Презентация по теме Проблемно-диалогическое обучение на уроках математики в начальной школе
Реализация проблемно-диалогического обучения на уроках математики в начальной школе Проблемно - диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем, постановки и решения проблемной ситуации. ППроблемно-диалогическое обучение включает 2 этапа:1. Постановка проблемы.2. Поиск решения проблемы. Методы, используемые при постановке проблемыПобуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по настоящему творчески. Подводящий диалог представляет систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово ведут класс к формулированию темы урока. Проблемные ситуации «с удивлением» Приём 1. Учитель одновременно предлагает классу противоречивые факты, решения.Приём 2. Сталкивает разные мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.Приём 3. учитель вопросом или практическим заданием на «ошибку» обнажает житейские представления учащихся, а затем предъявляет сообщением,наглядностью научный факт. Проблемные ситуации «с затруднением»Приём 4. Учитель даёт задание, не выполнимое вообще.Приём 5. Даёт задание, не сходное с предыдущим.Приём 6. Учитель сначала даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Ученики выполняют , применяя уже имеющиеся знания. Затем учитель доказывает, что задание ученики всё-таки не выполнили. Приём 2.столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.1 класс тема «Перестановка слагаемых»На устном счёте решаются задачи . Решение последней задачи прошу назвать или записать в тетрадь.Дети называют решения : 6+2, 2+6.Решения получились разные?Опять разные мнения .Прочитаем решения по разному: (к 6+2 получится 8; к 2 +6 получится 8).Ответы получились разные или одинаковые?Одинаковые .Но что произошло?Слагаемые(числа) поменялись местами.Можно ли так поступать в математике? Приём 4.Учитель даёт задание, не выполнимое вообще.1класс. Тема: Задачи и загадкиНа устном счёте решаются задачи. Последней читается загадка.(лучше без чисел) У детей возникает затруднениеЧто случилось? Почему не решили?Это не задача.Докажите.Нет чисел (условия), нет вопроса (требования).Что же это такое?Обязательно прозвучит слово загадка.Чему же будем учиться на уроке?Отличать задачу от загадки. 3 класс. Тема «Задачи с недостающими данными»На устном счёте даётся несколько задач. Ученики справляются с ними. Последней даю задачу с недостающими данными ( невыполнимое задание, испытывают затруднение).Что случилось? Почему не решили?Не можем решить , не хватает в условии чисел (данных).Какими задачами будем заниматься сегодня?Задачами, в которых не хватает данных. Приём 51 класс. Тема «Поразрядное сложение единиц»На доске записаны числа: 2,3,4, 11, 13.Что это за числа?Однозначные, двузначные.Выпишите в столбик однозначные числа и прибавьте к ним 5 (справляются легко).Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже прибавьте к ним 5(испытывают затруднение).Вы смогли выполнить задание?Нет.Почему не получилось?Чем это задание отличается от предыдущего?(побуждение к осознанию противоречия).Чему будем учиться на уроке? Складывать двузначные и однозначные числа. Приём 6(самый сложный, так как выполняется в 2 шага)3класс. Тема «Какая площадь больше?»На доске две фигуры: круг и квадрат.Сравните площади данных фигур(легко справляются с заданием). Каким способом пользовались? (на глаз)Далее шаг 1 .На доске показываю два примерно одинаковых по площади прямоугольника. Сравните фигуры (практическое задание , сходное с предыдущим).Они одинаковые.Каким способом сравнивали?На глаз. Можете ли вы утверждать , что это точный способ?Нет.Тогда можно ли утверждать, что эти фигуры равны?Нет.Шаг 2. Осознают, что задание не выполнено, возникает затруднение. Что вы хотели сделать?Сравнить площади фигур.Какой способ применили?На глаз.Удалось выполнить задание?Выполнили, но не можем утверждать что верно.Чем будем заниматься на уроке?(побуждение к формулированию проблемы). Сравнивать площади фигур другим способом.Тема «Сравнение площадей» или какая площадь больше. Пример подводящего к теме диалога 3 класс. Тема «Умножение многозначного числа на однозначное»На доске записаны 2 столбика выражений: 70*4 50*9 80*6 30*5147* 3123* 4Найдите значения в 1столбике.Находят .А теперь посмотрите на второй столбик . Чем этот столбик похож на предыдущий? Второй множитель – однозначное число.А чем отличаются выражения в столбиках?В первом столбике первый множитель- круглое двузначное число, а во втором - трёхзначное , не круглое.А как ещё можно назвать трёхзначное число?Многозначное.Можем ли мы найти значение выражений во втором столбике?Нет, не умеем умножать многозначное число на однозначное.Чему будем учиться на уроке?Умножать многозначное число на однозначное. Данная технология является: здоровьесберегающей, так как обеспечивает адекватную нагрузку на каждого ребёнка, создаёт доброжелательную атмосферу между участниками учебного процесса;носит общепедагогический характер, потому что реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Метапредметные результаты, достигнутые при помощи проблемного диалогаРегулятивные – умение решать проблемы.Коммуникативные – умение вести диалог.Познавательные – умение извлекать информацию, делать логические выводы.