Конспект урока по русскому языку на тему: Простые и сложные предложения (4 класс)
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: Простые и сложные предложения
Цели:
-Актуализировать знания о простом и сложном предложении;
-о способах соединения простых предложений в сложное предложение;
-о постановке запятой в сложном предложении.
Ход урока:
Орг.момент-Здравствуйте ребята. Тихо сядут девочки, тихо сядут мальчики.
(Уч-ся занимают свои рабочие места)
Актуализация знаний
Словарная работа
Пожалуйста, горизонт, багаж, лестница, восток, огород, шоссе, самолет, вокруг, потом, Красная площадь, кровать.
Минутка чистописания
Мм
Ма, мы, муМарина, мяч, муха
Работа над словарным словом
У.-Запишите в словарик слово прекрасный, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
У.-Выясните значение слово прекрасный по толковому словарю.
У.-Составьте словосочетание с этим словом в разных значениях. (Прекрасная дама, прекрасный друг)
У.-Древнейшее значение этого слова – красивый. С помощью приставки пре-, имеющей значение «очень», образовалось слово прекрасный. Теперь в слове прекрасный выделяют только корень и окончание.
Самоопределение к деятельности
У.-Прочитайте и сравните 2 предложения:
1.Солнце встало и осветило окрестность.
2.Солнце встало, и окрестность озарилась светом.
У.-Чем похожи предложения?
О.-В них одна и та же мысль.
У.-Чем они отличаются?
О.-Во 2 предложении стоит запятая, а в 1 нет.
У.-Как вы думаете почему?
У.-Найдите грамматическую основу в 1 предложении
У.-Какую роль играет в этом предложении союз и?
О.-Объединяет однородные члены предложения
У.-Найдите грамматическую основу во 2 предложении
У.-Какую роль играет союз и?
О.-Соединяет 2 части сложного предложения
У.-Как вы думаете, какая тема урока?
О.-Простое и сложное предложение
Работа по теме урока
У.-Открываем учебник на с. 36. Упр.49
У.-Прочитайте выразительно поэтические строки
У.-Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении.
О.-Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.
У.-Сколько предложений в этом отрывке?
О.-2
У.-Какие эти предложения? Сложные или простые?
О.- 1 предложение простое, в нем одна грамматическая основа, а 2 предложение сложное, в нем 2 грамматические основы.
У.-Подчеркните грамматические основы предложения.
У.-С помощью чего простые предложения объединяют в сложные?
О.-С помощью интонации, между ними ставится запятая
У.-Какие предложения считаются простыми?
О.-В простом предложении одна грамматическая основа
У.-Какие предложения считаются сложными
О.-В сложном предложении 2 и более грамматических основ.
(Выполняем упр.51)
Упр.51 с.36-37
У.-Прочитайте предложения
У.-С помощью чего простые предложения объединяют в сложные?
У.-Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении?
О.-Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.
У.-Сравните свои наблюдения с выводом в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обрати внимание!»
У.-Объясните написание слов с пропущенными буквами.
(Запись любых 2-ух предложений под диктовку)
У.-Читаем рубрику «Обрати внимание!» на с.37
Работа по карточкам
Отметьте галочкой сложные предложения.
Вариант 1
Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.
Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.
Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник.
Солнце сияло, но не грело.
Вариант 2
Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом.
На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись.
Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.
В дуплах старых осин располагаются ночные птицы и запасливые белки.
(Проверка)
Итог урока
У.-Какая была тема нашего урока?
У.-Какие предложения называются простыми?
У.-Какие предложения называются сложными?