Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме Природная зона — тундра
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Тундра» Цели: формирование представления о природной зоне тундре.
Задачи:
познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека;
воспитывать мотивацию к учению, прививать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.
Формируемые УУД:
Познавательные: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекать нужную информацию.
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Регулятивные: формулировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала.
Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.ХОД УРОКА
I. Организационный момент.II. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
– Какой раздел мы изучаем на уроках окружающего мира? (Природа России)
Да, велика страна, в которой мы живем. Далеко протянулась она с севера на юг. На её территории имеются разные природные зоны.
С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке»? (Зона арктических пустынь).
Что вы узнали об этой зоне?
А).Графический диктант.
Учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».
Учитель. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
Территория Арктики не имеет коренного населения.
В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.
Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».
Б). Работа в парах:
Карточка 1.
Вставьте пропущенные слова.
Арктика — это район Земли, примыкающий к ________________________. Это огромное пространство ________________________океана. Острова, которые относятся к этой зоне:__________________________________________________
/Северному полюсу; Северного Ледовитого; Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля/.
Карточка 2.
Вставьте пропущенные слова.
Солнце направляет на зону Арктики _________лучи. Зимой в Арктике _____________. Дуют ________, бушует _________. Температура опускается до ___________градусов. Летом в Арктике ______________.
/Косые; полярная ночь; ветры, пурга; -60; полярный день/.
Карточка 3.
Вставьте пропущенные слова.
На островах прямо на голых камнях встречаются ____________. Также приспособились к жизни на камнях__________ и ________________________. В толще воды, не покрытой __________, большое количество _________________.
/Лишайники; мхи, полярные маки; льдом, водорослей/.
Карточка 4.
Животных арктической зоны кормит __________. Морскими водорослями питаются ___________, а ими__________. На скалистых берегах собираются _____, __________ и _________. Все звери — прекрасные пловцы. От холода их защищает ____________. На тюленей охотятся _______________.
/ Море; рачки, рыбы; чайки, кайры, гагарки; слой жира; белые медведи.
В). Сообщение уч –ся .
III. Самоопределение к деятельности.
Новая природная зона приглашает нас-
Снова в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Загадку нужно разгадать .Где, скажите, повсеместно Поселилась мерзлота?Ночь полярная полгодаИ неделями пурга?Где у нас суровый климат,Девять месяцев зима,И свирепые ветра?Кто ответит дети мудро,Как зовётся зона?.. (Тундра) (картинка с ребусом)
Назовите тему нашего урока. Перед вами лежит план изучения зоны. Пользуясь им сформулируйте цели работы на уроке.
Что вы знаете о данной природной зоне? Определите область своего знания на лесенке успеха.
IV. Работа над новой темой.
Работая над темой урока мы будем в парах заполнять таблицу . Посмотрите на план. С чего начнём изучение зоны? (с географич. положения). Рассмотрите карту природных зон, прочитайте текст на карточке. Что вы можете сказать о географ. положении тундры? Заполните таблицу.
1.Расположение на карте. Тундра протянулась с запад на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.
2. Климат.
Каков же климат тундры? Посмотрите небольшой фрагмент фильма и сделайте вывод о климате данной зоны. Заполните таблицу.
Суров климат тундры: зима продолжается7 -8 месяцев, а лето короткое и холодное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбирает снежинки на мелки иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота.
Как вы поняли, почему в тундре много болот и озёр?
Опыт:
-Скажите, одинаковые ли эти ёмкости? (Да)
-Как вы думаете, что должно произойти, если полить воду? (Земля впитает воду)
Детям предлагается налить одинаковое количество воды в ёмкости.
-Что произошло в первом горшочке? (3емля впитала воду)
-Почему вода осталась во второй ёмкости на поверхности? (Ответы детей)
-Может ей что - то мешает просочиться внутрь? (Раскапывается земля, дети видят стекло)
Рассказ учителя:
В тундре за длинную и холодную зиму, земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять небольшой верхний слой, воде мешает просочиться сильно промёрзшая земля. Поэтому образуются болота.
3. Растительный мир. «Ботаники»
Поработайте с текстом учебника стр.88.
Ответьте на вопросы:
1.Какие растения можно встретить в зоне тундры?
2. Как они приспособились к жизни в тундре?
(Показ слайдов).
В тундре растут мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель — пища северных оленей растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква — стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
4.Животный мир. «Зоологи»
Работа с учебником стр.86- 87,88 -89.
Рассмотрите иллюстрации, прочитайте текст учебника и ответьте на вопросы:
1.Какие животные обитают в тундре?
2.Как животные тундры приспособились к суровым условиям?
Животный мир в тундре очень своеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище. Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек. Постоянно живут в тундре куропатка, белая сова, лемминги, песцы, дикий северный олень, волки.
6. Основные занятия людей .Экологические проблемы. «Экологи»
Прочитайте текст на стр. 90 -92.Ответьте на вопросы:
1.Назовите основные занятия людей.
1.Какие экологические проблемы существуют в зоне тундры?
2.Как охраняют природу тундры?
Основное занятие коренного населения тундры — оленеводство. Ведётся добыча полезных ископаемых — нефти и газа.
Разрушается поверхность почвы гусеницами тракторов и вездеходов, гибнут растения. Местность загрязняется нефтью во время её добычи. Незаконная охота — браконьерство. Оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.
7. Охрана природы. Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные — белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.
2.Этап урока: физкультминутка. Технология проведения: учитель называет утверждение. Если оно относится к тундре, то учащиеся поднимают руки вверх, встают на носочки.если не относится, то приседают
Утверждения:
Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей. /да /
Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. /да /
В тундре нет коренного населения. /нет /
Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя. /да /
Растения тундры высоко тянутся к солнцу. /нет /
В тундре добывают нефть и природный газ. /да /
3. Выполнение заданий в рабочей тетради ( 5 минут).
Учащиеся выполняют задание 4 на стр. 44 в рабочих тетрадях, определяют какие экологические проблемы отражают знаки и подписывают их. После предлагают меры охраны природы, которые могут помочь в решении этих проблем.
V. Подведение итогов урока, рефлексия.Обратитесь к нашей таблице. Что вы узнали на уроке о зоне тундры? Отметьте себя на лесенке успеха.
Домашнее задание.
1. Прочитать текст на с.84-93 учебника
2. Выполнить задания 2, 3, 7 на стр. 43, 45, 46 рабочей тетради. Сообщение