - уметь принимать своего ребёнка (застенчивого, эмоционального по сравнению с другими) таким, какой он есть.
Если родители никак не проявляют своих тёплых чувств (развод родителей, ссоры между ними), то ребёнок винит себя в этом и думает, что он никому не нужен и его никто не любит. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащищённости, а, следовательно, и неуверенности в себе.
«Мы любим тебя всегда, чтобы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться на тебя!»
Слайд 44. Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения со своим ребёнком по- иному.
Закончить наше родительское собрание хотелось бы притчей:
ПРИТЧА «НЕБОЛЬШАЯ РАЗНИЦА»
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
- Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
-Я счастлив сообщить тебе радостную весть- ты переживёшь всех своих родных.
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.
- Ведь ты сказал ему, то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?- спрашивали они.
На что последовал ответ:
-Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать.